Внешняя торговля России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 17:41, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – отразить товарную и географическую структуру внешней торговли России. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
отразить понятие и значение внешней торговли России;
выявить товарную и географическую структуру внешней торговли;
проанализировать динамику внешней торговли России.

Содержание

Введение 3
1.1. Внешняя торговля России: сущность и значение 4
1.2. Товарная и географическая структура внешней торговли 5
Заключение 12
Список литературы 13
Приложения 14

Работа содержит 1 файл

Внешняя торговля России.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

    Внешняя торговля определяет динамику многих макроэкономических параметров, усиливая роль внешнеэкономической составляющей в развитии экономики страны.

    Объемы  и товарная структура внешней  торговли России на разных этапах были результатом выполнения задач, которые  ставились внешнеторговой политикой. На разных этапах исторического развития Россия сотрудничала с разными странами, поэтому исследование динамики и структуры внешней торговли в исторической и экономической перспективе является актуальной темой для работы.

    Цель  работы – отразить товарную и географическую структуру внешней торговли России. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • отразить понятие и значение внешней торговли России;
  • выявить товарную и географическую структуру внешней торговли;
  • проанализировать динамику внешней торговли России.

    Для написания работы использовались учебные  пособия по внешней торговли России и мировой экономике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1. Внешняя торговля  России: сущность  и значение

    Внешняя торговля – торговля между странами, состоящая из экспорта и импорта товаров и услуг. Осуществляется преимущественно через коммерческие сделки, оформляемые внешнеторговыми контрактами. Внешняя торговля страны регулируется государством. Для этого используются такие средства, как таможенный тариф, лицензирование, контингентирование и др. нетарифные ограничения, а также прямое и косвенное субсидирование экспорта и др. средства.

    Вместе  с тем участие в ней ведет  к интенсификации воспроизводственного процесса в национальных хозяйствах по ряду направлений: усиливается специализация, создается возможность организации  массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новых техники и технологий.

    Одновременно  с этим увеличение внешнеторгового  обмена, возрастание роли экспорта и импорта в национальных экономиках способствуют синхронизации экономического цикла в мировом хозяйстве1. Взаимосвязь и взаимозависимость страновых хозяйственных комплексов усиливаются настолько, что нарушения в функционировании экономики какого–либо крупного участника мирового рынка неизбежно влекут за собой международные последствия, включая распространение кризисных явлений на другие страны.

    Таким образом, место международной торговли в системе международных экономических  отношений определяется тем, что, во–первых, через нее реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей – вывоза капитала, производственной кооперации, научно–технического сотрудничества. Во–вторых, развитие международной торговли товарами, в конечном счете, определяет динамику международного обмена услугами. В–третьих, рост и углубление межрегиональных и межгосударственных взаимосвязей выступают важной предпосылкой международной экономической интеграции. В–четвертых, тем самым международная торговля способствует дальнейшему углублению международного разделения труда и интернационализации хозяйственных связей.

    Формы международной торговли можно систематизировать  по трем направлениям. Критериями определения  форм является регулирование, предмет  торговли, взаимодействие субъектов  международной торговли.

    Ознакомиться  с классификацией форм международной торговли можно на рис. 1.12.

    

    Рис. 1.1. Классификация форм международной торговли

1.2. Товарная и географическая  структура внешней  торговли

    Географическая  структура внешней торговли представляет собой систему распределения товарных потоков между отдельными странами, группами стран, формируемыми по территориальному либо по организационному признаку. При рассмотрении географической структуры внешней торговли России необходимо выделить два основных направления: страны СНГ (ближнее зарубежье) и остальные (дальнее зарубежье).

    В целом динамика и географическая структура внешней торговли России за период 2006–2009 г.г. выглядит следующим образом (см. Приложение 1).

    В отношении торговли со странами СНГ  наблюдается постепенное падение  товарооборота, связанное, прежде всего  с нестабильностью экономической  обстановки, несбалансированностью  поставок в пользу России, нехваткой  валютных средств у стран–контрагентов. Удельный вес стран Содружества во всем товарообороте в 2009 году понизился до самого низкого за последние 4 года уровня, составив всего 13,8 %3.

    Состав  основных торговых партнеров России в 2009 году не изменился. Главными партнерами остаются страны ЕС. Однако их удельный вес во внешнем обороте за 4 года снизился на 4 % и в 2009 году составил 50,3 %.

    Традиционно главным партнером является Германия. Ее лидерство обусловлено высоким  качеством производимых и поставляемых товаров (автомобили, видео– и аудиотехника, бытовая электроника, косметика, парфюмерия, мебель, одежда, обувь) при сравнительно низких оптовых ценах, территориальной близости. Немаловажными являются также установившиеся традиционные связи российских фирм, сохранившиеся с прежних времен, а также устойчивое положение немецкой марки.

    Другими важными и стабильными партнерами России остаются Великобритания, Финляндия, Италия, США, Япония, Китай.

    При этом наблюдается увеличение доли стран  АТЭС (Азиатско–Тихоокеанского экономического сотрудничества) в структуре внешней торговли РФ, с 2006 года их удельный вес увеличился на 3,6 %, составив в 2009 году 20,7 % в общем объеме.

    Необходимо  отметить, что в 2009 году объем внешней  торговли России снизился по сравнению  с 2008 годом более чем вдвое (на 53%, по данным Федеральной таможенной службы). В большей степени это связано с падением экспорта из России. Его сокращение существенно опередило падение импорта (47,4 % против 39,3%).

    Причины столь резкого сокращения внешней  торговли лежат на поверхности. Примерно 70% в структуре российского экспорта составляет топливно–энергетическая продукция, и при случившемся падении цен на нефть соответствующее сокращение экспорта вполне закономерно. Сокращение экспорта топливно–энергетических товаров было максимальным и составило 51%. Между тем, учитывая довольно сдержанные прогнозы цен на нефть, восстановление российского экспорта может оказаться длительным процессом. По сведениям Министерства экономического развития России, среднегодовая стоимость нефти марки Urals в 2009 году составила 41 долл. США за баррель, а в 2010 году её цена ожидается на уровне 50 долл. США за баррель4.

    Существующее  снижение объемов импорта, прежде всего, связано с реальным сокращением  объемов поставок из–за рубежа. После снижения курса рубля к ведущим валютам импортные товары стали для российских потребителей примерно в 1,5 раза дороже, что привело к соответствующему падению спроса на них5. Другой причиной падения импорта может быть снижение закупок машин, оборудования и другой техники – денег у компаний нет, и инвестиции падают практически по всем отраслям.

    Меньшее (по сравнению с экспортом) падение  импорта связано с тем, что  без некоторых товаров российские потребители просто не могут обойтись. Именно для продовольственных товаров падение импорта было минимальным – 19%. В отличие от компаний, население пока сохраняет платежеспособность. Хотя и здесь снижение было неравномерным6. Так, Россия сократила закупки импортного мяса на 26%, мяса птицы на 32%. Импорт овощей уменьшился почти на 20%. А абсолютным лидером по сокращению импорта стало подсолнечное масло – минус 79%.

    Среди импортных товаров наименее востребованными  оказались машины, оборудование и  транспортные средства, которые потеряли 54 % оборота. Продукция химической промышленности упала примерно на 30 %.

    По  мнению экспертов, в перспективе  Россию ждет обвал импорта, связанный  с ослаблением курса рубля. Кроме  того, по мнению экспертов, волна сокращения импорта до России дошла еще не в полной мере.

    В целом же товарная структура внешней торговли России в период с 2006 года по 2009 год со странами СНГ и дальнего зарубежья выглядит следующим образом (см. Приложения 2 и 3).

    Товарная  структура российской внешней торговли на протяжении многих лет практически  не меняется, как не меняется и перечень товаров, обеспечивающих наибольшую валютную выручку. В целом в структуру экспорта входит примерно 4 тыс. различных видов отечественной продукции. Однако список товаров, на которые приходятся все основные объемы поступающей валюты, включает не более десяти позиций, сюда входят, прежде всего, нефть, газ, лес, цветные металлы, алмазы.

    Структура товарного импорта из стран дальнего зарубежья в декабре 2009 года по сравнению  с декабрем 2008 года претерпела заметные изменения: при сокращении доли инвестиционного импорта в стоимостном выражении на 6,4% доля потребительского импорта (продовольствия и химии) выросла на 7,1%. Такая картина может отражать не столько сокращение цен на ввозимую в РФ продукцию, сколько, с одной стороны, сокращение инвестиционного спроса, вызванного стагнацией российской промышленности, а с другой – потерю конкурентоспособности российских производителей потребительских товаров. Согласно данным ФТС, лидерами восстановления импорта в декабре 2009 года стали продовольствие и сырье для его производства и химическая продукция, причем импорт по этим статьям увеличился даже в годовом выражении – соответственно на 0,6% и 9,8%. В то же время в декабре 2009 года по сравнению с декабрем 2008 года импорт машиностроительной продукции в стоимостном выражении сократился более чем на 26 %, текстиля и обуви – более чем на 20 %.

    В импорте продовольственных товаров  в годовом выражении лидерами роста стали закупки молочных продуктов (на 33,4%), овощей – на 11%, фруктов и орехов – на 5,3%, масла растительного – на 3,6%, табака – на 2,2%. При этом импорт сахара сократился на 29,5%, рыбы – на 9,6%, мяса и субпродуктов – на 6,2%, зерновых культур – на 4,7%, алкогольных и безалкогольных напитков – на 2,9%7. В группе товаров химической промышленности в декабре 2009 года по сравнению с декабрем 2008 года увеличились закупки продуктов органической и неорганической химии – на 40,2%, полимеров и каучука – на 14,1%, фармацевтической продукции – на 9,2%. В то время как поставки парфюмерно–косметических товаров уменьшились на 15,3%, мыла и моющих средств – на 5,5%.

    Экспорт России в январе–ноябре 2009 года составил 267,4 млрд.долларов США и по сравнению с январем–ноябрем 2008 года уменьшился на 39,1%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 225,9 млрд.долларов США (снижение на 39,5%), в страны СНГ – 41,5 млрд.долларов США (снижение на 37,0%).

    Основу  российского экспорта в январе–ноябре 2009 года в страны дальнего зарубежья составили топливно–энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 69,7% (в январе–ноябре 2008 года – 73,0%).

    В январе–ноябре 2009 года по сравнению с январем–ноябрем 2008 года стоимостной объем топливно–энергетических товаров сократился на 42,3%, а физический объем изменился незначительно. Среди товаров топливно–энергетического комплекса возросли физические объемы экспорта в страны дальнего зарубежья угля каменного на 15,8%, нефти – на 3,3%, нефтепродуктов – на 7,4%, в том числе: бензина автомобильного – на 8,3%, дизельного топлива – на 10,8%, мазута – на 6,1%. Физический объем экспорта российского газа природного снизился на 27,7%.

    В общем стоимостном объеме экспорта в страны дальнего зарубежья доля металлов и изделий из них в  январе–ноябре 2009 года составила 11,3%. Физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них снизились на 9,0%, в том числе: полуфабрикатов из железа и нелегированной стали – на 11,3%, чугуна – на 15,8%; возросли физические объемы экспорта проката плоского из железа и нелегированной стали – на 43,7%8. Физический объем поставок меди возрос в 2,6 раза, алюминия – на 3,4%, а никеля снизился на 4,1%.

    В товарной структуре экспорта доля продукции  химической промышленности в январе–ноябре 2009 года составила 5,6% (в январе–ноябре 2008 года – 5,8%). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года стоимостной объем этой продукции сократился на 41,1%. Физические объемы поставок товаров химической промышленности снизились практически по всем товарным группам ТН ВЭД.

Информация о работе Внешняя торговля России