Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 19:45, доклад
Объект исследования – внешнеторговая политика государства.
Цель работы – изучение теоретических аспектов внешнеторговой политики государства, знакомство с системой государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, выявление слабых мест в регулировании внешнеэкономической деятельности, а также путей её стимулирования. Внешнеэкономическая деятельность - это деятельность, связанная с товарообменом между партнерами, находящимися в разных странах. Государственное регулирование внешнеэкономических связей осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлений и решений правительства.
Страны, занимая различное положение в мировой экономике в целом и на различных товарных рынках в частности, для защиты своих интересов проводят определенную внешнеторговую политику.
Внешнеторговая политика – целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.
На выбор национальной внешнеэкономической
политики существенное влияние оказывают
как общеэкономическое
Современная внешнеторговая политика – это взаимодействие двух тенденций: протекционизма и свободной торговли (фритредерство).
Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.
Можно выделить несколько форм протекционизма:
селективный протекционизм направлен
против отдельных стран или отдельных
товаров; отраслевой протекционизм
защищает определенные отрасли; коллективный
протекционизм проводится отдельными
группировками в отношении
Несмотря на то, что и тарифные, и нетарифные методы государственного воздействия на внешнюю торговлю обычно приводят к потерям благосостояния, они широко используются многими странами. Как сторонники, так и противники протекционизма используют ряд дополнительных аргументов (касательно своих позиций), которые заслуживают внимания.
Сторонники протекционизма считают,
что ограничение импорта
Обычно говорят, что протекционизм необходим для защиты молодых отраслей промышленности. Им требуется время, чтобы окончательно сформироваться и укрепить свои позиции на рынке. По мере же их развития уровень протекционизма будет снижаться. Однако, достаточно тяжело определить реально перспективные отрасли с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны. К тому же протекционизм снижает стимулы к повышению эффективности, в результате становление отрасли может длиться очень долго.
Протекционистская политика часто проводится для пополнения доходов государственного бюджета. Этот аргумент популярен в странах, где еще не сформировалась качественная налоговая система. Таможенную пошлину собрать проще, чем собрать налоги, но поступления в бюджет в этом случае будут зависеть от эластичности спроса на импорт по цене. Однако, чем более эластичным будет спрос, тем сильнее возрастут доходы государства при ослаблении протекционизма.
Есть еще один аргумент в пользу
протекционизма по отношению к отраслям,
выпускающим стратегически
Кроме потерь благосостояния протекционизм
может вызвать и другие отрицательные
последствия. Практически всегда политика
протекционизма, проводимая одной страной,
вызовет ответную реакцию со стороны
других. Так, если страна сокращает
импорт путем тарифных или нетарифных
ограничений, то, вероятнее всего, у
нее сократится экспорт, что приведет
к уменьшению занятости, снижению совокупного
спроса и т.д. Экономические противоречия
между странами могут очень обостриться,
что будет иметь отрицательные
последствия для обеих сторон.
Протекционистская
В противоположность
Свободная торговля способствует конкуренции
на внутренних рынках, заставляет предприятия
вводить новшества, обеспечивая
более широкий выбор товаров
для потребителей, и дает возможность
фирмам полностью использовать сравнительные
преимущества и добиваться экономии,
обусловленной ростом масштабов
производства. Более того, свободная
торговля высвобождает динамичные силы,
стремящиеся к долговременному
подъему темпов роста экономики
путем поощрения
Политика свободной торговли дает выигрыш любой стране, хотя и не каждой в одинаковой степени и не всем группам населения. В стране-импортере выигрыш возникает за счет того, что выгоды потребителей превышают потери производителей, а в стране-экспортере общий прирост благосостояния происходит благодаря выигрышу производителей, тогда как потребители несут потери.
В случае открытой торговли в краткосрочном
периоде может произойти
Инструменты внешнеторговой политики
Методы торговой политики делятся на тарифные и нетарифные.
Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, пересекающим границу государства. Таможенные пошлины – а) налоги, взимаемые государством с товаров в момент пересечения ими границ в протекционистских либо фискальных целях; б) сбор, взимаемый со стоимости товаров таможенными органами при импорте и экспорте.
Таможенные тарифы выполняют следующие функции:
фискальная – пополнение госбюджета;
протекционистская – защита местных
производителей от иностранных конкуренции;
балансировочная –
Исследования зарубежных и отечественных экономистов показали, что следствием любой таможенной защиты является снижение совокупного благосостояния нации. Использование импортного тарифа может привести к ухудшению условий внешней торговли в каждой из торгующих стран. Импортный тариф вызывает рост обменного курса страны-инициатора его введения. Как следствие возможно уменьшение объема экспорта и, в конечном счете – сокращение экспортного производства. Между тем, при некоторых условиях использование тарифа может оказаться более эффективной мерой, чем экономическая пассивность. Важным является нахождение оптимального импортного тарифа для государства, потребителя и производителя.
Введение таможенного тарифа на импорт отвечает интересам, прежде всего отечественных производителей, конкурирующих с импортом. Во-первых, они повышают свои продажи, так как импортные товары становятся дороже и потребители вынуждены погашать растущий спрос отечественной продукцией. Во-вторых, они могут повысить цену на свой товар из-за повышения цены импортных товаров и получить дополнительный выигрыш.
Для потребителя сам факт ввоза импортного товара свидетельствует о том, что потребитель предпочтет его отечественному, но вследствие обложения этого товара импортной пошлиной потребитель будет вынужден тратить на его приобретение большую сумму денег, либо приобретать его в меньших количествах, либо то и другое одновременно. Таким образом, таможенный тариф, ограничивая импорт, приводит к ухудшению потребительских возможностей.
Отечественные производители, конкурирующие
с импортерами, выигрывают лишь в
том случае, если величина импортной
пошлины будет достаточной, чтобы
произошло действительное ограничение
импорта, т.е. предложение зарубежных
товаров сократилось при
Следует также отметить, что доход от тарифа сам по себе будет не очень велик, так как будет частично расходоваться на разработку самого тарифа, ведение документации, содержание таможенной службы и многое другое. Итак, от введения таможенного тарифа на импорт выигрывают производители и государство, а проигрывают потребители. Происходит перераспределение доходов от потребителей в пользу государства и производителей импортозамещающих товаров.
При классификации таможенных тарифов используются различные критерии:
по объекту обложения пошлины делятся на: импортные – устанавливаются на товары, ввозимые в страну; экспортные – применяются к вывозимым из страны товарам (используются редко, как правило. к тем товарам, которых в стране недостаточно); по способу взимания пошлины делятся на: адвалорные – взимаются в виде процента от стоимости облагаемого товара; специфические – в виде твердой денежной ставки с единицы веса, объема; комбинированные (смешанные) – комбинация адвалорных и специфических пошлин; по происхождению таможенные пошлины делятся на: преференциальные – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран; конвенционные (договорные) – устанавливаются на базе двусторонних или многосторонних соглашений, например ВТО; автономные – вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны; по характеру различают следующие особые виды пошлин: сезонные – применяются для товаров сезонного характера (например, сельскохозяйственная продукция); антидемпинговые – применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров; компенсационные – накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.
В настоящее время основным препятствием
развития международной торговли являются
нетарифные ограничения. Эти ограничения
создают значительную неопределенность
в международной торговле из-за своего
скрытого характера, что дает возможность
правительству действовать
Наиболее распространенные нетарифные ограничения включают следующие меры:
количественные ограничения и
сходные административные меры (импортные
квоты, экспортные ограничения, лицензирование,
добровольные ограничения экспорта,
валютные ограничения и другие меры
валютного и финансового
Наиболее распространенной формой
нетарифных ограничений является квота.
Квотирование представляет собой ограничение
в количестве или стоимостном
выражении объема продукции, разрешенной
к ввозу в страну (импортная
квота) или вывозу из страны (экспортная
квота) за определенный период. Государство
осуществляет квотирование путем выдачи
лицензий на импорт или экспорт ограниченного
объема продукции и в то же время
запрещает нелицензированную