Виды взаимодействия субъектов рынка: конкуренция и монополия
Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:09, лекция
Описание работы
Совершенная конкуренция и монополия – это противоположные крайние модели рыночных структур. Однако могут существовать и промежуточные модели, которые не являются полностью конкурентными, не контролируются единственным продавцом и которые встречаются гораздо чаще.
Содержание
Введение 1. Сущность конкуренции и ее значение 2. Формы и методы конкуренции 3. Структура фондов предприятия. Кругооборот и оборот фондов 4. Издержки производства. Виды издержек, их характеристика Заключение Литература
Являясь промежуточным типом таких рыночных структур, таких как совершенная (чистая) конкуренция и чистая монополия, монополистическая конкуренция впитала в себя черты их обеих. Эти черты отражаются как в определении условий ее существования, так и в особенностях поведения. Но все же, являясь самостоятельной структурой, монополистическая конкуренция приобрела и свои собственные свойства, например, использование, в качестве основных, неценовые методы конкуренции.
Примером монополистической конкуренции является рынок сотовых телефонов. Здесь можно отметить, что главными является факторы неценовой конкуренции, такие как дополнительные и послепродажные услуги. Это прием платежей, различные аксессуары к мобильным телефонам, загрузка мультимедии. Особое внимание уделяется обслуживанию покупателей. Товар, безусловно, дифференцирован. Он не является незаменимым, и при этом модели телефонов имеют отличительные особенности. Большое количество фирм (как производителей, так и операторов мобильной связи) обуславливается тем, что входные барьеры на данный рынок низкие. Однако на этом рынке могут конкурировать лишь достаточно крупные фирмы. Так как необходимо постоянно идти в ногу с технологическим прогрессом, предлагать покупателям что-то новое и по более низким ценам.
На мой взгляд, такой тип рыночной структуры приносит выгоду обществу. Компании постоянно пытаются предложить потребителю что-то лучшее. С развитием технологии спектр предлагаемых услуг расширяется, а цены снижаются. Это возможно лишь для фирм, которые имеют относительно большую долю рынка, что невозможно для совершенной конкуренции. При этом наличие множества фирм сдерживают монополизацию рынка, т.е. не позволяют повышать цены или предлагать некачественную продукцию. Важно отметь, что невысокие барьеры входа на рынок всегда дают возможность вступления новых фирм, которые могут предложить качественно новую продукцию.
Литература
1) Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие /Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001.- 832 с.- (Серия «Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова).
2) Экономическая теория: Учебник./ Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 592 с.
3) Курс экономической теории: учебник – 4-е дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2001 г. – 752 с.
4) «ЭКОНОМИКС», К.Р.Макконел, С.Л.Брю, Москва, ИНФРА-М, 2000г.
5) Экономическая теория /Под редакцией А.И. Добрышна, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. 3-е издание. – СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 1999. – 544 с.: ил.
6) Экономическая теория: Учебник для вузов / науч. ред. и рук. авт. коллектива В.Д. Камаев.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 640 с.: ил.
7) «Курс по экономической теории», Москва, ИНФРА-М, 1997г.