Внешнеторговая политика государства Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Внешнеэкономическая деятельность является одним из главных направлений развития многих современных государств, источником товаров, производство которых невозможно внутри страны, также доходов от экспортно-импортных операций. Для многих стран, где по определённым причинам отсутствуют производственные процессы, ВЭД - единственный способ обеспечения себя необходимыми товарами

Содержание

Введение 3
1 Внешнеторговая политика государств 4
1.1 Цели и основные направления внешнеторговой политики государства 4
1.2 Таможенные тарифы и нетарифные барьеры 6
2 Основы государственного регулирования внешнеторговой политики 8
2.1 Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности 8
2.2 Механизм экспортного и импортного регулирования 9
2.3 Содействие развитию внешнеторговой деятельности и ее стимулирование 11
3 Анализ развития внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан 13
3.1 Особенности развития внешнеэкономической деятельности РК 13
3.2 Основные направления сотрудничества РК с другими государствами 14
3.3 Проблемы и перспективы развития внешнеэкономической деятельности РК 18
3.4 Внешнеэкономическая политика РК 20
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ КР.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

     Политика  автаркии, так же как и политика свободной торговли, в чистом виде не проводится. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Иногда могут одновременно проводиться политика свободной торговли и политика протекционизма, но в отношении различной продукции.

     Протекционизм активно применяется не только развивающимися, но и промышленно развитыми странами для защиты национальных товаропроизводителей в условиях обостряющейся конкуренции.

     Государства, проводя протекционистскую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. Государство может давать рекомендации и поощрять хозяйствующие субъекты к тем или иным действиям. К инструментам внешнеторговой политики относится система двусторонних и многосторонних договоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются тарифы и нетарифные барьеры.  

     1.2 Таможенные тарифы  и нетарифные барьеры 

     Классическим  и основным инструментом внешнеторговой политики являются таможенные тарифы.

     Таможенные  тарифы - это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин. Под таможенной пошлиной понимают налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства. Обычно таможенные тарифы устанавливаются на национальном уровне, но существуют и единые тарифы нескольких стран в рамках таможенных союзов. Размер ставок таможенных тарифов повышается вместе со степенью переработки товара.

     Таможенные  тарифы различают  по следующим основаниям:

     а) по механизму установления и взимания:

     адвалерную  пошлину, которую вводят в виде процента к таможенной стоимости товаров, что увеличивает их цену на ее ставку;

     специфическую пошлину, учреждаемую в форме  фиксированной суммы с единицы  измерения (веса, площади, объема и др.) товаров, вследствие чего их цена возрастает пропорционально этим единицам и фиксированной ставке обложения;

     комбинированную пошлину, которая синтезирует два  предыдущих ее вида;

     б) по направленности облагаемого внешнеторгового  оборота:

     экспортные  пошлины, сдерживающие вывоз, когда мировые цены выше, чем внутринациональные, и когда экспортеры вывозят слишком много ресурсов или товаров в погоне за прибылью либо для вывоза капитала (части выручки от экспорта), что характерно для неразвитых стран;

     импортные пошлины, применяемые гораздо чаще и всеми странами прежде всего для защиты отечественного рынка от внешних поставщиков;

     в) по целям таможенного обложения:

     фискальные  пошлины, устанавливаемые для пополнения госбюджета, как правило, по невысоким  ставкам на ресурсы и продукты, относящиеся к критическому импорту (не выпускающиеся страны);

     защитные  пошлины на продукцию национальных производителей, оберегающие их от зарубежных конкурентов, вследствие чего по этой продукции ставки обложения  дифференцируют в зависимости от степени отставания в конкурентоспособности ее отечественных поставщиков по сравнению с иностранными, иногда достигая степени запретных пошлин (разновидности защитных);

     компенсационные (антидемпинговые) пошлины, вводимые одной  стороной в ответ на установление другой стороной торговых барьеров либо на поддержку экспорта последней [2, c. 297-300].

     Нетарифные  барьеры - система административных и экономических мер, применяемых государством в целях регулирования ввоза и вывоза товаров, в том числе: количественные ограничения ввоза, лицензирование, квотирование, установление минимальных цен, импортные сборы, таможенные формальности и др.

     Нетарифные  барьеры подразделяются на 3 группы:

     Меры, направленные на прямое ограничение  импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: квоты (контингенты), лицензии, компенсационные сборы, импортные депозиты, а также антидемпинговые и компенсационные пошлины и др.;

     Меры  административного характера, непосредственно  не направленные на ограничение внешней  торговли, но приводящие к аналогичному результату: таможенные формальности, технические и санитарные стандарты и нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п.;

     Прочие  меры, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но действие которых зачастую приводит именно к этому результату.

     Существует  также распространенная классификация  нетарифных барьеров по механизмам действия, по которой они подразделяются на 7 категорий:

     Паратарифные  меры, к которым относятся прочие, кроме таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров: различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. Официально эти меры принимаются не с целью регулирования внешней торговли, но оказывают на нее существенное воздействие.

     Меры  контроля за ценами, которые нацелены на защиту интересов национальных товаропроизводителей (компенсационные и антидемпинговые процедуры и пошлины).

     Финансовые  меры, предусматривающие особые правила  совершения валютных операций для регулирования  внешней торговли.

     Количественное регулирование, т.е. установление количественных ограничений на ввоз и вывоз товаров.

     Автоматическое  лицензирование, т.е. наблюдение (мониторинг) за объемами и направлениями товаропотоков.

     Государственная монополия внешней торговли в  целом или отдельными товарами.

     Технические барьеры, т.е. контроль за соответствием  импортируемых товаров национальным стандартам, в т.ч. качества и безопасности.

     Под квотами (контингентами) понимаются ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на импорт или экспорт товара в определенный период. В случае установления квоты раной 0, имеет место эмбарго, т.е. запрет на импорт или экспорт. Квота может быть установлена на уровне выше, чем возможен импорт или экспорт. Тогда она не является ограничением, а служит лишь способом контроля за движением того или иного товара.

     Экспортные  квоты применяются редко, только в случае острого дефицита данной продукции в стране, а также для достижения политических целей (дискриминационный характер). Импортные квоты применяются для защиты национального производства от иностранной конкуренции, сокращения безработицы, улучшения платежного баланса, контроля за движением товаров.

     Существуют  квоты глобальные, устанавливаемые на импорт определенного товара из всех или из группы стран, и сезонные.

     Одной из разновидностей квот являются соглашения о добровольном ограничении экспорта, которые распространяются на продукцию в основном отраслей, находящихся в кризисном положении.

     Другой  разновидностью квот являются так называемые тарифные квоты. В пределах установленных квот товары импортируются без взымания таможенных пошлин, а при импорте свыше данного лимита взимаются высокие пошлины.

     Квоты обычно распределяются на основе лицензии, которые представляют собой в данном случае разрешения на экспорт или импорт. Они выдаются государством через специальные уполномоченные ведомства на проведение внешнеторговых операций с включенными в соответствующие списки товарами.

     Основными видами лицензий являются:

     а) автоматическая, или генеральная, лицензия, по которой разрешается беспрепятственный ввоз или вывоз товара, включенного в соответствующий список, в течение определенного периода;

     б) неавтоматическая, или разовая, лицензия, по которой разрешается импорт либо экспорт определенного товара с  указанием его количества, стоимости, страны происхождения или назначения, а в ряде случаев и таможенного пункта, через который должен быть осуществлен экспорт или импорт  
 

     2. Основы государственного  регулирования внешнеторговой  политики 
 

     2.1 Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности 

     Государственное регулирование внешнеэкономических  связей - это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия  на экономические отношения между  странами и соответствии с государственными и национальными интересами, целями, задачами. Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлении и решении правительства.

     Применительно к международной торговле как главному объекту регулирования правительства используют такие инструменты и способы воздействия, как таможенные тарифы, налоги, ограничительные условия, межгосударственные договоры и соглашения, мероприятия по стимулированию экспорта и импорта.

     Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с  международными договорами, законами и иными нормативными правовыми  актами страны посредством:

     1) таможенно-тарифного регулирования;

     2) нетарифного регулирования;

     3) запретов и ограничений внешней  торговли услугами и интеллектуальной  собственностью.

     Внешняя торговля интеллектуальной собственностью - передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу;

     Внешняя торговля услугами - оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ).

     4) мер экономического и административного  характера, способствующих развитию  внешнеторговой деятельности и  предусмотренных законами.

     Экономические методы регулирования.

     К методам экономического характера  относят различные налоги и сборы, особые виды таможенных пошлин, меры валютного регулирования, субсидии и другие.

     Практически во всех странах применяется пограничное налогообложение товаров. Его целью является в первую очередь создание одинакового налогового режима для одних и тех же товаров иностранного и отечественного производства. К таким мерам относится применение акцизного сбора, других уравнительных налогов и сборов, в том числе лицензионного сбора, сбора за регистрацию.

     К мерам валютного и финансового характера относятся различные ограничения на расходования иностранной валюты: множественность валютных курсов, налоги при операциях с иностранной валютой, беспроцентный залог. Под множественностью валютных курсов подразумевается установление дифференцированного курса пересчета национальной валюты в иностранную в зависимости от рода сделки, партнера или товара. В ряде развивающихся государств налоги при операциях с иностранной валютой составляют 50-60% от стоимости ввозимых товаров.

     Государство для защиты своих производителей не только ограничивает импорт, но и поощряет в форме субсидий отечественных экспортеров. Экспортные субсидии могут быть в формах прямых дотаций, льготного налогообложения, льготного кредита.

     В развитых странах широкое применение находят антидемпинговые меры в форме взимания с импортных товаров дополнительных высоких пошлин.

     Демпинг определяется как продажа товара по ценам ниже издержек производства. Международные организации определяют демпинг как продажу товаров по цене ниже мировой или ниже внутренней. Выявление демпинга выступает причиной наложения карательной антидемпинговой пошлины, которая несколько раз превышает обычную.

     Главным недостатком ценовых или стоимостных  методов регулирования остается их косвенное воздействие на национальную экономику. Часто иностранные экспортеры идут на их выплату за счет понижения собственной прибыли. При импорте товара с низкой эластичностью экономические барьеры могут и не повлиять на уровень импорта. Это приводит к более широкому использованию методов административного регулирования внешней торговли.

Информация о работе Внешнеторговая политика государства Республики Казахстан