Внешнеэкономическая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:38, реферат

Описание работы

Под внешнеэкономической политикой государства обычно понимают совокупность мер государства, направленных на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами. В самом общем виде можно сказать, что главной задачей внешнеэкономической политики является создание благоприятных внешних условий для расширенного воспроизводства внутри страны, поэтому внешнеэкономическая политика всегда тесно связана с внутренней политикой. Исторически сложилось два типа внешнеэкономической политики: протекционизм и фритредерство.

Работа содержит 1 файл

Внешнеэкономическая политика государства.docx

— 21.16 Кб (Скачать)

Внешнеэкономическая политика государства  

 

Под внешнеэкономической  политикой государства обычно понимают совокупность мер государства, направленных на развитие и регулирование экономических  отношений с другими странами. В самом общем виде можно сказать, что главной задачей внешнеэкономической  политики является  создание благоприятных  внешних условий для расширенного воспроизводства внутри страны, поэтому  внешнеэкономическая политика всегда тесно связана с внутренней политикой. Исторически сложилось два типа внешнеэкономической политики: протекционизм  и фритредерство. 

Протекционизм – это политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов.

Фритредерство – политика свободной торговли, основанная на принципе сравнительных преимуществ  и направленная на обеспечение возможности  мировой экономике достигнуть более  эффективного размещения ресурсов и  более высокого уровня материального  благосостояния.

 Исторически первой  внешнеэкономической политикой  был протекционизм. С его проведением  связано использование различных  мер ограничения мировой торговли 

Взвешенная оценка политики протекционизма обязывает экономистов  определить как положительные, так  и отрицательные его стороны  Автаркия – политика экономического обособления, проводимая страной, регионом. Автаркия направлена на создание замкнутой, независимой экономики, способной  обеспечить себя всем необходимым самостоятельно. Автаркия сродни натуральному хозяйству.

Большинство современных  государств проводят гибкую внешнеторговую политику, которая сочетает в себе элементы как протекционизма, так и фритредерства.  В разные периоды их соотношение менялось. Так, в послевоенной экономике в 1950-1960-х гг. преобладали тенденции к либерализации, в 70-х – первой половине 80-х гг. более отчетливо проявилась волна нового протекционизма. При этом выявился ряд тенденций в торговой политике развитых государств:

  1. уменьшение значимости традиционных мер протекционистской защиты национального рынка;
  2. преимущественная направленность сохраняющихся мер традиционного протекционизма против экспорта готовых изделий из развивающихся стран;
  3. использование механизма гибкой защиты национального рынка с помощью мер косвенного регулирования;
  4. аграрный протекционизм;
  5. избирательное использование принципа наибольшего благоприятствования.

Однако общим курсом развития мировой экономики является либерализация  мировой торговли.

Важнейшим понятием, отражающим текущее внешнеэкономическое положение  страны, является платежный баланс.

Платежный баланс – это  систематизированная запись итогов всех экономических сделок между  резидентами данной страны (домашними  хозяйствами, фирмами и правительства) и остальным миром в течение  определенного периода времени (обычно года).

 

Экономическое назначение платежного баланса состоит в том, чтобы  в лаконичной форме отражать состояние  международных экономических отношений  страны с ее зарубежными партнерами, являясь индикатором для выбора  необходимых инструментов экономической  политики.

Все три составные части  платежного баланса должны в сумме  составлять ноль. Когда говорят о  дефицитах и активов платежных  балансов, то имеют в виду баланс счетов текущих операций и движений капитала. Преодолеть несбалансированность платежного баланса можно путем  использования официальных резервов иностранной валюты, которые находятся  в распоряжении центральных банков государств. Кроме того существует несколько основных методов государственного воздействия на состояние платежного баланса 

Анализ платежного баланса  России 1992-1998 гг. позволяет выявить  ряд устойчивых тенденций в его  динамике и структуре, предопределенных процессом либерализации внешних  экономических связей и макроэкономической политикой правительства в период рыночных реформ. Прежде всего необходимо отметить: рост положительного сальдо торгового баланса и соответственно сальдо текущих операций; устойчивое отрицательное сальдо баланса услуг;  постоянно увеличивающееся отрицательное сальдо доходов от инвестиций в результате нарастающих платежей по обслуживанию внешнего долга; огромные объемы просроченных платежей по обязательствам развивающихся стан перед Россией и перенесенных  платежей по обслуживанию внешнего долга бывшего СССР и др. Такое положение требует адекватных мер правительства, связанных не только с попытками сбалансирования платежного баланса страны, сколько со стабилизацией ее внутреннего и внешнеэкономического положения.

 

 

Формы и методы государственного регулирования в  контексте мирового опыта.

 

Мировой опыт свидетельствует, что даже в условиях развитой рыночной экономики существует объективная  необходимость в государственном  регулировании внешнеторговой деятельности. Государство при этом призвано защищать интересы своих производителей, принимать  меры по всемерному увеличению экспорта, привлечению иностранных инвестиций, защите интересов хозяйствующих  субъектов, законодательно закреплять условия существования во внешнеторговой деятельности и контроля за их неукоснительным соблюдением, как резидентами, так и нерезидентами. В целом государственное регулирование внешней торговли представляет собой систему мер воздействия различных общественных институтов и государственных органов на внешнеторговые связи с целью наиболее эффективного использования преимуществ международного разделения труда.

 

Государственное регулирование  экономики в целом осуществляется посредством различных форм и  методов, важнейшими из которых являются прогнозирование, планирование и программирование. В условиях государственного регулирования  внешнеторговой деятельности прогнозирование  преследует цели формирования стратегии  и приоритетов в развитии национальных отраслей, способных обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции  и вписаться мировой рынок. Планирование направлено на координирование позиций  государственного и частного сектора  в области внешней торговли, в  процессе планирования на каждые 3-5 лет  намечаются необходимые объемы промышленной продукции, размеры капитальных  вложений, размеры желаемого роста  производства и т.д. Программирование осуществляется через соответствующие  программы.

 

Мировая практика рыночной экономики выработала достаточно эффективные  принципиальные подходы и механизмы  государственного регулирования внешнеторговой деятельности, хотя в этой сфере  до сих сталкиваются 2 противоречивые тенденции: протекционизм, т.е. защита собственного производства от иностранной  конкуренции и либерализация, т.е. предоставление возможно большей свободы  доступа зарубежных товаров и  услуг на внутренний рынок. Практически все государства стремятся к поиску компромисса между протекционистскими мерами и либерализацией внешнеторговой деятельности резидентов и нерезидентов.

 

 

В соответствии с мировой  практикой государства используют 2 набора методов регулирования:

 

 экономические (тарифные, косвенные); административные (нетарифные, прямые).

 

Экономические методы – это стимулирование или дестимулирование участников внешнеторговой деятельности осуществить или воздержаться от совершения конкретных операций (сделок). Для этой цели используются такие экономические инструменты как налоги, пошлины, субсидии, льготное кредитование и страхование, валютное регулирование, направление из госбюджета ресурсов на развитие экспортных производств и информационной инфраструктуры внешнеторговой деятельности и т.д. Косвенным подобное регулирование считается потому, что при этом государство не запрещает осуществление внешнеторговых операций, а только регулирует уровень прибыльности соответствующих операций и тем самым эффективно воздействует на решение хозяйствующих субъектов о целесообразности их проведения.

 

В условиях развитой рыночной структуры экономические методы являются наиболее действенными. При этом, как правило, всяческими льготами стимулируется экспорт и в некоторых случаях ограничивается импорт, в частности, высокими ввозными пошлинами. Обычно льготы являются не дискриминационными, чтобы создавать равные условия для всех участников внешней торговли.

 

Главным инструментом в руках  государства при регулировании  внешней торговли является использование  тарифного регулирования посредством  таможенного тарифа. Таможенный тариф  – это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин на товары, провозимые через границу данной страны, устанавливаемый  на законодательном уровне. Таможенный тариф является наиболее распространенным инструментом государственного регулирования  внешней торговли, действующим через  механизм ценообразования.

 

Среди основных функций таможенного  тарифа особо выделяются протекционистская и фискальная. Протекционистская функция связана с защитой национальных производителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при реализации их на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством. Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.

 

Административные (нетарифные) методы государственного регулирования  внешнеторгового оборота включают многочисленные мероприятия, ограничивающие использование иностранных товаров  на внутреннем рынке страны. По мнению специалистов во внешнеторговом обороте  используется более пятидесяти видов  нетарифных ограничений.

 

 

По классификации ГАТТ/ВТО  нетарифные ограничения подразделяются на 5 основных групп:

 

  1. количественные ограничения импорта и экспорта, к которым относятся квотирование и лицензирование;
  2. таможенные и административные импортно-экспортные формальности, включая антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товаров, таможенные и консульские формальности, товаросопроводительные документы;
  3. стандарты и требования к качеству товаров, включая санитарные и фитосанитарные нормы, промышленные стандарты, требования к упаковке и маркировке товаров;
  4. ограничения, заложенные в механизме платежей: скользящие сборы, импортные депозиты, льготы для отдельных отраслей и предприятий, механизм валютных курсов;
  5. участие государства во внешнеторговых операциях, а именно: субсидирование производства и экспорта товаров, система государственных закупок, государственная торговля.

 

Количественные ограничения  непосредственно регламентируют количество ввозимого в страну товара и вывозимого за ее пределы. Из всех видов нетарифных барьеров они получили наибольшее распространение. На практике сложилось два основных направления применения количественных ограничений: квотирование и лицензирование.

 

Квотирование – административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, в основе которой лежит ограничение  государственной властью ввоза (вывоза) товаров в определенном количестве или сумме за установленный период посредством импортных (экспортных) квот. Квотирование реализуется через  систему лицензирования.

 

Лицензирование – регулирование  внешнеторговой деятельности через  разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах  за определенный промежуток времени. Основными  видами лицензий являются разовая и генеральная. Разовая лицензия – письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое уполномоченным органом конкретной фирме на осуществление 1 внешнеторговой сделки. Генеральная – разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок.

 

В следующей группе нетарифных ограничений наибольшее распространение  имеют антидемпинговые пошлины, которые применяются в случаях  ввоза на таможенную территорию страны товаров по цене более низкой, чем  их нормальная стоимость в стране вывоза на момент ввоза, если такой  ввоз наносит или угрожает нанести  материальный ущерб отечественным  производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в стране. Основная цель применения – нейтрализация негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.

 

В основе следующей группы лежат так называемые технические  барьеры, устанавливающие необходимость  проверки соответствия импортируемой  продукции требованиям международных  и национальных стандартов и технических  норм. Устанавливаются либо в законодательном  порядке, либо ассоциациями производителей.

 

Если правительство считает  необходимым стимулировать экспорт  национальных производителей, то оно  может в той или иной форме  предоставлять им субсидии из бюджета. Субсидии могут быть прямыми и  косвенными. Прямое финансирование осуществляется в виде выплат экспортеру дотаций  из бюджета после совершения им экспортной операции на сумму разницы его  издержек и полученного им дохода. Косвенные – скрытое дотирование  экспортеров через предоставление льгот по налогам, льготные условия  страхования, передача экспортным компаниям  правительственных заказов по завышенным ценам и т.д.

Информация о работе Внешнеэкономическая политика государства