Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:36, курсовая работа
На совершенно конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции. Это свойство вытекает из предшествующих двух. В условиях совершенной конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение, или, следовательно, цену продукта.
В-четвёртых, при противоборстве субъектов рынка усиливается их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.
Существует множество критериев и подходов к классификации конкуренции.
Исходя из степени дифференциации товара конкуренция подразделяется на однородную, гомогенную (без дифференциации), и разнородную, гетерогенную (с дифференциацией).
Конкуренция подразделяется на открытую, закрытую и полузакрытую, если учитывать степень свободного проникновения в отрасль.
Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмой того или иного рынка, на котором она будет пытаться работать, можно выделить конкуренцию трех видов:
Функциональная конкуренция возникает потому, что любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить совершенно различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных принадлежностей изделия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.
Видовая конкуренция - следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями.
Предметная конкуренция - результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной, что в некоторых случаях верно, однако, следует иметь в виду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции.
В зависимости от степени антагонизма выделяют конкуренцию без крайностей и с нарушением норм действующего законодательства
И, наконец, самая популярная классификация: по состоянию рынка и по способам соперничества см. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Основы экономики: Учеб. пособие. 2 изд. - СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2002..
Таким образом, мы дали определение
конкуренции, раскрыли некоторые ее
функции и выделили несколько
критериев и подходов к классификации
конкуренции. Последняя схема, показывающая
классификацию конкуренции по способам
соперничества и состоянию
Глава 2. Совершенная и несовершенная конкуренция.
Конкуренция может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:
1. количество продавцов и покупателей;
2. характер продукции;
3. условия входа/выхода на рынок;
4. информация и мобильность.
Вышеизложенные характеристики рыночных структур можно записать кратко в следующей таблице см. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2003.:
Структура рынка |
Количество продавцов и покупателей |
Характер продукции |
Условия входа/ выхода на рынок |
Информация и мобильность |
|
1. Совершенная конкуренция |
Множество мелких продавцов и покупателей |
Однородная |
Просто. Никаких затруднений |
Равный доступ ко всем видам информации |
|
Несовершенная конкуренция: 2. Монополия |
Одна фирма-продавец и множество покупателей |
Однородная |
Барьеры на входе |
Полная информация и мобильность |
|
3. Монополист. конкуренция |
Множество покупателей; большое, но ограничен. число продавцов |
Разнородная |
Отдельные препятствия на входе |
Полная информация и мобильность |
|
4.Олигополия |
Ограничен. число продавцов и множество покупателей |
Разнородная и однородная |
Возможны отдельные |
Некоторые ограничения по поводу информации и мобильности |
|
Совершенная конкуренция.
Рассмотрим характерные черты совершенной конкуренции.
1. Основной чертой чисто
конкурентного рынка является
наличие большого числа
2. Конкурирующие фирмы
производят
рить совершенно различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных принадлежностей изделия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.
Видовая конкуренция - следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями.
Предметная конкуренция - результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной, что в некоторых случаях верно, однако, следует иметь в виду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции.
В зависимости от степени антагонизма выделяют конкуренцию без крайностей и с нарушением норм действующего законодательства
И, наконец, самая популярная классификация: по состоянию рынка и по способам соперничества см. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Основы экономики: Учеб. пособие. 2 изд. - СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2002..
Таким образом, мы дали определение
конкуренции, раскрыли некоторые ее
функции и выделили несколько
критериев и подходов к классификации
конкуренции. Последняя схема, показывающая
классификацию конкуренции по способам
соперничества и состоянию
Глава 2. Совершенная и несовершенная конкуренция.
Конкуренция может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:
1. количество продавцов и покупателей;
2. характер продукции;
3. условия входа/выхода на рынок;
4. информация и мобильность.
Вышеизложенные характеристики рыночных структур можно записать кратко в следующей таблице см. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2003.:
Структура рынка |
Количество продавцов и покупателей |
Характер продукции |
Условия входа/ выхода на рынок |
Информация и мобильность |
|
1. Совершенная конкуренция |
Множество мелких продавцов и покупателей |
Однородная |
Просто. Никаких затруднений |
Равный доступ ко всем видам информации |
|
Несовершенная конкуренция: 2. Монополия |
Одна фирма-продавец и множество покупателей |
Однородная |
Барьеры на входе |
Полная информация и мобильность |
|
3. Монополист. конкуренция |
Множество покупателей; большое, но ограничен. число продавцов |
Разнородная |
Отдельные препятствия на входе |
Полная информация и мобильность |
|
4.Олигополия |
Ограничен. число продавцов и множество покупателей |
Разнородная и однородная |
Возможны отдельные |
Некоторые ограничения по поводу информации и мобильности |
|
Совершенная конкуренция.
Рассмотрим характерные черты совершенной конкуренции.
1. Основной чертой чисто
конкурентного рынка является
наличие большого числа
2. Конкурирующие фирмы
производят
3. На совершенно конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции. Это свойство вытекает из предшествующих двух. В условиях совершенной конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение, или, следовательно, цену продукта. Отдельный конкурирующий производитель соглашается с ценой; конкурентная фирма не может устанавливать рыночную цену, но может только приспосабливаться к ней.
Иначе говоря, отдельный
конкурирующий производитель
4. Новые фирмы могут
свободно входить, а
Несовершенная конкуренция.
Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX - начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно - технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятельство: « Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей» Самуэльсон П. А. Экономика. Т.1.М.:1993, стр.54.
Большинство случаев несовершенной конкуренции можно объяснить двумя основными причинами. Во-первых, есть тенденция к уменьшению количества продавцов в тех отраслях, для которых характерны значительные экономии от масштаба и уменьшаются издержки. В этих условиях крупным фирмам производство обходится дешевле, и они могут продавать свои продукты по более низкой цене, чем мелкие, что приводит к "вытеснению" последних из отрасли.
Во-вторых, рынки имеют
тенденцию к несовершенной
В теории выделяют различные виды рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
Рассмотрим характерные черты монополии.
1. Монополия есть отрасль,
состоящая из одной фирмы.
2. Из первого признака
следует, что продукт
3. Мы подчеркивали, что
отдельная фирма, действующая
в условиях совершенной
4. Существование монополии
зависит от существования
Когда монополии производят товар, который покупатели не могут перепродать, они часто находят возможным и выгодным назначать разные цены для разных покупателей, осуществляя тем самым ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация - продажа отдельных единиц товара (услуги), произведенных с одинаковыми затратами, по различным ценам различным покупателям Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2003, стр. 261.