Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 15:01, курсовая работа
Целью работы является отражение теоретических вопросов внешнеэкономической деятельности российских предприятий, отражение ее современного состояния. Наиболее важным является выявление перспектив и путей развития внешнеэкономической деятельности.
Работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение 2стр.
Основы внешнеэкономической деятельности предприятия 3
1.1. Предприятие как субъект внешнеэкономической деятельности 4
1.2. Основные формы внешнеэкономической деятельности
российских предприятий 7
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности 12
2. Проблемы развития внешнеэкономической деятельности
(на примере машиностроения) 17
2.1. Современное состояние внешнеэкономической деятельности
российского машиностроения 18
2.2. Перспективы и пути развития внешнеэкономической
деятельности российских предприятий (на примере машиностроения)
23
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Как видно из вышеприведенных таблиц, общая сумма экспорта в 1997 году по отношению к 1996 составила 103,8 %, а импорта - 126,0 %. Сальдо внешнеторгового обмена по машинам, оборудованию и транспортным средствам (в млн. долл.) в 1996 году составило –6402,2, а в 1997 году -9898,1.
Таким образом, из приведенных данных можно сделать следующие выводы.
Во-первых, по экспортно-импортным поставкам машин и оборудования Россия имеет отрицательное и растущее сальдо, то есть является чистым импортером продукции машиностроения. Доля изделий машиностроения в общем импорте достигает одной трети, что является очень большой величиной, и при этом около 81% импортируется из стран дальнего зарубежья [9, c.19].
Высокая доля импорта машин и оборудования из бывших союзных республик объясняется желанием скорее обновить мощности промышленного комплекса. Но в перспективе здесь таится серьезная опасность. Если такая тенденция сохранится, машиностроительные предприятия придут в упадок, лишившись заказов российских предприятий, тогда как отечественные заводы, оснащенные западным технологическим оборудованием, попадут в зависимость от поставок комплектующих и запасных частей.
Во-вторых, доля машинотехнической продукции в общем экспорте страны составляет около 6 %, а по другим данным намного меньше, что не характерно для индустриальных стран мира [9, c.19].
В последнее время уменьшилась доля стран СНГ в российском машиностроительном экспорте и импорте, что служит причиной разрыва кооперационных связей между предприятиями, которые в недавнем прошлом являлись единым машиностроительным комплексом.
Также одной из существенных проблем является то, что в общем экспорте машиностроительных предприятий низка доля наукоемкой продукции. А в общем экспорте России она составляет всего лишь 1 % [8, c.45].
Продукция российского машиностроения в большинстве случаев выхода предприятий на внешние рынки не может выдержать конкуренцию западных аналогов. Низкая конкурентоспособность является основной причиной наблюдающейся тенденции к утрате отечественными предприятиями части внутренних и внешних товарных рынков. Это непременно может привести к значительному снижению экономического потенциала страны.
Но причина такого положения
дел в области
Российские предприятия
не пускают на рынки высокотехнологичных
товаров со своей продукцией, увеличивают
барьеры входа на рынки. Россию допускают
фактически только к торговле сырьем
и энергоносителями. И в то же
время, при нынешней открытости российской
экономики Запад получил
На данном этапе в машиностроительном
комплексе сложилась крайне сложная
ситуация. Машиностроение стоит на
грани утраты его технологического
потенциала. Чтобы уйти от этой грани,
необходимо осуществить широкий
комплекс внутригосударственных мер.
Их эффект будет больше, а затраты
на его достижение меньше, если удастся
вовлечь наши предприятия в
Возрождение машиностроения, завоевание и укрепление позиций на мировых рынках зависят от ряда факторов. Основными из них являются:
Как известно, собственных
инвестиционных ресурсов в нашей
стране недостаточно для возрождения
промышленности, качественной ее перестройки,
обеспечившей бы выход на внешние
рынки. Иностранные инвесторы тоже
не спешат вкладывать средства в
наше машиностроение. Это прежде всего
связано с экономической и
политической нестабильностью в
стране, а также с отсутствием
так называемой «инвестиционной
привлекательности» у большинства
предприятий отрасли. Устарело оборудование
и научно-техническая база наших
заводов. Иностранных инвесторов отталкивает
и то, что большинство
Инвестиционные ограничения являются ныне решающими для машиностроения. По некоторым оценкам, спад капитальных вложений в эту отрасль в несколько раз превысил предельно допустимый для воспроизводства основных фондов, технологий и создания перспективных научных заделов (этот предел оценивается в 16-30 %).
Нужно сказать, что большинство
российских машиностроительных предприятий
не обладает достаточным научно-
В улучшении положения дел в области науки, техники и технологии производства многое зависит от достижений отечественной науки, которая финансируется крайне недостаточно в последнее время, от достижений в сфере НИОКР, а также от развития международного научно-технического сотрудничества (МНТС), научно-производственной кооперации России с зарубежными партнерами. На развитие МНТС выделяется лишь одна сотая средств, ассигнуемых на науку в целом.
Но и в области МНТС
России с западом существуют проблемы.
Они состоят в том, что в
последние годы МНТС носит неравноправный
для России характер. Разработки в
основном финансируются Западом
по прямым связям с российскими научно-
Вместе с тем существуют
определенные трудности при
Также не соответствуют современному
мировому уровню производительных сил
структуры и методы управления на
российских машиностроительных предприятиях.
К настоящему времени предприятия
России в силу ряда причин пока не смогли
вписаться в мировой
Таким образом, из всего вышесказанного
можно сделать вывод, что современное
состояние внешнеэкономической
деятельности машиностроительных предприятий
можно охарактеризовать как упадочное.
На пути выхода на внешние рынки
и взаимодействия с иностранными
партнерами предприятия сталкиваются
с значительными затруднениями
и препятствиями. Но и из этой ситуации
несомненно есть выход, если руководителям
предприятий и государству
2.2. Перспективы
и пути развития
Одной из первостепенных проблем
российских предприятий, с точки
зрения внешнеэкономического аспекта,
является низкий уровень конкурентоспособности
производимой продукции. Помимо того,
что отечественные
В стране имеется крупная
минерально-сырьевая база, имеются
уникальные технологии и опытно-конструкторские
разработки, в частности в авиакосмической
промышленности и ВПК. Также страна
не испытывает недостатка в трудовых
ресурсах. В настоящее время доля
трудоспособного населения в
его общей численности
В целях построения высокоэффективной
экономики, внешнеэкономическая политика
России должна быть ориентирована на
развитие экспорта и на импортозамещение.
Процесс импортозамещения решает целый
комплекс социально-экономических
задач, таких как возрождение
промышленного комплекса, сокращение
безработицы, укрепление экономической
безопасности страны. Но тем не менее
не целесообразно создавать
В современных условиях к важнейшим перспективным целям развития экспорта развития экспорта продукции машиностроения следует отнести:
Весьма важным исходным пунктом
для выработки
Также, следует сказать, что дальнейшее развитие внешнеэкономической деятельности российских предприятий и их интеграция в мировое хозяйство невозможно без наличия кооперационных связей с иностранными партнерами. анализ тенденций в мировом хозяйстве убеждает в необходимости приоритетного развития международной кооперации в производстве и экспорте наукоемкой, высокотехнологичной продукции. Кооперирование производства позволит предприятиям осваивать новые технологии, методы организации и управления в производстве. Кооперация производства дает российским предприятиям возможность беспрепятственного выхода на внешние рынки, а также успешно реализовывать кооперированную продукцию на внутренних рынках.
Удачным примером кооперации
российского предприятия с
Включение российских предприятий в мировой кооперационный процесс должно идти синхронно с налаживанием или поддержанием ранее сложившихся кооперационных связей внутри страны. Без этого трудно налаживать МКП с зарубежными партнерами. Такая кооперация представляет собой реальную интеграционную основу, на которой может лучше развиваться МКП, так как она имеет громадный интеллектуальный, научно-технический, производственный и природно-ресурсный потенциал.
Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность предприятий