Виды конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

На совершенно конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции. Это свойство вытекает из предшествующих двух. В условиях совершенной конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение, или, следовательно, цену продукта.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 70.20 Кб (Скачать)

В-четвёртых, при  противоборстве субъектов рынка  усиливается их социально-экономическое  расслоение. В конкуренции участвует  множество мелких собственников, которые  только начинают вести свою хозяйственную  деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.

Существует множество  критериев и подходов к классификации  конкуренции.

Исходя из степени дифференциации товара конкуренция подразделяется на однородную, гомогенную (без дифференциации), и разнородную, гетерогенную (с дифференциацией).

Конкуренция подразделяется на открытую, закрытую и полузакрытую, если учитывать степень свободного проникновения в отрасль.

Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмой того или иного рынка, на котором  она будет пытаться работать, можно  выделить конкуренцию трех видов:

Функциональная конкуренция возникает потому, что любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить совершенно различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных принадлежностей изделия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.

Видовая конкуренция - следствие  того, что имеются товары, предназначенные  для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные  автомобили одного класса, но с разными  по мощности двигателями.

Предметная конкуренция - результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся  лишь качеством изготовления или  даже одинаковые по качеству. Такая  конкуренция иногда называется межфирменной, что в некоторых случаях верно, однако, следует иметь в виду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции.

В зависимости от степени  антагонизма выделяют конкуренцию  без крайностей и с нарушением норм действующего законодательства

И, наконец, самая популярная классификация: по состоянию рынка и по способам соперничества см. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Основы экономики: Учеб. пособие. 2 изд. - СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2002..

Таким образом, мы дали определение  конкуренции, раскрыли некоторые ее функции и выделили несколько  критериев и подходов к классификации  конкуренции. Последняя схема, показывающая классификацию конкуренции по способам соперничества и состоянию рынка, будет взята нами за основу при  рассмотрении видов конкуренции  в последующих главах.

Глава 2. Совершенная  и несовершенная конкуренция.

Конкуренция может существовать только при определённом состоянии  рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей  состояния рынка. Основными показателями являются:

1. количество продавцов  и покупателей;

2. характер продукции;

3. условия входа/выхода  на рынок;

4. информация и мобильность.

Вышеизложенные характеристики рыночных структур можно записать кратко в следующей таблице см. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2003.:

 

Структура рынка

Количество 

продавцов и покупателей

Характер

продукции

Условия входа/

выхода на рынок

Информация

и мобильность

 

1. Совершенная

конкуренция

Множество мелких продавцов  и покупателей

Однородная

Просто. Никаких затруднений

Равный доступ ко всем видам  информации

 

Несовершенная конкуренция:

2. Монополия

Одна фирма-продавец и  множество покупателей

Однородная

Барьеры на входе

Полная информация и мобильность

 

3. Монополист.

конкуренция

Множество покупателей; большое, но ограничен. число продавцов

Разнородная

Отдельные препятствия на входе

Полная информация и мобильность

 

4.Олигополия

Ограничен. число продавцов и множество покупателей

Разнородная и однородная

Возможны отдельные препятствия  на входе

Некоторые ограничения по поводу информации и мобильности

 
           

Совершенная конкуренция.

Рассмотрим характерные  черты совершенной конкуренции.

1. Основной чертой чисто  конкурентного рынка является  наличие большого числа независимо  действующих продавцов, обычно  предлагающих свою продукцию  на высокоорганизованном рынке.  Примером служат рынки сельскохозяйственных  товаров, фондовая биржа и рынок  иностранных валют.

2. Конкурирующие фирмы  производят стандартизированную,  или однородную, продукцию. При  данной цене потребителю безразлично,  у какого продавца покупается  продукт. На конкурентном рынке  продукты фирм Б, В, Г, Д и так далее рассматриваются покупателем как точные аналоги продукта фирмы А. Вследствие стандарт

рить совершенно различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных принадлежностей изделия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.

Видовая конкуренция - следствие  того, что имеются товары, предназначенные  для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные  автомобили одного класса, но с разными  по мощности двигателями.

Предметная конкуренция - результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся  лишь качеством изготовления или  даже одинаковые по качеству. Такая  конкуренция иногда называется межфирменной, что в некоторых случаях верно, однако, следует иметь в виду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции.

В зависимости от степени  антагонизма выделяют конкуренцию  без крайностей и с нарушением норм действующего законодательства

И, наконец, самая популярная классификация: по состоянию рынка и по способам соперничества см. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Основы экономики: Учеб. пособие. 2 изд. - СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2002..

Таким образом, мы дали определение  конкуренции, раскрыли некоторые ее функции и выделили несколько  критериев и подходов к классификации  конкуренции. Последняя схема, показывающая классификацию конкуренции по способам соперничества и состоянию рынка, будет взята нами за основу при  рассмотрении видов конкуренции  в последующих главах.

Глава 2. Совершенная  и несовершенная конкуренция.

Конкуренция может существовать только при определённом состоянии  рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей  состояния рынка. Основными показателями являются:

1. количество продавцов  и покупателей;

2. характер продукции;

3. условия входа/выхода  на рынок;

4. информация и мобильность.

Вышеизложенные характеристики рыночных структур можно записать кратко в следующей таблице см. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2003.:

 

Структура рынка

Количество 

продавцов и покупателей

Характер

продукции

Условия входа/

выхода на рынок

Информация

и мобильность

 

1. Совершенная

конкуренция

Множество мелких продавцов  и покупателей

Однородная

Просто. Никаких затруднений

Равный доступ ко всем видам  информации

 

Несовершенная конкуренция:

2. Монополия

Одна фирма-продавец и  множество покупателей

Однородная

Барьеры на входе

Полная информация и мобильность

 

3. Монополист.

конкуренция

Множество покупателей; большое, но ограничен. число продавцов

Разнородная

Отдельные препятствия на входе

Полная информация и мобильность

 

4.Олигополия

Ограничен. число продавцов и множество покупателей

Разнородная и однородная

Возможны отдельные препятствия  на входе

Некоторые ограничения по поводу информации и мобильности

 
           

Совершенная конкуренция.

Рассмотрим характерные  черты совершенной конкуренции.

1. Основной чертой чисто  конкурентного рынка является  наличие большого числа независимо  действующих продавцов, обычно  предлагающих свою продукцию  на высокоорганизованном рынке.  Примером служат рынки сельскохозяйственных  товаров, фондовая биржа и рынок  иностранных валют.

2. Конкурирующие фирмы  производят стандартизированную,  или однородную, продукцию. При  данной цене потребителю безразлично,  у какого продавца покупается  продукт. На конкурентном рынке  продукты фирм Б, В, Г, Д и так далее рассматриваются покупателем как точные аналоги продукта фирмы А. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта.

3. На совершенно конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции. Это свойство вытекает из предшествующих двух. В условиях совершенной конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение, или, следовательно, цену продукта. Отдельный конкурирующий производитель соглашается с ценой; конкурентная фирма не может устанавливать рыночную цену, но может только приспосабливаться к ней.

Иначе говоря, отдельный  конкурирующий производитель находится  во власти рынка; цена продукта есть данная величина, на которую производитель  не оказывает влияния. Фирма может  получить ту же самую цену за единицу  продукции как при большем, так и при меньшем объеме производства. Запрашивать более высокую цену, чем существующая рыночная цена, было бы бесполезно. Покупатели не купят ничего у фирмы А по цене 2,05 доллара, если ее 9999 конкурентов продают идентичный продукт, или точный заменитель, по 2 доллара за штуку. Наоборот, вследствие того что фирма А может продать столько, сколько она считает необходимым, по 2 доллара за штуку, нет причины для нее назначать какую-нибудь более низкую цену, например 1,95 доллара. Потому что это вызвало бы уменьшение ее прибылей.

4. Новые фирмы могут  свободно входить, а существующие  фирмы - свободно покидать совершенно конкурентные отрасли. В частности, не существует никаких серьезных препятствий - законодательных, технологических, финансовых и других, - которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.

Несовершенная конкуренция.

Несовершенная конкуренция  существовала всегда, но особенно обострилась  в конце XIX - начале XX в. в связи  с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно - технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятельство: « Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей» Самуэльсон П. А. Экономика. Т.1.М.:1993, стр.54.

Большинство случаев несовершенной  конкуренции можно объяснить  двумя основными причинами. Во-первых, есть тенденция к уменьшению количества продавцов в тех отраслях, для  которых характерны значительные экономии от масштаба и уменьшаются издержки. В этих условиях крупным фирмам производство обходится дешевле, и они могут  продавать свои продукты по более  низкой цене, чем мелкие, что приводит к "вытеснению" последних из отрасли.

Во-вторых, рынки имеют  тенденцию к несовершенной конкуренции, когда существуют трудности для  вступления новых конкурентов в  отрасль. Так называемые "барьеры  входа" могут возникать в результате государственного регулирования, ограничивающего  количество фирм. В других случаях  может быть просто слишком дорого для новых конкурентов "прорваться" в отрасль.

В теории выделяют различные  виды рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

Рассмотрим характерные  черты монополии.

1. Монополия есть отрасль,  состоящая из одной фирмы. Одна  фирма является единственным  производителем данного продукта  или единственным поставщиком  услуги; следовательно, фирма и  отрасль - синонимы.

2. Из первого признака  следует, что продукт монополии  уникален в том смысле, что  не существует хороших или  близких заменителей. С точки  зрения покупателя это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него.

3. Мы подчеркивали, что  отдельная фирма, действующая  в условиях совершенной конкуренции,  не оказывает влияния на цену  продукта: она «соглашается с  ценой». Это так, потому что  она дает только незначительную  долю совокупного предложения.  Ярким контрастом выступает чистый  монополист, диктующий цену: фирма  осуществляет значительный контроль  над ценой. И причина очевидна: он выпускает и, следовательно,  контролирует общий объем предложения.  При нисходящей кривой спроса  на свой продукт монополист  может вызвать изменение цены  продукта, манипулируя количеством  предложенного продукта.

4. Существование монополии  зависит от существования барьеров  для вступления. Будь они экономическими, техническими, юридическими или  другими, определенные препятствия  должны существовать, чтобы удерживать  новых конкурентов от вступления  в отрасль, если монополия собирается  продолжать свое существование. 

Когда монополии производят товар, который покупатели не могут  перепродать, они часто находят  возможным и выгодным назначать  разные цены для разных покупателей, осуществляя тем самым ценовую  дискриминацию. Ценовая дискриминация - продажа отдельных единиц товара (услуги), произведенных с одинаковыми затратами, по различным ценам различным покупателям Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2003, стр. 261.

Информация о работе Виды конкуренции