Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 17:00, курсовая работа
Цель исследования – провести анализ видов экономического анализа и их роли в управлении коммерческой организацией.
Задачи исследования:
1. Изучить содержание и задачи экономического анализа, его связь с другими экономическими науками.
2. Проанализировать принципы экономического анализа.
3. Определить основные виды экономического анализа.
4. Обосновать роль экономического анализа в управлении коммерческой организацией.
Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические аспекты экономического анализа
1.1. Содержание и задачи экономического анализа,
его связь с другими экономическими науками …………………………5
1.2. Экономический анализ как база принятия
управленческих решений ………………………………………………11
1.3 Принципы экономического анализа ……………………………………. 12
Глава 2. Виды экономического анализа и их роль в управлении
коммерческой организацией
2.1. Классификация видов экономического анализа ………………………… 15
2.2. Роль экономического анализа в управлении коммерческой организацией ……………………………………………………………. 28
Заключение ……………………………………………………………………… 32
Список литературы ………………………………………………………………… 34
Рассмотрим отдельные виды экономического анализа.
Оперативный (краткосрочный) анализ направлен на решение задач, стоящих перед оперативным управлением хозяйственной системой. Его главная задача – постоянный контроль рациональности функционирования хозяйственной системы, выполнения плановых заданий, производства и реализации, а также своевременное выявление и использование внутрипроизводственных резервов с целью достижения уровня показателей бизнес-плана.
Оперативный анализ приближен по времени к моменту совершения хозяйственных операций и основан на данных первичного учета (оперативно-технического, бухгалтерского и статистического), а также непосредственном наблюдении за ходом производства. Это система мониторинга производства с целью быстрого вмешательства руководства при необходимости обеспечить непрерывное и эффективное функционирование хозяйственного комплекса.
Оперативный анализ охватывает: оценку
степени влияния различных
Текущий (ретроспективный) анализ связан с достигнутыми результатами деятельности предприятия. Он проводится, как правило, по главным отчетным периодам хозяйствования, в основном на базе официальной отчетности и системного бухгалтерского учета. Текущий анализ называют также периодическим, поскольку чаше всего его проводят по текущим планово-отчетным периодам работы. Он базируется на бухгалтерской и статистической отчетности, позволяя оценить работу объединений, предприятий и их подразделений за месяц, квартал, год нарастающим итогом 14.
Главная задача текущего анализа – объективная оценка результатов коммерческой деятельности, комплексное выявление неиспользованных резервов, мобилизация их для повышения эффективности производства в будущих периодах, достижение полного соответствия материального и морального стимулирования по результатам труда и качеству работы.
Этот вид анализа имеет и существенный недостаток, а именно, выявленные резервы свидетельствуют о навсегда потерянных возможностях роста эффективности производства, поскольку относятся только к прошлому периоду. Дело в том, что в процессе анализа регистрируются хозяйственные ситуации, а результаты учитываются лишь в будущей работе, так как управляющая система получает информацию, как правило, поздно (например, по итогам месяца лишь к середине следующего месяца) и исправить недостатки уже нельзя. Для повышения действенности анализа следует ускорить предоставление отчетности и ее аналитическую обработку. Текущий анализ проводится экономическими и техническими службами предприятия по всем обязательным разделам. В целом по предприятию составляется пояснительная записка к годовому отчету по итогам работы за год, где дается оценка хозяйственной деятельности и рекомендуются пути повышения эффективности.
Перспективный (прогнозный) анализ – это анализ результатов хозяйственной деятельности с целью определения их возможных значений и будущих перспектив развития. Раскрывая картину будущего, перспективный анализ обеспечивает управляющую систему информацией для решения предполагаемых задач стратегического управления. Появляется практическая возможность управлять факторами развития на любом уровне и достигать желаемых результатов.
Важнейшие задачи перспективного анализа: прогнозирование хозяйственной деятельности; научное обоснование перспективных планов; оценка их ожидаемого выполнения.
При разработке бизнес-планов перспективный анализ выступает основной формой предплановых исследований, позднее – в ходе выполнения бизнес-планов – как инструмент предвидения и оценки ожидаемых результатов.
Отклонения фактических показателей от прогнозируемых связаны с невозможностью полностью учесть всех факторы, определяющие эти показатели. Кроме того, непрерывно образуются новые производственные резервы и возможности благодаря техническому прогрессу, инициативе работников и другим факторам.
Разработка предприятиями планов – весьма сложный и трудоемкий процесс, включающий тщательное изучение настоящей и прошлой динамики, учет новых факторов. Перспективный анализ как разведка будущего и научно-аналитическая основа перспективного плана тесно смыкается с прогнозированием. Такой анализ называют прогнозным.
Функциональный анализ направлен на потребительские свойства конкретных изделий. Его цель – оптимизация этих свойств (выполняемых функций) для наиболее полного удовлетворения запросов потребителей с учетом последних достижений науки и техники. В процессе анализа оцениваются потребительские качества продукции и определяются основные направления их улучшения, многофункциональность использования, возможности расширения рынка сбыта продукции, рекламы, изучаются аналогичные изделия конкурентов.
Технический анализ связан с причинно-следственными связями технических процессов и их влиянием на хозяйственную деятельность предприятия, зависимую от обновления производства, оснащения его новыми высокими технологиями, более совершенной техникой. Оценивается технический уровень изделий, их конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках и по результатам анализа определяются пути достижения мировых стандартов 15.
Управленческий анализ ставит целью предоставление руководству предприятия информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства. Данный анализ носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной.
Маркетинговый анализ применяется для изучения внешней среды предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.
Бизнес-анализ – исследование хозяйственных процессов, к которым относятся производственные, научно-технические, сбытовые, снабженческие, финансовые и другие экономические процессы, протекающие на предприятиях в ходе производства продукции и оказания услуг. Объектами бизнес-анализа являются: формирование себестоимости и эффективность использования затрат на выпуск готовой продукции, ее реализацию; использование живого и овеществленного труда, т.е. экономические результаты производственно-хозяйственной деятельности 16.
При проведении анализа этого вида используются различные источники информации: плановые и отчетные показатели, цены, нормативы, финансовые потоки и др. Такая информация предназначена для изучения причинно-следственных связей, определяющих результаты хозяйственной деятельности, что помогает обнаружить неиспользованные возможности и повысить эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятий.
Социальный анализ выражается в изучении социальных процессов и позволяет выявить негативные и позитивные тенденции, разрабатывать предложения по развитию социальной инфраструктуры, включать их в коллективные договоры на предприятиях.
Экологический анализ связан с оценкой соответствия деятельности предприятия требованиям безопасности, охраной окружающей природной среды, защитой от чрезвычайных ситуаций, формированием информации для оценки инвестиционной привлекательности объекта и его реальной значимости при обеспечении безопасности населения и территории.
Технико-экономический анализ предполагает обращение к техническим процессам, характерным для производства продукции с конкретно заданными свойствами, и соответствующим материальным, трудовым и финансовым затратам. Его предметом служат причинно-следственные связи технических и экономических параметров, обусловливающие конечные результаты деятельности предприятия.
Социально-экономический анализ состоит в изучении социальных процессов и их влияния на результаты хозяйственной деятельности. Предметом исследования служат причинно-следственные связи, определяющие социально-экономическое развитие трудового коллектива. Цель анализа – исследование возможностей социально-экономического развития предприятия, повышения трудовой мотивации и ее влияния на экономику предприятия.
Финансово-экономический анализ основное внимание уделяет финансовым результатам деятельности предприятия: выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия. Главная цель анализа – своевременно выявлять и устранять недостатки финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и повышения его платежеспособности.
Эколого-экономический анализ направлен на исследование причинно-следственных связей, представляющих собой результаты взаимодействия экологических и экономических процессов по улучшению взаимодействия человека и природы. Цель анализа – изыскание возможностей сохранения экологической среды для улучшения здоровья людей, создание экологически чистых производств. Он предполагает оценку экологических аспектов деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду; соблюдения требований внутренних и внешних стандартов, правил и норм; возможности обеспечения преимуществ в конкурентоспособности за счет экологических факторов 17.
Сопоставительный анализ выражается в сравнении отчетных данных передовых предприятий о результатах их хозяйственной деятельности с показателями плана текущего года, данными прошлых лет.
Факторный анализ направлен на выявление степени влияния различных факторов на прирост и уровень результативных показателей.
Диагностический анализ представляет собой способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данных нарушений. Информация о признаках позволяет быстро и довольно точно установить характер нарушений без соответствующих измерений, т. е. без действий, требующих дополнительного времени и средств.
Маржинальный анализ – метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли, а также деления затрат на постоянные и переменные.
Экономико-математический анализ позволяет выбирать наиболее оптимальный вариант решения той или иной экономической задачи, выявить резервы повышения эффективности за счет более полного использования ресурсов.
Детерминированный анализ применяется для исследования функциональных взаимосвязей между факторными и результативными показателями.
Стохастический анализ (дисперсионный, корреляционный, компонентный и т.п.) используется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами деятельности предприятий.
Функционально-стоимостный анализ (ФСА) направлен на исследование функций (потребительских свойств) изделий и соответствующих им стоимостей. Цель ФСА – оптимизация функций изделий и затрат на их обеспечение. Предметом анализа служат причинно-следственные связи между потребительной стоимостью и стоимостью конкретных видов изделий. Основное назначение ФСА состоит в выявлении и предупреждении лишних затрат за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д.18
Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью.
Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.
Внутрипроизводственный анализ характеризуется особенностью, которая заключается в его детализации по отдельным подразделениям, в оценке их вклада в достижения предприятия. Он охватывает все ступени управленческой иерархии основного звена экономики – от подразделений первого порядка до рабочего места. Анализ заключается в объективной и всесторонней оценке выполнения плановых заданий подразделениями, определении и измерении факторов и причин, обусловивших результаты производства, выявлении внутризаводских резервов, разработке мероприятий по их использованию, исследовании экономических особенностей функционирования и развития отдельного подразделения, выявлении и распространении передового опыта. Он важен для установления обоснованных нормативных заданий для цехов, участков, бригад и способствует привлечению специалистов технических служб и руководителей низовых звеньев к управлению производством.
Информация о работе Виды экономического анализа и их роль в управлении коммерческой организацией