Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:09, реферат
Цель данного реферата состоит в том, чтобы показать и понять значимость внешней торговли для России.
Для достижения поставленной цели сформулированы и решены следующие задачи:
- определены методологические аспекты внешней торговли:
- рассмотрены отношения России с Всемирной Торговой организации;
- проанализированы динамика и структура внешней торговли и, в частности, внешнеторгового баланса РФ.
Введение………………………………………………………………………………..3
1. Основные методологические аспекты внешней торговли……………………5
2. Особенности современного развития внешней торговли России. Динамика и структура внешней торговли………………………………………………………9
3. Внешнеторговый баланс РФ……………………………………………………..14
4. Географическая структура внешней торговли………………….17
4.1. Торговля России со странами Африки, Азии, Латинской Америки….18
5. Россия в ВТО: плюсы и минусы…………………………………………………20
6. Проект внешнеэкономической стратегии Российской Федерации до 2020 г………………………..……………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………………..29
Список использованной литературы……………………………………………..31
В
2008 г. Россия имела отрицательное
торговое сальдо с 24 странами, доля которых
в общем товарообороте России составила
32,9%. Самый значительный вклад в формирование
отрицательного сальдо России в торговле
внесли Китай (-13,6 млрд долл.), Япония (-8,1
млрд долл.), Корея (-2,7 млрд долл.), Бразилия
(-2,6 млрд долл.), Малайзия (-1,5 млрд долл.).
Товарооборот
с основными торговыми
Источник:
ФТС РФ. Рис. 2.
Географическая структура российской
внешней торговли
Рис.3. Основные торговые партнеры в 2008 г. (млн долл.)
4.1. Торговля России со странами Африки, Азии, Латинской Америки
Россия остро нуждается в новых рынках сбыта собственной промышленной продукции, прежде всего оборудования. В последнее время все более интенсивно развиваются наши торговые отношения со странами Африки. За последние годы Россия смогла вернуть свои позиции, в том числе и политические, в Эфиопии и Анголе, Ливии и Мозамбике, Алжире и Гвинее, Гане и Гвинее-Бисау. Причем особенно быстро растут поставки российских промышленных технологий, которые мало в чем уступают западным по качеству, но на треть, а то и наполовину дешевле.
В то же время российской текстильной и пищевой отраслям необходимы так называемые тропические и субтропические сырьевые компоненты. Для стимулирования их ввоза с середины 1990-х гг. Россия снизила или отменила импортные пошлины на эту продукцию в случае, если продукция поставляется странами-производителями. Такие льготы уже распространены почти на все государства Африки, в том числе и на крупных должников (Ливию, Эфиопию, Мозамбик, Анголу, Сомали, Гану).
России это выгодно, так как если сырье поставляют сами производители, оно дешевле на треть, а то и наполовину в сравнении с поставками западных фирм-посредников. Кроме того, многие должники СССР — России предлагают нам в счет полной или частичной оплаты долга долгосрочные концессии на производство некоторых видов промышленного и сельскохозяйственного сырья.
Активное внешнеторговое сотрудничество разворачивается у России со странами Азии: Индией, Китаем, Малайзией, Ираном и другими государствами. Здесь и многомиллиардные контракты на закупку pi модернизацию военной техники (в начале 2004 г. было подписано соглашение с Индией на 1,5 млрд долл. о поставке ей авианесущего крейсера «Адмирал Горшков»), систем ПВО, самолетов, строительство атомных электростанций, продукции легкой промышленности. Страны Юго-Восточной Азии в значительных масштабах продают в Россию радио и телевизионную аппаратуру, фотоаппараты, плееры и др. товары.[2,стр.106-107]
24
ноября завершились переговоры
между Российской Федерацией
и Евросоюзом о присоединении
нашей страны ко Всемирной
торговой организации (ВТО). Ряд
стран ЕС ставили до недавнего
времени препятствия ко
ВТО создана в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. На сегодняшний день в организации 158 участников.
Россия пытается стать членом ВТО уже более 17 лет – начиная с 1993 года. В то время как обычно переговоры и процедура присоединения к организации суммарно занимают пять-семь лет.
Вступление
нашей страны в организацию в
разные годы тормозили запретительные
пошлины на ввоз зарубежных продуктов
питания и автомобили, высокие
экспортные цены на сырье, прежде всего,
нефть и газ, высокий уровень
«пиратства», да и многие другие причины.
Последним барьером назывались высокие
экспортные пошлины на вывоз леса
из России, от которого, в частности,
во многом зависит национальная экономика
одного из активных участников ВТО - Финляндии.
Но после долгих переговоров Россия
пошла уступки и согласилась
разрешить разногласия в
Таким образом, Россия не имеет теперь препятствий к вступлению в ВТО. Месяцем раньше «добро» дали и американцы. Собственно, именно США в наибольшей степени тормозили процесс переговоров «Россия-ВТО». И сегодня Штаты намерены ликвидировать так называемую поправку Джексона-Вэника, принятую в 1974 году, которая ограничивала торговлю со странами социалистического блока, которая не была отменена, несмотря, что соцлагеря уже не существует 20 лет. В июне 2009 года главы правительств России, Казахстана и Белоруссии решили уведомить ВТО о вступлении в нее в качестве единой таможенной территории.
Но по итогам переговоров с представителями ВТО было принято решение отказаться этой идеи по причине слишком разной степени готовности стран Таможенного союза к вступлению в организацию. И это - правильное решение. Страна с неразвитой экономикой при вступлении в организацию обречена на крах.
Вступление в ВТО, безусловно - имиджевый шаг. Но ситуацию можно сравнить с участием в бою за звание чемпиона по боксу среди профессионалов. Каждый боксер мечтает о таком событии. Но, очевидно, что, если на бой с чемпионом выйдет новичок, он рискует не просто проиграть, а вполне себе, остаться инвалидом на всю оставшуюся жизнь. Так и с членством в ВТО.
Характерен пример Киргизии, которая вступила в организацию практически «в два счета», полагая, что терять ей нечего. Однако в итоге оказалась едва не «похороненной» вся экономика страны, что во многом и привело к двум революциям.
Иное дело Китай. Там готовились к вступлению более 15 лет, в течение которых чудовищными темпами наращивали экспорт, причем не сырьевой, как мы, а промышленный. Если в начале 90-х Китай заваливал мир своим дешевым ширпотребом, то сейчас он стал одним из мировых лидеров по экспорту высокотехнологичной продукции. И сегодня, завоевав твердые позиции на ведущих мировых рынках, КНР может себе позволить уступить долю внутреннего рынка, чтобы сохранить масштабы и интенсивность своей экспортной экспансии.
Таким образом, только хорошо, что переговоры о вступлении России в ВТО длились столь долго, руководство страны проявило себя в данном случае в высшей степени разумно и прагматично.
Впрочем, и сейчас Россию после вступления в ВТО ожидает немало проблем.
Во-первых,
сегодня на мировом рынке Россия
представлена главным образом сырьем.
Уровень отечественных
Во-вторых, защита прав на интеллектуальную собственность на практике обращена в пользу сильнейшего.
В-третьих, дело может закончиться полным вытеснением российского малого бизнеса из освоенных им секторов экономики. Отмена импортных пошлин, сокращение госсубсидий, допуск иностранных компаний к конкурсам на государственные закупки в конечном счете обернется ростом безработицы с ожидаемыми последствиями для небогатой части населения. В наибольшей степени это затронет интересы авиа- и автостроителей, производителей лекарств, мебели, текстиля, одежды, но главное - сельхозпроизводителей.
В-четвертых, интересы национальной безопасности требуют снижения зависимости от импорта высокотехнологичных товаров. Тем более нельзя допустить захвата иностранным капиталом ключевых позиций в стратегически важных сегментах российского рынка.
В-пятых, ВТО строит свою политику в смычке с Международным Валютным Фондом - известным лоббистом интересов США. Вливаясь в американскую систему расчетов, мы берем на себя не только радости свободного рынка, но и риски. Тот же мировой кризис, будь Россия в ВТО, ударил бы по стране во стократ ощутимее.
Но перечисленные минусы блекнут перед позитивными сторонами. В конце концов, побеждают только решительные.
Во-первых, принятый в цивилизованном мире инновационный путь экономического развития невозможен без приобщения к высоким технологиям. Их стандарты задает система ВТО, стимулируя, таким образом, не столько товарообмен, сколько технический прогресс.
Во-вторых, со вступлением в ВТО повышается инвестиционная привлекательность страны за счет введения в национальное законодательство общепринятых норм внешнеэкономического регулирования. И вместе с этим растет и уровень жизни, и зарплаты, и настроение граждан.
В-третьих, ВТО защищает права на интеллектуальную собственность, в частности, регулирует острую для России проблему «утечки мозгов».
В-четвертых открытие экономических границ размоет и границы политические. Мы сможем беспрепятственно кататься погулять, хоть в Прагу, хоть в Лос-Анджелес.
И,
наконец, без развития экспорта, наша
экономика так и будет
6. Проект внешнеэкономической стратегии Российской Федерации до 2020 г.
В Минэкономразвития России подготовлен проект внешнеэкономической стратегии Российской Федерации до 2020 г., определяющей ключевые приоритеты и параметры внешнеэкономической политики страны в увязке с долгосрочными целями и задачами ее внутренней политики.
Этот
документ базируется на положениях Концепции
долгосрочного социально-
Необходимость разработки этого документа обусловлена тем, что в настоящее время складывается качественно новая ситуация в сфере внешнеэкономических связей России, обусловленная как внешними, так и внутренними факторами. Внешние факторы проявляются прежде всего в усилении торгово-политического воздействия зарубежных государств на сферу международной торговли, требующего адекватного комплексного применения в России всего спектра внешнеэкономических инструментов. Внутренние причины связаны в первую очередь с необходимостью перехода страны к инновационной модели социально-экономического развития. Эти факторы в целом определяют необходимость подготовки и последующей реализации внешнеэкономической стратегии на долгосрочную перспективу.
В
настоящее время мировая
При благоприятном сценарии среднегодовые темпы прироста мирового ВВП за 2010-2015 гг. составят 4,0-4,2%, за 2016-2010 гг. - 2,7% по сравнению с 3,9% в 2001-2006 гг. и 3,3% в 1991-2000 гг. В то же время нынешний кризис мировой экономики может открыть долгий период замедленного развития, характеризующегося повышенной инфляцией и острыми конфликтами между новыми и старыми международными центрами сил, странами - экспортерами сырья и постиндустриальными экономиками .
Внешнеэкономическая политика является продолжением внутренней экономической и социальной политики государства, направленной на укрепление экономики и улучшение качества жизни населения. В документе определяются ключевые приоритеты, цели и параметры внешнеэкономической политики Российской Федерации с учетом долгосрочных целей и задач ее внутренней политики на этапе перехода к инновационному типу социально-экономического развития. При его разработке были учтены основные тенденции развития глобальной экономики и современное состояние внешнеэкономических связей России.
Информация о работе Внешняя торговля и особенности ее развития в России