Виды валют. Валютный курс и его разновидности.Механизм спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:28, контрольная работа

Описание работы

Валюта (англ. currency) - денежная единица страны, используемая для измерения величины стоимости товаров.

Содержание

Виды валют. Валютный курс и его разновидности……………………………………..1
Механизм спроса и предложения…………………………………………………………7
Что произойдет с равновесной ценой на мясо во время поста?.......................................11

Работа содержит 1 файл

Основы экономики.docx

— 88.27 Кб (Скачать)
 

Так, в  системе свободного плавания валютный курс формируется под воздействием рыночного спроса и предложения. Валютный форексный рынок при этом наиболее приближен к модели совершенного рынка: количество участников, как на стороне спроса, так и на стороне предложения огромно, любая информация передается в системе мгновенно и доступна всем участникам  рынка, искажающая роль центральных банков незначительна и непостоянна.

В системе  управляемого плавания, кроме спроса и предложения, на величину валютного  курса оказывают сильное влияние  центральные банки стран, а также  различные временные рыночные искажения.

Примером  системы фиксированных курсов является Бреттон – Вудская валютная система 1944-1971 гг.

Система целевых зон развивает идею фиксированных  валютных курсов. Ее примером является фиксация российского рубля к  доллару США в коридоре 5,6-6,2 рубля  за 1 доллар США. Кроме того, к этому  типу можно отнести режим функционирования курсов валют стран-участниц Европейской валютной системы.

Наконец, примером гибридной системы валютных курсов является современная валютная система, в которой существуют страны, осуществляющие свободное плавание валютного курса, имеются зоны стабильности и т.п. Подробное перечисление режимов  курсов валют различных стран, действующих  в настоящее время, можно найти, например, в изданиях МВФ. Множество  валютных курсов можно классифицировать по различным признакам. 

Классификация видов валютного  курса.

Критерий Виды валютного  курса
1.Способ  фиксации Плавающий

Фиксированный

Смешанный

2.Способ  расчёта Паритетный

Фактический

3.Вид  сделок Срочных сделок

Спот-сделок

Своп-сделок

4.Способ  установления Официальный

Неофициальный

5.Отношение  к паритету покупательной способности  валют. Завышенный

Заниженный

Паритетный

6.Отношение  к участникам сделки Курс покупки

Курс  продажи

Средний курс

7.По  учёту инфляции Реальный

Номинальный

8.По  способу продажи Курс наличной продажи

Курс  безналичной продажи

Оптовый курс обмена валют

Банкнотный

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Одним из наиболее важных понятий, используемых на валютном рынке, является понятие  реального и номинального валютного  курса.

Реальный  валютный курс можно определить как  отношение цен товаров двух стран, взятых в соответствующей валюте.

Номинальный валютный курс показывает обменный курс валют, действующий в настоящий  момент времени на валютном рынке  страны.

Валютный  курс, поддерживающий постоянный паритет  покупательной силы: это такой  номинальный валютный курс, при котором  реальный валютный курс неизменен.

Кроме реального валютного курса, рассчитанного  на базе отношения цен, можно использовать этот же показатель, но с другой базой. Например, приняв за нее отношение  стоимости рабочей силы в двух странах.

Курс  национальной валюты может изменяться неодинаково по отношению к различным  валютам во времени. Так, по отношению  к сильным валютам он может  падать, а по отношению к слабым – подниматься. Именно поэтому для  определения динамики курса валюты в целом рассчитывают индекс валютного  курса. При его исчислении каждая валюта получает свой вес в зависимости  от доли приходящихся на нее внешнеэкономических  сделок данной страны. Сумма всех весов  составляет единицу (100%). Курсы валют  умножаются на их веса, далее суммируются  все полученные величины и берется  их среднее значение.

В современных  условиях валютный курс формируется, как  и любая рыночная цена, под воздействием спроса и предложения. Уравновешивание  последних на валютном рынке приводит к установлению равновесного уровня рыночного курса валюты. Это так называемое «фундаментальное равновесие».

Размер  спроса на иностранную валюту определяется потребностями страны в импорте  товаров и услуг, расходами туристов данной страны, выезжающих в иностранные  государства, спросом на иностранные  финансовые активы и спросом на иностранную  валюту в связи с намерениями  резидентов осуществлять инвестиционные проекты за рубежом.

Чем выше курс иностранной валюты, тем меньше спрос на нее; чем ниже курс иностранной  валюты, тем  больше спрос на нее.

Размер  предложения иностранной валюты определяется спросом резидентов иностранного государства на валюту данного государства, спросом иностранных туристов на услуги в данном государстве, спросом  иностранных инвесторов на активы, выраженные в национальной валюте данного  государства, и спросом на национальную валюту в связи с намерениями  нерезидентов осуществлять инвестиционные проекты в данном государстве.

Так, чем  выше курс иностранной валюты по отношению  к отечественной, тем меньшее  количество национальных субъектов  валютного рынка готово предложить отечественную в обмен на иностранную  и наоборот, чем ниже курс национальной валюты по отношению к  иностранной, тем большее количество субъектов  национального рынка готово приобрести иностранную валюту. 

 

2.     Механизм спроса и предложения. 

Рыночный  механизм — это механизм взаимосвязи  и взаимодействия основных элементов  рынка: предложения, спроса и цены. 
Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. В частности, спрос находится в обратной зависимости от цены: с повышением цены товара спрос на него, как правило, сокращается и наоборот. 
При этом спрос населения зависит исключительно от розничных цен на товары, а изменение оптовых или закупочных цен не оказывает непосредственного влияния на спрос населения до тех пор, пока не будут изменены розничные цены. Колебание оптовых цен воздействует на производственный спрос предприятий на средства производства. 
 
Помимо связи через цену, спрос и предложение влияют друг на друга и непосредственно, т.е. спрос — на предложение, а предложение — на спрос. Например, предложение на рынке новых качественных товаров всегда стимулирует спрос на них, а рост спроса на отдельные товары в итоге вызывает необходимость в увеличении предложения этих товаров. 
В рыночной экономике производители и потребители в своей экономической деятельности руководствуются параметрами рынка, важнейшими из которых являются спрос, предложение, равновесная цена. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка. 
Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов. При этом исключительно важную роль играет определенное соотношение между спросом и предложением. Оно зачастую предопределяет судьбу продавцов и покупателей. 
Подход к рыночному механизму предполагает уяснение тех экономических законов, которые лежат в основе его действия и использования. Такими законами являются: закон стоимости и полезности, падающего спроса, изменения предложения, спроса и предложения, конкуренции, прибыли и др. 
Колебания прибыли — барометр рынка, подающий сигнал производству. Товаропроизводитель в своей хозяйственной деятельности руководствуется интересами увеличения прибыли. Прибыль зависит от цен, роста объема производства и скорости оборота капиталов. Характер нацеленности предприятий на прибыль меняется в условиях сбалансированного рынка и дефицитной экономики, когда появляется коллективный эгоизм и роль прибыли в деятельности предприятия гипертрофируется. 
 
В основе действия рыночного механизма лежат законы стоимости, ценности, полезности, которые реализуются через различные типы цен: цены эквивалентного обмена, равновесные, монопольные, дискриминационные, зональные и другие цены. 
 
Спрос и факторы, определяющие его изменения 
 
Спрос — это отражение потребностей людей в том или ином товаре, услуге, их желание их приобрести. Потребителей интересует не товар вообще, а товар по приемлемой цене. Исходя из этого, следует говорить не об абсолютном, а о платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос характеризует не только желание, но и возможность купить товар. 
Спросом называется количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену и в определенный промежуток времени. 
Механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К ним прежде всего относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения. Эти блага в мировой экономической науке именуются общественными товарами. 
В обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется посредством реализации спроса. 
На величину спроса, его структуру и динамику влияют многочисленные факторы экономического, социального и технологического характера. Спрос на товар, например, может увеличиваться из-за рекламы, изменения моды или вкусов покупателей. Несмотря на это, необходимо знать, что покупатель в первую очередь интересуется тем, сколько стоит товар, который он хочет купить, соизмеряя свои желания со своим доходом. Это означает, что спрос на определенное благо в основном зависит от цен на товары и от дохода, выделяемого покупателем на потребление. 
Количество вещей, покупаемых людьми, всегда зависит от цен на товары. Чем выше цена товара, тем меньше его покупают. И наоборот, чем ниже его цена, тем больше единиц этого товара будет куплено при прочих равных условиях. 
Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, обусловливает возрастание спроса. Эту взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого товара можно отразить на графике. 

Если  цены за единицу товара Р отложим на оси ординат, а количество товара, на которое предъявляется спрос Q, — по оси абсцисс, то и получим такой график (рис.1). 
Изображение соотношения между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на него называется графиком спроса, или кривой спроса DD(D — от англ. «demand» — спрос). На графике кривая DD отлого опускается. Эта кривая иллюстрирует закон падающего спроса. Суть этого закона состоит в том, что если цена какого-либо товара повышается при неизменности других условий рынка, то спрос на этот товар уменьшается. Или, что то же самое, если на рынок поступает большее количество одинакового товара, то при прочих равных условиях цена на него уменьшается. Другими словами, величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены. 
Спрос не остается неизменным. Необходимо различать изменения величины спроса, или объема спроса, и изменение спроса (характера спроса). Величина спроса меняется тогда, когда меняется только цена данного товара. Характер спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, которые принимались ранее постоянными. Графически изменения объема спроса выражаются в движении по кривой спроса. Изменение же спроса выражается в движении самой кривой спроса, в ее смещении. Это можно представить следующим образом (рис. 2). 
При изменении цены с Pдо Р2, когда все факторы, кроме цены, постоянны, движение осуществляется вниз по кривой спроса, увеличивается количество покупаемого товара от Qдо QИзменение же спроса (сдвиг кривой спроса D1Dвправо в положение D2D2) показывает, что покупатели приобретают больше продукции при данной цене. Так, при той же цене Pпокупатель будет приобретать уже количество товара, равное Q> Q1 
 
 
 
Сдвиг кривой спроса может быть обусловлен многими факторами. К их числу относятся изменения величины доходов, цен товаров, являющихся заменителями или дополняющих данный товар в потреблении, вкусов и предпочтений потребителей, ожидания относительно будущих цен на данный товар или степени его дефицитности, сезонные колебания, изменение численности и состава населения. 
Предложение — это совокупность товаров с определенными ценами, которые находятся на рынке и которые могут или намерены продать производители-продавцы. 
Оно характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов, В каждый данный момент положение производителей, предлагающих свой товар на рынке, неодинаково. Некоторые произвели много товаров, а другие — мало. Одни из них затратили на их производство меньше средств производства и труда. У других эти затраты на единицу продукции оказались более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятся получить самую высокую цену. При этом, чем выше цена товара, тем активнее продавцы будут пытаться продать большее количество товара, т.е. увеличивать предложение. 
Объем предложения каждого производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержав их на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товаров. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, производители постараются увеличить предложение товара. На рынке складывается определенное соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которое производители желают предложить покупателям. Эту зависимость можно отразить графически, применив систему координат. Пусть ось абсцисс Q служит для обозначения количества товара, доставленного на рынок, а ось ординат обозначает движение цены Р. График предложения определяет форму кривой предложения S (от «supply»—предложение) (рис. 3). 
Если кривая спроса устанавливает отношение между ценами и тем количеством товаров, которое потребители желают купить, кривая предложения S характеризует отношение между рыночными ценами и тем количеством продукции, которое производители готовы произвести и продать. При этом в отличие от кривой спроса кривая предложения обычно поднимается вправо вверх. При возрастании цены действует тенденция к увеличению предложения. 
 
 
 
Объективно существующая взаимосвязь между предложением и ценой находит выражение в законе предложения, суть которого состоит в том, что объем предложения товара увеличивается приросте цены и уменьшается при ее снижении. 
Аналогично спросу необходимо различать изменение предложения и объема предложения. Объем предложения меняется тогда, когда изменяется только цена товара. Напротив, изменение предложения происходит, когда изменяются факторы, которые раньше принимались за постоянные. 
Причем такое движение происходит только в том случае, когда все факторы, кроме цены, постоянны. 
Однако на предложение оказывают влияние помимо цены и другие факторы. В результате их воздействия происходит сдвиг самой кривой предложения. Это означает не изменение объема производства, а изменение самого предложения, его характера. Предположим, что используется новая технология, позволяющая при тех же затратах выпустить больше продукции. Тогда кривая предложения сдвигается вправо в положение S1S1. Сдвиг будет означать, что при каждой цене производитель предложит большее количество товара. Так, при цене Р– Q> Q1, а при цене Р– Q> Q2 
 
 
 
 
 
 

Что произойдет с равновесной  ценой на мясо во время поста?

 

 
P
  
 
D
  

Равновесная цена сократится вследствие изменения потребительского спроса. Проиллюстрируем это на графике. 
 

       
   
   
     
 

 
 
 

Используемая  литература

 
1.     Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. М., 2006. 
2.     Калаев О.А. Платежный баланс и валютные курсы в мировой экономике. М., 2002. 
3.     Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. Москва, «Инсан», 2004.
 

 

Содержание.

  1. Виды валют. Валютный курс и его разновидности……………………………………..1
  2. Механизм спроса и предложения…………………………………………………………7
  3. Что произойдет с равновесной ценой на мясо во время поста?.......................................11

Информация о работе Виды валют. Валютный курс и его разновидности.Механизм спроса и предложения