Внешнеторговая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 19:45, доклад

Описание работы

Объект исследования – внешнеторговая политика государства.
Цель работы – изучение теоретических аспектов внешнеторговой политики государства, знакомство с системой государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, выявление слабых мест в регулировании внешнеэкономической деятельности, а также путей её стимулирования. Внешнеэкономическая деятельность - это деятельность, связанная с товарообменом между партнерами, находящимися в разных странах. Государственное регулирование внешнеэкономических связей осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлений и решений правительства.

Работа содержит 1 файл

!бгэу!.docx

— 24.54 Кб (Скачать)

Страны, занимая различное положение  в мировой экономике в целом  и на различных товарных рынках в  частности, для защиты своих интересов  проводят определенную внешнеторговую политику.

Внешнеторговая политика – целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.

На выбор национальной внешнеэкономической  политики существенное влияние оказывают  как общеэкономическое положение  в стране, так и тенденции в  мировой экономике, учитывая современную  быструю интернационализацию мирохозяйственных  связей, расширение мировой торговли товарами и услугами, развитие международного предпринимательства, рост количества и увеличение сферы деятельности ТНК.

Современная внешнеторговая политика – это взаимодействие двух тенденций: протекционизма и свободной торговли (фритредерство).

Протекционизм – государственная  политика защиты внутреннего рынка  от иностранной конкуренции путем  использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

Можно выделить несколько форм протекционизма:

селективный протекционизм направлен  против отдельных стран или отдельных  товаров; отраслевой протекционизм  защищает определенные отрасли; коллективный протекционизм проводится отдельными группировками в отношении стран, в них не входящих; скрытый протекционизм  осуществляется методами внутренней экономической  политики.

Несмотря на то, что и тарифные, и нетарифные методы государственного воздействия на внешнюю торговлю обычно приводят к потерям благосостояния, они широко используются многими  странами. Как сторонники, так и  противники протекционизма используют ряд дополнительных аргументов (касательно своих позиций), которые заслуживают  внимания.

Сторонники протекционизма считают, что ограничение импорта необходимо, чтобы поддержать отечественных  производителей, сохранить рабочие  места, что должно обеспечить социальную стабильность. Сокращение импорта также  повысит внутренний спрос в стране, стимулируя рост производства и занятости. Однако протекционизм создает условия  для сохранения неэффективного производства, так как ограничивает конкуренцию. Хотя импорт сокращает занятость  в импортозамещающих отраслях, он создает новую занятость, которая  может быть связана с закупкой, продажей и обслуживанием импортной  продукции. Государство может обеспечить поддержку производителям и более  эффективным способом, т.е. с меньшей  потерей благосостояния. Так, при  сохранении свободы внешней торговли, субсидии производителям приведут к  расширению отечественного производства без повышения цен, поэтому потребители  не понесут потерь. При этом общие  потери государства от предоставления субсидии окажутся меньше, чем от введения тарифа.

Обычно говорят, что протекционизм  необходим для защиты молодых  отраслей промышленности. Им требуется  время, чтобы окончательно сформироваться и укрепить свои позиции на рынке. По мере же их развития уровень протекционизма будет снижаться. Однако, достаточно тяжело определить реально перспективные отрасли с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны. К тому же протекционизм снижает стимулы к повышению эффективности, в результате становление отрасли может длиться очень долго.

Протекционистская политика часто  проводится для пополнения доходов  государственного бюджета. Этот аргумент популярен в странах, где еще  не сформировалась качественная налоговая  система. Таможенную пошлину собрать  проще, чем собрать налоги, но поступления  в бюджет в этом случае будут зависеть от эластичности спроса на импорт по цене. Однако, чем более эластичным будет спрос, тем сильнее возрастут доходы государства при ослаблении протекционизма.

Есть еще один аргумент в пользу протекционизма по отношению к отраслям, выпускающим стратегически важную для страны продукцию. Чрезмерная зависимость  страны от импорта действительно  может поставить ее в уязвимое положение при чрезвычайных обстоятельствах. Однако, существуют некоторые проблемы, например, в определении этих отраслей, так как к ним можно отнести  большую часть имеющихся вообще. Что касается невозобновляемых ресурсов, то протекционизм в данном случае может поставить страну в зависимость от импортных поставок в будущем. Как видно, аргументы в пользу протекционизма спорны и требуют тщательной проверки, причем, часто можно найти лучшие средства для достижения цели.

Кроме потерь благосостояния протекционизм  может вызвать и другие отрицательные  последствия. Практически всегда политика протекционизма, проводимая одной страной, вызовет ответную реакцию со стороны  других. Так, если страна сокращает  импорт путем тарифных или нетарифных ограничений, то, вероятнее всего, у  нее сократится экспорт, что приведет к уменьшению занятости, снижению совокупного  спроса и т.д. Экономические противоречия между странами могут очень обостриться, что будет иметь отрицательные  последствия для обеих сторон. Протекционистская внешнеторговая политика будет повышать обменный курс национальной валюты (так как сокращается  импорт и повышается чистый экспорт страны). Повышение обменного курса приведет к стимулированию импорта и будет сдерживать экспорт.

В противоположность протекционизму политика свободной торговли (фритредерство) имеет целью открытость внутреннего  рынка для иностранных товаров, капиталов, рабочей силы, усиливая тем  самым конкуренцию на внутреннем рынке. Свобода торговли – политика минимального государственного вмешательства  во внешнюю торговлю, которая развивается  на основе свободных рыночных сил  спроса и предложения. Государственное  регулирование в этом случае осуществляется методами преимущественно тарифного регулирования и мерами, поощряющими приток в страну товаров и капиталов.

Свободная торговля способствует конкуренции  на внутренних рынках, заставляет предприятия  вводить новшества, обеспечивая  более широкий выбор товаров  для потребителей, и дает возможность  фирмам полностью использовать сравнительные  преимущества и добиваться экономии, обусловленной ростом масштабов  производства. Более того, свободная  торговля высвобождает динамичные силы, стремящиеся к долговременному  подъему темпов роста экономики  путем поощрения усовершенствований и нововведений, в то время как  протекционизм с течением времени  все в большей и большей  степени препятствует действию этих сил.

Политика свободной торговли дает выигрыш любой стране, хотя и не каждой в одинаковой степени и  не всем группам населения. В стране-импортере  выигрыш возникает за счет того, что выгоды потребителей превышают  потери производителей, а в стране-экспортере общий прирост благосостояния происходит благодаря выигрышу производителей, тогда как потребители несут  потери.

В случае открытой торговли в краткосрочном  периоде может произойти снижение занятости из-за уменьшения стимулов к развитию как импортозамещающих  производств, так и, возможно, отраслей, не вовлеченных непосредственно  во внешнюю торговлю, но которые  окажутся затронутыми процессом  либерализации. И даже резкое увеличение занятости в экспортном секторе  не сможет немедленно компенсировать ее падение в других секторах. Предприятия  экспортного сектора могут не успевать поглощать высвобождающуюся из других секторов рабочую силу, к  примеру, из-за запаздывания осуществления  новых инвестиций или медленной  профессиональной переориентации и  ограниченной мобильности трудовых ресурсов.

 

 

Инструменты внешнеторговой политики

 

Методы торговой политики делятся  на тарифные и нетарифные.

Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых  к товарам, пересекающим границу  государства. Таможенные пошлины –  а) налоги, взимаемые государством с  товаров в момент пересечения  ими границ в протекционистских  либо фискальных целях; б) сбор, взимаемый  со стоимости товаров таможенными  органами при импорте и экспорте.

Таможенные тарифы выполняют следующие  функции:

фискальная – пополнение госбюджета; протекционистская – защита местных  производителей от иностранных конкуренции; балансировочная – предотвращения экспорта товаров, внутренние цены, которых  ниже мировых.

Исследования зарубежных и отечественных экономистов показали, что следствием любой таможенной защиты является снижение совокупного благосостояния нации. Использование импортного тарифа может привести к ухудшению условий внешней торговли в каждой из торгующих стран. Импортный тариф вызывает рост обменного курса страны-инициатора его введения. Как следствие возможно уменьшение объема экспорта и, в конечном счете – сокращение экспортного производства. Между тем, при некоторых условиях использование тарифа может оказаться более эффективной мерой, чем экономическая пассивность. Важным является нахождение оптимального импортного тарифа для государства, потребителя и производителя.

Введение таможенного тарифа на импорт отвечает интересам, прежде всего  отечественных производителей, конкурирующих  с импортом. Во-первых, они повышают свои продажи, так как импортные  товары становятся дороже и потребители  вынуждены погашать растущий спрос  отечественной продукцией. Во-вторых, они могут повысить цену на свой товар из-за повышения цены импортных  товаров и получить дополнительный выигрыш.

Для потребителя сам факт ввоза  импортного товара свидетельствует  о том, что потребитель предпочтет его отечественному, но вследствие обложения этого товара импортной  пошлиной потребитель будет вынужден тратить на его приобретение большую  сумму денег, либо приобретать его  в меньших количествах, либо то и другое одновременно. Таким образом, таможенный тариф, ограничивая импорт, приводит к ухудшению потребительских возможностей.

Отечественные производители, конкурирующие  с импортерами, выигрывают лишь в  том случае, если величина импортной  пошлины будет достаточной, чтобы  произошло действительное ограничение  импорта, т.е. предложение зарубежных товаров сократилось при сопровождающем это ограничение повышении цены. Следствием этого удорожания будет  переключение потребителя с импортных  товаров на отечественные. Поскольку же повышение мировых (и импортных) цен вследствие введения тарифа повлечет за собой повышение цен и на отечественные товары, то производители-резиденты будут выигрывать как за счет повышения цен, так и за счет увеличения объема продаж. Однако, выигрыш производителей не покрывает потерь потребителей, что снижает совокупный выигрыш общества. Иначе говоря, если говорить только о потребителях и производителях, то введение тарифов приведет к потерям, т.е. к уменьшению совокупного выигрыша общества.

Следует также отметить, что доход  от тарифа сам по себе будет не очень велик, так как будет частично расходоваться на разработку самого тарифа, ведение документации, содержание таможенной службы и многое другое. Итак, от введения таможенного тарифа на импорт выигрывают производители и государство, а проигрывают потребители. Происходит перераспределение доходов от потребителей в пользу государства и производителей импортозамещающих товаров.

При классификации таможенных тарифов  используются различные критерии:

по объекту обложения пошлины  делятся на: импортные – устанавливаются  на товары, ввозимые в страну; экспортные – применяются к вывозимым  из страны товарам (используются редко, как правило. к тем товарам, которых в стране недостаточно); по способу взимания пошлины делятся на: адвалорные – взимаются в виде процента от стоимости облагаемого товара; специфические – в виде твердой денежной ставки с единицы веса, объема; комбинированные (смешанные) – комбинация адвалорных и специфических пошлин; по происхождению таможенные пошлины делятся на: преференциальные – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран; конвенционные (договорные) – устанавливаются на базе двусторонних или многосторонних соглашений, например ВТО; автономные – вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны; по характеру различают следующие особые виды пошлин: сезонные – применяются для товаров сезонного характера (например, сельскохозяйственная продукция); антидемпинговые – применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров; компенсационные – накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

В настоящее время основным препятствием развития международной торговли являются нетарифные ограничения. Эти ограничения  создают значительную неопределенность в международной торговле из-за своего скрытого характера, что дает возможность  правительству действовать более  бесконтрольно. Поэтому ВТО выступает  против количественных ограничений  в торговле и за замену их тарифами.

Наиболее распространенные нетарифные ограничения включают следующие  меры:

количественные ограничения и  сходные административные меры (импортные  квоты, экспортные ограничения, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, валютные ограничения и другие меры валютного и финансового контроля, запреты, внутренние требования об обязательном использовании национальных товаров  при производстве готовой продукции); ограничительная практика на уровне органов государственного управления; субсидии и другие дотации экспортерам, предпочтительная система государственных  заказов, а также дискриминационная  налоговая, финансовая, валютная политика и политика регулирования платежных  балансов и валютных курсов, создающая  преимущества для отдельных потоков  торговли или тормозящая их; таможенные процедуры и формальности в том  случае, когда они превышают нормальные и обще принятые нормы, что превращает их в дополнительный барьер в торговле, в частности, усложненная процедура таможенной оценки, нечеткая система таможенной классификации, в тех случаях, когда они задерживают таможенное оформление или дают возможность толковать и применять их произвольно; технические барьеры в торговле (санитарно-ветеринарные нормы и стандарты, в тех случаях, когда они затрудняют экспорт или импорт товаров или прямо дискриминируют иностранные товары, промышленные стандарты и требования безопасности, требования к упаковке и маркировке товаров, включая торговые знаки, экологические нормы и требования).

Наиболее распространенной формой нетарифных ограничений является квота. Квотирование представляет собой ограничение  в количестве или стоимостном  выражении объема продукции, разрешенной  к ввозу в страну (импортная  квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Государство  осуществляет квотирование путем выдачи лицензий на импорт или экспорт ограниченного  объема продукции и в то же время  запрещает нелицензированную торговлю. Квота оказывает такое же влияние  на уровень благосостояния, как и тариф. Разница заключается в том, что при использовании квоты этот доход может полностью (если лицензия выдается бесплатно) или частично (если лицензии продаются) достаться импортерам. У квот есть свои преимущества и недостатки. Во-первых, квота гарантирует ограничение импорта до определенной величины. Во-вторых, она является более гибким инструментом внешнеторговой политики. В-третьих, с помощью выборочного распределения квот государство оказывает поддержку определенным предприятиям. К негативным эффектам можно отнести ее способствование монополизации экономики из-за ограничения ценовой конкуренции, а также произвольное, а потому часто неэффективное распределение лицензий (с возможностью коррупции).

Информация о работе Внешнеторговая политика