Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 22:04, контрольная работа
Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя. В экономической теории термин «рынок» имеет несколько значений, но основное его значение таково: рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ. Отношения между покупателями и продавцами, т.е. рыночные отношения, начали складываться еще в глубокой древности, до возникновения денег, которые и появились затем во многом для того, чтобы обслуживать эти отношения.
Введение 2 стр.
Условия возникновения рынка 3 стр.
Виды рынков и их структура 5 стр.
Функции рынка 16 стр.
Преимущества и недостатки рыночной экономики 18 стр.
Заключение 21 стр.
Литература 22 стр.
Федеральное агентство по здравоохранению
и социальному развитию РФ
ГОУ ВПО Алтайский государственный
медицинский университет Росздрава
факультет ВСО
Кафедра
экономики и менеджмента
Контрольная
работа
по
дисциплине “Экономика”
на
тему: . Виды рынков и их структура.
Выполнила:
студентка группы 385
Сибиркина
Галина Николаевна
Барнаул
– 2011
Содержание
Введение 2 стр.
Условия возникновения рынка 3 стр.
Виды рынков и их структура 5 стр.
Функции рынка 16 стр.
Преимущества и недостатки рыночной экономики 18 стр.
Заключение 21 стр.
Литература
22 стр.
Введение
Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя. В экономической теории термин «рынок» имеет несколько значений, но основное его значение таково: рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ.
Отношения между покупателями и продавцами, т.е. рыночные отношения, начали складываться еще в глубокой древности, до возникновения денег, которые и появились затем во многом для того, чтобы обслуживать эти отношения.
По мере разложения натурального хозяйства и развития производства товаров на продажу менялось само представление о рынке. Современный рынок, оставаясь механизмом взаимодействия покупателей и продавцов, превратился в систему регулирования хозяйственной жизни (экономики).
Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства он поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена - является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения рынок является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления - это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. Наконец, рынок - это то - место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.
Необходимо подчеркнуть,
что не существует экономической системы
без слабостей и недостатков. И централизованно
планируемая экономика, и свободная рыночная
экономика неизбежно представляют собой
несовершенные институты, которым одновременно
свойственны преимущества и недостатки.
Чтобы понять, как функционирует рыночная
экономика, необходимо признать существование
пяти фундаментальных вопросов, на которые
каждая экономическая система должна
находить ответы. Вот эти вопросы: а) В
каких пределах (сколько) следует использовать
имеющиеся ресурсы? б) Как их производить?
г) Среди кого следует эту продукцию распределить?
д) Способна ли система адаптироваться
к изменениям в потребительских вкусах,
в структуре имеющихся ресурсов и в технологии
производства? Представляет ли собой рыночная
система наилучший способ нахождения
ответов на поставленные выше фундаментальные
вопросы? Научного ответа на такой вопрос
не существует. Сам по себе факт, что имеется
много альтернативных способов распределения
редких ресурсов, то есть много разных
экономических систем, служит ярким свидетельством
расхождения в оценках эффективности
рыночной системы.
Условия возникновения рынка
Каковы же исторические условия, сделавшие рынок объективно необходимым?
Первое условие- разделение труда, которое ведет к специализации и обмену.
Первоначально обмен имел примитивные формы. По наблюдениям этнографов, на о. Калимантан и территории нынешней Малайзии это происходило так. «Продавцы», положив свои продукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность «покупателям» подойти и рассмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои.
Здесь мы наблюдаем зародыш бартера - одной из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.
Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других экономических агентов.
Второе условие- самостоятельность экономических агентов, или, как часто говорят экономисты, обособленность хозяйственных субъектов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, т.е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта самостоятельность (обособленность) исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.).
Для эффективного
функционирования рыночного хозяйства
необходимо и третье
условие- свобода предпринимательства.
Внерыночное регулирование хозяйства
имеет место в любой системе. Институциональная
система дополняет рынок. Институты - это
законы, нормы, традиции, организационные
структуры. Именно институты создают ту
среду, в которой функционируют рынки,
и определяют систему сдержек и противовесов,
противодействующих произволу и деформации
рыночных отношений. Но в целом, чем меньше
скован товаропроизводитель, тем больше
простора для развития рыночных отношений.
Виды рынков и их структура
Рынок, как механизм
(«большой» рынок), состоит из отдельных
(«малых») рынков — капитала, труда,
продовольствия, жилья, страховых услуг
и т.д. «Малые» рынки бывают двух видов:
ресурсов и продукции (товаров и услуг).
Экономические агенты возникают на «большом»
рынке как собственники экономических
ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских
способностей, знаний). Через соответствующие
рынки они продают фирмам свои ресурсы,
получая за это доходы.
Производители используют приобретенные ресурсы для организации производства продукции, которую затем продают на рынках продукции. Здесь она приобретается потребителями за их доходы.
Любой рынок можно дробить на все более узкие. Так, если на рынках ресурсов выделить рынок труда, то он в свою очередь, со стоит из рынков по группам специализаций (машиностроители. работники транспорта, финансисты и т.д.) и по отдельным специальностям.
В рынок включены элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с производственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру.
По объектам обмена различают рынок товаров, рынок услуг, рынок капиталов, рынок ценных бумаг, рынок труда, валютный рынок, рынок информации и научно-технических разработок.
В пространственном разрезе выделяют местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны; национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию; мировой рынок, охватывающий все страны мира.
По механизму функционирования различают свободный (регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей); монополизированный (условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция); регулируемый (важная роль принадлежит государству, которое использует экономические инструменты воздействия) рынки.
Иногда выделяют и планово-регулируемый рынок. Здесь ведущую роль в обеспечении основных пропорций производства и обращения играет план, существует централизованное регулирование ценообразования, финансово-кредитного и денежного обращения.
В соответствии
с действующим
По степени насыщенности выделяют равновесный (спрос и предложение примерно совпадают); дефицитный (спрос превышает предложение); избыточный (предложение превышает спрос) рынки.
Основные виды рынков
по
виду продаваемого товара |
по масштабам охвата территории | с точки зрения соответствия действующему законодательству | по уровню конкуренции | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
- рынок
сырья;
- рынок материалов; - рынок драгоценностей; - рынок средств производ-ва; - рынок недвижимости; - рынок потребительских товаров и услуг; - рынок информационного
и интеллектуального ( - рынок инноваций; - рынок капитала; - рынок валюты; - рынок ценных бумаг; - рынок труда,
рабочих мест и рабочей силы |
- мировой
рынок
- зональный рынок - региональный рынок - национальный рынок - внутренний
и внешний рынок ( |
- легальный
(официальный) рынок
- нелегальный (теневой, чёрный…) рынок |
- рынок совершенной
конкуренции ( - рынок монополистической конкуренции, - рынок олигополии, - рынок чистой монополии (закрытый) |
||
В
экономике существуют не только отдельные,
изолированные рынки, но и единая рыночная
система, все элементы которой находятся
в определенных соотношениях друг с другом.
Рыночная система - довольно сложное образование. Существует несколько уровней разграничения ее структурных элементов. Например, при более дательной классификации рыночных структур по объектам рыночных отношений выделяют следующие рынки : 1) товарный рынок, включающий в себя потребительский рынок (рынок предметов потребления и услуг), рынок средств производства, рынок информации; 2) финансовый рынок, куда входят рынок капиталов (инвестиционный рынок), рынок кредитов, рынок ценных бумаг, валютно-денежный рынок; 3) рынок труда. В качестве исходного рыночного критерия целесообразно признать деление рынков по признаку "факторы производства". Каждый из рынков, в свою очередь, можно разделить на составляющие элементы. Потребительский рынок включает: рынок продовольственных и непродовольственных товаров; рынок бытовых, коммунальных, транспортных услуг; рынок услуг культуры и образования; рынок жилья; рынок зданий, сооружений непроизводственного назначения. Рынок средств производства состоит из рынка производственных зданий и сооружений; рынка орудий труда; рынка сырья, материалов, энергии и других видов продукции производственного назначения; рынка полезных ископаемых. Одним из эффективных средств становления рынка средств производства является товарная биржа. В условиях все
большего вовлечения в производственный
процесс научно-технических Рынок капиталов (инвестиционный рынок) предполагает куплю-продажу инвестиций (вложение капитала в производственные факторы или в непроизводственную сферу), которые обусловливают общий рост экономики. Инвестиционный рынок оказывает активное воздействие на другие рынки, прежде всего на потребительский. Вместе с тем общество всегда оказывается перед выбором: то ли большую часть инвестиций вкладывать в средства производства ("в будущее"), то ли в выпуск товаров потребительского спроса ("в настоящее"). На каждом временном отрезке данная проблема решается с учетом ряда конкретных социально-экономических, политических и иных обстоятельств. Кредитный рынок. Если предприятию для приобретения необходимых ресурсов не хватает собственных денежных средств, оно обращается на рынок ссудных капиталов, где могут предлагаться различные платежные средства (деньги, ценные бумаги). Предоставление кредита осуществляется за определенную плату в виде процента за кредит и на определенный срок. Рынок ценных бумаг. Ценные бумаги - это, как правило, кредитно-долговые обязательства продавца бумаг перед покупателем. Они представлены акциями, облигациями, векселями, опционами, варрантами, фьючерсными контрактами и др. Основной вид ценных бумаг - акции и облигации, все остальные - производные от них. Система отношений, связанных с куплей-продажей иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах, всех видов денежных знаков по свободным рыночным ценам, выражается понятием валютно-денежный рынок. Посредством конвертируемых валют производятся международные денежные расчеты, связанные с внешней торговлей, движением капиталов, туризмом и др. По своему режиму валютные рынки подразделяются на свободные (в тех странах, где нет валютных ограничений) и с определенными ограничениями. Рынок труда - общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила обращается как товар, то есть продается и покупается в соответствии с законами рыночной экономики. Формирование данного рынка предполагает в качестве предпосылок реализацию ряда условий. Во-первых, должны быть созданы необходимые условия для свободы предложения рабочей силы, то есть для добровольного выбора между занятостью и незанятостью в общественном производстве, свободного выбора вида деятельности. Во-вторых, работодатель должен обладать реальным правом найма и увольнения работников, конечно, в рамках трудового законодательства. В-третьих, должны быть сняты всякие ограничения на движение заработной платы и других законных доходов при официальном установлении гарантированного минимума. |
Рыночная структура - набор технологических, рыночных и институциональных факторов, влияющих на поведение фирм. Виды рыночных структур определяются в зависимости от главных субъектов рынка - покупателей (psoneo - от греч.) и продавцов (poleo - от греч.) и количества субъектов (mono - один субъект; oligos - несколько; poly - много). В соответствии с этим можно построить матрицу рыночных структур.
Матрица рыночных структур
Покупатели
(psoneo)
Продавцы (poleo) |
Много =poly= | Несколько =oligos= | Один =топо= | |
Много =poly= | 1.Двусторонняя
полиполия (совершенная |
2. Олигопсония | 3. Монопсония | |
Несколько =otigos= | 4. Олигополия | 5. Двусторонняя олигополия | 6. Олигополия, ограниченная монопсонией | |
Один = mono= | 7. Монополия | 8. Монополия, ограниченная олигопсонией | 9. Двусторонняя монополия | |
При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
В микроэкономической теории исследуют следующие 4 типа рыночных структур:
В теории строения рынков исследуют следующие основные факторы, определяющие рыночную структуру (см. приложение 1): количество фирм в отрасли и их размеры; количество покупателей; тип производимой фирмами продукции (однотипная (стандартная) или дифференцированная); возможность для входа в отрасль и выхода из неё других фирм; тип конкуренции (ценовая или неценовая); информированность продавцов и покупателей относительно изменения факторов спроса и предложения.