Внешняя торговля и особенности ее развития в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:09, реферат

Описание работы

Цель данного реферата состоит в том, чтобы показать и понять значимость внешней торговли для России.
Для достижения поставленной цели сформулированы и решены следующие задачи:
- определены методологические аспекты внешней торговли:
- рассмотрены отношения России с Всемирной Торговой организации;
- проанализированы динамика и структура внешней торговли и, в частности, внешнеторгового баланса РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
1. Основные методологические аспекты внешней торговли……………………5
2. Особенности современного развития внешней торговли России. Динамика и структура внешней торговли………………………………………………………9
3. Внешнеторговый баланс РФ……………………………………………………..14
4. Географическая структура внешней торговли………………….17
4.1. Торговля России со странами Африки, Азии, Латинской Америки….18
5. Россия в ВТО: плюсы и минусы…………………………………………………20
6. Проект внешнеэкономической стратегии Российской Федерации до 2020 г………………………..……………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………………..29
Список использованной литературы……………………………………………..31

Работа содержит 1 файл

Внешняя торговля и особенности ее развития в России.docx

— 280.30 Кб (Скачать)
ign="justify">Доля  стран СНГ во внешнеторговом обороте  России сократилась с 15,2 до 14,5%. Основными  торговыми партнерами в этой группе являются Украина и Белоруссия - 5,4 и 4,7% соответственно. В целом товарооборот России со странами данной группы относительно 2007 г. увеличился на 29%, импорт - на 22,5%, экспорт - на 32,7% (рис. 69).

     В 2008 г. Россия имела отрицательное  торговое сальдо с 24 странами, доля которых в общем товарообороте России составила 32,9%. Самый значительный вклад в формирование отрицательного сальдо России в торговле внесли Китай (-13,6 млрд долл.), Япония (-8,1 млрд долл.), Корея (-2,7 млрд долл.), Бразилия (-2,6 млрд долл.), Малайзия (-1,5 млрд долл.). 

     Товарооборот  с основными торговыми партнерами России в странах дальнего зарубежья в 2008 г. составил: с Германией - 67,3 млрд долл. (127,2% к 2007 г.), с Нидерландами - 61,8 млрд (132,3%), с Китаем - 55,9 млрд (138,6%), с Италией - 52,9 млрд (146,7%), Турцией - 33,8 млрд (149,0%), Японией - 29,0 млрд (142,4%), Соединенными Штатами - 27,3 млрд (153,2%), Польшей - 27,2 млрд (151,8%), Соединенным Королевством - 22,5 млрд (134,8%), Финляндией - 22,4 млрд долл.(142,1%) (рис 70). [1,стр.325-327].

  Источник: ФТС РФ.    Рис. 2. Географическая структура российской внешней торговли 

      

      Рис.3. Основные торговые партнеры в 2008 г. (млн долл.)

4.1. Торговля России  со странами Африки, Азии, Латинской Америки

Россия  остро нуждается в новых рынках сбыта собственной промышленной продукции, прежде всего оборудования. В последнее время все более интенсивно развиваются наши торговые отношения со странами Африки. За последние годы Россия смогла вернуть свои позиции, в том числе и политические, в Эфиопии и Анголе, Ливии и Мозамбике, Алжире и Гвинее, Гане и Гвинее-Бисау. Причем особенно быстро растут поставки российских промышленных технологий, которые мало в чем уступают западным по качеству, но на треть, а то и наполовину дешевле.

     В то же время российской текстильной  и пищевой отраслям необходимы так  называемые тропические и субтропические сырьевые компоненты. Для стимулирования их ввоза с середины 1990-х гг. Россия снизила или отменила импортные пошлины на эту продукцию в случае, если продукция поставляется странами-производителями. Такие льготы уже распространены почти на все государства Африки, в том числе и на крупных должников (Ливию, Эфиопию, Мозамбик, Анголу, Сомали, Гану).

     России  это выгодно, так как если сырье  поставляют сами производители, оно  дешевле на треть, а то и наполовину в сравнении с поставками западных фирм-посредников. Кроме того, многие должники СССР — России предлагают нам в счет полной или частичной оплаты долга долгосрочные концессии на производство некоторых видов промышленного и сельскохозяйственного сырья.

Активное  внешнеторговое сотрудничество разворачивается  у России со странами Азии: Индией, Китаем, Малайзией, Ираном и другими государствами. Здесь и многомиллиардные контракты на закупку pi модернизацию военной техники (в начале 2004 г. было подписано соглашение с Индией на 1,5 млрд долл. о поставке ей авианесущего крейсера «Адмирал Горшков»), систем ПВО, самолетов, строительство атомных электростанций, продукции легкой промышленности. Страны Юго-Восточной Азии в значительных масштабах продают в Россию радио и телевизионную аппаратуру, фотоаппараты, плееры и др. товары.[2,стр.106-107]

5. Россия в ВТО: плюсы и минусы

      24 ноября завершились переговоры  между Российской Федерацией  и Евросоюзом о присоединении  нашей страны ко Всемирной  торговой организации (ВТО). Ряд  стран ЕС ставили до недавнего  времени препятствия ко вхождению  России в организацию. Но теперь  стороны пришли к согласию  и все барьеры сняты. 

      ВТО создана в 1995 году с целью либерализации  международной торговли и регулирования  торгово-политических отношений государств-членов. На сегодняшний день в организации 158 участников.

      Россия  пытается стать членом ВТО уже  более 17 лет – начиная с 1993 года. В то время как обычно переговоры и процедура присоединения к организации суммарно занимают пять-семь лет.

      Вступление  нашей страны в организацию в  разные годы тормозили запретительные пошлины на ввоз зарубежных продуктов  питания и автомобили, высокие  экспортные цены на сырье, прежде всего, нефть и газ, высокий уровень  «пиратства», да и многие другие причины. Последним барьером назывались высокие  экспортные пошлины на вывоз леса из России, от которого, в частности, во многом зависит национальная экономика  одного из активных участников ВТО - Финляндии. Но после долгих переговоров Россия пошла уступки и согласилась  разрешить разногласия в течение  года.

      Таким образом, Россия не имеет теперь препятствий  к вступлению в ВТО. Месяцем раньше «добро» дали и американцы. Собственно, именно США в наибольшей степени  тормозили процесс переговоров  «Россия-ВТО». И сегодня Штаты  намерены ликвидировать так называемую поправку Джексона-Вэника, принятую в 1974 году, которая ограничивала торговлю со странами социалистического блока, которая не была отменена, несмотря, что соцлагеря уже не существует 20 лет. В июне 2009 года главы правительств России, Казахстана и Белоруссии решили уведомить ВТО о вступлении в нее в качестве единой таможенной территории.

      Но  по итогам переговоров с представителями  ВТО было принято решение отказаться этой идеи по причине слишком разной степени готовности стран Таможенного  союза к вступлению в организацию. И это - правильное решение. Страна с  неразвитой экономикой при вступлении в организацию обречена на крах.

      Вступление  в ВТО, безусловно - имиджевый шаг. Но ситуацию можно сравнить с участием в бою за звание чемпиона по боксу  среди профессионалов. Каждый боксер мечтает о таком событии. Но, очевидно, что, если на бой с чемпионом выйдет новичок, он рискует не просто проиграть, а вполне себе, остаться инвалидом  на всю оставшуюся жизнь. Так и  с членством в ВТО.

      Характерен  пример Киргизии, которая вступила в организацию практически «в два счета», полагая, что терять ей нечего. Однако в итоге оказалась  едва не «похороненной» вся экономика  страны, что во многом и привело  к двум революциям.

      Иное  дело Китай. Там готовились к вступлению более 15 лет, в течение которых  чудовищными темпами наращивали экспорт, причем не сырьевой, как мы, а промышленный. Если в начале 90-х  Китай заваливал мир своим  дешевым ширпотребом, то сейчас он стал одним из мировых лидеров по экспорту высокотехнологичной продукции. И  сегодня, завоевав твердые позиции  на ведущих мировых рынках, КНР  может себе позволить уступить долю внутреннего рынка, чтобы сохранить  масштабы и интенсивность своей  экспортной экспансии.

      Таким образом, только хорошо, что переговоры о вступлении России в ВТО длились  столь долго, руководство страны проявило себя в данном случае в  высшей степени разумно и прагматично.

      Впрочем, и сейчас Россию после вступления в ВТО ожидает немало проблем.

      Во-первых, сегодня на мировом рынке Россия представлена главным образом сырьем. Уровень отечественных высокотехнологичных  продуктов - надо смотреть правде в  глаза - серьезно уступает, как западному, так и восточному. Иными словами, нам поставят то, что захотят и  сколько захотят, а мы - то, что  всегда. Впрочем, гражданам только в радость от того, что цены, допустим, на «Мак-буки» упадут в разы.

      Во-вторых, защита прав на интеллектуальную собственность  на практике обращена в пользу сильнейшего.

      В-третьих, дело может закончиться полным вытеснением  российского малого бизнеса из освоенных  им секторов экономики. Отмена импортных  пошлин, сокращение госсубсидий, допуск иностранных компаний к конкурсам  на государственные закупки в  конечном счете обернется ростом безработицы с ожидаемыми последствиями  для небогатой части населения. В наибольшей степени это затронет интересы авиа- и автостроителей, производителей лекарств, мебели, текстиля, одежды, но главное - сельхозпроизводителей.

      В-четвертых, интересы национальной безопасности требуют  снижения зависимости от импорта  высокотехнологичных товаров. Тем  более нельзя допустить захвата  иностранным капиталом ключевых позиций в стратегически важных сегментах российского рынка.

      В-пятых, ВТО строит свою политику в смычке с Международным Валютным Фондом - известным лоббистом интересов  США. Вливаясь в американскую систему  расчетов, мы берем на себя не только радости свободного рынка, но и риски. Тот же мировой кризис, будь Россия в ВТО, ударил бы по стране во стократ  ощутимее.

      Но  перечисленные минусы блекнут перед  позитивными сторонами. В конце  концов, побеждают только решительные.

      Во-первых, принятый в цивилизованном мире инновационный  путь экономического развития невозможен без приобщения к высоким технологиям. Их стандарты задает система ВТО, стимулируя, таким образом, не столько  товарообмен, сколько технический  прогресс.

      Во-вторых, со вступлением в ВТО повышается инвестиционная привлекательность  страны за счет введения в национальное законодательство общепринятых норм внешнеэкономического регулирования. И вместе с этим растет и уровень жизни, и зарплаты, и  настроение граждан.

      В-третьих, ВТО защищает права на интеллектуальную собственность, в частности, регулирует острую для России проблему «утечки  мозгов».

      В-четвертых  открытие экономических границ размоет  и границы политические. Мы сможем беспрепятственно кататься погулять, хоть в Прагу, хоть в Лос-Анджелес.

      И, наконец, без развития экспорта, наша экономика так и будет отсталой. Без здоровой конкуренции России никогда не выйти на мировой уровень. Если мы хотим производить оборудование не хуже чем в Японии и США, мы должны активно ориентироваться  на зарубежные рынки. Пример Китая здесь  наиболее подходит. [7] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Проект внешнеэкономической стратегии Российской Федерации до 2020 г.

     В Минэкономразвития России подготовлен  проект внешнеэкономической стратегии Российской Федерации до 2020 г., определяющей ключевые приоритеты и параметры внешнеэкономической политики страны в увязке с долгосрочными целями и задачами ее внутренней политики.

     Этот  документ базируется на положениях Концепции  долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. (далее - КДР-2020), «Основных направлений деятельности правительства Российской Федерации на период до 2012 года», Концепции внешней политики Российской Федерации, долгосрочных стратегий и программ развития отдельных отраслей и регионов, нормативных правовых актов и т.д.

     Необходимость разработки этого документа обусловлена  тем, что в настоящее время  складывается качественно новая  ситуация в сфере внешнеэкономических  связей России, обусловленная как  внешними, так и внутренними факторами. Внешние факторы проявляются прежде всего в усилении торгово-политического воздействия зарубежных государств на сферу международной торговли, требующего адекватного комплексного применения в России всего спектра внешнеэкономических инструментов. Внутренние причины связаны в первую очередь с необходимостью перехода страны к инновационной модели социально-экономического развития. Эти факторы в целом определяют необходимость подготовки и последующей реализации внешнеэкономической стратегии на долгосрочную перспективу.

     В настоящее время мировая экономика  испытывает воздействие глубокого  финансового кризиса. Наряду с большинством развитых экономик влияние кризиса ощущают и развивающиеся страны. В долгосрочной перспективе вероятно восстановление роста мировой экономики, но по сравнению с докризисным периодом ее динамика будет более подвержена циклическим колебаниям. 

     При благоприятном сценарии среднегодовые  темпы прироста мирового ВВП за 2010-2015 гг. составят 4,0-4,2%, за 2016-2010 гг. - 2,7% по сравнению  с 3,9% в 2001-2006 гг. и 3,3% в 1991-2000 гг. В то же время нынешний кризис мировой экономики  может открыть долгий период замедленного развития, характеризующегося повышенной инфляцией и острыми конфликтами между новыми и старыми международными центрами сил, странами - экспортерами сырья и постиндустриальными экономиками .

     Внешнеэкономическая политика является продолжением внутренней экономической и социальной политики государства, направленной на укрепление экономики и улучшение качества жизни населения. В документе определяются ключевые приоритеты, цели и параметры внешнеэкономической политики Российской Федерации с учетом долгосрочных целей и задач ее внутренней политики на этапе перехода к инновационному типу социально-экономического развития. При его разработке были учтены основные тенденции развития глобальной экономики и современное состояние внешнеэкономических связей России.

Информация о работе Внешняя торговля и особенности ее развития в России