Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 14:46, контрольная работа
Исторически сложились две противоположные системы такой политики: протекционизм и свобода торговли.
Фритредерство (англ. Free trade — свободная торговля) — политика поощрения свободной торговли и невмешательства государства в частнопредпринимательскую деятельность.
Фритредерство — внешнеторговая политика, при которой таможенные органы выполняют только регистрационные функции, не стягивают экспортную и импортную пошлину, не внедряют никаких ограничений на внешний торговый оборот.
Сущность политики протекционизма и фритредерства………………………….3
Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики. Демпинг………..6
Тесты………………………………………………………………………………...11
Список использованной литературы……………………………………………...14
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Тольяттинский государственный университет
Кафедра экономики, финансов и бухгалтерского учета
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по мировой экономике на тему:
«Внешнеторговая политика государств»
Преподаватель Яковлева З.Н.
Студент Куприянова Д.А.
Гр. ФКз-531ДО
Тольятти-2012
План работы
Сущность политики протекционизма и фритредерства………………………….3
Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики. Демпинг………..6
Тесты…………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………...
Сущность политики протекционизма и фритредерства
Исторически сложились две противоположные системы такой политики: протекционизм и свобода торговли.
Фритредерство (англ. Free trade — свободная торговля) — политика поощрения свободной торговли и невмешательства государства в частнопредпринимательскую деятельность.
Фритредерство — внешнеторговая политика, при которой таможенные органы выполняют только регистрационные функции, не стягивают экспортную и импортную пошлину, не внедряют никаких ограничений на внешний торговый оборот.
Такую политику проводят страны с высокоэффективным национальным хозяйством, она дает возможность его товаропроизводителям не только выдерживать иностранную конкуренцию, но и преодолевать протекционистские таможенные барьеры, расширять экспорт своих товаров на мировой рынок.
Сторонниками свободной торговли являются либеральные партии и течения; противники состоят из многих левых партий и движений; социалистов и коммунистов, защитников прав человека и окружающей среды, а также большинства профсоюзов.
Сторонники свободной торговли считают, что в идеале не государством, а рынком должна формироваться структура экспорта и импорта.
Еще во времена промышленного переворота в Англии Адам Смит отмечал пользу политики фритредерства, утверждая, что следует импортировать товары из страны, где расходы на их изготовление меньше, а экспортировать товары, расходы на каких более низких у экспортеров. Эта теория получила название теории абсолютных преимуществ.
Теория Смита была дополнена и развитая Рикардо, который сформулировал теорию сравнительных расходов (сравнительных преимуществ), которые являются теоретической основой политики свободной торговли, и используется в международных экономических отношениях.
Д.Рикардо обосновал возможность взаимовыгодной международной торговли при наличии абсолютных преимуществ одной страны над другой в производстве всех товаров. В такой ситуации выводы о целесообразности обмена необходимо делать на основе сопоставления сравнительных расходов.
Движение сторонников фритредерства зародилось в последней трети XVIII века в Великобритании, и было связано с промышленной революцией.
В дальнейшем тенденции фритредерства проявились временно в торговой политики Франции, Германии, России и других странах. Однако большинство государств придерживалось протекционистской политики. Возрождение свободной торговли началось в XX веке, особенно в связи с созданием региональных экономических группировок.
Протекционизм (Protectionism от лат. Protectio — покровительство, защита) — экономическая политика государства противоположная политике «свободной торговли».
Политика протекционизма направлена на то, чтобы:
- защитить от иностранной конкуренции имеющие стратегическое значение отрасли отечественной экономики;
- временно защитить относительно недавно созданные отрасли отечественной экономики;
- расширить внешний рынок;
- выступить в качестве ответной меры при проведении политики протекционизма торговыми партнерами.
Этот вид политики состоит в том, что государство ограничивает торговлю с другими государствами с помощью ряда мер:
1) Ввод тарифов — налогов на ввозимые из-за рубежа (импортные) товары. В результате этого иностранная продукция становится дороже, чем аналогичная отечественная. В следствие установившейся разницы в цене, потребителями отдается предпочтение отечественной продукции.
2) Установление ограничений на количество импортируемых товаров определенного наименования и вида — квоты. Подобно тарифам, квоты ведут к тому, что иностранная конкуренция на внутреннем рынке снижается.
3) Применение экспортных субсидий, то есть выплат, которые позволяют продавать свою продукцию за рубежом по более низким, так называемым демпинговым, ценам.
Государство влияет на внешнеэкономические отношения следующими
методами:
- воздействует на цены (предоставление ценовых скидок и надбавок за экспорт и импорт);
- контролирует объем потока товаров (вводит или снимает ограничения на экспорт и импорт);
- регулирует обменный курс и т.п.
Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики. Демпинг
Тарифное регулирование определяет порядок и методологию таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, причины установления и взимания таможенных пошлин, режим предоставления таможенных льгот.
Таможенный тариф – основной инструмент таможенно-тарифного регулирования внешней торговли, это систематизированный перечень товаров, облагаемых пошлинами при перемещении их через государственную границу страны; свод пошлин. Под пошлиной понимают налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.
Таможенный тариф включает:
- товарную номенклатуру;
- методы определения таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров;
- виды пошлин:
- ставки таможенных пошлин;
- порядок взимания пошлин;
- правила определения страны происхождения товара и пределы полномочий органов исполнительной власти.
Сфера действия таможенного тарифа охватывает единую таможенную территорию страны, таможенного союза в рамках их официальных государственных границ, включая акваторию – территориальные воды – морей и океанов (если есть). Однако на территории свободных экономических зон (СЭЗ) или иных территорий с особым льготным хозяйственным, в том числе и таможенным режимом, изданным на территории государства, действие таможенного тарифа может быть ограничено.
До определенного момента таможенный тариф – может способствовать развитию молодых наукоемких, перспективных отраслей, однако проведение политики, направленной на поддержание данных отраслей путем ограничения конкуренции со стороны импорта в долгосрочном плане, создает для них тепличные условия, а как следствие этого, снижение конкурентоспособности данных национальных производств.
Существуют следующие виды таможенных тарифов:
1. Тарифы на импорт, или импортного пошлина – это мера протекционизма, в условиях которой отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены, и к мировой цене прибавляется величина тарифа на импорт. В результате получается величина, равная мировой цене, умноженной на ставку тарифа.
2. Тарифы на экспорт. Механизм этой меры – зеркальное отражение механизма тарифов на импорт.
В этом случае отечественная цена оказывается ниже мировой, потребление на внутреннем рынке возрастает, а отечественное производство сокращается. В результате величина экспорта падает.
Таможенный тариф представляет собой свод таможенных пошлин (таможенная пошлина – это налог, которым облагаются импорт и экспорт товаров и услуг, начисляемый либо с количества, либо со стоимости), которые в некотором смысле можно сравнить с налогами (платежами), взимаемые государством с товаров при их ввозе на таможенную территорию страны или вывозе товаров с этой территории, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.
В международной практике к таможенно-тарифным инструментам государственной внешнеторговой политики, помимо таможенных пошлин, относят также налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы, поскольку их расчёт привязан к таможенной стоимости товара, а также заранее известны ставки этих налогов. Не стоит путать НДС и акцизы, взимаемые с товаров при их ввозе на территорию страны, с теми НДС и акцизами, которые взимаются с субъектов хозяйствования данной страны при производстве и реализации продукции в этой стране.
Воздействие тарифа на экономику отдельных стран различно и зависит от экономического веса страны. В мировой экономике страна считается малой, если изменение спроса с ее стороны на импортные товары не приводит к изменениям мировых цен. Страна считается большой, если изменение спроса с ее стороны на импортные товары приводит к изменениям мировых цен.
В случае малой страны при введении тарифа не изменяются мировые цены и не улучшаются ее условия торговли настолько, чтобы компенсировать негативное воздействие тарифа на экономику.
Тариф может либо распределить расходы внутри экономики, либо привести к прямым экономическим потерям. Никакого положительного экономического эффекта, который вызовет экономический рост в тех или иных секторах, не возникнет.
Введение тарифа большой страной вызывает экономические эффекты близкие, возникающим при введении тарифа малой страной. Исключением является эффект доходов, который в случае большой страны распадается на две части – эффект внутренних доходов, показывающий перераспределение доходов от потребителей к государству внутри страны, и эффект условий торговли, показывающий перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет большой страны в результате увеличения ее условий торговли.
Импортные тарифы снижают уровень экономического благосостояния страны, ведут торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, показывает экспорт, и сокращают занятость. Они перераспределяют доходы потребителей в пользу отечественных производителей зачастую неконкурентоспособной продукции и государственного бюджета. Но потребители теряют больше от введения импортных тарифов, чем получает государство и национальные производители вместе взятые. Чистые потери нации составляют производственный эффект – затраты ресурсов на производство худших отечественных товаров и потребительский эффект – потеря полезности, которую получили бы потребители, если бы они не отказались от дополнительного потребления импортных товаров вследствие их удорожание после ведения пошлин.
Однако разумная внешнеторговая политика, использующая таможенно-тарифные методы регулирования согласно рыночным принципам может: пополнять бюджет, поддерживать молодые наукоемкие отрасли, эффективно перераспределять доходы населения, способствовать постепенной трансформации социалистической экономики в рыночную и т.д.
Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики, не входящих в группу таможенно-тарифных ограничений, а реализующихся в рамках административного управления, выполняя роль регуляторов внешнеторгового оборота.
Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин:
- нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами;
- нетарифные методы более удобны в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике;
- нетарифные методы позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках конкретно определенного срока;
- нетарифные методы не являются дополнительным налоговым бременем для населения.
Следует отменить, что до настоящего времени не выработано единой классификации нетарифных методов регулирования.
Демпинг- практика экспорта товаров по ценам, значительно ниже тех, по которым товар реализуется на внутреннем рынке, применение демпинга в стране с нестабильным состоянием экономики может привести к тяжелым кризисам, поэтому политика протекционизма использует антидемпинговые меры, в цели и задачи которой входит так же и обеспечение национальной экономической безопасности.
Демпинг может являться, во-первых, следствием государственной внешнеторговой политики, когда экспортер получает субсидию.