Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:38, реферат
Под внешнеэкономической политикой государства обычно понимают совокупность мер государства, направленных на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами. В самом общем виде можно сказать, что главной задачей внешнеэкономической политики является создание благоприятных внешних условий для расширенного воспроизводства внутри страны, поэтому внешнеэкономическая политика всегда тесно связана с внутренней политикой. Исторически сложилось два типа внешнеэкономической политики: протекционизм и фритредерство.
Внешнеэкономическая политика государства
Под внешнеэкономической
политикой государства обычно понимают
совокупность мер государства, направленных
на развитие и регулирование экономических
отношений с другими странами.
В самом общем виде можно сказать,
что главной задачей
Протекционизм – это политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов.
Фритредерство – политика свободной торговли, основанная на принципе сравнительных преимуществ и направленная на обеспечение возможности мировой экономике достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния.
Исторически первой
внешнеэкономической политикой
был протекционизм. С его
Взвешенная оценка политики протекционизма обязывает экономистов определить как положительные, так и отрицательные его стороны Автаркия – политика экономического обособления, проводимая страной, регионом. Автаркия направлена на создание замкнутой, независимой экономики, способной обеспечить себя всем необходимым самостоятельно. Автаркия сродни натуральному хозяйству.
Большинство современных государств проводят гибкую внешнеторговую политику, которая сочетает в себе элементы как протекционизма, так и фритредерства. В разные периоды их соотношение менялось. Так, в послевоенной экономике в 1950-1960-х гг. преобладали тенденции к либерализации, в 70-х – первой половине 80-х гг. более отчетливо проявилась волна нового протекционизма. При этом выявился ряд тенденций в торговой политике развитых государств:
Однако общим курсом развития мировой экономики является либерализация мировой торговли.
Важнейшим понятием, отражающим
текущее внешнеэкономическое
Платежный баланс – это систематизированная запись итогов всех экономических сделок между резидентами данной страны (домашними хозяйствами, фирмами и правительства) и остальным миром в течение определенного периода времени (обычно года).
Экономическое назначение платежного
баланса состоит в том, чтобы
в лаконичной форме отражать состояние
международных экономических
Все три составные части
платежного баланса должны в сумме
составлять ноль. Когда говорят о
дефицитах и активов платежных
балансов, то имеют в виду баланс
счетов текущих операций и движений
капитала. Преодолеть несбалансированность
платежного баланса можно путем
использования официальных
Анализ платежного баланса
России 1992-1998 гг. позволяет выявить
ряд устойчивых тенденций в его
динамике и структуре, предопределенных
процессом либерализации
Формы и методы государственного регулирования в контексте мирового опыта.
Мировой опыт свидетельствует,
что даже в условиях развитой рыночной
экономики существует объективная
необходимость в
Государственное регулирование
экономики в целом
Мировая практика рыночной экономики выработала достаточно эффективные принципиальные подходы и механизмы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, хотя в этой сфере до сих сталкиваются 2 противоречивые тенденции: протекционизм, т.е. защита собственного производства от иностранной конкуренции и либерализация, т.е. предоставление возможно большей свободы доступа зарубежных товаров и услуг на внутренний рынок. Практически все государства стремятся к поиску компромисса между протекционистскими мерами и либерализацией внешнеторговой деятельности резидентов и нерезидентов.
В соответствии с мировой
практикой государства
экономические (тарифные, косвенные); административные (нетарифные, прямые).
Экономические методы – это стимулирование или дестимулирование участников внешнеторговой деятельности осуществить или воздержаться от совершения конкретных операций (сделок). Для этой цели используются такие экономические инструменты как налоги, пошлины, субсидии, льготное кредитование и страхование, валютное регулирование, направление из госбюджета ресурсов на развитие экспортных производств и информационной инфраструктуры внешнеторговой деятельности и т.д. Косвенным подобное регулирование считается потому, что при этом государство не запрещает осуществление внешнеторговых операций, а только регулирует уровень прибыльности соответствующих операций и тем самым эффективно воздействует на решение хозяйствующих субъектов о целесообразности их проведения.
В условиях развитой рыночной структуры экономические методы являются наиболее действенными. При этом, как правило, всяческими льготами стимулируется экспорт и в некоторых случаях ограничивается импорт, в частности, высокими ввозными пошлинами. Обычно льготы являются не дискриминационными, чтобы создавать равные условия для всех участников внешней торговли.
Главным инструментом в руках
государства при регулировании
внешней торговли является использование
тарифного регулирования
Среди основных функций таможенного тарифа особо выделяются протекционистская и фискальная. Протекционистская функция связана с защитой национальных производителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при реализации их на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством. Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.
Административные (нетарифные)
методы государственного регулирования
внешнеторгового оборота
По классификации ГАТТ/ВТО нетарифные ограничения подразделяются на 5 основных групп:
Количественные ограничения непосредственно регламентируют количество ввозимого в страну товара и вывозимого за ее пределы. Из всех видов нетарифных барьеров они получили наибольшее распространение. На практике сложилось два основных направления применения количественных ограничений: квотирование и лицензирование.
Квотирование –
Лицензирование –
В следующей группе нетарифных ограничений наибольшее распространение имеют антидемпинговые пошлины, которые применяются в случаях ввоза на таможенную территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза на момент ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в стране. Основная цель применения – нейтрализация негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.
В основе следующей группы
лежат так называемые технические
барьеры, устанавливающие необходимость
проверки соответствия импортируемой
продукции требованиям
Если правительство считает
необходимым стимулировать
Информация о работе Внешнеэкономическая политика государства