Внешнеэкономическая задолженность в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление причин возникновения внешней задолженности и её последствия для национальной экономики, изучение методов снижения внешнеэкономической задолженности, а также рассмотрение мирового опыта управления государственным долгом.

Работа содержит 1 файл

экономика .docx

— 35.13 Кб (Скачать)

  ВВЕДЕНИЕ

 

     Проблема  внешней задолженности является одной из острейших для Беларуси, т.к. национальная экономика страны требует значительного вливания инвестиций, технологий, инноваций, но она не может обеспечивать в полной мере финансирование внешнего долга. А  страны-кредиторы и международные  финансовые организации требуют  возврата кредитов. Этот жёсткий спор требует компромисса.

     В свою очередь устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность  и конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках тесно связаны с экономической безопасностью страны.

     Понятие «экономическая безопасность страны»  отражает способность соответствующих  политических, правовых и экономических  институтов государства защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных хозяйственных традиций и ценностей.

     Проблемы  обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное  внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения.

     Целью курсовой работы является выявление  причин возникновения внешней задолженности и её последствия для национальной экономики, изучение методов снижения внешнеэкономической задолженности, а также рассмотрение мирового опыта управления государственным долгом.

Данная курсовая работа состоит из трёх глав, первая из которых посвящёна причинам возникновения внешней задолженности и её последствиям, вторая - мировому опыту управления государственным долгом, третья - рассмотрению проблемы внешнеэкономической задолженности на примере.    
 

1.

Все страны живут  в долг. И не только слаборазвитые  или развивающиеся, но и страны с  мощной экономикой. Такие, как, например, США, Япония, Германия. Долги бывают частных фирм и компаний (корпоративные), а также государства. Государственный  долг, в свою очередь, подразделяется на внутренний и внешний.

Использование внутреннего  и внешнего госкредита ведёт к  образованию государственного долга  Республики Беларусь. Необходимо различать  следующие понятия:

   внутренний государственный долг Республики Беларусь – представляет собой общую сумму основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам на определенный момент времени, например, на начало очередного года;

   внешний государственный долг Республики Беларусь – общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определённый момент времени;

   государственный долг Республики Беларусь – общая совокупность (или сумма) внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь на определенный момент времени, то есть это сумма внутренних и внешних государственных займов, гарантий правительства и сумма долгов органов местного управления и самоуправления.

Причинами возникновения внешнего долга обычно являются: нехватка финансовых ресурсов в национальной валюте из-за низкой эффективности народного хозяйства (низкой производительности труда, высокой себестоимости продукции, убыточной деятельности предприятий и т.п.); нехватка финансовых ресурсов в свободно конвертируемой валюте для расчётов с другими государствами и др.

Внешние государственные  займы, привлеченные Республикой Беларусь и предоставленные резиденту  Республики Беларусь на условиях переуступки, приравниваются к займам (кредитам), полученным резидентом Республики Беларусь под гарантию Республики Беларусь.

Законом о бюджете  страны на очередной год устанавливается  определенный лимит (предельный его  размер) прироста внутреннего государственного долга, в процентах к валовому внутреннему продукту.

Лимиты внутреннего  и внешнего государственного долга  устанавливаются Законом о республиканском  бюджете на очередной финансовый год с учётом параметров безопасности Республики Беларусь в экономической  сфере. Определены нормы, обеспечивающие регулирование вопросов заимствований  непосредственно на местном уровне. В проекте бюджетного кодекса  предусмотрено предоставление государственных  гарантий правительством в порядке, установленном Президентом. Порядок  представления и исполнения гарантий местных исполнительных и распорядительных органов устанавливается правительством на основе норм, предусмотренных кодексом и на условиях аналогичных определённым Президентам для гарантий правительства по кредитам выдаваемым банками Республики Беларусь.

Внешний государственный  долг Республики, как отмечалось выше, это общая сумма основного долга страны по внешним государственным займам на определённый период времени. Республика Беларусь несёт безусловные обязательства по погашению внешнего государственного долга.

Международный стандарт уровня внешнего государственного долга?

По оценкам Всемирного банка к числу государств, считающихся  несущими тяжёлое бремя внешних  долгов относятся те страны, у которых  три показателя превышают расчётные  уровни в среднем в течении трёх лет:

·       Отношение общей суммы долга  к ВВП, если оно не превышает 50 %. В  Беларуси этот показатель в 2000 – 2006 г. составлял 18,5 – 26,5 %, то есть на много  ниже 50%.

·       Отношение общей суммы долга  к годовому объёму экспорта товаров  и услуг, если оно превышает 275 %. В  последние годы в Беларуси этот показатель составлял менее 50%.

·       Отношении платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг, если оно превышает 30 %.В Республике Беларусь этот показатель не превышал 12 %.

Таким образом можно отметить, что Республика Беларусь не относится к тем странам, которые несут тяжёлое бремя внешних долгов.

В период ,предшествующий мировому финансово-экономическому кризису,благоприятная внешняя конъюнктура способствовала росту в Республике Беларусь объёмов внешнего финансирования как банками, так и предприятиями небанковского сектора за счёт сравнительно дешёвых (в рублёвом эквиваленте) внешних заимствований. Ввиду этого в стране начался активный процесс замещения внутренних источников инвестиций внешними. В начале 90-х годов прошлого столетия наше молодое государство имело незначительный внешний долг . В 1993 г. Его объём составлял всего 4% к годовому ВВП . К июлю 2010г. Он возрос до 23171млн.долл. и составил 45,5% ВВП. Начиная с 2006 года ,стала наблюдаться тенденция роста валового внешнего долга РБ (рис.1). Однако до того, как влияние мирового финансового кризиса распространилось на республику, данная тенденция не рассматривалась как негативная. Рост отрицательного сальдо (сальдо-это разность между поступлениями и расходами за определенный период времени) торгового баланса в тот период объяснялся, в основном ,увеличением цен на российские энергоносители. При этом темпы роста валового внешнего долга оставались невысокими, что позволяло рассматривать внешние заимствования как благоприятный фактор , обеспечивающий стабильное развитие национальной экономики. Заимствования белорусских банков и предприятий за пределами страны осуществлялись в иностранной валюте, тогда как привлечённые на внешнем рынке средства использовались для финансирования проектов, приносящих не только валютный ,но и рублевый доход. Рублевая стоимость валютных заимствований на внешнем рынке ( в условиях стабильного валютного курса в республике) была устойчиво ниже стоимости рублёвых заимствований на внешнем рынке. Дестабилизация мирового финансового рынка в условиях кризиса ограничила возможности  и привлекательность внешних заимствований для белорусских банков и предприятий ввиду повышения ставок и сокращения объемов заимствований.  

С учётом этих данных определяется лимит внешнего государственного долга, который утверждается Законом  Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь» на очередной финансовый год. 
 

    1. Внешний государственный  долг

    Внешний государственный  долг

    На 1 октября 2009 года: $6191,2 млн долларов США (при утвержденном Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2009 год» лимите в $8 млрд.). В структуре внешнего государственного долга кредиты, погашаемые из средств республиканского бюджета, составляют $6074,1 млн долл. (98,1 %), за счет собственных средств заемщиков — $ 117,1 млн. США (1,9 %). Займы международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР): 25,2 % внешнего государственного долга, на кредиты иностранных государств — 74,8 %. Наибольшая доля — кредиты Российской Федерации (50,4 %), МВФ (24,4 %), Китая (12,7 %). Все — долгосрочные (на срок более 1 года). При этом отсутствуют займы сроком менее 3 лет, на займы сроком от 3 до 5 лет приходится 1,1 % от общей суммы внешнего государственного долга, сроком более 5 лет — 98,9 %[63].

    3 августа 2010 года  Белоруссия получила 592 млн долларов от дебютного размещения еврооблигаций[65].

    На 1 января 2011 года внешний  государственный  долг Республики Беларусь составил $9687,2 млн., увеличившись за 2010 год на 22,8% по данным Министерства финансов.[66]По данным Национального банка  валовый внешний долг Беларуси на 1 января 2011 года составил $28512,1 млн. (увеличившись на 19,2% за 2010 год)[67]. Валовый внешний долг Беларуси достиг 52,2% ВВП на 1 января 2011 года. $12,7 млрд. приходилось на краткосрочные долги, $15,7 млрд. — на долгосрочные.

    На 1 июня 2011 года внешний  государственный  долг составил $10,5 миллиардов[68]. 

    Согласно  законодательству внешним  государственным  долгом является общая  сумма основного  долга Белоруссии и её резидентов по внешним государственным займам. Лимит внешнего государственного долга Белоруссии на конец 2006 года установлен в размере 2 млрд долларов, на 2011 год — в размере 13 миллиардов долларов[68]. 
     

В июле 2011 года Нацбанк отчитался: все долги Беларуси достигли отметки в 31,7 млрд. долларов. Это то, что одолжило правительство, госорганы, предприятия и банки. Кстати, рекорд зафиксировали еще до того, как в резервы страны поступили 800 млн. долларов антикризисного кредита ЕврАзЭС.

Кстати, в этом году государству нужно потратить  на выплату долга 862 млн. долларов. То есть больше, чем часть антикризисного кредита, которую мы недавно получили. 

Отметим, что внешний долг может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние на экономическое развитие. Так, в периоды экономических спадов достаточно эффективным способом смягчения ситуации выступает именно государственное заимствование, которое препятствует резкому падению совокупного спроса, оказывая стабилизирующее воздействие на экономику страны. Кроме того, государственные займы - это дополнительное поступление финансовых ресурсов в страну, которые могут стать базой будущего экономического роста, в особенности в случае их инвестиционного характера. Следовательно, по утверждению экономистов, внешняя задолженность позволяет стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями . В этом аспекте государственные заимствования оказывают положительное влияние на макроэкономическое развитие.

Отрицательное влияние  государственных заимствований  отражается в наличии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являются непомерными для  развития конкретной экономики. Чрезмерные объемы бюджетного дефицита означают на практике недофинансирование как  производственной, так и социальной сферы. Кроме того, чрезмерные объемы бюджетного дефицита, как правило, связаны  с такими отрицательными макроэкономическими  явлениями, как девальвация национальной валюты, возрастание стоимости кредитов и ограничение их доступности, дестабилизация экономики и разбалансирование экономических пропорций.

Исходя из вышеприведенного, можно констатировать, что прежде чем делать выводы относительно характера  влияния государственного долга (положительного или отрицательного) на экономическое  развитие, следует осуществить соответствующие  просчеты и анализ. На наш взгляд, должны быть просчитаны (проанализированы) кратко-, средне- и долгосрочные последствия  государственных заимствований  на макроэкономическое развитие. Так, например, если заимствования имеют  инвестиционный характер, то их первоначальным последствием будет увеличение нагрузки на государственный бюджет (на величину обслуживания и погашения долга). По мере же появления эффекта от освоения инвестиций нагрузка на государственный  бюджет будет уменьшаться вплоть до полного исчезновения и обращения  в "чистый эффект" для бюджета  вследствие макроэкономического роста. Следовательно, последствия государственного заимствования как для государственного бюджета, так и для макроэкономического возрастания будут существенно различаться по годам анализируемого периода.

Информация о работе Внешнеэкономическая задолженность в РБ