Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 00:29, реферат
После 10 лет быстрого роста российская экономика испытывает существенное замедление темпов экономического развития в связи с глобальным финансовым кризисом. И хотя в краткосрочной перспективе Россия лучше, чем многие развивающиеся страны, подготовлена к преодолению последствий кризиса благодаря хорошим фундаментальным макроэкономическим условиям, давно существующие структурные проблемы в экономике и сильная зависимость страны от цены на нефть обусловливают более серьезное влияние кризиса.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ВОЛГОГРАДСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет управления и региональной экономики
Кафедра
государственного и муниципального
управления
Реферат на тему:
«Влияния
мирового кризиса на
экономику Российской
Федерации»
Выполнила:
Климанова Марина
Студентка гр. Эб – 101
ИМЭиФ
Сентябрь
2011 год
Введение
После 10 лет быстрого роста российская экономика испытывает существенное замедление темпов экономического развития в связи с глобальным финансовым кризисом. И хотя в краткосрочной перспективе Россия лучше, чем многие развивающиеся страны, подготовлена к преодолению последствий кризиса благодаря хорошим фундаментальным макроэкономическим условиям, давно существующие структурные проблемы в экономике и сильная зависимость страны от цены на нефть обусловливают более серьезное влияние кризиса.
1. Угроза настоящего мирового кризиса заключается в том, что данный кризис по своему содержанию более глубокий и менее предсказуемый, а по времени протекания – более продолжительный. Все это подтверждает ту непреложную истину, что капитализм, как в прошлые, так и в нынешние времена развивался и развивается циклически, двигаясь от одного кризиса к другому. Поэтому все разговоры о бескризисности, о полной социализации современного капитализма, с одной стороны, полнейшая иллюзия, с другой – преднамеренный обман мирового сообщества. До тех пор, пока существует рыночная экономика как исторический способ производства, до тех пор ее функционирование будет связано в той или иной форме с экономическими кризисами. Конечно, каждый из экономических кризисов (при всей его одинаковой родовой сущности) имеет свою специфику и особенности. Это же относится и к современному мировому (глобальному) кризису. Как известно, настоящий мировой кризис (вопреки устоявшейся исторической схеме) начался не с кризиса перепроизводства, а с финансового кризиса. И лишь затем финансовый кризис спровоцировал циклический (экономический) кризис. Это объясняется тем, что современная мировая капиталистическая экономика в основе своей носит виртуальный характер, что противоречит объективным законам развития экономики. Как известно, в системе общественного воспроизводства исходной и определяющей фазой является фаза собственно (непосредственного) производства, где по существу и создается то или иное материальное благо. Именно эта фаза общественного воспроизводства объективно определяет развитие любой национальной экономики, поскольку в её основе лежит развитие реального сектора экономики. Виртуальная же экономика характеризует собой развитие не сферы материального производства, а сферы обмена, а более узко – сферы денежного обращения и сферы движения ценных бумаг, т.е. той сферы, которая является производной от сферы непосредственного производства. Произошел колоссальный разрыв в структуре капиталистической экономики между объемами виртуальной (финансовой) составляющей и реальным сектором экономики. По некоторым данным на долю последнего в структуре рыночной экономики приходится лишь около 7%. Остальное – 93% – это ложный финансовый капитал, который, образно выражаясь, принял форму так называемого «финансового пузыря». Надувшийся безразмерно финансовый пузырь оглушительно лопнул, тем самым, обозначив исходную ступень нынешнего экономического кризиса.
Необходимо подчеркнуть, что в надувании финансового пузыря большая роль принадлежит, прежде всего, крупным монополиям – как национальным, так и транснациональным (международным) монополиям.
Известно, что нынешней мировой экономикой управляют 500 транснациональных корпораций, 200 из которых (самых крупных) имеют американскую прописку. В нынешней России экономикой также управляют 100 крупных монополий. Отсюда и их влияние, как на экономику, так и на социально-политические процессы и явления в обществе.
Глобальный характер современному экономическому кризису придали именно транснациональные корпорации, поскольку их деятельность носит международный характер. Собственно сам экономический кризис начался с того, что потерпели крах некоторые из крупнейших американских корпораций.
Велики и социальные издержки мирового кризиса. Так, по данным Международной организации труда (МОТ) в 2009 году уровень безработицы в мире составит 7,4%, а в абсолютном выражении – 210–239 миллионов человек.
Как это не печально может показаться, но именно Россия оказалась в эпицентре мирового кризиса, где уровень падения на сегодняшний день ВВП самый высокий в мире – около 8%. Подобное явление уже было запрограммировано в том социально-экономическом курсе, который проводили, да и проводят по сей день отечественные реформаторы. Бездумное использование ими так называемой неолиберальной модели развития рыночной экономики, а также излишняя открытость национальной экономики как раз и привели к глубочайшему экономическому кризису в России.
Финансовый кризис США принял глобальный характер и практически затронул все страны мира, включая глубоко вошедшую в мировую экономику новую Россию. Его нельзя назвать неожиданным, так как его влияние на мирохозяйственные связи через долларизацию мировых финансовых потоков развивалось и усиливалось в течение десятилетий.
Сложившийся мировой кризис не мог не повлиять на развитие экономики России, если учесть, что в результате непродуманных, стихийно проведенных реформ по реставрации капитализма и приватизации госсобственности экономика России трансформировалась из промышленно развитой страны в энергосырьевую, доля импорта на потребительском рынке стала составлять ежегодно 48–50 процентов, и, следовательно, российская промышленность вошла в технологическую и в социальную зависимость от западных стран и, как следствие, к кризису 2008 г.
Экономические
условия, при которых мы будем
жить в обозримое время, никак
не коррелируют ни с резко возросшими
военными расходами, ни с внешнеполитическими
амбициями российского
Главные причины уязвимости нашего роста и российской экономики вообще – не вовне, а внутри. Не работают (или работают скверно) базовые институты. Частная собственность не священна и не неприкосновенна, а потому владение всеми активами – от крупнейшей компании до микроскопического садового участка – не гарантировано и ненадежно. Доминируют монополии. Нет независимого суда. Вся система пронизана коррупцией.
Неспособная
поддерживать и развивать механизмы
экономической конкуренции и
целеустремленно подавляющая
Не приходится удивляться тому, что надежда на послекризисное оздоровление в значительной мере связывается с тем, что рост производства в США, ЕС, Китае вернет прежний спрос на энергоресурсы России и позволит поднять на них цены. В антикризисной программе правительства по сути не предусмотрены действенные меры по преодолению докризисной, то есть заведомо дефектной структуры народного хозяйства. Ощутимо, особенно в условиях кризиса, заявляют о себе процессы экономической и социальной деградации. Основные производственные фонды физически и морально устаревают. Инфраструктура неполноценна, а имеющиеся мощности приходят в негодность. Квалифицированные кадры утекают на Запад. Система образования не отвечает современным запросам и разрушается. Учреждения здравоохранения, услугами которого пользуется подавляющее большинство населения, находятся в ужасающем состоянии. Прирост бюджетных ассигнований по этим статьям минимальный и поглощается инфляцией.
Проблемы, которые кризис ставит перед государством, действительно сложны, а пути их решения не очевидны. Среди наиболее актуальных – использование находящихся в распоряжении государства, накопленных в «тучные» годы резервов. Как известно, осенью 2008 г. государство осуществило массивное вливание средств в банковскую систему. В оценке этого факта экспертное сообщество разделилось. Поддержка системообразующих экономических агентов, говорили одни, осуществлялась не только в России. Наделив государственными ресурсами крупнейшие банки, правительство сохранило кровеносную систему хозяйства, предотвратило образование тромбов, панику, очереди за возвратом вкладов и обменом рублей на валюту, подобные тем, какие выстроились в 1998 г. Государство, возражали другие, занялось спасением социально наиболее близкого ему бизнеса за счет налогоплательщиков и страхового фонда будущих поколений. Банкиры же использовали доставшиеся им средства не для кредитования реального сектора, а для спекуляций, они переводили деньги на зарубежные счета и приобретали валюту. Ставка, под которую банки предоставляют займы, оказалась запредельно высокой в отличие от западных стран, где она снижалась.
В целом меры государства по преодолению кризиса едва ли можно признать оптимальными. И дело не только в том, что развертывание антикризисных мер запоздало. Одни ошибки сменялись другими, не говоря уж о том, как выстраивались приоритеты в расходовании больших, но вовсе не безразмерных ресурсов. Показательны в этом отношении ассигнования в рамках антикризисной программы правительства, утвержденной в апреле 2009 г. Сумма 2920 млрд. рублей намечена к распределению следующим образом: поддержка финансовой системы – 46.4%, сохранение промышленного потенциала – 26.6, усиление мер социальной защиты – 15.9, поддержка регионов -10.3%. Цифры эти говорят сами за себя.
Широко признано, что в условиях кризиса в первую очередь надо поддерживать потребителя, а не производителя и посредника, то есть обеспечивать платежеспособный спрос, а не покрывать издержки нерентабельного производства. Против этого выдвигается лишь один довод: рассредоточенные дотации будут легко разворованы. Отдавая должное критическому взгляду на нашу систему социального вспомоществования, необходимо все же задаться вопросом: сколь долго коррупция будет рассматриваться как неизбежное зло?
Существующий механизм выработки и реализации экономической политики дефектен по меньшей мере в двух отношениях. Во-первых, решения принимаются «за закрытыми дверями». Выход на них скрыт и неподконтролен обществу. А во-вторых, споры в российской правящей элите не затрагивают – или затрагивают очень косвенно – собственно политический процесс.
Свои ответы на вопрос «что делать?» предлагают независимые эксперты. В какой мере их рекомендации востребованы – отдельная тема. Но их роль не следует сбрасывать со счетов хотя бы для прояснения (и формирования) общественного мнения. Наиболее очевидным представляется то, чего делать заведомо не следует, если исходить из общественных интересов. Например, расходовать государственные ресурсы для спасения неэффективных собственников и консервации убыточных производств. Притчей во языцех является наш автопром. Конечно, пойти на разорение и ускоренную ликвидацию ВАЗа или КамАЗа, как это произошло с заводом, выпускавшим автомобили «Москвич», невозможно: другие время и место, иной социальный контекст. Но не дешевле ли было бы оплачивать конверсию этих заводов и переобучение персонала с сохранением заработной платы и социальных выплат, чем упрямо сохранять бесперспективное производство? (Один шутник предложил выстроить в Тольятти предприятие по утилизации сходящих с конвейера автомобилей.)
Безумными представляются высокие, нередко запретительные тарифы на импортные лекарства, на те же автомобили, на такие виды продовольствия, производство которых мы годами не можем наладить в собственной стране. И уж совершенно очевидно, что следует сократить до минимума или вообще отменить престижные расходы и перебросить отведенные на них ресурсы на вещи неизмеримо более полезные. Понятно, отменить Олимпиаду в Сочи уже нельзя, хотя ясно, что это – черная дыра, куда придется бросать в разы больше денег, чем первоначально предполагалось, что перемещение жителей с площадей, отведенных для строительства олимпийских объектов, проходит болезненно, а выстроенные сооружения после праздника станут избыточными. Но разве нельзя хотя бы запланированный саммит АТЭС провести где-нибудь в другом месте, а строительство переходов на о. Русский отложить до лучших времен? Так ли уж нельзя обойтись без еще одной государственной резиденции в Калининградской области? Не лучше ли вместо дорогостоящей демонстрации российского флага у «друга Чавеса» и иных подобных эскапад построить квартиры для увольняемых офицеров?
2. Секторальная перестройка экономики – лишь наиболее очевидная задача на пути модернизации. Для того чтобы решить ее, не говоря уж о других задачах, необходимо провести глубокие социально-экономические и политические преобразования, задевающие интересы влиятельных общественных кланов. Пунктирно обозначить эти задачи можно следующим образом.
Последовательная демонополизация российской экономики, целеустремленное формирование конкурентной среды с использованием инструментария законодательной, исполнительной и судебной власти: жесткий контроль над тарифами в отраслях, где действуют естественные монополии, демонтаж искусственно созданных монополий, перевод государственных корпораций в частную собственность, эффективная защита малого и среднего бизнеса от коррумпированного чиновника и рэкетира, постепенное снижение налогового давления на бизнес и возвращение предпринимателю средств, изымаемых ныне как бюрократическая рента в форме различных поборов.
Информация о работе Влияния мирового кризиса на экономику Российской Федерации