Внешняя торговля России со странами с развитой рыночной экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 23:46, реферат

Описание работы

В соответствии с этим указом право на осуществление внешнеэкономической деятельности получили все субъекты хозяйственной деятельности, независимо от форм собственности, без специальной регистрации. Таким образом, в регулировании внешней торговли и внешнеэкономической деятельности в целом остается большое количество нерешенных проблем. Трудности и задачи внешнеэкономических связей тесно связаны с общим экономическим положением России. Тему моей курсовой работы я выбрал именно потому, что проблема равноправного, недискриминационного участия России в мировой торговле остается актуальной, несмотря на некоторые положительные сдвиги.

Содержание

Введение

1.1 Принципы равноправной международной торговли

1.2 Возможности экспортоориентированного развития

1.3 Приоритеты внутренней интеграции

1.4 Товарная структура

1.4.1 Экспорт и его динамика

1.4.2 Импорт и его динамика

1.5 Основные принципы торговой политики РФ

2.1 Россия – Германия

2.2 Россия – Великобритания

2.3 Россия – Италия

2.4 Россия – США

2.5 Россия – Франция

2.6 Россия – Япония

2.7 Россия – страны Бенилюкса

Заключение

Приложения

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Внешняя торговля России со странами с развитой рыночной экономикой.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

     В последнее время начинает казаться, что после длительного периода одиночного плавания на просторах мирового рынка российские экспортеры, наконец-то, почувствовали отеческую заботу государства о своей судьбе. Подобная забота, безусловно, вполне уместна и своевременна. Государство предприняло следующие важные шаги в поддержку экспортеров. Принципиальной вехой на этом пути стал Федеральный закон от 13 октября 1995 г. “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности” , шестая глава которого специально посвящена вопросам содействия развитию внешнеторговой деятельности и её стимулированию. 30 ноября Президент России подписал указ “О первоочередных мерах по поддержке экспортеров” , предусматривающий возможность их финансовой поддержки, в том числе с привлечением средств федерального бюджета. В развитие вышеупомянутого Указа было принято постановление Правительства Российской Федерации от 20 января 1996 г. “О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг” , конкретизировавшее основные направления государственной финансовой, налоговой и иной поддержки отечественных экспортеров. Наконец, Правительством России утверждена Федеральная программа развития экспорта, определяющая приоритеты в экспортной деятельности и ее перспективы вплоть до 2005 г., а также основные средства достижения поставленных целей.

     Первый (1996-1997 гг.) и второй (1998-2000 гг.) этапы  предусматривают не столько расширение экспорта, сколько поддержание его  устойчиво высоких объемов на основе оптимального использования  имеющихся конкурентных преимуществ  и мировой конъюнктуры, постепенного расширения ассортимента вывозимой продукции.

     Решающим  со всех точек зрения является третий этап (2001-2005 гг.) , в течение которого будет обеспечена диверсификация российского  экспорта, в том числе за счет широкого выхода на внешние рынки отечественных поставщиков готовой, в первую очередь наукоемкой, продукции. Доля последней в структуре экспорта страны предположительно достигнет 10-15% и приблизится к уровню промышленно развитых государств.

     Таким образом, у России, как у великой торгующей державы, ещё есть шанс. Однако для этого развитие промышленного экспорта необходимо рассматривать как задачу общенационального значения, что подразумевает включение в эту работу органов федеральной и местной власти, предпринимательских союзов и общественных организаций, непосредственно экспортеров. Общими усилиями Россия сумеет занять достойное место в международном разделении труда, способствуя тем самым прогрессу всего мирового хозяйства.

     1.4.2 Импорт и его динамика 

     За 1994 год объем импорта России составил 28,2 млрд. долларов, что на 5,2% выше уровня 1993 года. В его общем объеме на долю промышленно развитых стран приходилось 69% (в 1993 г. – 61%) . Основу импорта России составляли изделия машиностроения. В 1994 году закупки машин и оборудования возросли на 5,8% и составили 34% от общего объема импортных поставок, а стоимость ввезенного оборудования достигла 9,6 млрд. долларов. Существенно возросла доля продовольствия и сырья для его производства – 29,2% против 22,2% в 1993 году. Удельный вес импортируемых химических продуктов составлял 10,7% (в 1993 г. – 6,2%) , изделий легкой промышленности 6,8% (13,2%) , черных и цветных металлов и изделий из них 3,5% (то есть на уровне 1993 г.) .

     Определенное  влияние на сдерживание импорта  оказывали следующие факторы:

     – политика, направленная на сокращение расходов бюджета и отмена с 1 января 1994 года дотационных коэффициентов  на импортируемые товары, а также  льгот по уплате НДС и таможенных пошлин; – динамика курса рубля (ускорение  падения во второй половине 1994 года) ; – введение с 1 июля 1994 года нового импортного таможенного тарифа с повышенными ставками; – повышение акцизов на отдельные виды товаров.

     Приближение уровня внутренних цен к ценам  мирового рынка с учетом процесса инфляции и падения внутреннего производства приводит к резкому усилению конкуренции импортных товаров на отечественном рынке. В первом полугодии 1995 года по сравнению с тем же периодом 1994 года импорт товаров возрос на 16,8 %. В это время в структуре российского импорта на две товарные группы – машины и оборудование (33 %) и продовольствие (22 %) – приходилось 3/5 всего импорта. Во внешней торговле России важную роль играет импорт продовольствия и прежде всего мяса, мясопродуктов и консервов, на которые приходится свыше 5 % всего российского импорта, ввезенного в первом полугодии 1995 года, напитков алкогольных и безалкогольных - 2,8 %, сахара белого - 1,3 %, масла сливочного - 1,2 %, рыбы свежей и мороженной, филе рыб - 0,5 %. В сопоставимые периоды отмечен рост закупок этих продуктов питания.

     1.5 Основные принципы торговой политики  РФ 

     На  объемы, структуру и региональное распределение российского экспортно-импортного обмена заметное влияние оказали  меры государства по регулированию  внешней торговли. В целом его  основные направления отвечают задачам российской экономики и внешней торговли, проведению начатых реформ. Однако есть и негативные стороны – недоработанность многих аспектов нормативно-правовой базы, непоследовательность и поспешность в принятии отдельных решений. Но работа в этом направлении идет. Примером может служить изданный в 1995 году закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Отношения РФ с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров России. В целях интеграции экономики России в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и свободных экономических зонах со всеми вытекающими отсюда последствиями. В настоящее время торговая политика России осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (экспортные и импортные таможенные тарифы) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности. Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти. Экспорт и импорт осуществляются без количественных ограничений. Количественные ограничения вводятся в исключительных целях: 1) обеспечения национальной безопасности РФ; 2) выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке; 3) защиты внутреннего рынка РФ. В целях защиты национальных интересов действует система экспортного контроля. Существуют технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические стандарты и требования в отношении ввозимых товаров, контроль за их качеством. Предусматриваются защитные меры в отношении импорта товаров, наиболее яркое проявление которых мы видим в растущих импортных пошлинах. В настоящее время Правительство России уделяет большое внимание проекту Федеральной программы развития экспорта России, основной целью которой является увеличение стоимостного объема российского экспорта, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоёмких товаров, технологий. Механизм реализации программы предусматривает образование фонда развития высокотехнологического экспорта, пополняемого за счет получения бюджетных ссуд, формируемых путем отчислений от налога на добавленную стоимость и направляемых на кредитование экспортоориентированных проектов. Программа предполагает свести воедино и систематизировать меры содействия развитию машинотехнического экспорта. Программой предусмотрено умеренное бюджетное финансирование наиболее эффективных проектов развития экспортных производств. Среди других важных решений, касающихся стимулирования российских производителей экспортных товаров, необходимо также отметить проект постановления Правительства РФ “О создании системы кредитования производства экспортных товаров и страхования экспортных кредитов” .

     2.1 Россия – Германия 

     Регионально-географическая структура товарообмена России, его  количественные показатели в определенной мере зависят от внешнеэкономических  отношений с промышленно развитыми  странами. С 1972 г. ФРГ остается крупнейшим торговым партнером бывшего СССР, а теперь– России (это наглядно показано в Таблице4) . Давно замечено, что у стран, между которыми существуют многолетние, крупномасштабные и взаимовыгодные торгово-экономические связи, политические отношения, как правило, также отличаются стабильностью. к таким странам принадлежат Россия и Германия с их мощным экономическим потенциалом, взаимодополняемостью экономик, традиционностью деловых связей и географической близостью. Россия и Германия создали большое число совместных предприятий, в Москве работают около 800 представительств германских фирм, а на территории ФРГ находятся более 100 смешанных обществ (фирм) с российским участием, а также представительства многих государственных и коммерческих организаций России. Германия – это ведущий поставщик в Россию современных технологий и оборудования, товаров народного потребления, крупнейший кредитор. Ее лидерство обусловлено высоким качеством и разнообразием поставляемых товаров (автомобили и запчасти к ним, аудио- и видеотехника, бытовая электроника, косметика и парфюмерия, мебель, одежда и обувь, медицинская продукция, продовольствие и т.д.) при сравнительно низких оптовых ценах, территориальной близости, существенно удешевляющей поставку. В свою очередь Россия является для Германии одним из основных поставщиков энергоносителей и целого ряда товаров, необходимых немецкой экономике.

     Что касается непосредственно взаимной торговли, то доля Германии в экспорте и импорте России весьма существенна – 8,1% и 15,7% соответственно. В тоже время доля России в германском экспорте составляет 1,6%, а в импорте – 2,2%. Товарооборот между двумя странами имеет постоянную тенденцию к росту, в основном за счет укрепления экспортных позиций России. Товарооборот России с Германией составил в 1994 г. 23,9 млрд. немецких марок (+8,1%) , а импорт снизился до 10,8 млрд. немецких марок (-5,6%) (см. Таблицу 1) . Такое развитие привело к резкому изменению внешнеторгового сальдо в пользу России (+2,4 млрд немецких марок) . В 1995 г. сохранялась тенденция роста российского экспорта. Структура взаимного товарооборота на протяжении ряда лет остается без особых изменений. В российском экспорте преобладают сырьевые товары (около 60%) , основу которых составляют нефть (31%) и природный газ (25,1%) . В 1994 г. в Германию было поставлено 23 млн. т российской нефти на 4,08 млрд. немецких марок и 29,6 млрд. куб. м природного газа на 3,4 млрд. немецких марок. При этом увеличение поставок происходило на фоне снижения цен на германском рынке нефти и газа. За первое полугодие 1995 г. в Германию, по предварительным данным, поставлено 10,9 млн. т нефти на сумму 1,8 млрд. немецких марок и 16 млрд. куб. м газа на 1,7 млрд. немецких марок. Как известно, энергетическая программа правительства ФРГ ориентирована на изменение энергобаланса путем уменьшения использования угля, в первую очередь бурого, и сырой нефти для энергоснабжения и увеличения доли природного газа как в промышленности, так и в бытовом секторе, которая должна возрасти к 2000 г. с 18 до 20%. Увеличение импорта природного газа к 2000 г. (по оценке, до 100 млрд. куб. м) специалисты связывают с возможностью роста его поставок из России. Значительную долю в российском экспорте в ФРГ составляют полуфабрикаты (30%) , в частности цветные металлы (медь, алюминий, никель) , древесина и целлюлоза, удобрения, химтовары и др. Как положительный момент можно отметить рост поставок в Германию готовых изделий, их доля выросла с 8 до 11%. Машинно-техническая продукция пока остается незначительной статьей российского экспорта, хотя в 1994 г. отмечено некоторое увеличение ее доли (с 2 до 2,9%) . Основным препятствием для роста экспорта многих товаров на германский рынок остаются качество, ограниченность ассортимента, отсутствие изделий высокой технологии и недостатки дизайна. С другой стороны, этому мешает ужесточение норм и стандартов, особенно по безопасности и экологичности, принятых в ЕС.

     Ведущие позиции в структуре импорта из Германии занимают готовые товары (более 80%) , где основная доля приходится на машинно-техническую продукцию (более 60% от общего объема импорта) . Наибольшие объемы из этой номенклатуры составляют автомобили, электротехнические изделия, станки, вагоны, оборудование для машиностроения, металлургии, энергетики, легкой промышленности, агрокомплекса. В значительных объемах закупаются в Германии ткани, одежда, обувь, фармацевтические и косметические изделия, бытовая химия, искусственные материалы. Весомую долю в импорте (около 18%) занимает продовольствие, хотя его объемы несколько снизились. Доля сырья и полуфабрикатов в закупках в Германии незначительна. Таким образом, структура российско-германского товарооборота остается традиционной, что не способствует расширению взаимной торговли. В этой связи все более очевидно, что без поиска новых “ниш” на германском рынке российским участникам ВЭС не обойтись, как не обойтись без новых товаров, особенно высоких технологий, для продвижения на этот рынок. Есть уверенность, что укрепление политической стабильности в российском обществе и улучшение экономической ситуации изменят к лучшему перспективы для дальнейшего развития торгово-экономических связей с Германией.

     2.2 Россия – Великобритания 

     Рост торгового оборота между Россией и Великобританией в 1991 - 1994 годах с 2,8 млрд. до 5,8 млрд. долларов был связан прежде всего с высокими темпами увеличения российского экспорта. По величине товарооборота России с промышленно развитыми странами Великобритания в 1994 году вышла на второе место после Германии. В структуре российского экспорта в Великобританию преобладают сырьевые товары, увеличение поставок которых в 1994 году было достигнуто в основном за счет сырой нефти и нефтепродуктов, которые занимают 43,7 % всего российского экспорта в эту страну, а также алмазов (с 452 млн. долларов в 1993 году до 1271 млн. долларов в 1994 году) . Существенное увеличение российского экспорта в Великобританию в 1993 году по сравнению с 1992 годом произошло в основном за счет роста поставок цветных металлов и экспорта золота. Заметное место в экспорте России в Великобританию занимают древесина и изделия из нее, продукты неорганической химии, органические химические соединения, черные металлы. Однако снижается удельный вес машин и оборудования (с 4.1% в 1992 году до 1.8% в 1993 году и 0.9% в 1994 году) главным образом из-за резкого сокращения экспорта промышленных и лабораторных печей. Несколько уменьшились поставки в Великобританию легковых автомобилей, являющихся основной статьей в российском машинно-техническом экспорте в эту страну. Российский импорт из Великобритании по сравнению с 1991 годом, когда он составлял 724 млн. долл., сократился до 653 млн. долл. в 1993 году. В 1994 году произошло его увеличение до 893 млн. долларов. Увеличение числа российских участников двусторонней торговли, стремящихся к скорейшему получению прибыли, привело к существенному росту импорта быстро реализуемых потребительских товаров. Наибольший же удельный вес в импорте России в Великобританию в 1994 году занимали машины и оборудование (около 50% всего его объема) . В больших количествах Россия ввозила медикаменты, руды и концентраты алюминиевые, препараты для борьбы с сорняками и сельскохозяйственными вредителями, одежду, изделия из черных металлов. Заметно вырос в 1994 году импорт кондитерских изделий, а также напитков и табака. В перспективе Великобритания останется важным торговым партнером России. Различия в структуре внешней торговли двух стран, места, занимаемые ими в международном разделении труда, определяют дальнейший рост потенциала взаимного торгово-экономического сотрудничества.

     2.3 Россия – Италия 

     Италия  традиционно является одним из крупнейших деловых партнеров РФ. Основу экспорта России в Италию составляет природный  газ, поставляемый на основе долгосрочных соглашений с государственной группой “ЭНИ” (до 15 млрд. куб. м в год с 1992 года – примерно 35 % импорта Италией природного газа) . Срок действия соглашения по газу - до 2008 г. Другими крупными статьями российского экспорта в Италию являются нефть, нефтепродукты, лесные товары, продукция черной металлургии. Поставки машин и оборудования (станки, легковые автомобили) незначительны. Энергоносители традиционно играют главную роль в российском экспорте в Италию. Значительное уменьшение в последние годы вывоза из России нефти и нефтепродуктов вызвало существенное сокращение всего российского экспорта в Италию и объема взаимной торговли наших стран. В то же время произошли глубокие сдвиги в импорте России. Дело в том, что до 1992 года в итальянских поставках на российский рынок преобладала продукция машиностроения, в том числе комплексное оборудование для автомобильной, металлургической, химической и др. отраслей промышленности. Вследствие же сокращения инвестиций в России доля машиностроительной продукции из Италии в российском импорте падает. В то же время очень значительно в импорте России из Италии возрос удельный вес продовольственных товаров и обуви. Большой вклад в развитие двусторонних отношений в ближайшие годы должны внести рассматриваемые проекты, связанные с масштабным импортом оборудования и технологий из Италии в Россию на общую сумму в несколько миллиардов долларов. К ним относятся проект создания новых мощностей по производству автомобилей на базе ВАЗа, газоэнергетический проект, многочисленные проекты в области нефтяной и нефтехимической промышленности, проекты в области конверсии, телекоммуникаций, строительства и реконструкции предприятий легкой промышленности и многое другое.

     2.4 Россия – США 

     На  протяжении многих лет характер торгово-экономических связей с Соединенными Штатами определялся состоянием политических отношений. В настоящее время торгово-экономическое сотрудничество становится все более важным элементом российско-американских отношений и способствует их выведению на качественно новый уровень, позволяющий строить эти отношения на стабильной основе, на принципах равноправия и взаимного доверия. Российская Федерация придает большое значение расширению экономических связей с Соединенными Штатами, рассматривая их в качестве одного из наиболее важных и перспективных для России партнеров. Важным моментом является также тот факт, что развитие взаимовыгодных связей между Россией и США может способствовать успеху реформ и ускорению интеграции российской экономики в мировую хозяйственную систему. Коренным образом изменился в последние годы и подход США к вопросам сотрудничества с Россией. Очевидно, что причины такого изменения связаны не только с политическими, но и с экономическими факторами. Ведь российский рынок является весьма емким и перспективным для американского бизнеса, который, хорошо понимая это, уже активно его осваивает. Вследствие предпринятых обеими странами шагов по устранению наследия “холодной войны” произошло существенное улучшение условий для двусторонних торговых отношений. В 1993 году отмечался существенный рост экспорта в США – уже к декабрю этот показатель достиг 1,6 млрд. долларов и более чем вдвое превысил экспорт за 1992 год. Однако следует признать, что это не сопровождалось качественными изменениями в его структуре: основу по-прежнему составляли сырьевые товары и полуфабрикаты. В 1993 году наиболее заметно возросли поставки на американский рынок российской нефти и нефтепродуктов, алюминия, черных металлов. На них вместе с драгоценными металлами и химическими продуктами приходится более 80% экспорта в США. Изделия машиностроения, особенно высокотехнологичные, занимают незначительное место. Другим примечательным моментом является более чем двухкратное сокращение в 1993 г. российского импорта из США - за первые одиннадцать месяцев он снизился до 1,3 млрд. долларов против 2,9 млрд. долларов в 1992 году. Это было связано прежде всего с резким падением закупок зерна, которое в прежние годы, как правило, составляло не менее половины всех наших закупок в США. Для дальнейшего роста двусторонней торговли и сотрудничества подготовлена довольно основательная договорно-правовая база. Это соглашение о торговых отношениях с США, введенное в действие с середины 1992 года, предоставление режима наибольшего благоприятствования России, соглашение об устранении двойного налогообложения, о взаимной защите инвестиций. С октября 1993 года США распространили на нашу страну режим генеральной системы преференций, который позволяет беспошлинно ввозить на американский рынок товары более 4 тысяч наименований. Сейчас наша торговля с США увеличивается быстрее, чем внешняя торговля России в целом. В 1995 г. товарооборот между двумя странами возрос примерно на одну четверть по сравнению с предшествовавшим годом и достиг почти 7 млрд. долларов, а по сравнению с 1992 г. он вырос примерно в два раза. Особенно быстрыми темпами рос в этот период российский экспорт в США, хотя в истекшем году, как свидетельствует российская статистика, экспорт и импорт росли примерно одинаковыми темпами. Правда, основу нашего экспорта в США по-прежнему составляют сырьевые товары (более 90% поставок) . В импорте основное место принадлежит сельскохозяйственным товарам и продуктам их переработки, а также машинам и оборудованию. Начиная с 1994 г. баланс российско-американской торговли начал складываться с некоторым перевесом в пользу России. По данному поводу американская сторона уже начала проявлять беспокойство. В этой связи хотелось бы отметить, что в торговле с нашей страной дефицит у США появился впервые после нескольких десятилетий многократного превышения американских поставок. Понятно, что американская сторона обеспокоена большими размерами общего дефицита внешней торговли США, но “вклад” в него России совсем незначителен – менее 1%. В ходе дальнейшего развития российско-американских экономических отношений могут проявляться несовпадение интересов по отдельным вопросам и конкуренция в ряде областей. Но при наличии доброй воли проблемы такого рода можно преодолевать совместными усилиями, избегая неоправданной конфронтации. Накопленный за последние годы опыт взаимодействия – хорошее тому подтверждение. Можно с полным основанием утверждать, что деловое партнерство двух государств принимает все более устойчивый характер и имеет хорошие перспективы.

Информация о работе Внешняя торговля России со странами с развитой рыночной экономикой