Внешнеэкономическая деятельность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является отражение теоретических вопросов внешнеэкономической деятельности российских предприятий, отражение ее современного состояния. Наиболее важным является выявление перспектив и путей развития внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Введение 5
1. Основы внешнеэкономической деятельности предприятия 7
1.1. Предприятие как субъект внешнеэкономической деятельности 8
1.2. Основные формы внешнеэкономической деятельности
российских предприятий 11
1.3. Государственное регулирование внешнеэкономической
деятельности 18
2. Проблемы развития внешнеэкономической деятельности
(на примере машиностроения) 25
2.1. Современное состояние внешнеэкономической деятельности
российского машиностроения 27
2.2. Перспективы и пути развития внешнеэкономической
деятельности российских предприятий
(на примере машиностроения) 34
Заключение 41
Список использованной литературы 43

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 65.82 Кб (Скачать)

Необходимой предпосылкой и обязательным условием внешнеторговой деятельности предприятия является выполнение целого ряда операций, связанных с обеспечением продвижения товара от продавца к  покупателю. В ряду этих операций выделяют такие, как транспортные, транспортно-экспедиторские, страховые, а также операции, связанные  с введением международных расчетов. Таким образом, внешнеторговые операции  охватывают широкий комплекс экономического, валютно-финансового и правового характера.

Внешнеторговые операции осуществляются на основе заключаемых  сделок. Под международной торговой сделкой понимают договор между  двумя или несколькими фирмами, находящимися в разных странах, по поставке товара и/или оказанию услуг в  соответствии с согласованными условиями.

Договор купли-продажи не считается международным, если он заключен между сторонами разной государственной  принадлежности, фирмы которых находятся  на территории одного государства. И в то же время договор признается международным, если он заключен между сторонами одной государственной принадлежности, коммерческие фирмы которых находятся на территории разных государств.

Таким образом, основным признаком  международной торговли является пересечение  границы страны-продавца товаром, если это материальный объект. Также международную  торговую сделку характеризует и  то, что она сопровождается платежом в иностранной валюте по отношению  к одной или обеим сторонам. Однако этот принцип может не соблюдаться, например, при товарообменных сделках.

К понятию «торговая сделка»  относятся все сделки, связанные  с обменом товаров и предоставлением  услуг.

Среди прочих форм внешнеэкономической  деятельности российских предприятий  наиболее значительная роль принадлежит  экспорту. Но, выходя на внешний рынок, руководство предприятия должно понимать, что в современном мировом  хозяйстве обычная торговля  все  быстрее уступает место более  сложным отношениям между продавцами и покупателями. Значительная часть сбыта промышленной продукции связана с различными формами промышленного сотрудничества. Речь идет о международной кооперации производства (МКП). Российские предприятия уже имели некоторый опыт развития таких отношений с бывшими странами СЭВ, но эта кооперация была, как правило, для них невыгодна в связи с устаревшим механизмом хозяйствования и навязывалась им «сверху».

«Международная кооперация производства – это скоординированная  или совместная, обычно долговременная производственно-экономическая, и, как правило, научно-техническая деятельность партнеров из разных стран, основанная на разделении производственно-сбытовых программ, равноправном и взаимовыгодном сотрудничестве» [3, c.57].

В современном мире МКП занимает ведущее место среди остальных  форм внешнеэкономических связей, в  силу присущих ей объективных преимуществ.   Суть МКП состоит  в:

    • объединении иностранных партнеров на основе общности экономических, технологических, научно-технических и иных интересов;
    • организации производства промежуточной продукции (применительно к машиностроению – комплектующих деталей) на предприятиях – участниках МКП с последующей сборкой из нее готовых изделий;
    • увязке технических параметров готовых изделий и их частей, обеспечивающей взаимозаменяемость и унификацию кооперированных изделий с учетом стандартов международных организаций и стран-кооперантов.

Международная кооперация производства имеет ряд особо важных преимуществ для предприятий России в современных условиях. Она позволяет:

    • посредством небольшого увеличения объема взаимных поставок комплектующих между российскими и зарубежными партнерами добиться значительного и быстрого увеличения выпуска предприятиями конечной продукции с последующей ее реализацией. Это достигается благодаря тому, что к небольшой части импортных комплектующих, которые в России не производятся, наши предприятия могут присоединить значительно больше компонентов своего производства и живого труда;
    • в наибольшей степени экономить валюту, что является первостепенным для российских предприятий в современных экономических условиях, когда обнаруживается отсутствие СКВ у многих наших производителей;
    • быстрее повышать технический уровень производства благодаря совершенствованию организации производства и управления им, внедрению достижений мировой практики менеджмента и маркетинга, эффективному обмену технологиями с иностранными фирмами.

Российские предприятия, вступая  в МКП, ставят своей первоочередной целью повышение качества и конкурентоспособности  производимой продукции,  которая  пользовалась бы успехом, как на внутреннем, так и на мировом рынке, а также применение высокоэффективной  и экологически чистой техники и технологий.

МКП имеет множество форм и разновидностей, предопределяемых особенностями кооперационных проектов.

Одним из  важнейших критериев  при выборе предприятием наиболее подходящей для него формы МКП, являются  отношения собственности. Здесь  можно выделить такие варианты, как:

    • полное обособление собственности предприятий-партнеров из России и других стран на средства производства, ресурсы и имущество;
    • объединение собственности российских и зарубежных партнеров в различных формах совместного предпринимательства;
    • различные сочетания двух перечисленных выше видов отношений собственности.

В применяемой Европейской Экономической  Комиссией ООН укрупненной группировке  форм МКП, выделены  следующие модели договорной МКП.

  1. Кооперация на лицензионной основе. Здесь осуществляется передача лицензии ее владельцем (лицензиаром) партнеру (лицензиату) на использование последним промышленной или интеллектуальной собственности первого. В ряде случаев передача лицензий дополняется продажей лицензиаром  лицензиату некоторых видов оборудования или технологических линий, относящихся к переданным лицензиям и предмету кооперации. В оплату всего полученного лицензиат поставляет лицензиару кооперированную продукцию, а также может выполнять работы и услуги.
  2. Кооперация по модели 1, дополняемая постоянной поставкой лицензиаром лицензиату комплектующих в определенной доле стоимости компонентов или конечной продукции.
  3. Кооперация по модели 1 с одновременной передачей оборудования в порядке лизинга.
  4. Совместное производство, предусматривающее:
    • использование технологий, переданных друг другу сторонами кооперационного проекта;
    • производство на их основе кооперированной продукции и взаимные ее поставки;
    • специализацию каждой стороны договора о МКП на производстве какой либо конечной или промежуточной продукции в соответствии с договором о МКП;
    • распределение сбыта продукции между участниками МКП.
  1. Совместное производство, включающее помимо перечисленных выше пунктов еще и совместное проведение НИОКР.
  1. МКП по комплексу работ, охватываемых всеми перечисленными выше моделями.
  2. Подрядная МКП, при которой заказчику предоставляется согласованное количество продукции, произведенной подрядчиком с использованием «ноу-хау» и документации заказчика. Эта форма МКП наиболее проста и распространена. Но она чаще бывает недолговременной для российских предприятий, так как иностранный заказчик при определенном повороте событий может приостановить и не возобновлять заказ, что ставит российского подрядчика в затруднительное положение.

Однако во многих случаях российским предприятиям приходится довольствоваться лишь подрядной кооперацией, и другими  простыми формами МКП. Скачку к наиболее развитым, комплексным формам МКП  в России препятствуют: отсутствие у многих предприятий опыта кооперационного  сотрудничества; ограниченный научно-технический  и производственно-технологический  потенциал, существенно уступающий ведущим компаниям развитых стран; отсутствие средств, особенно валютных, на   перестройку производства.

На начальной стадии привлечения  иностранных инвестиций в российскую экономику получила распространение  такая форма внешнеэкономической  деятельности, как создание совместных предприятий. Они создавались на основе договора между отечественным  государственным предприятием, которое  выделяло определенную часть имущества, имевшегося в его распоряжении (здания, оборудование, научно-технические знания), в качестве вклада в уставный фонд СП. Доля иностранного инвестора в уставном фонде определялась стоимостью поставляемых им машин, оборудования, современных технологий и наличных денег в СКВ. С самого начала в процессе создания СП наиболее остро встала проблема определения реального соотношения вкладов российского и иностранного партнеров. Уже на первых этапах выявились определенные недостатки этой формы предпринимательства для нашей страны, поскольку занижалась реальная доля отечественных участников при формировании уставных фондов СП.

В настоящее время серьезных западных инвесторов интересует не столько партнерство с российскими предприятиями, сколько приобретение надежных элементов контроля над производством. Поэтому все большую роль в привлечении иностранных инвестиций играет создание предприятий со 100%-ным иностранным участием. Когда предприятие создается полностью за счет иностранного инвестора, то не возникает вопрос о правильной оценке российского вклада. И в этом смысле такие предприятия даже предпочтительнее СП.

 

1.3. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.

 

Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности является составной частью экономической политики государства  в современных условиях. Россия провозгласила  курс на формирование открытой экономики, которая призвана способствовать росту  эффективности производства. Но, учитывая мировой опыт, полностью открывать  российский рынок для иностранных  компаний можно только постепенно, так как большинство наших  производителей не выдерживают с  ними конкуренции.

Внешнеэкономическая деятельность в России регулируется совокупностью норм, изложенных в законах РФ или указах Президента. К числу важнейших законодательных актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, относятся Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Таможенный кодекс Российской Федерации, Закон «О таможенном тарифе».

В статье 4 Закона «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности»  сформулированы принципы этого регулирования:

    • единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики РФ;
    • единство системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и контроля за ее осуществлением;
    • единство таможенной территории РФ;
    • приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
    • равенство участников внешнеэкономической деятельности и их недискриминация;
    • защита государством прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности;
    • исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеэкономическую деятельность, нанесения ущерба ее участникам.

Конкретный механизм регулирования  внешнеэкономической деятельности определяется указами президента и  постановлениями правительства, которые  конкретизируют законодательные положения. Они устанавливают порядок лицензирования и квотирования во внешней торговле, ставки таможенных платежей и порядок  их взимания.

В условиях экономического кризиса, неконкурентоспособности  национальной экономики, сильного спада  производства внешнеэкономическую  деятельность. Основными методами регулирования внешнеэкономических связей являются финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом; административные средства регулирования. Но в последнее время правительство почти полностью отказалось от административных методов (кроме специфических видов торговли), а также от квотирования экспорта. Отменены также и экспортные пошлины.

Согласно Закону РФ «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности», экспорт из России и импорт в Россию осуществляется без количественных ограничений. Ограничения могут  вводиться только в исключительных случаях, таких как ограничение  экспорта стратегически важного  сырья и товаров для избежания  нанесения ущерба национальной экономике.

Законом предусматриваются и такие  меры содействия экспорта и внешнеэкономической  деятельности в целом, как ежегодное  составление программ развития внешнеторговой деятельности. В долгосрочном плане наиболее важно создать систему стимулирования наиболее эффективного и перспективного экспорта – экспорта готовой продукции. В 1996 году Правительством было принято постановление «О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг». В нем предусмотрены определенные льготы экспортоориентированным предприятиям, особенно производящим машино-техническую продукцию, в получении кредитов, в частности под обеспечение их оборотными средствами, за счет федерального бюджета на возвратной основе с уплатой процентов в размере половины учетной ставки Центрального банка РФ.  Предусмотрено гарантирование и страхование экспортных кредитов для обеспечения защиты экспортеров от долгосрочных коммерческих и политических рисков.

В начале 1996 года была одобрена Федеральная  программа развития экспорта, в которой  предусмотрены шаги в направлении  изучения зарубежных рынков, подготовки кадров, развития международной специализации  и кооперации производства.

Правительство Российской Федерации принимает меры по созданию благоприятных условий для доступа российских лиц на рынки других государств, вступая, в частности, в этих целях в двусторонние и многосторонние переговоры и заключая международные договоры, а также участвуя в создании и деятельности международных организаций и межправительственных комиссий, призванных содействовать развитию торгово-экономических связей Российской Федерации с иностранными государствами.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность предприятия