Внешний государственный долг: динамика и причины роста, основные кредиторы и взаимоотношения с ними

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотрение вопроса о возникновении и способах погашении внешнего государственного долга.
Задачами курсовой работы являются:
1. раскрытие экономической сущности государственного долга и его составляющих;
2. анализ современного состояния внешнего долга РФ;
3. оценка влияния государственного долга на экономику России.

Содержание

Введение
Глава 1. Государственный внешний долг РФ
1.1 Понятие государственного долга
1.2 История возникновения государственного внешнего долга РФ
Глава 2. Динамика государственного внешнего долга РФ
2.1 Структура государственного внешнего долга РФ
2.2 Основные кредиторы и взаимоотношения с ними
2.3 Стабилизационный фонд
Залючение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсач!!!!!.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

    • МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Федеральное государственное  образовательное  учреждение  высшего  пРофессионального  образования российский государственный аграрный университет – МСха имени К.А.       Тимирязева 
    (ФГОУ ВПО ргау - МСХА имени К.А. Тимирязева)

    Кафедра политической экономии 
     

      • КУРСОВАЯ  РАБОТА
        • по  теме: «Внешний государственный  долг: динамика и  причины роста, основные кредиторы и взаимоотношения  с ними»
         
         

        Выполнил: 

        Научный руководитель: 
         
         
         
         
         
         
         

        Москва,2010 год.

          Содержание: 

        Введение

        Глава 1.  Государственный  внешний долг РФ

          1.1 Понятие  государственного долга

          1.2 История  возникновения государственного  внешнего долга РФ

        Глава 2.  Динамика государственного внешнего долга РФ

          2.1 Структура  государственного внешнего долга  РФ

          2.2 Основные кредиторы и взаимоотношения с ними

          2.3 Стабилизационный фонд

        Залючение

        Список использованной литературы

        Введение

        В разных странах соотношение привлечённых и предоставленных средств неодинаково, однако практически везде, в том  числе и в России, сложилась экономическая система, во многом основанная на внешних заимствованиях.

              Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат.

              Цель данной курсовой работы – рассмотрение вопроса о возникновении и способах погашении внешнего государственного долга.

        Задачами  курсовой работы являются:

             1. раскрытие экономической сущности государственного долга и его     составляющих;

             2. анализ современного состояния  внешнего долга РФ;

                   3. оценка влияния государственного  долга на экономику России.

        Используемые  методы :

                 1. изучение нормативно-правовой  базы;

                 2. изучение монографических публикаций  и статей;

                 3. сравнительный метод;

                 4. аналитический метод.

        Объектом исследования является  внешний долг Российской Федерации.

        Предметом исследования является  сущность, динамика и влияние внешнего долга на экономику РФ.

                  В первой главе данной курсовой  работы описывается сущность,основные  элементы государственного долга,и  причины его возникновения.

        Внешний государственный долг - это составная часть государственного долга по внешним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-нерезидентами. Внешний долг включает в себя обязательства Правительства Российской Федерации в иностранной валюте.

        Внешняя задолженность России образовалась в результате многофакторного процесса, и представляет значительную проблему для национальной экономики. Причины взрывного роста российского внешнего долга следует искать, исходя из особенностей экономического развития страны за последние 20 лет. Отправной точкой следует считать концепцию "ускорения" экономического развития.она предполагала кардинальную модернизацию советской промышленности на основе закупки и внедрения западных технологий.

        Однако  валютные ресурсы, необходимые для реализации этого замысла, оказались недостаточными. Выход был найден в увеличении внешних заимствований.

        Во второй главе описывается анализ состояния  и динамика внешнего долга.

        По  своему происхождению государственный  внешний долг России делится на 2 части: долговые обязательства бывшего СССР перед иностранными правительствами, банками и компаниями и долговые обязательства собственно Российской Федерации, образовавшиеся в период после 1 января 1992 года.

        Основными кредиторами внешнего долга, как  правило, являются: другие государства; международные финансовые организации (такие как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.); частные фонды — нерезиденты.

        В общем  объеме долговых обязательств по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, основной объем долга составляют обязательства перед странами-членами Парижского клуба кредиторов. К обязательствам РФ перед Парижским клубом кредиторов относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованными правительственными страховыми организациями.

        Вывод: таким образом, государственный  внешний долг России является сложной  и многофакторной проблемой, решение которой, исходя из мирового опыта, требует значительных усилий. 

        1. Государственный  внешний долг РФ 

        1.1 Понятие государственного долга 

        Согласно п.1 статьи 97 Бюджетного Кодекса РФ в  понятие "государственный долг Российской Федерации" включены все виды не погашенных в течение прошлых лет и вновь возникших долговых (кредитных) обязательств РФ перед какими-либо кредиторами, в том числе обязательства РФ по предоставленным ею государственным гарантиям, выраженные в валюте РФ (в рублях). Кроме того, в понятие "государственный долг" также включается общая сумма процентов, начисленных на сумму задолженности РФ. При возникновении данного вида долгового обязательства должником в любом случае выступает РФ, интересы которой представляют уполномоченные государственные органы исполнительной власти.

        Основные формы  долговых обязательств РФ следующие:

        • кредитные соглашения и договора;
        • государственные ценные бумаги;
        • договора о предоставлении гарантий РФ, договоров поручителей РФ переоформленные долговые обязательства третьих лиц в госдолг РФ;
        • соглашения и договора РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств.

        Во временном  разрезе выделяются:

        • краткосрочные (до 1 года);
        • среднесрочные (до 5 лет);
        • долгосрочные (до 30 лет) обязательства. 1

        Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам, не профинансированным в срок.

        В настоящее  время государственный долг выдвинулся в центр экономических проблем  страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным.

        В общей постановке в проблеме государственного долга  можно выделить следующие основные аспекты:

        • структура и динамика государственного долга;
        • механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга;
        • влияние государственного долга на развитие экономики страны.

        Очевидно, что  государство может и должно брать  в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны  кредиторов как физических, так и юридических лиц. Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, имея в виду, что развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе государственных. Однако государственный долг может расти и в период упадка экономики, так как спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования возрастающего государственного долга, что мы и наблюдали в переходный период в экономике России.

        Государственный долг является характеристикой результативности всех совершенных государственных  кредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений  отражают состояние экономики и  финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. Однако для отражения реальной экономической ситуации чаще используют относительные величины, в частности, отношение государственного долга к объему ВВП.

           Структурно  госдолг складывается из двух частей: основной долг и непогашенный долг, включающий кроме основного еще и проценты на долговые суммы. К этому надо добавить, что госдолг - это не только  долг непосредственно самого государства, но еще и заимствования внебюджетных фондов всех уровней государственного управления.

           Что касается реальных заимствований РФ, то можно их классифицировать следующим  образом: рыночные долговые обязательства  в виде эмиссионных ЦБ, нерыночные обязательства, связанные с исполнением  федерального бюджета и выпущенные для финансирования образовавшейся задолженности.

           Основным  различием данных двух групп является, во-первых, то, что первые из них имеют  определенную программную форму, закладываются  в бюджетные проектировки на ряд  лет, а, во-вторых, связаны с необходимостью решения текущих оперативных бюджетных проблем.

           Число видов (статей) госдолга не является стабильным и имеет тенденцию к увеличению, в основном это происходит за счет нерыночных инструментов.

        Существует несколько  классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации. Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает разделение государственного долга на внутренний и внешний. .

        Внутренний  государственный  долг - это составная часть государственного долга по внутренним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-резидентами. Наличие внутреннего долга не является исключением в экономике, а скорее - правилом. Все экономически развитые страны, как правило, имеют значительный государственный внутренний долг.

        Внутренний государственный  долг рассматривается как "заем нации  сам себе" и не влияет на общие  размеры совокупного богатства  нации. Определенные отрицательные  последствия по его управлению перекрываются  положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развитие экономики страны.

        Внешний государственный  долг - это составная часть государственного долга по внешним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-нерезидентами. Внешний долг включает в себя обязательства Правительства Российской Федерации в иностранной валюте.2

        Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами которых увеличение государственного внешнего долга становится опасным. Масштабное привлечение займов может привести страну к зависимости от кредиторов. Для относительной характеристики величины государственного долга в мировой практике используются специальные показатели - относительные параметры внешнего долга. Они включают отношение долговых платежей (по погашению и обслуживанию долга) к экспорту товаров и услуг.

        По классификации  Международного банка реконструкции  и развития низким уровнем внешней  задолженности считается отношение  меньше 18%; умеренным - 18-30%.

        Другими показателями являются:

        • отношение валового внешнего долга к ВВП (менее 48% - низкая; 48-80% - умеренная задолженность);
        • отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 132% - низкая; 132-220% - умеренная);
        • отношение платежей вознаграждения к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 12% - низкая; 12-20% - умеренная).

        По сути, наличие  внешнего долга предполагает передачу части созданного

        продукта за пределы страны. Рост внешнего долга  снижает международный авторитет страны и подрывает доверие населения к политике ее правительства.

           Основными кредиторами внешнего долга, как  правило, являются: другие государства; международные финансовые организации (такие как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.); частные фонды — нерезиденты. 
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

        1.2 История возникновения государственного внешнего долга РФ

            Внешняя задолженность России  образовалась в результате многофакторного  процесса, и представляет значительную  проблему для национальной экономики.

        Причины взрывного  роста российского внешнего долга  следует искать, исходя из особенностей экономического развития страны за последние 20 лет. Отправной точкой следует  считать концепцию "ускорения" экономического развития, принятую как руководство к действию в 1985 году. Являясь, по сути, программой экономического реформирования планово-административной системы, она предполагала кардинальную модернизацию советской промышленности на основе закупки и внедрения западных технологий.

        Однако валютные ресурсы, необходимые для реализации этого замысла, оказались недостаточными. Связано это с внешними конъюнктурными факторами, вызвавшими очередное падение  цен на сырьевые товары (например, нефть  подешевела более чем в два  раза по сравнению с началом 80-х годов) - основной источник валютной выручки СССР. Выход был найден в увеличении внешних заимствований.

        Официальная советская  статистика не предоставляла сведений, касающихся долговых обязательств Советского Союза перед западными странами. Поэтому для изучения динамики внешнего долга СССР основными источниками служат данные, приводимые в публикациях мировых финансовых организаций. Так, по оценкам Банка Международных расчетов внешняя задолженность СССР на конец 1984 года составляла около 25 млрд. долл., а по состоянию на 1 января 1992 года общая сумма внешнего долга Советского Союза оценивалась уже в 105 млрд. долл. (Приложение, табл.1) 3.

        По состоянию  на начало 1995 года внешний долг Российской Федерации, принятый от бывшего СССР, составлял 108,6 млрд. долларов США, или 90,6% от общего объема государственного внешнего долга (с учетом пеней за просроченные выплаты, непогашенных процентов и долга перед физическими и юридическими лицами по замороженным валютным счетам во Внешэкономбанке СССР). Таким образом, можно отметить более чем четырехкратный рост внешнего долга за семилетний период.

        Оценить эффективность  вложения полученных средств довольно сложно по объективным причинам, главная  из которых - распад СССР в 1991 году, приведший  к разделу производственной базы Союза. Тем не менее очевидно, что не все средства были использованы на модернизацию производства. Часть из них пошла на закупку импортных потребительских товаров, другая часть - на обслуживание и погашение ранее привлеченных кредитов. Следовательно, советской экономике не удалось создать предпосылок для быстрого роста на основе западных промышленных технологий.

        Спорным моментом, вызывающим противоречивые оценки со стороны экономистов и официальных  властей, является наследование долга  СССР Россией. Вначале предполагалось, что бремя долга будет разделено поровну между суверенными государствами, образовавшимися после распада Советского Союза. Такой раздел основывался на историческом опыте и международном праве.

        При распаде  таких государств, как Османская и Австро-Венгерская империи в начале XX века, при послевоенном разделе Германии в 1945 году, в основу урегулирования проблемы внешних долгов был положен принцип относительного долевого деления задолженности.

        Правовой базой  служит Венская конвенция 1983 году "О правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов". Критерием выступают доли населения, ВВП и экспорта каждого из вновь образованных государств в бывшем едином государстве.

        Аналогичный подход был вначале использован и  в случае с советским долгом. Суммы  долгов и активов бывшего СССР были поделены пропорционально вкладу республик в ВВП СССР (причем прибалтийские  государства отказались нести бремя  внешней задолженности по политическим мотивам). Доля России составила около 61%, на втором месте по сумме долга оказалась Украина - около 16%.

        Однако, как показала практика, ни одно из молодых государств - правопреемников, кроме России, не оказалось в состоянии выполнить  взятые на себя обязательства. В результате политического давления со стороны западных стран - кредиторов был принят так называемый "нулевой вариант", согласно которому в течение 1992-1993 гг. бывшие республики СССР передали Российской Федерации не только все зарубежные активы, но и обязательства Советского Союза по внешним долгам.

        В итоге только за 1992-1993 гг., по данным платежного баланса, сумма выплаченных процентов  и просроченной задолженности составила  порядка 15 млрд. долл., что превысило  активное сальдо по экспорту товаров и услуг (около 14 млрд. долл. за тот же период)

        Таким образом, Россия стала плательщиком по долгам СССР, а в качестве компенсации  российское государство получило право  требования по кредитам, предоставленным  Советским Союзам некоторым развивающимся странам, а также другие зарубежные советские активы (недвижимость, доли в уставном капитале коммерческих фирм).

        Последствия "нулевого варианта" для России можно оценить  как негативные. В настоящее время  очевидно, что бремя внешней задолженности, унаследованной от Советского Союза, оказалось непосильным для российской экономики. Подтверждением этому служат дефолты, объявленные по всем обязательствам бывшего СССР в 1998 году.

        Что касается долгов развивающихся стран СССР, то ситуация с ними тоже не внушает оптимизма. В 1993-96 гг. были проведены выверки и на их основании была определена сумма задолженности порядка 150 млрд. долл. Однако большая часть приходится на беднейшие и слаборазвитые страны. Кроме того, при вступлении России в Парижский клуб в 1997 году в качестве страны-кредитора значительная часть долга была списана (до 80%). Единственными "перспективными" должниками остались Индия (исправно погашающая свой долг товарными поставками), Ирак, Сирия.

        Следующим этапом в возникновении внешней задолженности можно считать образование собственно российских долгов (Приложение, табл.2) 4. За период существования Россия, как независимое государство, произвела собственные внешние заимствования на сумму 77,1 млрд. долл. Такая активная политика на рынке внешних заимствований была обусловлена проводимой в этот период жесткой денежно-кредитной политикой, в соответствии с которой объем денежной массы в экономике сохранялся неизменным, и поэтому использовались только не эмиссионные источники финансирования бюджетного дефицита.

        К внутренним факторам, повлекшим разрастание внешней  задолженности, относится общеэкономическое  состояние России на этапе перехода к рыночной экономике. Среди внутренних факторов, повлекших рост российского  внешнего долга в переходный период, следует отметить мероприятия по достижению макроэкономической стабилизации.

        При проведении данной политики в качестве "номинального якоря" был принят рыночный курс рубля по отношению к американскому  доллару. Стабильность обменного курса  вела к подавлению инфляции, росту производства, возрастанию инвестиций. Оборотной стороной такой политики стало повышение реального курса рубля, ухудшение платежного баланса путем стимулирования импорта и, как следствие, рост государственного внешнего долга в части, связанной с поддержанием искусственно завышенного курса рубля.

           Таким образом, образование и рост российской внешней задолженности в большей  степени следует рассматривать  как результат внутренних экономических  дисбалансов, выразившихся в бюджетном  дефиците и завышенном курсе национальной валюты. 

        Глава 2. Динамика внешнего долга России.

          1. Структура государственного долга.

            Внешняя  задолженность России имеет неоднородную  структуру и состоит из нескольких  видов долга, поэтому, представляется  необходимым привести структуру  внешнего долга России по состоянию на 01 ноября 2010 года (Приложение, табл.3) 5.

              Поскольку внешняя задолженность фиксируется, погашается и обслуживается в иностранной валюте, то важным показателем платежеспособности страны наряду с объемом и темпами роста ВВП является экспорт товаров и услуг. Коэффициент "внешний долг/экспорт" является индикатором состояния долга, отражающим имеющиеся возможности страны погасить его накопленный объем. Чем более развит экспортный сектор национальной экономики, тем больше у дебитора возможностей выполнять имеющиеся долговые обязательства перед внешними кредиторами и, соответственно, меньше значение данного показателя. На основе этих критериев страны делятся на три группы: с высоким, средним и низким уровнем внешней задолженности. К первой группе относятся страны, у которых первый показатель выше 80% или превышает 220%. Для второй группы эти показатели колеблются в интервале соответственно между 80 и 48%, 220 и 132%. Страны с небольшим объемом задолженности - менее 48 и 132% соответственно.

          Валютная  составляющая государственного долга  для бюджетной системы страны наиболее опасна, так как продолжающаяся девальвация национальной валюты неизбежно  ведет к удорожанию самого долга  и его обслуживания. В 2000 г. удельный вес государственного внешнего долга РФ в объеме ВВП и экспорта составлял соответственно 57,3 и 140,7%. Эти показатели по критериям Всемирного банка соответствовала странам с высоким уровнем внешней задолженности. За пределами 2005 г. Россия устойчиво перешла к странам с низким уровнем государственного внешнего долга.

             Международные финансовые организации часто пользуются показателем "резервы/платежи по внешнему долгу", являющимся, по их мнению, важнейшим индикатором потенциальных  проблем страны с ликвидностью - способностью правительства и резидентов своевременно выполнять обязательства по внешнему долгу, сохранять достигнутый уровень кредитного рейтинга и доступ на международные финансовые рынки. Критическим значением является уровень в 100%, отражающий равенство официальных резервов и объема срочного в течение года внешнего долга. Меньшие значения показателя указывают на вероятность того, что либо правительство, либо резиденты страны прекратят обслуживать или погашать срочный в текущем (отчетном) году долг из-за нехватки доступной иностранной валюты. Золотовалютные резервы РФ в 2005г. составили 138,9 млрд. долл., а платежи по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга - 17,15 млрд. долл. Таким образом, "резервы/платежи по внешнему долгу" равны 2,3%, что значительно ниже критического уровня.

             Данные  об изменениях объема и структуры  государственного внешнего долга в 2007-2010 годах представлены в Приложении табл.4. 
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

          
          1. Основные кридиторы и взаимоотношения с ними.

           Государственный  внешний долг Российской Федерации  (включая обязательства бывшего  СССР, принятые РФ) складывается  из:

        1. задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба;

             2. задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба;

             3. задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ;

             4. коммерческая задолженность бывшего СССР;

             5. задолженность перед международными финансовыми организациями;

             6. задолженность по еврооблигационным займам;

             7. задолженность по ОВГВЗ;

            1. задолженность по гарантиям РФ в иностранной валюте.
         
         
              
        • Задолженность перед странами «Парижского  клуба».

           Задолженность перед странами – членами Парижского клуба кредиторов (далее ПКК) по состоянию на 1 октября 2010 года составила 821,3 млн долл. (603,9 млн евро)

           Данный  долг сформирован кредитами, предоставленными иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованными правительственными страховыми организациями. В ПКК входят 18 стран. Россия является его участником с сентября 1997 года. При этом Россия является одновременно должником одних из этих стран и кредитором других.

           Первоначально объем долга России составлял 30,4 млрд. долларов США, а в случае выполнения другими странами бывшего СССР своих долей обязательств по платежам снижался до 18,5 млрд. долларов США.

             В результате переговоров 1992-1993 года России удалось подписать с членами ПКК соглашение о среднесрочной реструктуризации внешнего долга бывшего СССР. Реструктуризации подлежали платежи, срочные к погашению в 1992-1993 годах, с общим периодом рассрочки 10 лет. В целом это позволило сократить объём ежегодных выплат с увеличением их общего срока. С аналогичными целями, соответственно в 1994 и 1995 году, были получены отсрочки:

            по платежам 1994 года в размере 17,5 млрд. долларов США - до 2010 года;

            по платежам 1995 года - до 2011 года;

             Кроме того, в конце 1995 года страны-кредиторы официально выразили согласие с предложением российской стороны перейти от реструктуризации задолженности по частям (в привязке к выплатам конкретного года) к глобальной (многолетней) реструктуризации задолженности России перед Парижским клубом.

             В рамках соглашения, в 1996 году были заключены  межправительственные соглашения с 18 странами-членами Парижского клуба: Австрией, Австралией, Бельгией, Великобританией, Германией, Данией, Испанией, Италией, Канадой, Нидерландами, Норвегией, Португалией, США, Швейцарией, Швецией, Францией, Финляндией и Японией. Была разработана технология учета и погашения задолженности. Согласно условиям указанной договоренности, совокупная задолженность России странам-членам Парижского клуба, подлежащая переоформлению на новых условиях, составляла около 33 млрд. долларов США и включала практически весь долг, реструктуризированный по ранее подписанным соглашениям. 45% этой суммы должны быть погашены до 2020 года, а остальные 55%, в которые входит вся краткосрочная задолженность перед кредиторами Парижского клуба, - до 2016 года. Отсроченный основной долг подлежал погашению нарастающими суммами, начиная с 2002 года.

             После августа 1998 года выплаты были приостановлены, что привело к накоплению просроченных платежей на сумму около 0,8 млрд. долларов США. На саммите "большой семерки" в Германии в июне 1999 года было принято решение о предоставлении Российской Федерации отсрочки по просроченным платежам на период до 2020 года.  

        • Задолженность кредиторам - не членам Парижского клуба.

             По  состоянию на 1 октября 2010 года задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба уменьшилась на 3,2% - до 1 млрд 762,5 млн долл. (1 млрд 296,0 млн евро). По сравнению с состоянием на 1 января 2000 года указанный вид долговых обязательств сократился на 0,1 млрд. долларов США.

             В настоящее время выверена задолженность  с 7 странами - не членами Парижского клуба: Кореей, Оманом, Таиландом, Турцией, Уругваем, Египтом, Мальтой. В процессе обсуждения и выверки находятся  Греция, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты.

             Новый долг Российской Федерации перед  странами - не членами Парижского клуба  кредиторов представлен задолженностью по соглашениям Внешэкономбанка  с Экспортным кредитным банком Турции. Правительством Российской Федерации были предоставлены соответствующие платежные гарантии Экспортному кредитному банку Турции по выплате основного долга и процентов, начисленных на сумму задолженности по указанным кредитным соглашениям. 
         
         
         
         

             
        • Задолженность перед официальными кредиторами — бывшими странами СЭВ.

             По  состоянию на 1 октября 2010 года объем  задолженности перед странами - бывшими  членами СЭВ сократилась на 11,3%, составив 1 млрд 153,4 млн долл. (848,1 млн  евро). Оставшаяся задолженность гасится  в основном товарными поставками.

        Кроме осуществления  денежных расчетов и погашения государственного внешнего долга товарными поставками, при погашении внешнего долга  Российской Федерации перед бывшим странам-членам СЭВ активно использовались механизмы уступки прав и расчетов с дисконтированием задолженности. Такие схемы были реализованы с Чехией, Словакией и Венгрией на сумму погашения долга 3,3 млрд. долларов США. При этом расходы бюджета составили лишь 1,7 млрд. долларов США. 
         

              
        • Коммерческая  задолженность.

             В коммерческую задолженность включают:

          - коммерческие  кредиты (контракты с рассрочкой  платежа, краткосрочные и среднесрочные  коммерческие кредиты, подтвержденные  траттами и векселями, тратты  и векселя с платежом по  предъявлении);

            -  аккредитивы (отзывные и безотзывные,  включая аккредитивы с рассрочкой платежа);

          -    инкассо.

             Коммерческая  задолженность бывшего СССР на 1 октября 2010г. составила 821,1 млн долл. (603,8 млн евро), что на 1,1% меньше, чем  на 1 января 2010 года. В 1991 году негарантированная коммерческая задолженность СССР составляла более 6 млрд. долларов США.

             Коммерческая  задолженность была создана в 1989-1991 годах государственными предприятиями, представлявшими интересы Правительства  Российской Федерации, союзных министерств  и ведомств, а также иными организациями, получивших к тому времени право осуществления внешнеторговой деятельности.

             Данный  вид задолженности был признан  Россией в 1994 году, а реальные переговоры начались в конце1996 года. При этом, ещё в 1994 году, половина задолженности  была передана в Парижский и Лондонский клубы. Оставшаяся часть была сгруппирована по страновым группам (клубам). На сегодняшний день их 14: датский (агент - EKF), бельгийский (OFN), французский (Eurobank), итальянский (Mediocredito Centrale), корейский (Seoul Club), финский (FIMET), шведский (STC Group), английский (Morgan Grenfell), австрийский (Prisma), голландский (FSNUC), японский (TCGJ), немецкий (Hermes) и чешско-словацкий (смешанная торговая палата "Восток"). Кроме того, осталось 9 индивидуальных японских кредиторов, крупнейшие из которых Marubeni Corp. и Nissho Iwai Corp. 

          • Международные финансовые организации.

        Внешняя задолженность Российской Федерации  в части международных финансовых организаций (далее - МФО) состоит из задолженности перед:

          Международным валютным фондом (МВФ);

          Международным банком реконструкции и развития (МБРР);

          Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР).

        Основными типами займов являются (финансовые) бюджетозамещающие, инвестиционные (нефинансовые) и авансовые.

             За  период с 1992 года по 2003 год в Россию от МВФ поступило 12 траншей на сумму около 21 млрд. долларов США Они были направлены на финансирование дефицита государственного бюджета. Значительная часть задолженности была погашена. За январь-сентябрь 2010г. уменьшилась на 13,8% и составила 3 млрд 269,9 млн долл. (2 млрд 404,3 млн евро) 

          • Еврооблигации.

             Задолженность по еврооблигациям, не изменявшаяся в  долларовом выражении в мае-августе 2010 года, за сентябрь сократилась на 530,5 млн долл., уменьшившись в относительном выражении на 1,7%. Рост задолженности на    1 октября 2010 года к началу года составляет 4 млрд 216,9 млн долл. или 16,1%. Напомним, в апреле 2010г. задолженность по евробондам увеличилась на 5,5 млрд долл., или на 21,6%, в результате размещения на внешнем рынке суверенных еврооблигаций и на 1 мая 2010г. составляла 30 млрд 987 млн долл.

        С 1996 года по 2002 год было осуществлено 12 выпусков внешних облигационных займов Российской Федерации (ВОЗ) на сумму 37 млрд. долларов США, из которых:

          Первые 8 выпусков ВОЗ, произведены с 1996 по 1998 год на сумму в эквиваленте 10 млрд. долларов США Целью заимствований являлось привлечение дополнительных финансовых ресурсов для частичного финансирования бюджетного

          9-й и 10-й выпуски предназначались для обмена на них ГКО общей суммой 5,9 млрд. долларов США. В результате государственный долг увеличился на сумму 1,5 млрд. долларов США.

          В 2000-2001 годах проведены два выпуска облигаций для урегулирования задолженности перед Лондонским  клубом кредиторов на сумму 21,1 млрд. долларов США. В результате долг Российской Федерации увеличился на эту сумму, а внешний долг бывшего СССР сократился

           В основном внешняя коммерческая задолженность  бывшего СССР представляет собой  неоплаченную часть ввезенных в 1990-1991 годах товаров (ширпотреба, оборудования, комплектующих и т. д.).

             В 2001 году было предложено обменять её на облигации ВОЗ со сроком погашения  в 2010 году в сумме 158,24 млн. долларов США (купонный доход 8,25%) и со сроком погашения в 2030 году ориентировочно в сумме 1,04 млрд. долларов США (купон 2-7,5%). Эмитент облигаций - Минфин России. 

          • Облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ).

             Облигации внутреннего государственного валютного  займа - государственные ценные бумаги. Выпущены с целью переоформления задолженности бывшего СССР по средствам на счетах российских юридических лиц во Внешэкономбанке, заблокированных по состоянию на 1 января 1992 года. Эмитентом является Министерство финансов Российской Федерации. Облигации номинированы в долларах США. Номинал облигаций одна, десять и сто тысяч долл. Купонная ставка - 3% годовых, начисляется ежегодно 14 мая. Сроки погашения - 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. После кризиса 1998 года непогашенные выпуски (начиная с III-го) ОВГВЗ были переоформлены в ОГВЗ. При этом Минфин России перевел средства в оплату купонов по всем траншам ОВГВЗ.

        Необходимо  отметить, что ОВГВЗ 6 и 7 транши в  размере 3,5 млрд. долларов США не были выпущены для погашения задолженности  бывшего СССР, а размещались для  привлечения в федеральный бюджет свободных ресурсов рынка для обеспечения расходной части бюджета.

        Задолженность по ОВГВЗ на 1 апреля 2010 года составлял 1313, 0  млн. долларов США 
         

          •        Задолженность по гарантиям РФ в иностранной валюте.

             Задолженность по гарантиям РФ в иностранной  валюте на 1 октября 2010г. составила 839,7 млн долл. (617,4 млн евро). 
         

             2.3. Стабилизационный фонд.

             В последние годы наметилась тенденция  к сокращению внешнего долга Российской Федерации. В 1998 г. он составил 158,7 млрд. долл., а по состоянию на 1 января 2010 г. снизился до 37,6 млрд. долл. (рис. 1).

               

        Для погашения  внешнего государственного долга, и  прежде всего Парижскому клубу, был  создан в 2004 г. Стабилизационный фонд.

        Отсутствие  серьезной программы долгосрочного  развития экономики стало одной  из главных причин разногласий по поводу использования средств Стабилизационного  фонда и широкого разброса соответствующих  предложений.

        В Государственной  Думе неоднократно ставится вопрос о внешнем государственном долге России. К сожалению, в России до сих пор нет концепции погашения внешнего долга страны. Если во всех программах правительства, начиная с 1992 г., отсутствует концепция внешнеэкономических отношений, то без этого нельзя решить проблемы внешнего долга. Проблемы внешней задолженности государства тесно взаимосвязаны с денежно-кредитной, валютной, финансовой политикой, с платежным балансом, расчетным балансом, развитием экономики, наконец, с процессами, происходящими на внутренних и мировых рынках ссудного капитала.

             Следующая проблема относится к источникам погашения внешнего долга. Обычно они  предусматриваются в государственном  бюджете, для чего отводится специальная  статья. Однако, как уже упоминалось, в последнее время не только бюджет характерен профицитом с 2000 г., но и создан так называемый Стабилизационный фонд в 2004 г., главная функция которого — погашение внешней задолженности. В настоящее время правительство делает упор на средства из дополнительных источников, а именно — на средства Стабилизационного фонда. При погашении внешнего государственного долга необходимо соблюдать сроки платежей, хотя поступление дополнительных доходов может и запаздывать. Поэтому дополнительные доходы не гарантируют погашение внешнего долга в установленный срок, хотя это и важный источник. К тому же у государства есть и другие серьезные потребности: повышение жизненного уровня населения, укрепление безопасности страны в условиях обострения международного положения. Правительство рассчитывает использовать значительную часть дополнительных поступлений для погашения внешней задолженности.

             В целом можно выделить положительные  моменты в вопросе внешнего долга:

             1. снижается общий объем;

             2. повышается доля рыночных инструментов (ОВГВЗ);

             3. снижается долговая нагрузка на экономику;

             4. из-за благоприятной внешней конъюнктуры тенденция уменьшения внешнего долга будет сохраняться и в дальнейшем. 
         
         
         
         
         

        Заключение

              В результате проведенного в курсовой работе исследования на тему "Внешний государственный долг: динамика и причины роста, основные кредиторы и взаимоотношения с ними" можно сделать следующие выводы:

             - обзор литературы по данной  теме выделяет несколько классификаций  государственного долга в зависимости  от признака, положенного в основу данной классификации, но основополагающим для всех классификаций является деление его на внутренний и внешний долг;

             - государственный внешний долг  это сумма задолженности по  выпущенным и непогашенным государственным  займам (включая начисленные проценты) в иностранной валюте;

             - основной причиной возникновения  большей части российского государственного  внешнего долга является долг  СССР;

             - долг России образовался в  результате привлечения дополнительных  ресурсов из внешних источников, которые потребовались в связи с трудностями перехода от планово-административной системы хозяйствования к рыночной;

             - внешняя задолженность России  имеет неоднородную структуру  и состоит из нескольких видов  долга: больше всего внешних  обязательств приходится на долговые обязательства бывшего СССР перед странами-членами Парижского клуба, другими странами - официальными кредиторами;

             - в структуре современного государственного  внешнего долга России основной  объем обязательств приходится  на ценные бумаги в иностранной  валюте;

             - в связи с досрочным погашением  значительной части задолженности  перед Парижским клубом кредиторов  в структуре внешнего долга  РФ произошли кардинальные изменения,  в результате чего удельный  вес государственного внешнего  долга РФ сократился до $72,2 млрд.

             Проблема  внешней задолженности требует  постоянного контроля, поскольку  может оказывать очень серьезное  негативное влияние на развитие страны в долгосрочной перспективе.

             Схемы расчетов, применяемые в отношении  государственного долга Российской Федерации, выделяют следующие:

             реструктуризация  задолженности перед Парижским  и Лондонским клубами кредиторов с консолидацией в основной долг части процентных платежей;

             операции  по обмену ГКО на евробонды;

             посткризисная новация ГКО-ОФЗ;

             операции  по обмену ОВГВЗ на ОГВЗ;

             обмен коммерческой задолженности на еврооблигационные  займы;

             а также "нестандартные" схемы, к  которым относят погашение внешней  задолженности экспортом и досрочное  погашение внешней задолженности (в частности из фондов Стабилизационного  фонда РФ).

             При последовательном проведении соответствующих  мероприятий в течение предстоящего десятилетия угроза долгового кризиса  будет устранена, долговая проблема в ее нынешнем виде перестанет существовать, а темпы экономического роста  будут высокими.

             Таким образом, государственный внешний долг России является сложной и многофакторной проблемой, решение которой, исходя из мирового опыта, требует значительных усилий. 
         
         
         
         
         
         
         

        Список  литературы

        1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [федер. закон принят Гос. Думой 31.07.1998 № 145-ФЗ по состоянию на 1 ноября 2009 г.] – М.: Издательство Юрайт, 2009
        2. Андрианов В.Д. Проблема внешней задолженности России и возможные пути ее решения. // Научный Альманах Внешний долг России и проблемы его урегулирования. - М., 2002.
        3. Антропов Д. Внешний долг – угроза национальной безопасности // Бюллетень ГНИИ Системного анализа счетной палаты РФ – 2003
        4. Лебедев А. И. Управление внешним долгом в России / А. И. Лебедев // Проблемы теории и практики управления – 2008 - №3 - С.37-40
        5. Власов А.В. Внешнеэкономические отношения России: внешний долг. //Деньги и кредит.-2001.- №10. - 35 с.
        6. Годовой отчет Центрального банка Российской Федерации за 1997 год// http://www.cbr.ru/today/annual_report/.
        7. Годовой отчет Центрального банка Российской Федерации за 1998 год// http://www.cbr.ru/today/annual_report/.
        8. Годовой отчет Центрального банка Российской Федерации за 1999 год// http://www.cbr.ru/today/annual_report/.
        9. Годовой отчет Центрального банка Российской Федерации за 2006 год// http://www.cbr.ru/today/annual_report/.
        10. Годовой отчет Центрального банка Российской Федерации за 2007 год// http://www.cbr.ru/today/annual_report/.
        11. Годовой отчет Центрального банка Российской Федерации за 2008 год// http://www.cbr.ru/today/annual_report/.
        12. Годовой отчет Центрального банка Российской Федерации за 2009 год// http://www.cbr.ru/today/annual_report/.
        13. Годовой отчет Центрального банка Российской Федерации за 2010 год// http://www.cbr.ru/today/annual_report/.
        14. Попкова Н.А. Управление государственным долгом6 проблемы и возможности. / Н.А. Попкова // Финансы. – 2010. - №1 – С.49-51.
        15. Шенаев В. Н. Проблема внешнего долга России / В. Н. Шенаев // Бизнес и банки – 2009 - №26 - С.1-3.
        16. Саркисянц А. Проблема внешнего долга России: исторический аспект. // Аудитор. – 2007. - № 8. – С. 25 – 31.
        17. Моисеев А.К. Внешний долг России – состояние и проблемы платежеспособности. / А.К. Моисеев // Проблемы прогнозирования. – 2007. - № 4. - С. 99 – 107.
        18. Хейфец Б.А. Внешний долг России. // Финансы. – 2008. - № 2. – С.22-24
        19. Лохмачев В.Ф. О некоторых проблемах внешнего долга России. // Научный Альманах Внешний долг России и проблемы его урегулирования. - М., - 2002.
        20. Послание Правительства Российской Федерации О бюджетной политике в 1998 г. // №Пр-847 02.06.1997. –М.
        21. Сироткин В. Демократия по-русски. - М., - 1999.
        22. Смирнов О.В. Государственный внешний долг России: проблемы и перспективы. // Финансы. – 2001. - №10.
        23. Финансы, денежное обращение и кредит/ Под ред. Сенчагова В.К. – М., - 2001.
        24. Эрхард Л. Благосостояние для всех. – Дело., 2001. – 352 с.
         
         
         
         
         
         
         
         
         

        Приложения: 

        Таблица 1

        Внешняя задолженность бывшего СССР 

        Внешний долг бывшего СССР(млрд. долларов США) 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991
          25,30 33,50 48,50 51,50 55,40 74,80 105,00

          

                Таблица №2 

        Вид заимствования Объем, млн. долларов
        Кредиты, полученные от правительств иностранных  государств 14900
          том числе:  
        Финансовые 11260
        Связанные 3640
        Кредиты, полученные от иностранных коммерческих банков и фирм 5970
        Кредиты, полученные от международных финансовых организаций 22400
        в том  числе:  
        от  МВФ 15773
        от  МБРР (финансовые кредиты) 4282
        от  МБРР и ЕБРР (связанные кредиты) 2345
        Государственные ценные бумаги РФ в иностранной валюте 27036
        ОВВЗ 11121
        Еврооблигации 15915
        Кредиты, полученные от Банка РФ 6800
        Государственные гарантии в иностранной валюте 0

                         
         
         
         

        Таблица 3 

         

        Таблица № 4. Данные об изменениях объема и структуры государственного внешнего долга в 2007-2010 годах

         
         

          
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

        Таблица № 5 Платежи по государственному внешнему долгу СССР и России.

         

Информация о работе Внешний государственный долг: динамика и причины роста, основные кредиторы и взаимоотношения с ними