Внешнеэкономические связи России: состояние и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 21:54, контрольная работа

Описание работы

Внешнеэкономические связи России переживают сложный период глубоких качественных преобразований, связанных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в систему мирохозяйственных отношений. Анализ этих процессов предполагает широкий и комплексный подход к оценке многих явлений современности, возникающих как в мировом хозяйстве и международных отношениях, так и внутри страны, связанных с изменениями в состоянии отечественной экономики и перспективами ее развития.

Работа содержит 1 файл

Внешнеэкономические связи РФ.doc

— 69.50 Кб (Скачать)
  1. Внешнеэкономические связи России: состояние и перспективы.
 

      Внешнеэкономические связи России переживают сложный период глубоких качественных преобразований, связанных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в систему мирохозяйственных отношений. Анализ этих процессов предполагает широкий и комплексный подход к оценке многих явлений современности, возникающих как в мировом хозяйстве и международных отношениях, так и внутри страны, связанных с изменениями в состоянии отечественной экономики и перспективами ее развития.

      Россия  и Всемирная торговая организация: проблемы присоединения, особенности  взаимоотношений.

      Россия  подала заявку на вступление в ГАТТ в июне 1993 г. После преобразования ГАТТ во Всемирную торговую организацию  подтвердила свое намерение о вступлении в эту организацию в декабре 1994 года. В настоящее время Россия имеет статус наблюдателя в ВТО.

      Соглашение  об учреждении ВТО требует от вступающей страны принятия на себя таких же обязательств, какие уже взяли на себя страны-учредители. «Каждый член организации должен обеспечивать соответствие своих законов, нормативных и административных актов его обязательствам, взятым по соглашениям, входящим в ВТО».

      Из  членства во Всемирной торговой организации  можно извлечь ряд преимуществ. Во-первых, на Россию распространится принцип режима наибольшего благоприятствования. В результате наше государство сможет воспользоваться постоянно снижающимися тарифами других стран. Отечественная продукция не будет попадать под дискриминационные меры. Россия сможет защищать свои торговые права от неправомерных действий других стран под эгидой процедуры разрешения споров ВТО. По данным Министерства внешнеэкономических связей Россия по степени дискриминации находится на втором месте в мире после Китая.

      По  подсчетам специалистов, не являясь членом Всемирной торговой организации, Россия ежегодно из-за ограничений по допуску российских товаров на мировые рынки, теряет от 1 до 4 млрд. долл.

      Во-вторых, вступление во Всемирную торговую организацию  поможет разработать механизм допуска иностранного капитала в финансовую сферу России.

      В-третьих, повысится роль стимулирующей и  оздоровляющей международной конкуренции  для российского производителя.

      В-четвертых, членство в ВТО позволит получить таможенные льготы, облегчит доступ к кредитам, привлечет инвесторов, получение передовых технологий.

      С другой стороны, вступив во Всемирную  торговую организацию, Россия в значительной степени должна, во-первых, либерализовать свой внешнеторговый режим, реализуя принципы свободной торговли со странами-членами ВТО. Это может отрицательно повлиять на ее собственное производство, подрывая его и так невысокую конкурентоспособность.

      Во-вторых, Россия станет еще более зависимой  от импортного продовольствия. Реже между  промышленно развитыми странами возникают противоречия по поводу взаимных поставок сельскохозяйственной продукции. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с российского продовольственного рынка будет очень сложно.

      В-третьих, вступление в ВТО может привести к гибели достаточно конкурентоспособной металлургической промышленности России вследствие снижения (согласно решениям Токийского раунда ГАТТ) на 30% таможенных тарифов на металлургическую продукцию.

      В-четвертых, страховой рынок может быть полностью  захвачен иностранными страховщиками, имеющими значительно больший капитал, чем отечественные, и развитую инфраструктуру.

      В-пятых, наплыв дешевого импорта приведет к  закрытию ряда производств и нарастанию безработицы.

      Присоединение России к Всемирной торговой организации  должно служить средством для обеспечения ее внешних экономических интересов в условиях глобализации мировой экономики. Главное, чтобы это присоединение не превратилось в самоцель, и Россия не оказалась в итоге беззащитной перед мощным давлением других стран - членов этой организации.

      Внешнеполитические  связи России

      Все концепции выделяют роль России. Исходя из разных точек зрения, можно говорить о благоприятном геополитическом  положении нашей станы: она либо признается «центром» мира, либо является одним из «полюсов» многополярного мира.

      Россия - евразийское государство. Поэтому  она не только поддерживает связи  с другими европейскими государствами, но и сотрудничает с ними, являясь  равноправным членом многих европейских  организаций. В прошлом этому  часто препятствовали политические и военные конфликты между нашим государством и европейскими державами, а также необъективные представления друг о друге. Наиболее значимые среди европейских политических и экономических организаций -Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Совет Европы, Европейский Союз. Цели и задачи ОБСЕ - поддерживать мир и безопасность в Европе. В организацию входят не только европейские государства, но и азиатские -Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан. Россия - активный член ОБСЕ, она часто принимает участие в переговорах и миротворческих акциях, проводимых этой организацией. Для того чтобы вступить в Совет Европы, от нашей страны потребовалось внести изменения в свое законодательство: было необходимо приблизить его к правовым нормам большинства европейских государств. Но законодательство России еще не полностью удовлетворяет этим требованиям. Например, россияне пока (в 1998 г.) не имеют права свободно выбирать себе место проживания в собственной стране (т.е. сохраняется обязательная регистрация), в российском законодательстве до сих пор формально существует смертная казнь и др. Наша страна пока не является участницей некоторых важных европейских организаций, например Европейского союза. Это объясняется тем, что Россия еще не достигла, с точки зрения европейских партнеров, необходимого уровня экономического и политического развития. Но сотрудничество нашей страны с государствами ЕС, особенно с Германией, Италией и Францией, постоянно развивается. В конце XX в. около 40% всего российского внешнеторгового оборота приходилось на государства Европейского союза. Эта организация является главным экономическим партнером России.

      Россия  принимает участие в двух региональных европейских организациях - Совете государств Балтийского моря (СГБМ) и Черноморском экономическом сотрудничестве (ЧЭС). Совет государств Балтийского моря был основан в 1991 г. по инициативе Германии и Дании. В него вошли десять государств Балтийского региона.

      Основные  области сотрудничества этой организации - политика, экономика, торговля, энергетика, экология, туризм и культура. Участие в СГБМ позволило России наладить более тесные политические и культурные связи со странами этого региона. Особенно важен опыт совместного решения экологических проблем, так как Балтийское море - одно из самых загрязненных. «Общее» море послужило причиной создания и другой региональной организации европейских государств - Черноморского экономического сотрудничества. Она была образована в 1992 г. в столице Турции - Анкаре. В нее вошло 11 стран, (включая Россию), с общим населением более 400 млн. человек и площадью, превышающей общую площадь стран - участниц Европейского союза. Целью организации является, прежде всего, развитие политических и экономических связей причерноморских государств.

      Очень важным для России является участие в Содружестве Независимых Государств. Эта организация была создана в конце 1991 г. после распада советского Союза. Постепенно в нее вошли почти все государства - бывшие советские республики (кроме стран Балтии). В 2002 г. СНГ состоит из 12 государств. Россия играет в содружестве ведущую роль, так как в политическом и экономическом отношении она является самым мощным государством среди членов этой организации. Главные цели и задачи СНГ - развитие политического, военного, экономического и культурного сотрудничества между государствами, возникшими на месте бывшего СССР. Особое внимание уделяется соблюдению территориальной целостности и неприкосновенности границ СНГ, защите прав человека. К концу XX в. почти все государства содружества находились либо в экономическом, либо в политическом кризисе, поэтому сотрудничество развивалось крайне медленно и неравномерно. Кроме того, между некоторыми странами СНГ происходили политические конфликты, например между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Россия и Украина несколько лет вели сложные переговоры о том, как разделить Черноморский флот. Поэтому нужна была организация, которая помогала бы решать многочисленные проблемы, возникающие на территории бывшего СССР, и способствовала взаимовыгодному сотрудничеству новых государств. Внутри СНГ происходят процессы интеграции (т.е. объединения). Политический и экономический союз заключили Россия и Белоруссия. С целью образования единого экономического пространства Россия, Белоруссия, Казахстан и Кыргызстан подписали таможенный оговор. Для нашей страны участие в СНГ имеет принципиальное значение. Она стремится сохранить свое влияние в государствах - бывших советских республиках. Поэтому России пришлось взять на себя охраны внешних границ СНГ в Закавказье и Средней Азии. Это важно еще и потому, что за пределами России в странах СНГ проживает более 20 млн. русского и русскоязычного населения.

      «Большая  восьмерка» - объединение ведущих  промышленно развитых государств: США, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Японии, Италии и России. Оно было создано для решения наиболее важных, глобальных экономических и финансовых проблем. Встречи глав государств «большой семерки» проводятся каждый год. Со временем круг обсуждаемых актуальных тем расширился. И теперь большое внимание уделяется таким важнейшим вопросам, как загрязнение окружающей среды, сохранение энергоресурсов, международная преступность, торговля наркотиками и др. С 1997 г. Россия является полноправным членом этого самого престижного международного клуба.

      После распада Советского Союза в 1991 г. Россия не имеет такого влияния в  Восточной и Центральной Европе. Ухудшилось приморское положение: многие черноморские порты перешли к  Украине, а балтийские - к государствам Балтии. В конце XX веке Россия уже не может сравниться по военной и экономической мощи с США и с Западной Европой, однако она по-прежнему остается крупнейшим государством Евразии. С распадом Советского Союза перед Россией встали новые внешнеполитические задачи. В первую очередь необходимо было наладить дружественные отношения с государствами - бывшими республиками Советского Союза, а также со странами бывшего социалистического лагеря. В конце 1991 г. возникло Содружество Независимых Государств (СНГ), в которое вошли почти все бывшие республики СССР. Постепенно на основе равноправных экономических контактов стали налаживаться отношения с Польшей, Чехией, Словакией, Венгрией.

      Еще одна важная задача внешней политики России в конце XX в. - укрепление геополитического положения на южных рубежах, Среднем Востоке и Центральной Азии.

      Внешнеэкономические связи России с развитыми странами

      В наши дни особенно ярко проявляется  тенденция к установлению все  более тесных связей между различными странами, к глобализации мирового экономического пространства, к формированию все более тесной зависимости национальной экономики каждой страны от процессов, происходящих на мировой арене в целом. Однако события, происходящие в настоящее время в мире, а также сложные и неоднозначные процессы, характерные для экономики и политики России сегодня, требуют пересмотра как значения внешнеэкономических связей в национальной экономике, так и стратегии и тактики внешнеэкономической деятельности.

      Основные  уроки, извлеченные из безуспешных  попыток российских реформаторов осуществить интеграцию России как полноправного участника международных экономических отношений, следующие:

  • Россия должна находить активные пути взаимодействия с мировым хозяйством, однако это взаимодействие должно носить прагматичный характер: необходимо четко представлять не только цели этого взаимодействия, но и реальные пути их достижения и не распыляться, пытаясь достичь многих целей, сколь бы заманчивыми они ни были.
  • Необходимо признать, что ведущие мировые державы не заинтересованы в укреплении позиций России (в особенности в сфере внешнеэкономических связей) и, обладая суммарно несравнимо большими ресурсами, стремятся ограничить наше влияние в мире; разумеется, это прикрыто благими заявлениями о проблемах, связанных с правами человека, «русской мафией», недоработками международных договоров и т.д. Поэтому следует использовать все скрытые и явные преимущества соглашений, заложенные в них.
  • Важно понять и учитывать в практической деятельности тот факт, что нормализация в области внешнеэкономических связей невозможна без координации внутренних процессов в стране с внешнеэкономическими интересами. Основным критерием принятия любых серьезных решений должен стать трезвый расчет, учитывающий все возможные последствия как внутри страны, так и за ее пределами.

      Анализируя  перспективы развития различных  форм внешнеэкономических связей, необходимо помнить, что мы вынуждены в первую очередь решать насущные проблемы, стоящие перед Россией сегодня. Этот факт не позволяет концентрироваться  на новых формах взаимодействия, которые, хотя и могут принести существенные дивиденды в будущем, требуют существенных ресурсных затрат сейчас, ибо без адекватного разрешения назревших внешнеэкономических проблем, связанных с внешней торговлей и миграцией капитала, Россия вообще не имеет перспектив на роль полноправного участника общемировых процессов в XXI в.

      В области внешней торговли Россия сталкивается в двумя комплексами  проблем.

      Первый  комплекс связан с многочисленными  трудностями непосредственно взаимодействия с различными странами и включает в себя:

  • антидемпинговые пошлины и нетарифные ограничения, применяемые к конкурентоспособным российским товарам на рынках развитых стран;
  • дискриминационные положения по отношению к российским экспортерам, которые могут быть применены в одностороннем порядке при возникновении политических противоречий;
  • проблемы транспортной изоляции России, ограничения в осуществлении эффективных грузоперевозок;
  • невозможность вступления нашей страны в ВТО, которая могла бы обеспечить приемлемый баланс прав и обязанностей в области внешней торговли.

Информация о работе Внешнеэкономические связи России: состояние и перспективы