Внешняя торговля - основная форма участия России в МРТ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 10:23, контрольная работа

Описание работы

Внешняя торговля имеет большое значение как для осуществления рыночных реформ в России, так и для формирования позиции нашей страны в международном разделении труда (МРТ), определении наиболее эффективных форм и направлений использования сравнительных преимуществ, имеющихся у страны.

Работа содержит 1 файл

2.docx

— 27.83 Кб (Скачать)

Внешняя торговля имеет большое значение как для осуществления рыночных реформ в России, так и для формирования позиции нашей страны в международном разделении труда (МРТ), определении наиболее эффективных форм и направлений использования сравнительных преимуществ, имеющихся у страны.

Изменения, произошедшие в 90-х годах во внутренней экономике  России, ее международных позициях за девяностые годы, носят кардинальный характер. Они не могли не отразиться на внешнеторговых связях страны в целом, а также на самих подходах к их формированию, механизм реализации.

В условиях отсутствия государственной монополии на внешнюю торговлю, резкого увеличения количества субъектов внешнеторговой деятельности, особенно важно обеспечить со стороны государства такое регулирование внешней торговли страны, чтобы, с одной стороны, существенно расширить каналы для перенесения во внутреннюю экономику методов и инструментов, способствующих ее быстрейшей реструктуризации, а, с другой стороны, эффективно использовать имеющиеся у страны сравнительные преимущества, создать новые возможности с тем, чтобы повысить эффективность участия ее в международной торговле (МТ) и международном разделении труда (МРТ).

Это требует новых  подходов к разработке концептуальных основ новой внешнеторговой стратегии, поиска конкретных путей ее реализации, включая формирование системы участия  России в международных экономических  организациях, и, в том числе, во Всемирной торговой организации (ВТО).

Российская экономика  за годы реформ во многом утратила конкурентоспособность не только на многих мировых, но и на внутреннем рынке страны. В комплексе причин, вызвавших такую ситуацию, не последнюю роль играет недостаточность теоретической обоснованности учета мирового опыта в этой сфере внешнеторговой политики. Поэтому, изучение мировой практики реализации сравнительных преимуществ, имеющихся у стран, адаптации их экономической политики, инструментов реализации к постоянно изменяющимся внутренним и внешним условиям, совершенствование навыков своевременной реакции на вызовы мирового рынка очень важно не только с теоретической, но и с практических точек зрения. Эффективность исследования названных проблем может быть в определенной мере достигнута на основе научного анализа внешнеторговой политики тех стран, которые достигли значительных успехов на пути использования имеющихся и формирования новых сравнительных преимуществ.

Используя этот опыт, внешнеэкономический комплекс России, на наш взгляд, мог бы обеспечить большую эффективность национального внешнеторгового механизма их совместимость с соответствующими механизмами других стран, а также с международными правилами и принципами, становясь их равноправным партнером. Формирование научно обоснованной внешнеторговой стратегии, выбор эффективных направлений и методов их реализации будут способствовать более эффективной интеграции России в мировое сообщество и ускорению темпов ее экономического роста.

Внешнюю торговлю, внешнеторговую политику, процесс ее формирования, механизмы и инструменты реализации, несомненно, являются одними из наиболее актуальных в отечественной экономической науке и деловой практике, особенно в условиях переходной экономики. Резкое падение объемов внешнеторгового оборота, ухудшение его товарной и географической структуры в 90-е годы подтвердили, что недостаточность внимания к внешнеторговой политике нанесла экономике России существенный ущерб. Очевидно, что учет мирового опыта помог бы избежать подобных последствий в будущем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие  выводы:

1. Степень вовлеченности  страны в международное разделение  труда оценивается не столько  растущим объемом внешнеторгового оборота, сколько показателем эффективности такого участия, с точки зрения интересов национальной экономики. Это означает, что страна включается в мировое хозяйство, международное разделение труда, международную торговлю на определенных принципах. Соблюдение этих принципов составляет одну из важнейших частей стратегии национального развития и должно находиться под контролем государства. Акцент на самопроизвольность развития и открытого рынка не имеет перспективы.

2. Мировой опыт  свидетельствует, что базисной  теорией для внешнеторговой политики современных государств является теория динамических сравнительных преимуществ, поскольку она позволяет принимать такие направления развития экономик, которые обеспечивают экономический рост как за счет имеющихся, так и формируемых сравнительных преимуществ страны. При этом она содержит значительно меньше опасности (рисков), свойственных только экспортоориентированной или импортозамещающей моделей.

3. При выборе  модели внешней торговли и внешнеторговой политики неизбежно возникает необходимость определения приоритетов общего экономического развития. Наиболее эффективные результаты дает модель Б. Балласа, которая позволяет на каждом конкретном этапе определить отрасли (подотрасли) производства, имеющие (утратившие) сравнительные преимущества. Критериями оценки могут служить темпы роста объемов их производства и экспортная квота каждой из них в сопоставлении с аналогичными показателями в национальной и мировой экономике. При использовании модифицированной модели Б. Баласса необходимо учитывать ряд принципов переноса сравнительных преимуществ страны на уровень отдельных отраслей; неизбежность уменьшения количества природных ресурсов; изменения отношения "капитал-труд" в зависимости от интенсивности экономического роста; влияние накопления капитала на технологическую оснащенность отраслей, производительность труда и себестоимость продукции.

4. В настоящее  время внешнеторговый комплекс России укрепляет ведущие позиции в российской экономике, став одним из стабильных и высокодоходных ее секторов. Внешнеэкономическая деятельность в определенной степени позволяет сокращать негативные последствия падения уровня производства, обеспечивать насыщение внутреннего рынка, стимулировать рыночные преобразования в стране. Однако она полностью подчинена решению текущих неотложных социально-экономических задач, а потому неизбежно сопровождается структурными и другими диспропорциями.

5. Тенденции в  развитии внешней торговли в  России не соответствуют мировым, как по общей динамике, так и по структуре товарооборота. За годы реформ внешняя торговля России сократилась в 1,5, а ее доля в мировом товарообороте - в 2,5 раза. Экспорт России становится все более монотоварным, сырьевым. Доля российских машин и оборудования в общем объеме мирового экспорта машинотехнической продукции не превышает 0,3%, а его стоимостные показатели в настоящее время многократно уступают аналогичным величинам многих стран. Это объективно повышает его зависимость от состояния общемировой конъюнктуры и ценовой ситуации на сырьевых рынках, усиливая экономическую уязвимость российской экономики.

Российский импорт по своей структуре может быть квалифицирован как нерациональный. Чрезмерная его открытость усилила импортную конкуренцию на внутреннем рынке, привела к разорению многих отраслей промышленности России. В основе негативного влияния импорта на отечественное производство лежат не столько его объемы, сколько концентрация на товарах, прямо конкурирующих с местной продукцией (в зарубежной терминологии - импорт, ведущий к возникновению невосполнимых издержек у принимающей страны).

За годы реформ во внешнеторговой деятельности России произошло существенное дистанцирование от бывших партнеров по СЭВ и стран СНГ. Это крайне опасная тенденция. В совокупности со сложившейся глубокой сырьевой зависимостью российского экспорта от мировой конъюнктуры, преобладание импорта из стран дальнего зарубежья исключает возможность быстрого и безболезненного приспособления отечественной экономики к меняющимся условиям мирового рынка и создает угрозу национальной безопасности страны.

ВТП России была направлена на разгосударствление и либерализацию торговли. В основном она сформирована и приведена в соответствие с международными нормами систем регулирования внешнеэкономических связей. Для ее реализации преимущественно используются рыночные регуляторы: таможенный тариф, курс рубля, налоги, внутренний валютный рынок и другие. В торгово-экономических отношениях с зарубежными странами устранен необоснованный, идеологизированный подход. Однако, ВТП в России проводилась стихийно, т.к. не опиралась на концепцию экономического развития страны и нанесла немалый вред экономике страны, интеграции ее в мировое хозяйство с учетом реальных потенциальных возможностей. Базисные регламенты ВТП носили недостаточно системный характер, не затрагивали ряда важных областей экономической и внешнеэкономической стратегии, не учитывали отрицательных внешних и внутренних факторов, под воздействием которых складывалась внешняя торговля. Чаще всего это касается экспорта нефти, металлов, машинотехнической продукции и импорта продовольствия. Это не позволило полностью их реализовать на практике и существенно снизило эффективность. Российское правительство нередко принимает решения, наносящие ущерб отечественным экспортерам и импортерам.

7. Стране необходима внешнеторговая стратегия, предусматривающая постепенность и реалистичность в постановке и решении задач, увязанных с тенденциями конъюнктурных колебаний мирового рынка, экономической политикой внутри страны, ее промышленной стратегией, а также взвешенный и конкретный подход к выработке практических мер по их реализации, с учетом сложившейся структуры сравнительных преимуществ, устранение (или хотя бы нивелирование) уже действующих, а также возможных негативных факторов; защиту экономических интересов внутреннего рынка и экономической безопасности страны.

В целях стабилизации российской экономики и повышения  деловой активности в стране, акценты  в развитии внешней торговли на перспективу  объективно смещаются от преимущественно  количественной, призванной любой ценой  поддерживать производство и наполнить бюджет, в качественную плоскость. На первый план выдвигаются структурные параметры развития внешней торговли.

Это означает, что  экспортная составляющая внешнеторговой стратегии должна формироваться  так, чтобы ее стратегические цели не ограничивались получением валюты для оплаты импорта и внешней задолженности или сбытом продукции, невостребуемой на внутреннем рынке. Экспорт должен быть устойчивым источником роста национального дохода, эффективным средством реализации и наращивания конкурентных преимуществ национальной экономики в международном обмене.

8. Наиболее приемлемой  моделью развития внешней торговли, нам представляется, дуальная. Ее суть заключается в одновременном развитии экспорта на базе использования естественных конкурентных преимуществ в природно-ресурсной сфере и высокого технологического потенциала оборонных и ряда других отраслей, с одной стороны, и развития импортозамещающего производства, с другой.

Принципиальным  условием реализации такой модели является эффективное взаимодействие топливно-сырьевого  и инновационного секторов. Первый сектор мобилизует финансовые ресурсы для обеспечения технологического прорыва в критически важных для России областях, тогда как второй - способствует формированию высокопроизводительной материально-технической базы добывающих отраслей и отраслей первичного передела продукции. И тот и другой не только используют имеющиеся сравнительные преимущества, но и активно их формируют, создавая предпосылки для последовательного снижения удельного веса в структуре экспорта доли сырья, а также для повышения экономической эффективности его использования в масштабах всего хозяйства. Экспортная компонента должна обеспечить:

- переход от  пассивной экспортной политики, состоящей в занятии свободных или малоэффективных рыночных ниш, к активному позиционированию отечественной экспортной продукции на перспективных растущих зарубежных рынках;

- создание условий  для более глубокой переработки природного сырья в целях извлечения дополнительных экспортных доходов;

- географическую диверсификацию российского топливно-сырьевого экспорта, в том числе преодоление чрезмерной зависимости от поставок энергоносителей в страны "Запада";

- повышение бюджетных доходов от экспорта топливно-сырьевых товаров путем избирательного и временного установления экспортных пошлин по наиболее доходным позициям;

- введение лицензирования вида деятельности по определенным группам сырьевым товаров, поставки которых в наибольшей степени децентрализованы и, соответственно, в меньшей степени поддаются государственному контролю;

- последовательное  повышение в экспорте доли высокотехнологичных товаров с высокой долей добавленной стоимости, обеспечивающей приток в страну инвестиционных ресурсов при обязательном рациональном их размещении, что облегчит решение многих внутренних и внешних проблем, включая проблему внешнего долга;

- своевременное  и полноценное подкрепление развитием  смежных, технологически сопряженных с ними отраслей экономики, что может быть обеспечено при использовании для обоснования соответствующих стратегий "кластерный" (в "портеровском" понимании) подход к организации конкурентоспособных взаимодополняющих структур, носящих межнациональный характер.

9. Реализация этих  и других направлений требует: 

- финансовой поддержки экспорта на основных, наиболее приоритетных проектах, с одновременным отлаживанием на них созданных механизмов. В первую очередь, речь идет о проектах в таких отраслях как авиастроение, космические технологии, судостроение, энергетическое машиностроение, включая оборудование для ядерной энергетики, военные технологии;

- обеспечения системы  государственных гарантий и страхования экспортных контрактов;

- активного использования  форм налогового поощрения экспортеров. В числе возможных мер - освобождение организаций-экспортеров от налога на добавленную стоимость в отношении авансовых платежей, получаемых ими в счет оплаты последующих экспортных поставок продукции с производственным циклом более шести месяцев; постепенного перехода, начиная с 2000 г., на уплату налога на добавленную стоимость по принципу "страны-назначения" по товарам, экспортируемым в страны ближнего зарубежья; снижения налога на прибыль в течение срока окупаемости инвестиционных проектов; уменьшения налогооблагаемой базы экспортеров на сумму расходов, связанных с рекламной деятельностью по продвижению товара на экспорт и др.; - обеспечить участие российских организаций, прежде всего ТНК, в сооружении промышленных объектов за рубежом и поставок комплектного оборудования на основе межправительственных соглашений с предоставлением кредитов. 10. Импортная компонента дуальной модели внешнеторговой стратегии -рационализация импорта на основе импортозамещения. Наиболее существенное направление импортной стратегии - осуществление селективного подхода к открытию национального рынка. Он должен опираться на продуманную структурно-инвестиционную политику, определяющую отраслевые и межотраслевые приоритеты, имеющие жизненно важное значение как для обеспечения экономической безопасности страны, так и для ее эффективной специализации в системе МРТ. Курс на либерализацию внешнеторговой деятельности следует гибко сочетать с выборочными протекционистскими мерами, содействующими реализации структурной политики.

Информация о работе Внешняя торговля - основная форма участия России в МРТ