Виды налогов и налоговые системы в рыночной экономике. Проблемы эффективности налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 07:16, курсовая работа

Описание работы

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. Налоги - обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Налоги вводятся законами Верховного Совета. Каждый закон должен конкретизировать следующие элементы налога:
объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению;
субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

Работа содержит 1 файл

основная часть.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

Введение

 

  Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. Налоги - обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Налоги вводятся законами Верховного Совета. Каждый закон должен конкретизировать следующие элементы налога:

  1. объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению;
  2. субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;
  3. источник налога - т.е. доход из которого выплачивается налог;
  4. ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;
  5. налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

В условиях рыночной экономики любое государство  широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

 Применение  налогов является одним из  экономических методов управления  и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия.

  С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.

  При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

 Актуальность  темы определяется тем, что  в условиях перехода от административно  - директивных методов управления  к экономическим резко возрастают  роль и значение налогов как  регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

 Проблема  усовершенствования налоговой системы является актуальной для государства, поскольку налоги оказывают сильное влияние на структуру и величину издержек предприятия, а значит отражаются на результатах хозяйственной деятельности, то есть влияют на сумму остающейся у предприятия чистой прибыли, величину инвестиций, идущих на развитие и поддержание конкурентоспособности производимых товаров, а следовательно и на его конкурентоспособность в целом на рынке.

  Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: Об основах налоговой системы в Российской Федерации, О налоге на прибыль предприятий и организаций, О налоге на добавленную стоимость и другие.

  Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов . Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляется высшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным законом.

  Целью курсовой работы является исследование видов налогов и налоговых систем в рыночной экономике, а также анализ проблемы эффективности налогообложения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

  • Изучить сущность и значение налоговой политики государства;
  • Выделить возможные пути совершенствования налоговой политики;
  • Проанализировать стратегию эффективность налоговой политики.

Объектом  изучения курсовой работы является налоговая  политика государства.

Предметом изучения курсовой работы является сущность и функции налоговой политики. 

Методами исследования курсовой работы являются: анализ, синтез, дедукция, индукция, табличный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

1 Налоговая система РФ и её основные характеристики

       

          1.1 Налоговый кодекс как правовая основа функционирования налоговой системы РФ

 

Налоговая система-совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов [1].         

Для того чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно  определить основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для  налогообложения любой страны и заключаются в следующем:

     − Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом  возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным, стимулирующим расширение производства.

     − Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

     − Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

     − Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

     − Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

     − Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

           Этими принципами должно руководствоваться любое государство при построении налоговой системы, так как они обеспечивают выполнение всех функций налогов. Однако при создании налоговой системы Российской Федерации не был учтен мировой опыт, кроме того, по моему мнению, не была правильно оценена экономическая ситуация в стране, поэтому уже в первые дни действия существующего налогового законодательства выявились многочисленные противоречия. Непродуманные попытки исключить эти противоречия многочисленными поправками в налоговом законодательстве привели в свою очередь к нестабильности и ещё большей противоречивости и запутанности. Несмотря на всё сказанное, в действующей налоговой системе есть и положительные моменты.

В настоящий момент налоговая система Российской Федерации построена на следующих принципах:

− Приоритетное направление по налоговым изъятиям приходится на обложение хозяйствующих субъектов (юридических лиц). В условиях рыночной экономики такое явление - анахронизм и требует поэтапного (постепенного) переноса налогового бремени на граждан;

− Достаточно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами доли косвенных налогов и относительно меньший - прямых. Причём доля косвенных налогов в последнее время возрастает.

− Создание разветвлённой системы федеральной Госналогслужбы РФ снизу доверху, непосредственное подчинение входящих в неё нижестоящих структур вышестоящим, главной задачей которых является обеспечение контроля над поступлением всех налогов, включая региональные и местные.

− Наличие широкого перечня разнообразных льгот, преимущественно направленных на стимулирование производства.

− Разработаны и утверждены жёсткие санкции за различные нарушения налогового законодательства, включая меры финансовой, административной и уголовной ответственности.

− Установлена обязательность постановки всех субъектов предпринимательской и хозяйственной деятельности на учёт в налоговых органах, с правом открытия расчётного счёта в банках только после регистрации в налоговых органах.

− Определена первоочерёдность направления имеющихся у предприятий на счетах средств на уплату налогов по сравнению с остальными расходами предприятия.

          Для налогоплательщиков предусмотрена возможность получения по их просьбе отсрочек и рассрочек платежей в пределах текущего года, а также финансовых санкций, если их применение может привести к банкротству и прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.

 Законодательную базу налоговой системы Российской Федерации определяет Налоговый кодекс. В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации и подписи Президента вступают в силу[2].

Рассмотрим становление налоговой системы в России. Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения. [3].

В условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике впервые годы реформ российская налоговая система в определенной степени выполняла свою роль, обеспечивая минимальные потребности государства по поступлению в бюджеты всех уровней финансовых ресурсов. Вместе с тем по мере дальнейшего углубления рыночные преобразований недостатки действующей налоговой системы становились все более и более заметными, а ее несоответствие происходящим в экономике изменениям все более и более очевидным[4].

Первый этап развития налоговой системы можно характеризовать как этап неустойчивого налогообложения. Не случайно на протяжении первых лет экономических реформ в законодательстве о налогах ежегодно, а нередко и по несколько раз в год вносились многочисленные поправки. Но они решали лишь отдельные узкие вопросы, не затрагивая основных положений построения налоговой системы. К сожалению, вносимые законодательные изменения были не всегда обоснованными. Так, в декабре 1993 года предоставлением права региональным и местным органам вводить неограниченное число новых налогов был нарушен один из важнейших принципов построения налоговой системы - принцип ее единства. В результате сложившаяся к концу 90-х гг. в Российской Федерации налоговая система в большей степени из-за несовершенства ее отдельных элементов препятствовала экономическому развитию страны.

Огромная налоговая  нагрузка на законопослушных налогоплательщиков, наличие большого числа налоговых  льгот, а также многочисленных лазеек для сокрытия доходов и неуплаты налогов создали в стране атмосферу  отсутствия честной конкуренции  законопослушных и закононопослушных налогоплательщиков, а также способствовали развитию теневой экономики. Все более четко проявлялась фискальная функция налогов при одновременном сокращении темпов прироста налоговых поступлений и росте бюджетного дефицита. Налоги все в меньшей степени стали выполнять функцию регулятора производства. Назрела необходимость существенного изменения налоговой политики.

Дальнейшее развитие налоговой системы представляло собой этап подготовки налоговой реформы. Начиная с 1996 г. последовательно сокращалось число многочисленных налоговых льгот исключительного характера, отменялись отдельные налоги, которые искажали суть налоговой системы. Был восстановлен нарушенный принцип единства налоговой системы, ликвидировано право региональных и местных органов по установлению неограниченного числа новых налогов. Одновременно осуществлялись разработка НК РФ и подготовка к его принятию.

Третий этап развития налоговой системы - это этап реформирования. В 1998 года была принята и с 1 января 1999 года вступила в действие первая, или, так называемая, общая, часть НК РФ, которая регламентирует важнейшие положения налоговой системы России, в частности, перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами[5].

С 1 января 2001 года вступила в действие специальная часть НК РФ, которая регламентирует вопросы конкретного применения налогов.

Налоговый кодекс Российской Федерации - это единый, взаимосвязанный и комплексный документ, учитывающий всю систему налоговых отношений в Российской Федерации.

Налоговая система - это  совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и  применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства[6].

 

1.2 Сущность и функции налогов. Основные принципы налогообложения

Согласно действующему законодательству, доходы бюджетов формируются за счёт налоговых и неналоговых видов доходов, а так же за счёт безвозмездных и безвозвратных перечислений. Однако в настоящее время многие исследователи отмечают, что налоговым поступлениям принадлежит важнейшая роль в формировании бюджетов всех уровней. В связи с этим, уяснение понятия, признаков и классификации налогов приобретает всё большее не только теоретическое, но и практическое значение.

Прежде всего, остановимся  на вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги появились с  разделением общества на классы и возникновением государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания ... публичной власти ...» (К. Маркс). В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему необходима определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Информация о работе Виды налогов и налоговые системы в рыночной экономике. Проблемы эффективности налогообложения