Внешняя политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:34, статья

Описание работы

После провозглашения независимости Республика Беларусь вышла на международную арену в двух качествах: как новое независимое государство, возникшее в результате распада СССР, и как европейская страна, имеющая глубокие исторические традиции государственности.
Существовавшие на территории Беларуси Полоцкое, Туровское и другие княжества Древней Беларуси, ВКЛ, Русское и Жемойтское, БНР, БССР проводили активную внешнюю политику.
Изучение внешнеполитического опыта и традиций белорусских территориально-государственных образований свидетельствует о наличии последовательности и преемственности в их внешней политике. Среди таких внешнеполитических императивов уместно выделить следующие:

Работа содержит 1 файл

Внешняя политика Республики Беларусь.doc

— 42.50 Кб (Скачать)

Внешняя политика Республики Беларусь

После провозглашения независимости Республика Беларусь вышла на международную  арену в двух качествах: как новое  независимое государство, возникшее  в результате распада СССР, и как  европейская страна, имеющая глубокие исторические традиции государственности.

Существовавшие  на территории Беларуси Полоцкое, Туровское  и другие княжества Древней Беларуси, ВКЛ, Русское и Жемойтское, БНР, БССР проводили активную внешнюю политику.

Изучение  внешнеполитического опыта и  традиций белорусских территориально-государственных образований свидетельствует о наличии последовательности и преемственности в их внешней политике. Среди таких внешнеполитических императивов уместно выделить следующие:

  • жизненная необходимость сохранения суверенитета и независимости Беларуси;
  • обеспечение территориальной целостности страны, неприкосновенности ее границ, единства этнической территории проживания белорусов;
  • недопущение вмешательства иностранных государств и других внешних сил во внутренние дела белорусского государства;
  • достижение национального согласия по основополагающим вопросам развития государства и общества, обеспечение единства внутренней и внешней политики.

Судьба  белорусского народа во все времена  зависела от состояния межгосударственных отношений в Европе. Была ли Беларусь частью ВКЛ, Русского и Жемойтского, Речи Посполитой или Российской империи, любой конфликт приводил к гибели людей и разрушениям на белорусской земле. В этой связи сегодня Республика Беларусь рассматривает процесс сближения европейских государств как основу для формирования прочных партнерских отношений и с восточными, и с западными странами, необходимую предпосылку последовательного укрепления доверия, взаимопонимания и мира в регионе.

* * *

Принятие  Верховным Советом БССР 27 июля 1990 года Декларации о государственном суверенитете Беларуси, придание ей 27 августа 1991 года конституционного статуса, провозглашение экономической и политической независимости Беларуси открыли качественно новый период международной деятельности страны.

Реализовав  свое естественное право на независимость, Республика Беларусь приступила к строительству  суверенного государства, проведению самостоятельной внешней политики, направленной на укрепление независимости, включение в общеевропейские  процессы, активизацию сотрудничества с соседними странами и мировыми державами.

Реальное  становление белорусской внешней  политики, формирование ее основных системных  параметров по определению было непростым  процессом. Необходимо было найти оптимальные  формы участия в создании нового механизма взаимодействия на постсоветском пространстве. Восстановить разорванные связи, прагматично используя сохранившиеся. Выстроить политический фундамент контактов со странами Запада. Включиться в создание систем глобальной и региональной безопасности. Обеспечить продвижение собственных внешнеэкономических интересов, отстоять свою нишу в мировой экономической системе.

В свою очередь, формировать самостоятельный  международный курс Беларуси пришлось в предельно сложных и неоднозначных условиях. Внутренние системные преобразования в стране совпали с глобальным переделом мирового порядка конца XX века. Возникали и укреплялись новые центры влияния, множилось количество суверенных субъектов международных отношений. На рубеже XX-XXI вв. активизировалась трансформация системы факторов, определяющих силу того или иного государства: возросло значение финансовой мощи, оперативности коммуникаций, научного потенциала. В то же время, сохранили свою значимость «классические» военно-политические инструменты внешней политики.

Все эти  особенности современного мирового развития обрели принципиальное значение для Республики Беларусь, наложили серьезный отпечаток на ее внешнюю  политику, эффективность которой  во многом зависит от точности соотнесения  мировых политических и экономических тенденций с национальными целями и возможностями на международной арене.

Тем не менее, даже в этих, далеко не самых  благоприятных, условиях транспарентность и демократичность были и остаются политическими основами международной стратегии Республики Беларусь.

С формированием  белорусской государственности  были сформулированы основные внешнеполитические приоритеты государства:

  • укрепление суверенитета страны;
  • усиление многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами СНГ при углублении отношений с Россией;
  • развитие отношений со странами Запада, в том числе Центральной и Восточной Европы; создание благоприятных условий для сотрудничества с международными организациями.

Однако  главным вектором внешней политики стала Россия. В конце 90-х гг. перекос восточного вектора в ущерб западному оказался настолько сильным, что белорусский президент провозгласил курс на многовекторную внешнюю политику. В определенной степени это проявилось в активизации связей со странами Азии, Африки и Латинской Америки и вступлении страны в 1998 г. в Движение неприсоединения. В 1999 г. была также выдвинута концепция создания "пояса добрососедства" вокруг Беларуси. Однако улучшить отношения с Польшей и странами Балтии, как и нормализовать отношения с государствами Евросоюза, с США и Западом в целом не удалось.

Интересы  Беларуси в рамках СНГ заключаются  в создании полноценной зоны свободной  торговли. Это будет способствовать формированию в рамках СНГполноценной рыночной инфраструктуры, развитию в  будущем общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов.

Внешнеполитическим  приоритетом номер один в политике Беларуси провозглашен курс на политическую, экономическую и военную интеграцию с Россией. В 1995 г. был подписан белорусско-российский Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Этот основополагающий для отношений двух стран документ ставил эти отношения на международно-правовую основу и закреплял факт существования Беларуси и России как двух независимых и суверенных государств. В 1995 г. они создали Таможенный союз, к которому в 1996 г. присоединились Казахстан и Киргизия, в 1999 г. — Таджикистан. В декабре 1998 г. президенты А. Лукашенко и Б. Ельцин заявили в совместной декларации о намерении создать единое союзное государство и провести в 1999 г. референдумы в двух странах по этому вопросу.

В декабре 1999 г. президенты Беларуси и России подписали  в Москве Договор о создании Союзного государства, который вступил в  силу в январе 2000 г. Договор предусматривает дальнейшие совместные шаги двух государств по сближению и объединению их правовых, экономических, финансовых, таможенных и иных систем, формированию межгосударственных властных структур, что в итоге может привести к созданию Союзного государства. Обе страны делегируют ему часть своих полномочий, заявляя одновременно о том, что они сохраняют независимость и государственный суверенитет. Составной частью Договора является Программа мероприятий по развитию Союза Беларуси и России до 2005 г. Принята также Программа экономического сотрудничества двух стран на 1999—2008 гг.

Вместе  с тем интеграционная политика белорусского президента разворачивалась на фоне углубления социально-экономического и политического кризиса в  Беларуси, периодического обострения торговых и информационных войн между Беларусью и Россией. Форсированное белорусско-российское сближение подрывало аморфное СНГ и вызывало подозрения у соседей Беларуси. Внутри страны оно сопровождалось нарастающей критикой и противодействием со стороны широких общественных кругов и национально-демократических сил. С приходом к власти президента В. Путина Россия стала демонстрировать прагматический подход к интеграции и твердое желание отстаивать свои государственные интересы в развитии отношений с союзной Беларусью.

При, на первый взгляд, тесных дружеских отношениях с Россией, и близости с европейским  регионом Беларусь формирует свои внешнеполитические интересы.

Как это  не порадоксально звучит отношения  близких по духу народов, наметились противоречивые тенденции в интеграционных процессах между государствами. В настоящее время, в России внимание к Беларуси появляется небольшое. Как сообщают некоторые источники: "В основном интересы к белорусской стороне связаны с борьбой за контроль над интересующими Россию финансовыми и другими потоками из Беларуси". Сюда можно причислить таможенные вопросы, перекачку нефтересурсов, газа - т. е. те сферы, где проявляются интересы разных кругов. А вот никакой цельной политики Москвы в отношении Беларуси нет. Вместо нее есть сильные дергания. В России, пожалуй, нет человека, который бы воспринимал это все в комплексе, а разорванно. Нет человека, который бы собрал все потоки информации из Беларуси, проанализировал, чтобы определить, что будет через год, два и пять. Конечно, наслаиваются личные моменты взаимоотношений между президентами стран.

Что касается простых россиян, то информации у  них практически нет. Все находится  на уровне отрывочных факторов, что  покажут по телевизору, отдельные  эпизоды выступления Лукашенко. Как правило, это все без комментариев. Так что если постоянно не следить за печатной прессой, что случается среди россиян крайне редко, то информацию человек практически не получает.

Кому  выгодны такие отношения России и Беларуси в вашей стране? Практически всем политически группам выгодно, чтобы не было окончательного решения. На словах все за союз, за интеграцию, кроме разве только отдельных партий. Все клянутся в дружбе. Все понимают, что объединяться с Лукашенко не надо, но говорить об этом никто не собирается. Идея союза, в целом обозначена. Народ в той мере, в которой это интересует власть, ее поддерживает. Все остальное идет вяло, и никаких прорывов не ожидается. Такой подход, кстати, отвечает стилю работы Путина.

Итоги внешнеполитической деятельности Республики Беларусь представляют собой сочетание успехов и неудач, достижений и просчетов. С одной стороны, страна добилась всеобщего международного признания, доказала способность к независимому существованию в сообществе суверенных государств, урегулировала отношения с соседними государствами, содействовала своей политикой в области ядерного разоружения укреплению мировой стратегической стабильности.

С другой стороны, во второй половине десятилетия  накапливались трудности и проблемы, вызванные причинами субъективного порядка. Несбалансированность восточного и западного векторов белорусской внешней политики существенно влияет на государственность Беларуси и ее международные позиции. Ухудшение отношений с Западом, который (нравится это кому-то или нет) становится все более влиятельным и активным фактором на западной периферии постсоветского пространства, оказывает негативное воздействие на социально-экономическую ситуацию внутри Беларуси и ее международное положение. Нормализация отношений с ведущими государствами Запада и такими влиятельными международными организациями, как Европейский союз, Совет Европы, НАТО и МВФ, является приоритетом номер один для внешней политики Республики Беларусь. Как нам представляется, в решении этой задачи заинтересованы как правительственные круги, так и оппозиционные политические силы.

Опыт  развития Республики Беларусь второй половины 1990-х гг. доказывает неразрывность  внутренней и внешней политики белорусского государства, внутренних и внешних  факторов его функционирования. Это дает основания предполагать, что демократизация внутриполитической жизни будет вести к ослаблению внешнеполитической изоляции. С другой стороны, воздействие соседних государств и международного сообщества на правящий режим может и должно влиять на достижение национального согласия между оппозиционными силами и правительством.

Важнейшим фактором развития Беларуси была и  остается Россия. От того, как будут  развиваться отношения с восточной  соседкой, какие силы будут у власти в Москве, будет зависеть во многом и судьба белорусского государства.

Однако  решающей и определяющей силой развития Беларуси как государства и этнотерриториальной  общности остается белорусский народ  во всей совокупности его социальных и национальных структур. Его патриотическая и гражданская позиция определит сущность и направления исторической трансформации Беларуси, ее роль и место в международном сообществе в начале XXI в.

Информация о работе Внешняя политика Республики Беларусь