Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:21, доклад
Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются нерегулярно несмотря на принятие соответствующих законодательных актов.
Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются нерегулярно несмотря на принятие соответствующих законодательных актов.
К рыночным инструментам можно отнести государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федеральных займов с переменным и постоянным купонами (ОФЗ), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации внутреннего валютного займа ("вэбовки"), к нерыночным - векселя Министерства финансов, задолженность Центральному банку и пр.
В 1996 г. внутреннее финансирование дефицита федерального бюджета осуществлялось в основном путем выпуска ГКО.
В целях увеличения сроков заимствования и уменьшения процентных ставок в июне 1995 г. в обращение были введены облигации федерального займа (ОФЗ). Технология размещения, обращения и погашения этих бумаг полностью совпадает с технологией выпуска ГКО, поэтому недостаток, присущий учету расходов по обслуживанию последних, в полной мере относится и к данному виду ценных бумаг. В соответствующей статье бюджета отражаются только сальдированные финансовые результаты: выручка от размещения ГКО - погашение ГКО + выручка от размещения ОФЗ - погашение ОФЗ - обслуживание ОФЗ.
Остановлюсь на основных противоречиях и проблемах, с которыми сталкивается сегодня система государственных заимствований. Начать следует с особенностей, связанных с нынешним состоянием государственного внутреннего долга.
1. Дефицитный бюджет приводит к ускоренному росту государственного внутреннего долга: в течение 1996 г. - в два раза (с 190 трлн. до 380 трлн. руб.), в течение 1997 г. - в 1,8 раза ( до 690 трлн. руб.). При сохранении таких темпов роста к 2000 г. объем государственного внутреннего долга будет сопоставим с величиной ВВП.
2. На государственный долг
3. Центральный банк и Минфин
РФ сконцентрировали свои
4. Отсутствует средне- и долгосрочное
планирование, в том числе при
подготовке проекта
5. Рынок российских
6. Понятия внутреннего и
Рассмотрю основные проблемы, связанные с нынешним состоянием государственного внешнего долга.
1. Принципиально разные
правовые и экономические
2. Серьезная проблема,
связанная с долгом бывшего
СССР, обусловлена той ролью,
3. Операции правительства по размещению еврооблигаций, а также реализуемые Центральным банком РФ механизмы допуска нерезидентов на рынок внешних заимствований (ГКО-ОФЗ) еще не получили должной экономической и правовой оценки. Влияние данных кредитных потоков на платежный баланс России остается не изученным.
Необходимо отметить, что информация о мероприятиях, проводимых правительством и его агентами по урегулированию вопросов, связанных с российскими внешними долгами и активами, необоснованно закрывается и практически недоступна даже для аудиторов Счетной палаты РФ. Это крайне затрудняет финансовый мониторинг, усложняет контроль за подобными операциями, стимулирует злоупотребления.
Структура и объем государственного внутреннего долга (млрд. руб.)
Код |
1.01.96 |
1.01.97 |
1.01.98 | |
001 |
Целевой заем 1990 г. |
650 |
2300 |
1000 |
002 |
Целевые вклады и чеки на автомобили |
150 |
3000 |
2800 |
006 |
Дефицит республиканского бюджета, образовавшийся в 1991 г. |
63 |
63 |
|
007 |
Государственный республиканский внутренний заем 1991 г. |
80 |
79 |
79 |
010 |
Внутренний долг ЦБ РФ, принятый от бывшего СССР |
335 |
335 |
335 |
011 |
Государственный заем 1992 г. |
322 |
55 |
70 |
012 |
Задолженность правительства РФ по кредитам, полученным от ЦБ РФ на покрытие бюджетного дефицита 1991 - 1994 гг., включая задолженность по процентам |
61025 |
59650 |
64811 |
013 |
государственные казначейские обязательства |
7348 |
12 |
|
014 |
Золотые сертификаты |
1000 |
||
016 |
Задолженность по АПК, переоформленная в казначейский вексель |
5040 |
4480 |
3920 |
017 |
Задолженность по централизованным кредитам и начисленным процентам организаций АПК и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера, переоформленная в казначейский вексель |
25000 |
25000 |
25000 |
018 |
Государственные казначейские обязательства |
65677 |
203600 |
266000 |
019 |
Государственные гарантии |
9200 |
18000 |
80000 |
020 |
Задолженность по АО «КамАЗ», переоформленная в векселя Минфина РФ |
1745 |
||
021 |
Задолженность предприятий текстильной промышленности Ивановской области по неуплаченным процентам за пользование централизованными кредитами |
560 |
560 | |
022 |
Задолженность по финансированию затрат на оформление мобилизационного резерва, переоформленная в вексель Минфина РФ |
1941 |
2189 |
1993 |
023 |
Облигации федеральных займов |
10913 |
33500 |
72000 |
024 |
Государственный сберегательный заем |
3000 |
8000 |
12000 |
025 |
государственный внутренний заем РФ для погашения товарных обязательств |
25000 | ||
026 |
ОФЗ с постоянным купонным доходом |
10000 |
100000 | |
027 |
Индексация вкладов |
100000 | ||
028 |
Задолженность по техническим кредитам, предоставленным ЦБ РФ странам СНГ |
2407 | ||
029 |
Задолженность Пенсионному Фонду по возмещению расходов по выплате госпенсий и пособий |
5000 |
7799 | |
030 |
Задолженность предприятий ТЭК и других отраслей по предоставленным коммерческими банками кредитам в 1993-1994 гг. |
12000 | ||
Итого объем государственного внутреннего долга |
196745 |
372570 |
687776 | |
Государственный внутренний валютный заем |
35352 |
61777 |
69000 |