Внешне экономическая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 13:02, контрольная работа

Описание работы

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 % всего объема международных экономических отношений.

Работа содержит 1 файл

контрольная внешне эконом деят.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

                                                  Введение 

     Традиционной  и наиболее развитой формой международных  экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 % всего объема международных  экономических отношений.

     Страны торгуют по нескольким причинам. Во-первых, экономические ресурсы – природные, человеческие, инвестиционные товары – распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно различаются по своей обеспеченности экономическими ресурсами. Во-вторых, эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинации ресурсов.

     Анализ  динамики внешней торговли России является актуальным, так как Россия в настоящее  время активно борется за улучшение  своего положения на международном рынке, и внешняя торговля для России это основной источник средств для поднятия национальной экономики и решения внутренних экономических и социальных проблем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Россия  на мировом рынке  товаров.

     В марте 2010 года в докладе Всемирного банка отмечалось, что потери экономики России оказались меньше, чем это ожидалось в начале кризиса. По мнению Всемирного банка, отчасти это произошло благодаря масштабным антикризисным мерам, которые предприняло правительство.

     По  итогам первого квартала 2010 года, по темпам роста ВВП (2,9%) и роста промышленного производства (5,8%) Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмёрки», уступив только Японии.

     В последнее время существенно  возросла роль внешнеэкономических  связей России. Ее внешнеторговый оборот товаров и услуг составляет в  настоящее время около 60% объема ВВП, а поступления от ВЭД формируют  весомую долю финансовых ресурсов предприятий и более 40% доходов федерального бюджета страны. В международном разделении труда активно участвует лишь часть отечественной экономики, представленная, главным образом, топливно-сырьевым сектором, а основной научно-производственный потенциал страны (кроме отдельных предприятий ОПК) вовлечен в мирохозяйственные отношения слабо. Вразрез с тенденциями развития мировой торговли рост российского экспорта обеспечивается в основном за счет поставок топливно-сырьевых ресурсов, в большинстве своем невозобновляемых.

     По  вывозу нефти, природного газа, цветных  металлов, алмазов Россия вошла в  число ведущих мировых поставщиков. Удельный вес сырья и материалов в общем объеме российского экспорта достигает 80%, тогда как машин и оборудования, включая военную технику, 5-7%. Доля России в мировом обороте товаров и услуг снизилась по сравнению с дореформенным периодом с 2,5% примерно до 1,7%.

     Возможности, открывающиеся в результате научно-технологических  преобразований в мире, используются Россией явно недостаточно. Некоторым исключением является, пожалуй, лишь информационно-коммуникационная сфера.

     По  общим объемам экспорта и импорта  лицензий, патентов, ноу-хау, другой научно-технической  документации и услуг Россия заметно  уступает странам, строящим инновационную экономику.

     В результате Россия заметно проигрывает  в эффективности обмена технологиями. Судя по официальной статистике, она продает (в расчете на одно соглашение) более простые или не получившие должной оценки технологии, а покупает более дорогие. Средняя выручка от экспорта технологий, хотя и несколько увеличилась, остается почти втрое ниже, чем платежи по их импорту. По отдельным позициям, например по патентным лицензиям и ноу-хау, разрыв достигает 5-ти и 17-ти раз, по товарным знакам - 12-ти раз. Только по научным исследованиям он сравнительно небольшой (1,6 раза).

     Не  вполне отвечает стратегическим интересам  России и отраслевая структура научно-технического обмена с зарубежными странами. Согласно данным Росстата, главными импортерами технологий выступают топливная и пищевая отрасли промышленности (соответственно 42 и 20% общей суммы платежей за импорт технологий). Однако на такие важные отрасли, как машиностроение и химия, приходится лишь 1,9 и 10% платежей по импорту технологий. Среди экспортеров технологий выделяются сектор науки и научного обслуживания (23%), а также строительство (17%), тогда как доля всей промышленности составляет только 15%.

     Поставки  за рубеж высокотехнологичной продукции  составляют лишь 2% общего объема экспорта товаров и услуг и занимают на мировом рынке такой продукции всего 0,3%. В этом отношении Россия многократно уступает не только развитым странам Запада, но и таким быстроразвивающимся, как Китай и Южная Корея. В то же время по ряду видов наукоемких изделий, прежде всего, в области вооружений и военной техники, продукции авиа- и ракетно-космических отраслей, атомной промышленности Россия продолжает занимать видное место на зарубежных рынках. Так, в странах дальнего зарубежья, особенно на развивающихся рынках, реализуется свыше 90% экспорта оружия и боеприпасов, летательных и космических аппаратов, более 80% авиадвигателей, радиолокационной и радионавигационной аппаратуры, 70% инструментов и аппаратов, около 60% продукции атомной промышленности. Это свидетельствует о том, что большинство указанных изделий отвечает качественным и ценовым требованиям мировых рынков.

     Низкая  степень участия России в международном  научно-технологическом обмене, во многом обусловлена отсутствием  последовательной государственной  политики по развитию и использованию интеллектуального потенциала страны, модернизации и повышению конкурентоспособности обрабатывающих отраслей промышленности, продвижению их продукции на внешние рынки. Сказывается также настороженное отношение к развитию в России высокотехнологичных производств западных инвесторов, заинтересованных в ней лишь как в поставщике топливно-сырьевых ресурсов, в ее емком рынке для сбыта своей промышленной продукции. Поэтому иностранные инвестиции и технологии поступают преимущественно в нефте- и газодобычу, торговлю, пивоваренную и табачную промышленность, сферу услуг, т.е. в отрасли, где они быстрее окупаются. Стратегически важные для России отрасли машиностроения, химия, нефтехимия и лесопереработка пока остаются для иностранных инвесторов менее привлекательными.

     В результате возник специфический «российский  феномен»: вывоз необработанного  сырья приносит стране наибольший экономический  результат, тогда как при каждом последующем переделе (в отличие  от практики большинства других стран) добавленная стоимость или не превышает затрат, или оказывается ниже их уровня, что имеет своим следствием снижение получаемого эффекта, вплоть до отрицательных величин. По подсчетам специалистов, Россия ежегодно теряет из-за слабого внедрения научных и технологических новшеств не менее 3 млрд. долл.

     Перспективы позитивного изменения сложившейся  ситуации всецело зависят от того, насколько активно будет осуществляться переход России на путь инновационного развития. Только на этой основе можно обеспечить эффективное участие страны в формировании глобального экономического и научно-технологического пространства.

  1. Проблемы и перспективы развития России в ВТО

     Всемирная торговая организация (ВТО) - международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.

     ВТО отвечает за разработку и внедрение  новых торговых соглашений, а также  следит за соблюдением членами организации  всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986-1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды).

     В 1986 году СССР обратился с заявкой о получении статуса наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ. США, однако, отклонили эту заявку, мотивировав это тем, что СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Только в 1990 году СССР смог получить статус наблюдателя.

     В 1993 году уже Россия обратилась с  официальной заявкой о присоединении к ГАТТ. В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО.

     Наиболее  трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия  с Евросоюзом удалось урегулировать  после того, как Россия поддержала Киотский протокол. Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности. Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года. Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам).

     На  сегодняшний день Грузия остается единственной страной, выступающей против вступления России в ВТО. Однако Грузия не входит в рабочую группу по присоединению России к организации и не может в одностороннем порядке блокировать вступление России в ВТО. По состоянию на октябрь 2008 года, России необходимо провести лишь многосторонние переговоры, для того чтобы вступить в организацию.

     Вступление  России в ВТО было отложено на неопределённый срок в августе 2008 года в связи с обострением ситуации на Кавказе. Однако события на Кавказе являются далеко не самой главной проблемой для вступления России. В сентябре 2008 года группа министров финансов стран Евросоюза обратилась к России с советом «побыстрее вступить в организацию», однако получили ответ, что Россия вряд ли станет членом ВТО до середины 2010 года.

     Как отметил директор департамента торговых переговоров министерства экономического развития РФ Максим Медведков на пресс-конференции в Казани 17 января 2012, Россия должна стать полноправным членом Всемирной торговой организации к концу лета - началу осени.

     По  словам М.Медведкова, в соответствии с внутренним планом документы на рассмотрение в правительство РФ должны быть внесены в ближайшие  несколько недель. «Может быть, двух-трех недель. После тех процедур, которые есть в правительстве, они будут внесены в Думу. Я точно день не могу сказать, но это будет в течение ближайших полутора-двух месяцев», - сказал он. Так, М.Медведков считает необоснованными опасения сельхозпроизводителей о массированном росте ввоза продовольствия и сокращении объемов поддержки сельского хозяйства. «Ни по одному базовому сельскохозяйственному товару уровень таможенных пошлин у нас не снижается. Наоборот, по некоторым товарам, например, по птице, условия ввоза на территорию России после присоединения к ВТО будут жестче, чем сейчас. Объем квот сократится, уровень пошлин увеличится. По другим товарам уровень доступа останется примерно в тех же параметрах, как и сейчас», - отметил он.  Поддержка сельского хозяйства также будет сохранена. По его словам, программы, рассчитанные до 2014 года, и после, на следующее пятилетие, могут быть выполнены. «Для этого у нас есть резервы, мы сохранили их в рамках переговоров. Бюджеты федерации и регионов смогут продолжать оказывать соответствующее содействие, если считают это эффективным. После истечения переходного периода, а это 2019 год, мы сможем тратить столько, сколько мы тратим сейчас в рамках так называемой желтой корзины - за исключением мер поддержки, которые оказывают негативное влияние на развитие конкуренции на сельскохозяйственном рынке. Однако у нас не будет ограничений финансирования в рамках других корзин, то есть строительства инфраструктуры на селе, подготовки кадров и многих других направлений, через которые государство может помогать», - сказал М.Медведков. Он отметил, что для этой сферы вступление в ВТО не только не несет какую-то угрозу, но и позволит получить возможность вернуть России статус крупного экспортера продовольствия. Говоря о развитии автопрома, он отметил, что удалось отстоять в ходе переговоров два главных элемента: постепенное в течение семи лет снижение пошлин с 25% до 15% на легковые автомобили и возможность реализации инвестпроектов, которые были начаты совместно с иностранными компаниями. Он привел в пример создание в ОЭЗ «Алабуга» производства комплектующих в рамках проекта заводов Ford и Sollers. «Там применяются меры, которые не соответствуют требованиям ВТО. Мы договорились о том, что до средины 2018 года мы эти меры сможем применять, а это конец действия соответствующей инвестпрограммы. После этого они должны быть конвертированы в меры поддержки, которые будут соответствовать нормам ВТО», - высказал М.Медведков.

Информация о работе Внешне экономическая деятельность