Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 21:51, реферат
Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. Например, во время войны надо переориентировать большую часть ресурсов на производство военной продукции, что требует значительных государственных расходов, как требует их и содержание армии. Имеется три варианта финансирования: увеличение налогов, выпуск денег и дефицитное финансирование. Рост налогообложения приводит в подрыву трудовых стимулов, выпуск денег создает инфляционное давление, следовательно большая часть военных расходов финансируется за счет продажи обязательств населению. Другой источник государственного долга - это спады. В периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.
1. Введение
2. Государственный долг
3. Состояние внутреннего государственного долга
3.1. Реструктуризация государственного долга
3.2. Государственные и муниципальные гарантии
4. Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации.
5. Заключение
6. Список использованной литературы
1. Введение
2. Государственный долг
3. Состояние внутреннего государственного долга
3.1.
Реструктуризация
3.2. Государственные и муниципальные гарантии
4. Обслуживание
государственного внутреннего
5. Заключение
6. Список
использованной литературы
1. Современная фискальная политика признает использование бюджетных дефицитов для целей стабилизации экономики. А это может привести к образованию и росту государственного долга.
Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. Например, во время войны надо переориентировать большую часть ресурсов на производство военной продукции, что требует значительных государственных расходов, как требует их и содержание армии. Имеется три варианта финансирования: увеличение налогов, выпуск денег и дефицитное финансирование. Рост налогообложения приводит в подрыву трудовых стимулов, выпуск денег создает инфляционное давление, следовательно большая часть военных расходов финансируется за счет продажи обязательств населению. Другой источник государственного долга - это спады. В периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.
Еще один источник государственного долга - упомянутые выше политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и следовательно, увеличению бюджетного дефицита.
В определении размеров государственного долга существуют различные подходы. Наиболее реалистичным считается определение доли государственного долга к ВНП или к экспорту. Голая констатация абсолютных размеров долга игнорирует объем ВНП. Можно утверждать, что богатая нация имеет большую возможность выдерживать государственный долг значительных размеров по сравнению с бедной нацией.
Многие экономисты считают, что основная тяжесть долга состоит в необходимости ежегодно отчислять процентные платежи, возникающие как результат государственного долга. При достижении определенного уровня платежей по обслуживанию государственного долга по отношению к ВНП государство теряет возможность дальнейшего экономического роста. Особенно важно соотношение между иностранными и внутренними кредиторами правительства. Для России в настоящее время очень остро стоит вопрос о наращивании государственного долга, для рассмотрения этого вопроса необходимо выяснить общее экономическое положение России.
Общая сумма обязательств государства по выпущенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитам и процентам по ним, выданным государством гарантиям представляет собой государственный долг.
В зависимости от рынка размещения, валюты и других характеристик государственный долг делится на внешний и внутренний. К первому относятся кредиты иностранных государств; международных финансовых организаций; государственные займы, деноминированные в иностранной валюте и размещенные на зарубежных рынках. Ко второму относятся кредиты от национальных банков; государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещенные на национальном рынке. Он состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Внутренний государственный долг регулируется законом «О государственном долге Российской Федерации».
Управление
государственным долгом - это совокупность
мероприятий государства, направленных
на погашение долга; механизм формирования
и реализации одного из направлений финансовой
политики государства, связанного с его
деятельностью на внешних и внутренних
финансовых рынках в качестве заемщика,
кредитора или гаранта. К мероприятиям,
способствующим погашению государственного
долга, относятся: выплаты кредиторам;
погашение внешних и внутренних займов;
предоставление гарантий; изменение условий
выпущенных займов; определение условий
выпуска и размещения новых государственных
долговых обязательств и др. Выполнение
мероприятий зависит от принятия обоснованных
решений в процессе управления государственным
долгом, что базируется на анализе объема
и структуры долга, объективной оценке
его текущего состояния. Для оценки государственного
внешнего долга применяются показатели
соотношения суммы внешнего долга и объема
экспорта в денежном выражении, доли расходов
на погашение и обслуживание государственного
внешнего долга в экспортной выручке,
характеризующие уровень долгового бремени
для национальной экономики. Управление
государственным долгом представляет
собой непрерывный процесс, включающий
несколько этапов: привлечение финансовых
ресурсов путем размещения ценных бумаг,
погашение и обслуживание долговых обязательств.
Государственные долговые обязательства
погашаются за счет бюджетных доходов,
золотовалютных резервов страны, денежных
средств, полученных от продажи государственной
собственности, а также новых заимствований.
Методы управления государственным долгом
можно подразделить на административные
и финансовые. Административные методы
основаны на быстром и четком выполнении
отдельных распоряжений органов государственной
власти и управления; они не предусматривают
оценку экономической эффективности и
результатов действий по управлению государственным
долгом. Финансовые методы состоят в выборе
способов и форм обеспечения погашения
государственного долга с помощью анализа
финансовых показателей и нацелены на
максимизацию эффекта от привлекаемых
займов при минимальных издержках, связанных
с их погашением и обслуживанием. Наиболее
оптимальное сочетание административных
и финансовых методов обусловлено внутренним
и внешними экономическими и политическими
факторами. В условиях долгового кризиса,
когда государство испытывает трудности
с выполнением ранее взятых обязательств
по погашению и обслуживанию государственной
задолженности, используются: рефинансирование,
реструктуризация, конверсия займов, консолидация
займов, аннулирование и списание государственных
долгов. Управление государственным долгом
непосредственно влияет на экономический
рост, уровень инфляции, ссудного процента,
занятости, объема инвестиций в экономику
страны в целом и в реальный сектор экономики.
2. Проблема государственных заимствований - одна из острейших в российской экономике. Размер государственного долга имеет важное, но не определяющее значение. Одним из приоритетных вопросов является определение уровня влияния, которое он оказывает на состояние финансовой системы, денежного обращения и на функционирование экономики в целом.
Система государственных заимствований может играть как конструктивную, так и разрушительную роль в развитии экономики страны в связи с этим необходим механизм управления государственным долгом, представляющий собой комплекс мероприятий по регулированию состояния финансовой системы.
Основную массу денежных ресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. В условиях дестабилизации финансового состояния народного хозяйства, снижения государственных доходов государство вынужденно привлекать для покрытия своих расходов средства из других источников. Основной формой государственных заимствований является государственный кредит.
Государственный кредит представляет собой совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком выступает государство в лице его органов, а кредиторами — физические и юридические лица. В сфере международных отношений государство выступает одновременно и кредитором, и заемщиком.
Как один из видов кредита государственный кредит предоставляется на началах вероятности и платности; однако государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредитов.
Во-первых, аккумулируемые посредством государственного кредита дополнительные финансовые ресурсы не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а используются для покрытия бюджетных дефицитов.
Банковский кредит — это движение ссудного капитала, предоставляемого банками предприятиям и организациям для обеспечения непрерывности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности. Целью предоставления такого кредита служит получение прибыли в виде ссудного процента, поэтому кредитор заинтересован в эффективном использовании ссужаемых средств. Кроме того, производительное использование кредита гарантирует возврат заимствованных ресурсов. Таким образом, мобилизация временно свободных ресурсов кредитором в силу его экономических интересов носит производительный характер.
Во-вторых, при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения могут выступать какие-то конкретные материальные и финансовые ценности — товары (товарораспорядительные документы), ценные бумаги и др. При заимствовании средств государством обеспечением кредита является все имущество находящееся в его собственности.
Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Государственный долг — это сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты. Государственный долг делится на основной и текущий в зависимости от срока погашения. Основным государственным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течении данного периода. Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.
В современных условиях исполнительной власти для покрытия огромных государственных расходов не хватает налоговых поступлений, а денежная эмиссия ведет к инфляции. Отказ правительства от использования на эти цели кредитов Центрального банка РФ привел к тому, что их место заняли займы внутри страны и за рубежом. В результате резкого увеличения дефицита бюджета и растущих заимствований существенно возрос государственный долг России, как внутренний, так и внешний.
Значительные размеры государственного долга отражают кризисное состояние экономики России. Увеличение заимствований на финансовом рынке и у зарубежных кредиторов приводит к росту расходов на обслуживание и погашение государственного долга и уменьшению государственных расходов по другим направлениям.
Такие масштабы государственного долга требуют и соответствующего управления им. Одним из методов регулирования является утверждение законодательной властью его верхних пределов. Федеральным законом « О федеральном бюджете на 2000 год» установлен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2001г.: по долговым обязательствам — в сумме 593,2 млрд. руб., по целевым долговым обязательствам — в сумме 30 млрд. руб. Этим же законом установлен и предельный размер государственных внешних заимствований РФ (несвязанных финансовых кредитов) на 2000г. в сумме до 9,0 млрд. долл. США.
Обслуживание государственного внутреннего долга возложено на Центральный банк РФ.
В федеральный долг не включаются долговые обязательства национально- государственных и административно- территориальных образований РФ, т.е. муниципальных займов, если они не гарантированы Правительством РФ. Ответственность по муниципальным займам несут органы, их выпустившие.
Государственный внутренний долг обеспечивается активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.
Выплата доходов по займам и их погашение являются одной из главных статей бюджетных расходов. В условиях. когда государственный долг достигает такого уровня, при котором страна не в состоянии своевременно выполнять свои долговые обязательства, правительство вынуждено прибегать к их пролонгации, т.е. удлинению сроков погашения, или конверсии - уменьшению размеров выплачиваемых процентов по займам.
Основная цель выпуска займов в сегодняшней России — это покрытие дефицита бюджета и рефинансирование предыдущих займов. Это означает, что на ту сумму задолженности, которая должна быть погашена в данном году, осуществляется выпуск новых займов. Рост государственных расходов влечет за собой увеличение займов и долга, поэтому государственный внутренний долг тесно связан с государственным бюджетом как фактом своего происхождения.
Ведущими методами финансирования государственного долга являются денежно- кредитная эмиссия и выпуск государственных займов.
Наиболее целесообразным является выпуск государственных ценных бумаг, но в этом случае перед государством возникает серьезнейшая задача, связанная с поиском оптимального сочетания видов государственных ценных бумаг по срокам обращения, уровням доходности и другим качествам. Даже в странах со стабильной экономикой используются различные подходы. Так, долгое время в США предпочтение отдавалось долгосрочным ценным бумагам; в Германии, Японии, Франции, Англии – среднесрочным. Доля краткосрочных ценных бумаг в этих странах незначительна.
Различают внешний и внутренний государственный долг.
Внешний государственный долг — это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится, на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг. Надо помнить также, что кредитор ставит обычно определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит.