Внутренний долг РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:21, доклад

Описание работы

Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются нерегулярно несмотря на принятие соответствующих законодательных актов.

Работа содержит 1 файл

Гос. Внутр. Долг.DOC

— 58.50 Кб (Скачать)


Государственный внутренний долг

 

Внутренние долговые обязательства  можно условно разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных  ценных бумаг, и нерыночные, возникшие  по итогам исполнения федерального бюджета  и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются нерегулярно несмотря на принятие соответствующих законодательных актов.

К рыночным инструментам можно отнести  государственные краткосрочные  облигации (ГКО), облигации федеральных  займов с переменным и постоянным купонами (ОФЗ), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации  внутреннего валютного займа ("вэбовки"), к нерыночным - векселя Министерства финансов, задолженность Центральному банку и пр.

В 1996 г. внутреннее финансирование дефицита федерального бюджета осуществлялось в основном путем выпуска ГКО.

В целях увеличения сроков заимствования  и уменьшения процентных ставок в июне 1995 г. в обращение были введены облигации федерального займа (ОФЗ). Технология размещения, обращения и погашения этих бумаг полностью совпадает с технологией выпуска ГКО, поэтому недостаток, присущий учету расходов по обслуживанию последних, в полной мере относится и к данному виду ценных бумаг. В соответствующей статье бюджета отражаются только сальдированные финансовые результаты: выручка от размещения ГКО - погашение ГКО + выручка от размещения ОФЗ - погашение ОФЗ - обслуживание ОФЗ.

Проблемы и противоречия

Остановлюсь на основных противоречиях и проблемах, с которыми сталкивается сегодня система государственных заимствований. Начать следует с особенностей, связанных с нынешним состоянием государственного внутреннего долга.

1. Дефицитный бюджет приводит к ускоренному росту государственного внутреннего долга: в течение 1996 г. - в два раза (с 190 трлн. до 380 трлн. руб.), в течение 1997 г. - в 1,8 раза ( до 690 трлн. руб.). При сохранении таких темпов роста к 2000 г. объем государственного внутреннего долга будет сопоставим с величиной ВВП.

2. На государственный долг списывается  все текущее бюджетное недофинансирование  за последние шесть лет, приобретающее  суррогатные формы. Это задолженность  предприятиям АПК, организациям, осуществляющим северный завоз, переоформленная в казначейские векселя, облигационный заем для погашения товарных обязательств и задолженности перед Центральным банком РФ, Пенсионным фондом и пр.

3. Центральный банк и Минфин  РФ сконцентрировали свои усилия  на узком "облигационном" сегменте финансового рынка. Управление долгом свелось к планированию объемов и периода обращения очередного выпуска ГКО-ОФЗ.

4. Отсутствует средне- и долгосрочное  планирование, в том числе при  подготовке проекта федерального  бюджета, состава и объема государственного долга, а также графиков его погашения. Без подобного прогноза, хотя бы на двух - трехгодичный период, невозможно проводить перспективный анализ ситуации.

5. Рынок российских государственных  ценных бумаг станет цивилизованным  только при увеличении числа инструментов и доли долгосрочных бумаг (со сроками обращения 5-30 лет).Управление государственными пассивами на первом этапе требует обеспечения единообразного подхода к отражению в бюджете операций с долговыми обязательствами государства.

6. Понятия внутреннего и внешнего  долга постепенно смыкаются. Этот  процесс ускоряется при использовании  такой формы заимствования, как  выпуск ценных бумаг, в том  числе номинированных в валюте. С одной стороны, наблюдается  массовый приток средств нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ (инструмента внутренних заимствований), с другой - происходит смешение понятий - "внутренний валютный долг", существующий в форме "вэбовок".

Рассмотрю основные проблемы, связанные  с нынешним состоянием государственного внешнего долга.

1. Принципиально разные  правовые и экономические подходы  практикуются в отношении внешнего  долга бывшего СССР, принятого на себя Российской Федерацией, и вновь возникающего долга Российской Федерации. Если правовой режим первого задан спецификой заключенных международных договоров, то использование особых экономических подходов и порядка отражения второго в бюджетной отчетности вряд ли оправданно.

2. Серьезная проблема, связанная с долгом бывшего  СССР, обусловлена той ролью, которую  исторически играл Внешэкономбанк  в расчетах с иностранными  кредиторами. Как показали проверки, проведенные Счетной палатой  РФ, Внешэкономбанк - агент правительства Российской Федерации по обслуживанию внешнего долга и управлению долговыми активами бывшего СССР и агент правительства по обслуживанию внутреннего валютного займа РФ в течение 1992-1996 гг. до сих пор функционирует вне пределов правового поля и крайне посредственно справляется с возложенными на него функциями. Статус Внешэкономбанка можно привести в соответствие со сложностью и значимостью решаемых им задач только путем внесения изменений в федеральное законодательство.

3. Операции правительства по размещению еврооблигаций, а также реализуемые Центральным банком РФ механизмы допуска нерезидентов на рынок внешних заимствований (ГКО-ОФЗ) еще не получили должной экономической и правовой оценки. Влияние данных кредитных потоков на платежный баланс России остается не изученным.

Необходимо отметить, что информация о мероприятиях, проводимых правительством и его агентами по урегулированию вопросов, связанных  с российскими внешними долгами  и активами, необоснованно закрывается  и практически недоступна даже для аудиторов Счетной палаты РФ. Это крайне затрудняет финансовый мониторинг, усложняет контроль за подобными операциями, стимулирует злоупотребления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура и  объем государственного внутреннего  долга (млрд. руб.)

Код

 

1.01.96

1.01.97

1.01.98

001

Целевой заем 1990 г.

650

2300

1000

002

Целевые вклады и чеки на автомобили

150

3000

2800

006

Дефицит республиканского бюджета, образовавшийся в 1991 г.

63

63

 

007

Государственный республиканский  внутренний заем 1991 г.

80

79

79

010

Внутренний долг ЦБ РФ, принятый от бывшего СССР

335

335

335

011

Государственный заем 1992 г.

322

55

70

012

Задолженность правительства РФ по кредитам, полученным от ЦБ РФ на покрытие бюджетного дефицита 1991 - 1994 гг., включая  задолженность по процентам

61025

59650

64811

013

государственные казначейские обязательства

7348

12

 

014

Золотые сертификаты

1000

   

016

Задолженность по АПК, переоформленная  в казначейский вексель

5040

4480

3920

017

Задолженность по централизованным кредитам и начисленным процентам организаций АПК и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера, переоформленная в казначейский вексель

25000

25000

25000

018

Государственные казначейские обязательства

65677

203600

266000

019

Государственные гарантии

9200

18000

80000

020

Задолженность по АО «КамАЗ», переоформленная  в векселя Минфина РФ

 

1745

 

021

Задолженность предприятий текстильной  промышленности Ивановской области  по неуплаченным процентам за пользование  централизованными кредитами

 

560

560

022

Задолженность по финансированию затрат на оформление мобилизационного резерва, переоформленная в вексель Минфина РФ

1941

2189

1993

023

Облигации федеральных займов

10913

33500

72000

024

Государственный сберегательный заем

3000

8000

12000

025

государственный внутренний заем РФ для погашения товарных обязательств

   

25000

026

ОФЗ с постоянным купонным доходом

 

10000

100000

027

Индексация вкладов

   

100000

028

Задолженность по техническим кредитам, предоставленным ЦБ РФ странам СНГ

   

2407

029

Задолженность Пенсионному Фонду по возмещению расходов по выплате госпенсий и пособий

5000

 

7799

030

Задолженность предприятий ТЭК  и других отраслей по предоставленным  коммерческими банками кредитам в 1993-1994 гг.

   

12000

 

Итого объем государственного внутреннего  долга

196745

372570

687776

 

Государственный внутренний валютный заем

35352

61777

69000


 


Информация о работе Внутренний долг РФ