Внешнеэкономический комплекс страны и его особенности в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 15:43, реферат

Описание работы

Многообразная внешнеэкономическая деятельность осуществляется государственными, производственно-коммерческими и общественными структурами, которые в совокупности составляют внешнеэкономический комплекс (ВЭК) страны.

Работа содержит 1 файл

Внешнеэкономический комплекс страны и его особенности в современных условиях.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

    Внешнеэкономический комплекс страны и его особенности в современных условиях

  Многообразная внешнеэкономическая деятельность осуществляется государственными, производственно-коммерческими и общественными структурами, которые в совокупности составляют внешнеэкономический комплекс (ВЭК) страны.

    ВЭК включает следующие звенья:

  • государственные органы, ведающие вопросами ВЭД (федеральные, региональные, субъектов РФ);
  • хозяйственные комплексы, отрасли (подотрасли) и отдельные предприятия, производящие экспортную продукцию и потребляющие импортную продукцию;
  • хозяйствующие субъекты (юридические и физические лица), совершающие экспортно-импортные операции;
  • организации, содействующие ВЭД;
  • заграничные учреждения, занимающиеся торгово-экономическими вопросами.

 

 

   Высшие органы государственной власти

  Высшим  уровнем ВЭД следует считать  деятельность главных органов законодательной, исполнительной и судебной власти: Президента, Федерального Собрания,  Правительства, Верховного Суда Российской Федерации. Эти органы издают законы, указы, постановления и распоряжения, которыми устанавливаются правила осуществления ВЭД, обязательные для всех российских организаций и физических лиц.

  Президент РФ, являющийся главой государства, осуществляет общее руководство государственной внешней (в том числе и внешнеэкономической) политикой. Президенту подчинены его уполномоченные в семи округах страны.

  Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы, разрабатывает и принимает федеральные законы.

  Правительство РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом от 19 июня 2004 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества, осуществляет общее руководством таможенным делом, регулирование и государственный контроль в сфере ВЭД, международного научно-технического и культурного сотрудничества.

  Правительство в последние годы образовало несколько комиссий:

  1. Комиссию Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике,
  2. Межведомственную комиссию по вопросам взаимодействия Российской Федерации с ОЭСР,
  3. Межведомственную комиссию по вопросам ВТО,
  4. Межведомственную комиссию по организации проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот.

  Федеральные законы и правительственные нормативные  акты призваны формировать в стране определенные организационно-правовые и экономические условия для всех участников ВЭД. Другая, не менее важная сфера деятельности законодательной и исполнительной власти — внешняя (международная) имеет целью создание благоприятных условий для осуществления экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций российскими участниками ВЭД с иностранными торговыми партнерами (недискриминационные условия, обеспечение режима наибольшего благоприятствования во внешней торговле с зарубежными странами).

  Это достигается путем заключения двусторонних и многосторонних международных договоров и соглашений торгово-экономического характера, участия России в различных международных экономических организациях, международных товарных соглашениях, работы в смешанных российско-иностранных межправительственных комиссиях по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству и обеспечения контроля за соблюдением заключенных международных договоров.

  Правительству подчинены отраслевые и региональные органы, в сферу полномочий которых  входят вопросы ВЭД. Эти государственные органы можно назвать соответственно отраслевым и региональным компонентами управленческого звена ВЭК. 

    Отраслевые  органы 

    В структуре органов исполнительной власти в последние годы нет специального внешнеэкономического ведомства. Но целый ряд федеральных органов исполнительной власти ведают конкретными вопросами ВЭД в пределах своей компетенции, установленной Правительством РФ.

  Министерство  экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 августа 2004 г. наделено, в частности, следующими функциями: выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере ВЭД, таможенного дела, инвестиционной деятельности. Министерство выдает лицензии и иные разрешительные документы на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров, паспорта бартерных сделок.

  Федеральная таможенная служба (ФТС), преобразованная из Государственного таможенного комитета и переданная в управление Правительства РФ, осуществляет функции контроля и надзора в области таможенного дела, агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

  Определенные  полномочия в области ВЭД имеют:

    • Министерство финансов РФ,
    • Министерство сельского хозяйства РФ,
    • Министерство транспорта РФ,
    • Министерство юстиции РФ,
    • Министерство промышленности и энергетики РФ,
    • Министерство информационных технологий и связи РФ,
    • Министерство природных ресурсов РФ,
    • Министерство образования и науки РФ,
    • Министерство здравоохранения и социального развития РФ,
    • Министерство обороны РФ и ряд других органов исполнительной власти.

  Центральный банк РФ (ЦБ РФ) возглавляет банковскую систему страны. В него входят Внешторгбанк, Внешэкономбанк и Российский экспортно-импортный банк. ЦБ РФ лицензирует ведение валютных операций российскими коммерческими банками.

  Деятельность  ряда федеральных органов исполнительной власти осуществляется не только в центре, но распространяется на всю территорию страны через их территориальные органы.

 Территориальные (региональные) органы

 

   Минэкономразвития руководит деятельностью своих территориальных органов в округах и отдельных регионах РФ, а также региональных управлений Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекции).

   ФТС имеет региональные таможенные управления, которые руководят работой сотен таможен и таможенных постов на всей территории страны. Эти территориальные таможенные организации постоянно взаимодействуют с администрацией субъектов РФ и представителями Президента РФ в соответствующих округах.

  Некоторые подразделения Минфина имеют региональные представительства.

На всей территории страны функционируют  территориальные главные управления (филиалы) ЦБ РФ и расчетно-кассовые центры.

  В последнее десятилетие как относительно самостоятельный сложился региональный управленческо-оперативный компонент ВЭК. Во внешнеэкономическую деятельность активно включились субъекты РФ в лице их органов представительной и исполнительной власти, а также муниципальные органы. Субъекты РФ наделены многими полномочиями в области ВЭД, причем некоторые вопросы ВЭД являются предметом совместного ведения федеральных органов и субъектов РФ. Во многих регионах в составе местной администрации были образованы управления (департаменты, отделы) внешнеэкономических связей (внешнеэкономического сотрудничества), а в некоторых достаточно крупных субъектах РФ — министерства внешнеэкономических связей. Администрация крупного субъекта РФ может предоставлять муниципальным образованиям определенные права в области ВЭД. 

  Хозяйственные комплексы, отрасли и предприятия, включенные в ВЭД

 К ВЭК тесно  примыкают все отрасли российской экономики и многие предприятия, входящие в различные хозяйственные комплексы, например топливно-энергетический комплекс (ТЭК), машиностроительный комплекс (МСК), агропромышленный комплекс (АПК), лесохозяйственный комплекс (ЛХК), рыбохозяйственный комплекс (РХК), транспортный комплекс (ТК) и др. .

    Совокупный  производственный потенциал страны можно считать фундаментальной основой ВЭК. Предприятия различных отраслей экономики обеспечивают производство товаров для экспорта (изготовление, заготовку, доработку, упаковку, маркировку) и подготовку их к отправке за границу. Значительная часть ввозимых из-за границы товаров перерабатывается или дорабатывается (расфасовывается, рассортировывается, переупаковывается) также на отечественных предприятиях для снабжения российских потребителей (обеспечения их производственных или личных нужд). Однако другая часть импортной продукции реализуется в стране (самими импортерами или через торгово-сбытовую посредническую сеть) без переработки.

  В последние годы наиболее экспортоориентированы  компании и предприятия ТЭК (добыча, выработка и экспорт нефти, газа, угля и элeктроэнергии), ЛХК (заготовка и экспорт лесотоваров), а также РХК (добыча и экспорт рыбы и морепродуктов) и отчасти МСК (производство и экспорт машинотехнической продукции).

Основные  участники ВЭД хозяйствующие субъекты

В оперативно-коммерческое звено ВЭК входит множество хозяйствующих субъектов, непосредственно осуществляющих экспортно-импортные и иные внешнеэкономические операции. Участниками ВТД могут быть российские и иностранные юридические и физические лица. После либерализации ВЭД в течение 90-х гг. XX в. численность участников ВТД лавинообразно возрастала и учтенное число их к концу XX в. приблизилось к 700 тыс.

  Нынешний  состав участников ВТД весьма неоднороден. Сравнительно немногочисленную группу наиболее квалифицированных и солидных участников ВЭД составляют специализированные внешнеэкономические организации (подведомственные Минэкономразвития, Торгово-промышленной палате (ТПП) и некоторые другие отраслевые и региональные организации, у которых внешнеэкономическая деятельность является профилирующей), а также внешнеторговые фирмы крупных предприятий. Многие внешнеэкономические объединения имеют солидный опыт работы на внешнем рынке, накопленный в течение предыдущих десятилетий. Однако их удельный вес в экспортно-импортных операциях ныне сократился примерно до 6—8%.

  По  отдельным направлениям внешней  торговли еще играют заметную роль некоторые государственные или полугосударственные (со смешанным капиталом и контрольным пакетом акций государства) организации.

  Подавляющая часть участников ВЭД приходится на организации (предприятия) негосударственных форм собственности — акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и другие коммерческие организации.

  ВЭД предприятий на микроуровне, базирующаяся на их основной хозяйственной деятельности — производственной, становится главной составляющей всей внешнеэкономической деятельности России. Примерно две трети российского экспорта обеспечивают 60—70 крупных предприятий. Среди них — крупнейшие нефтяные компании: «ЛУКойл», «ЮКОС», «Сургутнефтегаз», «ТНК», «Сибнефть». Некоторые экспортеры, по существу, занимают монопольное положение по важным товарным группам, например Газпром (экспорт газа), РАО ЕЭС (экспорт электроэнергии), «АЛРОСА» (экспорт алмазов), «Норильский никель» (экспорт некоторых цветных и драгоценных металлов платиновой группы). Вместе с тем не более 15% производственных предприятий самостоятельно выступают на внешнем рынке с запродажами своей продукции.

  В ущерб основному звену народного  хозяйства — предприятиям объединениям, другим хозяйствующим субъектам, действующим в реальном секторе экономики, непомерно разрослась численность новых внешнеэкономических посредников. Отнюдь не все из них выполняют функции добросовестных посредников, реально заботящихся о предоставлении должных услуг отечественным товаропроизводителям другим клиентам. Среди них оказались и такие, деятельность которых привлекла внимание правоохранительных органов, в том числе фирмы-«однодневки», заключающие фиктивные внешнеторговые сделки с целью перевода валюты за рубеж либо осуществляющие разовые спекулятивные операции. В эту среду стали проникать откровенные криминальные элементы, занимающиеся мошенничеством, контрабандой, наркобизнесом, незаконной торговлей оружием.

Информация о работе Внешнеэкономический комплекс страны и его особенности в современных условиях