Внешнеторговая политика РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 01:41, контрольная работа

Описание работы

Одной из основных форм внешнеэкономической деятельности является внешняя торговля.

Внешняя торговля представляет собой специфический сектор экономики, связанный с реализацией части валового продукта (товары, услуги, идеи) на зарубежных рынках и части зарубежной валовой продукции на национальном рынке.

Внешнюю торговлю определяет внешнеторговая политика, которая является составной частью внешнеэкономической политики. Под внешнеторговой политикой понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами посредством субсидий и прямых ограничений на экспорт и импорт. Основными целями внешнеторговой политики являются:

Работа содержит 1 файл

кср2.docx

— 17.72 Кб (Скачать)

     Одной из основных форм внешнеэкономической  деятельности является внешняя торговля.

     Внешняя торговля представляет собой специфический  сектор экономики, связанный с реализацией  части валового продукта (товары, услуги, идеи) на зарубежных рынках и части  зарубежной валовой продукции на национальном рынке.

     Внешнюю торговлю определяет внешнеторговая политика, которая является составной частью внешнеэкономической политики. Под  внешнеторговой политикой понимается целенаправленное воздействие государства  на торговые отношения с другими  странами посредством субсидий и  прямых ограничений на экспорт и  импорт. Основными целями внешнеторговой политики являются:

     - изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда;

     - изменение объемов экспорта и импорта;

     - изменение структуры внешней торговли;

     - обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией и т.д.);

     - изменение соотношения экспортных и импортных цен.

     Внешнеэкономическая деятельность в Республике Беларусь является важнейшим элементом экономики  республики. От роста или падения  экспортно-импортных операций зависит  экономическое благополучие отдельных  отраслей и предприятий, населения  и республики в целом.

     Основные  принципы формирования внешнеторговой политики нашего государства заложены в Национальной программе развития экспорта Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Они включают меры регулирования внешней торговли (тарифные и нетарифные), а также государственную поддержку развития экспорта и продвижения белорусских товаров на внешние рынки.

     Основой торговой политики страны являются заключенные  Республикой Беларусь международные  соглашения о торгово-экономическом  сотрудничестве. На базе двусторонних региональных и многосторонних соглашений РБ сотрудничает со странами СНГ, ЕврАзЭС, Европейского Союза, США, Канадой, странами Латинской Америки и африканского континента.

     Основная  часть межправительственных соглашений Республикой Беларусь предусматривает  установление режима свободной торговли и режима наибольшего благоприятствования.

     Основными и наиболее приоритетными направлениями  торговли для предприятий являются Российская Федерация (48,6 % белорусского экспорта и 34,3% импорта) и страны ЕС (16,6 % экспорта и 32,7 % импорта). Однако в  результате договоренностей на самом  высоком уровне с перспективными внешнеторговыми партнерами открылись  новые возможности для диверсификации белорусского экспорта, а также закупок  стратегически важных для страны товаров. Особенно динамично развиваются  отношения с Китайской Народной Республикой и странами Латинской  Америки.

     Торговая  политика Республики Беларусь строится с учетом потребностей интегрирования экономики страны в мировую торговую систему, вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), приоритетного развития экспортного сектора.

     Стратегической  целью для Республики является определение ее внешнеторгового потенциала, места в международном разделении труда и обеспечение плавности вхождения в мирохозяйственные связи.

     Внешнеторговый  потенциал представляет собой комплексную  характеристику, отражающую материальные и интеллектуальные возможности  участия государства в торговом сотрудничестве с другими странами, т.е. это совокупность всех экономических  ресурсов (продукции, услуг и т.д.), которые могут быть использованы во внешней торговле. Республика Беларусь располагает достаточно большим внешнеторговым потенциалом. Занимая в Европе по территории 0,9%, по численности населения - 1,4% и соответственно 0,15% и 0,18% в мировом сообществе, Беларусь специализируется на производстве продукции машиностроения, химической, и нефтехимической, легкой и пищевой промышленности, а также животноводства, льноводства и картофелеводства. Основу внешнеторгового потенциала составляет промышленность (более 66% ВВП), в том числе на долю машиностроения, химию и нефтехимию приходится более 40% валовой продукции. Среди стран СНГ Республика Беларусь держит лидирующие позиции по производству тракторов, грузовых автомобилей, химических нитей и волокон; первое место по производству обуви, телевизоров, холодильников, мяса, молока, картофеля, яиц на душу населения.

     В то же время структура экономики  республики долгое время складывалась в рамках внутрисоюзного разделения труда и имеет ярко выраженный характер удельного потребления энергоресурсов, металла, комплектующих и т.д. В наиболее жесткой зависимости экономика Беларуси находится от Российской Федерации. Россия обеспечивает потребности производственного потенциала Беларуси в сырье, материалах и полуфабрикатах более чем на 60%, потребляя при этом более 70% промышленного производства республики (по данным Белстата и МИД).

     Исторически сложилось так, что экономика  Республики Беларусь ориентирована  на внешние рынки. Доля экспорта в  валовом внутреннем продукте превышает 60%. На внешний рынок направляется более 90% тракторов, грузовых автомобилей, 70% металлообрабатывающих станков, холодильников, химических волокон  и нитей, интегральных схем и полупроводников, более 50% телевизоров и изделий  легкой промышленности.

     Развитие  белорусского экспорта является ключевым условием дальнейшего экономического развития Республики Беларусь. Утверждена Национальная программа развития экспорта Республики Беларусь на 2011–2015 годы.

     Одной из задач Национальной программы развития экспорта является обеспечение установленных в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы целевых параметров роста объемов экспорта товаров и услуг в 2,2 раза и достижение положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами в 2015 году на основе модернизации и повышения конкурентоспособности экономики.

     В ближайшем пятилетии в центре внимания будут вопросы развития Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана и формирования ЕЭП с возможностью присоединения новых членов. При этом будет обеспечиваться благоприятное для белорусского экспорта формирование системы соглашений Таможенного союза с другими региональными блоками и отдельными странами, включая соглашения о свободной торговле.

     Основными механизмами реализации национальной программы являются формирование благоприятной  институциональной среды, совершенствование  структуры и организационных форм управления экономикой, реализация инновационной стратегии развития экспорта, а также рациональное импортозамещение.

     Вопросы развития экспортного потенциала и обеспечения сбалансированности внешней торговли Беларуси приобрели исключительную значимость на современном этапе социально-экономического развития. Внешний спрос на продукцию отечественных производителей является важнейшим фактором загрузки производственных мощностей, поддержания высокого уровня занятости и обеспечения динамичного роста экономики. При этом положительное сальдо внешнеторговых операций по товарам и услугам обеспечивает финансовую стабильность на макроуровне, обуславливая такие базовые параметры экономической безопасности страны, как официальные золотовалютные резервы, валовой и государственный внешний долг, обменный курс национальной валюты, доходы государственного бюджета.

Информация о работе Внешнеторговая политика РБ