Внешние эффекты и их последования для рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

В основе экономического поведения лежит стремление человека удовлетворить свои экономические потребности (получить определенные блага) посредством экономической деятельности. Потребности людей многообразны. Человек, имея малое всегда стремится к большему, ставит цели, поднимается по ступеням саморазвития. Не менее разнообразны и средства их удовлетворения. В микроэкономике такое средство называется благом.

Содержание

Введение
Глава 1. Материальные и нематериальные экономические блага.
Глава 2. Экономические блага, прямо удовлетворяющие потребности людей и косвенно.
Глава 3. Взаимодополняемые и взаимозаменяемые экономические блага.
Практикум

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

 Специфической формой экономического блага является товар, т.е. благо, произведенное для обмена.  

Товар – это специфическая форма блага - экономическое благо, произведенное для обмена. К. Менгер утверждал[4], что экономическое благо становится товаром независимо от его способности к передвижению, независимо от лиц, предлагающих его для продажи, от его материальности, независимо от характера его как продукта труда, поскольку обязательно предназначено для обмена. Товар как таковой обладает двумя свойствами: 
-               способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность; 
-               пригодностью к обмену. 
 
Способность товара удовлетворять те или иные потребности человека составляет его потребительную стоимость. Ею обладает любой товар. Характер потребностей может быть при этом самый различный (физические, духовные). Разным может быть и способ их удовлетворения. Одни вещи могут удовлетворять потребности непосредственно, как предметы потребления, другие - косвенно, опосредованно, как средства производства. Многие товары могут удовлетворять не одну, а ряд общественных потребностей. 
 
Товар есть прежде всего внешний предмет, вещь, которая благодаря ее свойствам удовлетворяет какие-либо человеческие потребности. Потребительная стоимость – это полезность товара, способность удовлетворять конкретные человеческие потребности. Свойства, проявляющиеся при использовании товара, удовлетворяющие те или иные потребности и обусловливающие потребительную стоимость, называются потребительскими. Потребительские свойства товаров подразделяются на социальные, функциональные, эргономические, надежности, эстетические, безопасности. 
 
Для производства экономических благ необходимо использовать ресурсы (факторы производства, производительные силы). Принято выделять пять основных видов ресурсов: труд, земля (естественные ресурсы), капитал (искусственно созданные материальные ресурсы), предпринимательские (организаторские) способности, информация.  
 
Труд (рабочая сила) – это физические и умственные способности, а также умение и желание работника использовать свои способности. Особенность человеческого фактора производства заключается в том, что работник является одновременно и ресурсом, и потребителем. Работая, он создает блага для удовлетворения и развития своих же потребностей. Поэтому здоровье, образование, квалификация работника, содержание его труда и отношение к нему являются показателями и благосостояния, и качества рабочей силы.  
 
«Землей» называют все естественные ресурсы, предоставляемые природой. К ним относят не только плодородную почву, но и лесные богатства, запасы полезных ископаемых, пресную воду и т. д.  
 
Капитал – это все созданные людьми средства для производства экономических благ (машины, оборудование, сырье и т.д.). Речь идет, прежде всего, о материальном капитале, но в условиях развитого рыночного хозяйства капиталом становятся деньги и другие финансовые активы, на которые можно приобрести материальные капитальные ресурсы. 

Как уже отмечалось выше, в жизни мы часто сталкиваемся с тем, что экономические ресурсы  ограниченны. Также подчеркивалось, что экономические потребности  безграничны. Действительно, теоретически существует возможность истощения природных ресурсов. Считается, что при сохранении нынешней среднегодовой добыче никеля хватит примерно на 75, алюминия — 280, меди — 60, угля — 600, нефти — 55, газа — 45 лет (отсчет с середины 90-х годов).

Ресурсы бывают исчерпаемые и неисчерпаемые. Исчерпаемые ресурсы – это те, которые после их использования невозможно восстановить совсем или, по крайней мере, в обозримом будущем. Примером может служить лес, который восстановится на месте срубленного через 100-300 лет, а также нефть, газ и другие природные ископаемые, создаваемые природой на протяжении тысячелетий. Россия богата лесами: они занимают более 45 % её территории. В нашей стране находится 1/5 всех лесов мира и 1/4 мировых запасов древесины. Однако запасы леса, пригодные для промышленной переработки, не беспредельны. Около 1/4 лесной территории - это овраги и болота, а 1/8 - гари и поляны. Не во всех лесах разрешена промышленная рубка. Более 15 % лесов России являются особо ценными. Они служат для защиты рек и озёр (водоохранные), добычи орехов (орехопромысловые), составляют значительную часть российских заповедников (заповедные леса). Эти леса находятся под особой охраной. Поэтому в промышленности используется не более 55 % лесов. Они называются эксплуатационными.  В европейской части страны и на Урале, где находится лишь 20 % российских лесов, заготавливают 2/3 всей древесины. Поэтому здесь количество лесов катастрофически уменьшается. В некоторые периоды процесс заготовки леса шёл особенно стремительно. Связано это было как с промышленной рубкой, так и с расчисткой земель под сельскохозяйственные угодья. Так, всего за 20 лет (с 1896 по 1917 г.) количество лесов в европейской части сократилось на 17 %.В России более 10 млн га занимают искусственные леса, т. е. посаженные человеком. Выращивают главным образом сосну, она составляет 60 % лесонасаждений. На долю ели приходится 25%, мелколиственных пород (берёза, осина и др.) - около 10 %, дуба - 3 %, кедра - 2,5 %.

Неисчерпаемые ресурсы имеют способность постоянно и достаточно быстро восстанавливаться (воздух, вода, творческие ресурсы человека и т. д.). Однако необходимо помнить, что при небрежном отношении к ресурсам, любые из них могут потерять свои качества. Примеры нашей цивилизации: загрязнение рек, озоновые дыры в атмосфере, глобальное потепление климата и т. д. 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экономические  блага, прямо удовлетворяющие потребности  людей и косвенно.

 

Блага бывают прямые и косвенные. Прямые блага (или настоящие) - это уже созданные товары, которые готовы к продаже и потреблению. Косвенными (или будущими) благами называют ресурсы. Потому что благодаря ресурсам только могут быть произведены прямые (настоящие), готовые блага. Например, хлеб - это готовый продукт. А мука, вода и дрожжи - это компоненты для производства (выпечки) хлеба. Эти компоненты -только будущий хлеб, а не готовый продукт, а значит, они являются косвенными благами. Если назначение прямых благ изменить практически невозможно, то косвенные блага могут предназначаться для производства нескольких товаров. Например, те же муку и дрожжи мы можем использовать для выпечки как хлеба, так и сдобных булочек или пирожных. Прямые блага предназначены для непосредственного потребления, поэтому иначе они еще называются потребительскими. Косвенные блага используются в производстве потребительских благ, поэтому иначе они еще называются - производственными или ресурсами.

Прямые (потребительские) блага - это готовые для потребления блага.  

Косвенные (производственные)  блага - блага, используемые в процессе производства.      

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Взаимодополняемые  и взаимозаменяемые экономические  блага.

Взаимодополняемыми (комплементарными) называются блага, спрос на которые настолько взаимосвязан, что увеличение цены одного товара или услуги приводит к падению спроса на другой товар. Два блага являются комплементарными, или дополняющими друг друга в потреблении, если увеличение цены одного из них смещает кривую спроса на другие влево. Перекрестная эластичность спроса по цене таких благ отрицательна. Пример: автомобили и бензин, теннисные ракетки и мячики. Комплементарные товары или услуги потребитель не может использовать по отдельности. Взаимодополняемость бывает абсолютной (жесткой) и относительной. Жесткая взаимодополняемость характеризуется тем, что одному из благ – комплементов соответствует вполне определенное количество другого. Например, к паре лыж необходима пара креплений. При относительной взаимодополняемости нет четкого заданного количества. Например, в бак автомобиля водитель может залить и один и три литра - машина начнет двигаться и в том, и в другом случае.

Взаимозаменяемыми благами (субститутами) называются такие товары или услуги, которые рассматриваются потребителями как экономически заменяющие друг друга. К субститутам относятся не только многие потребительские товары и производственные ресурсы, но и услуги транспорта (поезд – самолет - автомобиль). Мерой взаимозаменяемости двух благ служит перекрестная эластичность спроса на них. Блага с высокой степенью замещения характеризуются высокой перекрестной эластичностью спроса, а продукты со слабой взаимозаменяемостью имеют низкую перекрестную эластичность спроса. Вместе с тем следует отметить, что рассчитать перекрестную эластичность спроса довольно трудно из-за отсутствия необходимой статистической информации и использования специальных навыков расчетов. Поэтому в прикладных экономических науках подобными расчетами, как правило, почти не пользуются, а взаимозаменяемость благ определяют на основе экспертных оценок качественными методами анализа. По аналогии с взаимодополняемостью взаимозаменяемость может быть абсолютной (совершенной) или относительной. Совершенная взаимозаменяемость характеризуется ситуацией, при которой одно из благ-субститутов может целиком и полностью заменить другое. При относительной взаимозаменяемости одно благо можно заменить другим только частично.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практикум

1. Примером экономических  благ может быть 

1) солнечная  энергия 

2) энергия ветра

3) продукция

4) ресурсы

 

2. В зависимости  от внешних обстоятельств одни и те же блага могут выступать

1) в качестве  экономических и неэкономических  благ

2) в качестве  продукта и услуги 

3) длительного  и разового пользования

4) нормальным  и низшим 

 

 

 

 

 

Заключение

Вопрос ограниченности ресурсов и благ в современном мире является одним из самых актуальных. Известно, что запасы многих природных ресурсов уже находятся в дефиците, а то, что некоторые сохранились в достаточно больших количествах, не означает их нескончаемость. Удовлетворение потребностей общества напрямую зависит от создания благ, а блага в свою очередь требую все большее количество ресурсов для их производства. Понятно, что при постоянном увеличении населения земли, блага и ресурсы будут ограничиваться, их не будет хватать для удовлетворения всех потребностей. В настоящее время уже можно заметить, что на производство благ тратиться огромное количество ресурсов. Необходимо ограничить использование ресурсов, потому что в будущем проблема их ограниченности может оказаться неразрешимой и привести к серьезным последствиям.  
Но современные технологии совершенствуются с огромной скоростью и позволяют уже сейчас использовать, например, безотходное производство, то есть они помогают сохранять ресурсы. Экономические блага – это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические потребности. На заре человечества люди удовлетворяли экономические потребности за счет готовых благ природы. В дальнейшем абсолютное большинство потребностей стало удовлетворяться за счет производства благ. В рыночной экономике, где экономические блага продаются и покупаются, их называют товарами и услугами. Человечество устроено так, что его экономические потребности обычно превышают возможности производства благ. Говорят даже о законе (принципе) возвышения потребностей, который означает, что потребности растут быстрее производства благ. Во многом это происходит потому, что по мере удовлетворения одних потребностей у нас тут же возникают другие.

 

Литература

 

1. Елисеев А.С.  Экономика: Бизнес-курс МБА /А.С.Елисеев- 2-е изд. - .: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2010.

2.Ивашковский  С.Н. Экономика  для менеджеров: Микро- и макроуровень: Учебное  пособие. - 3е изд., испр. - М.: Дело, 2007.

3. Микроэкономика /Л.С.Тарасевич, П.И.Гребенникова, А.И.Леусский. - 6-изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2009

4.Микроэкономика: практический подход: учебник / под. ред. А.Г. Грязновой, А.Ю.Юданова.- М..: КноРус, 2009

5.Микроэкономика: учебник для бакалавров / И.Э.Белоусова, Р.В.Бубликова, Е.И. Иванова и др.; под ред. Г.А.Родиной, С.В.Тарасовой. - М.: Изд-во Юрайт, 2012.

6. Экономическая теория: учебник / под ред. Г.П.Журавлевой. - М.: ИНФРА-М, 2010.

7. Экономическая теория: учебник / под. ред. И.П.Николаевой. - М.: Изд-во,  Проспект, 2009.

8. Министерство экономического развития РФ: [Официальный сайт]. – URL: http: // www.economy.gov.ru.

9. Министерство финансов РФ: [Официальный сайт]. – URL: http: // www.minfin.ru.


Информация о работе Внешние эффекты и их последования для рыночной экономики