Экономическую безопасность необходимо
рассматривать как взаимосвязанную
систему ее различных уровней: международного,
национального, регионального, уровня
отдельно взятой хозяйственной структуры,
личности.
На экономическую безопасность оказывают
влияние множество факторов макро- и микросреды.
Актуальность изучения коррупции как
фактора, угрожающего безопасности экономических
систем, обусловлена глубокими изменениями
экономических условий хозяйствования,
её всеохватывающей интеграцией в наиболее
важные структуры государств, а также
в связи с глобализацией экономики, вызывающей
необходимость поиска и внедрения новых
инновационных методов и подходов обеспечения
антикоррупционной безопасности всего
мирового сообщества.
Коррупция, являясь неизбежным следствием
избыточного администрирования со стороны
государства, затрудняет нормальное функционирование
общественных институтов, бизнес-структур,
препятствует проведению социальных преобразований
и повышению эффективности национальной
экономики, порождает недоверие к государственным
структурам, создает негативный имидж
страны на международной арене. Именно
поэтому коррупцию правомерно рассматривать
как одну из угроз безопасности экономических
систем. Под коррупцией понимается злоупотребление
должностным лицом властью, организационно-распорядительными
или административно-хозяйственными функциями,
управленческими полномочиями для получения
незаконных выгод и преимуществ для себя
или других лиц.
В настоящее время в литературе доминируют
две точки зрения: если первая рассматривает
коррупцию однозначно как источник спада
и упадка экономических систем, то вторая
утверждает, что в условиях неэффективных
формальных институтов и бюрократии коррупция
как раз может оказаться фактором, содействующим
динамике (коррупция как "масла" для
колес экономического роста, grease the wheels
corruption). Рассмотрим подробнее экономические
воззрения на природу коррупции.
Экономический анализ коррупции начал
активно развиваться в 1970-е гг., когда методологическое
лидерство захватила неоклассическая
(неолиберальная) доктрина, делающая ставку
на индивидуализм и утилитаризм. Экономические
исследования коррупции встраивают это
явление в общий логический ряд неолиберальной
методологии: субъекты пытаются найти
оптимальный способ реализации своих
интересов в условиях ограниченности
ресурсов (Г. Беккер, Р. Вишни, Ф. Луи, С.
Роуз-Аккерман, В.Танци, А. Шляйфе и др.).
То есть коррупция - рациональный способ
оптимизации издержек. В таком случае
поведение политика, чиновника, бизнесмена
не имеет сущностных отличий: все они пытаются
использовать имеющиеся ресурсные ограничения
с наибольшей выгодой для себя, что отразилось
в понятии "политического бизнесмена"
(термин Д. де Ла Порта). Одни оперируют
капиталом политическим, другие - административным,
третьи - экономическим. При этом цели
участников коррупционных сделок не ограничиваются
материальными траншами, включая в круг
притязаний переизбрание на выборах, сохранение
должности в административной иерархии,
новые деловые возможности. Эта модель
(принципал-агент-клиент) ясно показывает,
что основная проблема борьбы с коррупцией
в бюрократической среде состоит не в
отсутствии политической воли и не в мягкости
законов, а в принципиальной неустранимости
ее базового условия. Речь идет о свободе
маневра чиновников, то есть о его праве
варьировать свое решение по собственному
усмотрению.
С позиций институционального и экономико-социологического
подхода коррупция выступает как взаимодействие
социально укорененных субъектов. Основной
посыл работ экономсоциологов, изучающих
коррупцию, - попытка посмотреть на нее
глазами участников, не сводимых к модели
рациональных распределителей ограниченных
ресурсов. Эти работы объединяет категоричное
неприятие внеисторических и внекультурных
"знаний" о коррупции.
Действительно, экономическая история
знает массу примеров, когда социальные
нормы сдерживали коррупцию, обусловленную
экономической целесообразностью, или,
наоборот, придавали ей труднообъяснимый
размах. Этнокультурная специфика, конфессиональные
особенности, семейный уклад, сетевые
контакты, корпоративная культура, профессиональная
этика, идеология, обычаи и прочие "социальные
оболочки" индивида выступают ограничителями
его поведения, существенно трансформируя
его представление о должном и правильном.
Например, уровень коррупции существенно
различался в союзных республиках СССР,
что было связано с различиями национальных
культур. В весьма схожих по уровню экономического
развития Чили и Мексике разительно отличается
масштаб коррупции (Чили - "чище").
А страны с конфуцианской культурой (Сингапур,
Япония) уступают по размаху коррупции
странам того же региона (Пакистан, Индия),
исторически не воспринявших конфуцианство
как кодекс поведения честного и мудрого
чиновника.
Анализ поведения коррупционера с позиций
данного подхода позволяет сделать два
вывода: во-первых, коррупция - это диагностика
общества с позиции определенных взглядов,
обычаев, норм. Во-вторых, использование
служебного положения в личных целях не
сводится к поиску экономической ренты,
будучи обусловлено широким комплексом
внеэкономических расчетов. При всех издержках
и рисках взятка может быть привлекательна
как элемент групповой этики, как акт демонстративной
лояльности должностного лица по отношению
к социальному окружению, как способ вхождения
в сети, дарующие новые ресурсные и статусные
возможности.
Особое внимание в контексте экономической
безопасности уделяется административной
коррупции, под которой понимается намеренное
внесение искажений в процесс предписанного
исполнения существующих законов, правил
с целью предоставления преимуществ заинтересованным
лицам за определенное вознаграждение.
Административная коррупция включает
в себя: взяточничество; непотизм (покровительство
на основе личных связей); незаконное участие
в предпринимательской деятельности как
лично, так и через близких или доверенных
лиц (так называемое "чиновничье предпринимательство");
предоставление эксклюзивных прав, льгот
и иных преимуществ в целях корыстного
или иного использования; приобретение
или отвлечение государственных средств
и собственности для любой корпоративной
группы; использование или манипулирование
служебной информацией, в том числе и инсайдерской,
в личных или групповых интересах, нарушающих
закон (положение); незаконное применение
преференций для корпоративных групп
и отдельных лиц, а также и некоторые другие
подобные деяния.
Исследование коррупции позволило выявить
ее основные причины: социально-экономические;
политические; правовые; культурно-этические.
К социально-экономическим причинам могут
быть отнесены: различие уровня заработной
платы в государственном и частном секторе
(низкая оплата труда чиновников побуждает
их к поиску дополнительных источников
доходов, которые в данном случае видятся
как взяточничество через злоупотребление
официальными должностными полномочиями);
воздействие широко разветвленной сети
теневой экономики (теневые капиталы составляют
основной источник финансирования коррупционеров);
устойчивая толерантность населения к
коррупции; исключительная монополия
бюрократии на чрезмерно большой объем
функциональных возможностей; существенные
ошибки в проведении социально-экономических
реформ и т.п.
К политическим причинам относятся: особенности
государственного строя (так, демократический
строй обеспечивает такие возможности
и стимулы для существования коррупции,
как финансирование политических партий,
электоральные должностные преступления,
развитие новых систем политического
патронажа для обеспечения голосов избирателей
на выборах); стремительный количественный
рост категории чиновничества как потенциального
носителя коррупции; криминализация значительной
части экономической и политической элиты;
политическая нестабильность (гражданская
неуверенность в завтрашнем дне провоцирует
процветание коррупции).
К правовым причинам коррупции относятся:
незнание или непонимание законов предпринимателями
и населением (данный факт позволяет должностным
лицам произвольно препятствовать осуществлению
бюрократических процедур или завышать
надлежащие выплаты); кадровая, техническая
и оперативно-тактическая неподготовленность
правоохранительных органов к активному
противодействию организованной преступности,
в том числе и коррумпированным структурам
всех уровней; минимальный риск разоблачения
коррупционеров и отсутствие по отношению
к ним адекватной уголовной ответственности
и наказания; отсутствие единства в системе
исполнительной власти, т. е., регулирование
одной и той же деятельности различными
инстанциями.
К культурно-этическим причинам относятся:
культурная предрасположенность социума;
низкие моральные стандарты населения
и чиновников; коррупционный опыт ближайшего
окружения; низкий уровень участия граждан
в контроле над государством; неразвитость
общественных институтов.
В той или иной степени коррупция существует
во всех странах, даже в таких благополучных
в этом отношении, как Финляндия, Дания,
Швеция, Норвегия и Исландия. Однако для
некоторых государств, в том числе и для
России, уровень коррупции представляет
серьезную угрозу ее национальной безопасности.
Согласно исследованиям, использовавшимся
для выявления уровня коррумпированности
стран в 2006 г., из 163 обследованных стран
наиболее коррумпированными является
Гаити, Гвинея, Ирак и Мьянма, в то время
как наименьший уровень коррупции присваивается
Финляндии, Исландии и Новой Зеландии.
В 2007 г. из 180 обследованных стран наиболее
коррумпированными оставались Ирак, Мьянма
и Сомали. В 2008 г. наименьший уровень коррумпированности
наблюдается в Дании, Новой Зеландии и
Швеции, а сразу за ними расположился Сингапур.
Замыкает список Сомали, являясь наиболее
коррумпированной страной. По индексу
восприятия коррупции Россия в 2008 году
занимала 147 место среди 180 стран, что явно
свидетельствует о неблагоприятном положении.
Совершенно очевидно, что коррупция оказывает
разлагающее влияние на общество. Негативное
влияние коррупции на экономику еще в
1960-е гг. описал Г. Мюрдаль. Обобщая опыт
модернизации стран "третьего мира",
он заклеймил коррупцию как препятствие
экономическому развитию. На наш взгляд,
коррупцию следует рассматривать и как
реальную угрозу безопасности экономических
систем. Исходя из целей анализа, последствия
коррупции будут рассмотрены в контексте
влияния коррупции на безопасность экономических
систем.
1. Экономические последствия:
o растут масштабы теневой экономики, что
приводит к уменьшению налоговых поступлений
и ослаблению бюджета. Как следствие, государство
теряет финансовые рычаги управления
экономикой, обостряются социальные проблемы
из-за невыполнения бюджетных обязательств,
снижается уровень финансовой безопасности
государства;
o нарушаются конкурентные механизмы рынка,
поскольку часто в выигрыше оказывается
не тот, кто конкурентоспособен, а тот,
кто смог получить преимущества за взятки.
Кроме того, предприниматели вынуждены
расходовать время на диалог с нарочито
придирчивыми чиновниками, даже если удается
избежать взяток. Это приводит к снижению
эффективности рынка и дискредитации
идей рыночной конкуренции, подрыву экономической
безопасности добросовестных субъектов
предпринимательской деятельности;
o затрудняется появление эффективных
частных собственников. Это связано как
с нарушениями в ходе приватизации, так
и с избыточными административными барьерами;
o неэффективно используются бюджетные
средства, в частности, при распределении
государственных заказов и кредитов, поддерживаются
неэффективные проекты, финансируются
раздутые сметы, выбираются неэффективные
подрядчики. Это еще больше усугубляет
бюджетные проблемы страны;
o растут цены за счет коррупционных "накладных
расходов", в итоге страдает потребитель,
подрывается экономическая компонента
его личной безопасности;
o коррупция стимулирует создание чрезмерного
числа инструкций, чтобы затем за дополнительную
плату "помогать" их соблюдать. В
результате теряется доверие агентов
рынка к способности власти устанавливать
и соблюдать честные правила рыночной
игры. Ухудшается инвестиционный климат
и, следовательно, не решаются проблемы
преодоления спада производства, обновления
основных фондов;
o расширяются масштабы коррупции в неправительственных
организациях (на фирмах, предприятиях,
в общественных организациях), что ведет
к уменьшению эффективности их работы,
а значит, снижается эффективность экономики
страны в целом;
o . возникают препятствия для реализации
макроэкономической политики государства,
поскольку коррумпированные низшие и
средние звенья системы управления, с
одной стороны, искажают передаваемую
правительству информацию, а с другой
- подчиняют реализацию намеченных целей
собственным интересам, в результате страдает
экономическая безопасность государства.
2. Социальные последствия:
o отвлекаются колоссальные средства,
предназначенные на общественное развитие.
Тем самым обостряется бюджетный кризис,
снижается способность власти решать
социальные проблемы;
o растет имущественное неравенство - богатство
меньшинства на фоне бедности подавляющего
большинства населения. Коррупция в системе
сбора налогов позволяет богатым уклоняться
от них и перекладывает налоговое бремя
на плечи более бедных граждан и, таким
образом, подстегивает несправедливое
и неправедное перераспределение средств
в пользу узких олигархических групп за
счет наиболее уязвимых слоев общества;
o дискредитируется право как основной
инструмент регулирования жизни государства
и общества. В общественном сознании формируется
представление о беззащитности граждан
как перед преступностью, так и перед лицом
власти;
o коррумпированность правоохранительных
органов способ?ствует укреплению организованной
преступности. Она сра?щивается с коррумпированными
группами чиновников и предпринимателей,
усиливается еще больше с помощью доступа
к политической власти и приобретения
возможнос?ти для отмывания денег;
o увеличивается социальная напряженность
в обществе, бью?щая по экономике и угрожающая
политической стабильности в стране.
3. Политические последствия:
o происходит смещение целей политики
от общенационального развития к обеспечению
властвования олигархических группировок;
o снижается доверие к власти, растет ее
отчуждение от общества, что ставит под
угрозу любые благие начинания власти;
o падает престиж страны на международной
арене, растет угроза ее экономической
и политической изоляции;
o профанируется и снижается политическая
конкуренция. Граждане разочаровываются
в ценностях демократии, возникает угроза
разложения демократических институтов.
Вместе с тем, нельзя игнорировать функцию
коррупции как амортизатора институциональных
сдвигов. Одним из первых на это указал
в начале XX в. М. Вебер. Отказавшись от ранее
распространенной традиции морализаторства,
он показал место коррупции в процессе
формирования рациональной бюрократии
как исторически преходящей формы управления.
Тем самым была заложена основа функционального
подхода, рассматривающего коррупцию
как механизм снятия напряжения между
нарождающимися и устаревшими нормами.
Современные исследователи, сторонники
институционального подхода, часто склоняются
к частичному оправданию коррупции если
не с моральной, то с функциональной точки
зрения, - как возможности перераспределить
ресурсы старой элиты в пользу новой, избегая
прямого столкновения между ними. Коррупция
рассматривается ими как рациональная
альтернатива вооруженной борьбы за власть.
Благодаря такому подходу коррупция предстала
не как вариант отклоняющегося поведения,
а как расхождение ранее сформированных
норм и вызванных новыми условиями моделей
поведения.
Принимая во внимание соображения представителей
институционального направления, мы, тем
не менее, придерживаемся точки зрения
о крайне негативном влиянии коррупции
на развитие общества и рассматриваем
коррупцию как реальную угрозу безопасности
экономических систем.
http://www.allrus.info/ |