Виды инфляции и антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:41, реферат

Описание работы

Введение
Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны. Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений в России...

Содержание

ВВЕДЕНИЕ .3
ГЛАВА 1. Виды инфляции и их сущность .5
1.1 Виды инфляции .5
1.2 Причины и последствия инфляции в современной России 7
ГЛАВА 2. Инфляция и антиинфляционная политика государства в России 12
2.1 Понятие, цели антиинфляционной политики 12
2.2 Методы, границы и противоречия регулирования инфляции 14
Заключение 21
Список использованных источников литературы 24

Работа содержит 1 файл

1 Содержание.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

3)   потеря у производителей заинтересованности в создании вещественных товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров);

4)   усиление диспропорций между производством промышленной и сельскохозяйственной продукции;

5)   ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в силу снижения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие;

6)   ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, тужащих, студентов, чьи доходы формируются за счет госбюджета) .

Отрицательное влияние инфляции реагирует на все стороны жизни общества. Она обесценивает результаты труда, обесценивает сбережения физических и юридических лиц, препятствуют долгосрочным инвестициям и экономическому росту, а при отягчающих обстоятельствах приводит к краху реального сектора экономики.

Если экономика страны поражена инфляцией, то потери неизбежны. И ее первыми жертвами становятся потребители. Инфляция негативно влияет на благосостояние населения сразу по двум направлениям - через сбережения и через текущее потребление. Происходит перераспределение доходов между частным сектором и государством, между участниками производства и получателями трансфертных выплат, между трудом и капиталом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Инфляция и антиинфляционная политика государства в России

 

2.1 Понятие, цели антиинфляционной политики

 

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны и противоречивы по своим последствиям.

Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Инструменты управления процессом, применяемые в различных странах, различаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма. 

Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. Очень важным условием антиинфляционной политики является незави­симость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нуж­но проводить последовательно и взвешенно. 

Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами.

 Целями антиинфляционной политики должны в первую очередь быть:

а) сокращение инфляционного потенциала;

б) предсказуемость динамики инфляции;

в) снижение темпов инфляции;

г) стабилизация цен.

Стратегическая цель антиинфляционной политики — привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпа­ми роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой со­вокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода. 

Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП).

Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен, например, повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д. 

Если инфляция растет в результате роста издержек производства, то в этом случае следует всячески стимулировать инвестиции.

Основными задачами стабилизационной программы являются:

а) сокращение правительственных расходов, в том числе сокращение субсидий;

б) повышение налогов;

в) снижение объемов кредитования коммерческих банков;

г) увеличение выпуска казначейских облигаций и объемов зарубежных займов;

д) повышение социальных расходов на нужды малообеспеченных слоев населения;

е) фиксация обменного курса национальной валюты.

Подготовить программу стабилизации и начать ее выполнять - дело довольно трудное. Многие страны пытаются одновременно с сокращением государственных расходов вносить изменения в экономическое законодательство. Это касается, например, закона, запрещающего Центральному банку выдавать кредиты правительству или коммерческим банкам. 

Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.

Конкретные методы сдерживания инфляции необходимо разрабатывать после определения характера инфляции, выделения основных и связанных с ними факторов, подстегивающих раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение комплекса таких мер, которые соответствуют этой специфике.

Практически же действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно уточняются, и корректируются.

 

2.2 Методы, границы и противоречия регулирования инфляции

 

Предприятия и население разными способами пытаются адаптироваться к условиям хозяйствования при инфляции. Однако ее регулирование - функция государства, его макроэкономической политики. Необходимость регулирования высокоуровневой инфляции определяется ее негативными социально-экономическими последствиями. При решении задач такого регулирования следует исходить из:

а) сопоставления общей оценки значения инфляции в социально-экономическом развитии двух основных научных школ - монетаризма и кейнсианства, присущих им подходов к выбору инструментов регулирования инфляции; 

б) определения общего перечня мер государственного регулирования с точки зрения преодоления причин инфляции; 

в) учета типов, видов, форм инфляции и подбор способов, приемов ее регулирования; 

г) выделения конкретных методов регулирования инфляции.

Основные положения монетаристской концепции регулирования инфляции можно свести к следующему. Денежное обращение - главная сфера, определяющая движение всей экономики, поэтому оно должно жестко контролироваться. Инфляция - нарушение нормального денежного обращения, а значит, она недопустима (должна быть минимальной).

Государству необходимо предпринимать все меры для достижения этой задачи. Следует придерживаться принципа «здоровых финансов», т.е. баланса бюджетных расходов и доходов, не допускать дефицита бюджета и сокращать до минимума государственный долг. Принцип «здоровых финансов» был сформулирован Т. Джефферсоном: «Бюджетный дефицит и государственный долг недопустимы; богатство, которым владеет общество в настоящее время, принадлежит поколению, которое живет в настоящее время».

Государственные доходы сокращаются вследствие снижения общего уровня налогообложения (для стимулирования бизнеса) при одновременной отмене налоговых льгот (для создания фирмам равных конкурентных условий). Соответственно при сокращении доходов государства должны уменьшаться его расходы. Социальные затраты предполагаются минимальными, ибо чрезмерные социальные выплаты, пособия, гарантии подрывают стимулы к труду. В ограниченных государственных инвестициях необходим переход от экстенсивного типа (более или менее равномерное распределение их по отраслям и видам деятельности) к интенсивному (акцент на поддержку науки, высоких технологий, обеспечение перехода к инновационной модели экономического роста). Главные инструменты воздействия на экономику - объем и структура денежной массы, валютный курс национальной денежной единицы, процентные ставки, таможенные тарифы.

М. Фридмен выработал (для условий США 1970-х гг.) так называемое «монетарное правило», согласно которому денежная масса должна ежегодно увеличиваться в «коридоре» 3-5%. Нижняя граница определяется по минимальному потенциальному темпу роста валового национального продукта. При меньшей величине возникнет проблема его реализации. При темпе выше 5% рост денежной массы станет избыточным и начнется инфляция.

При реализации монетаристской политики антиинфляционного регулирования обостряется противоречие между поощрением экономической эффективности и ущемлением социальной справедливости.

Важнейший принципиальный подход кейнсианской школы - сознательное проведение контролируемой инфляции в целях увеличения совокупного спроса. Последнее - стимул экономического роста и достижения полной занятости. Налоговая политика кейнсианства предполагает высокий уровень налогообложения (для обеспечения государства необходимыми финансовыми ресурсами) с применением разнообразных и существенных налоговых льгот (как инструментов государственного регулирования экономики). Главная роль в общей системе государственного регулирования отводится бюджетной политике (особенно в расходной ее части), при том, что денежно-кредитной политике отводится второстепенная роль.

Неокейнсианская концепция «циклического балансирования бюджета» исходит из того, что бюджет должен балансировать экономику. На фазе кризиса, депрессии эмиссионное финансирование государственных расходов содействует росту занятости и совокупного спроса. Предполагается, что на фазе подъема накапливаются средства для покрытия предшествующего дефицита. В связи с этим вводится понятие «пассивного дефицита», который образуется из-за отрицательного влияния экономического кризиса (снижение производства и занятости приводит к уменьшению бюджетных доходов), и «активного дефицита», возникающего в ходе проведения расходной бюджетной политики, базирующейся на росте денежной массы. Баланс расходов и доходов государства сводится не ежегодно, а на протяжении нескольких лет цикла деловой активности.

Итак, кейнсианский метод регулирования инфляции предполагает ее удержание в умеренных границах. Логика этого метода порождала специфическое противоречие. С одной стороны, бюджетные расходы, государственный спрос, дефицитность бюджета, увеличение государственного долга и затрат на его обслуживание поощряли рост цен, инфляцию, с другой - достаточно жесткое ограничение инфляции (точнее, на практике его попытки) в конечном счете сдерживало экономический рост.

Общий методологический подход к регулированию инфляции в современной России можно сформулировать следующим образом. Вариант дефляции отвергается, поскольку последняя приводит к экономическому спаду. Нулевая инфляция (как граница регулирования с позиций монетаризма) для российской экономики также неприемлема, да и недостижима практически. При проведении регулирования инфляции в России следует учесть, что на первоначальной стадии накопления избыточной денежной массы стимулируется наращивание производства и продаж, снижение безработицы и в итоге - установление равновесия. Поэтому в определенных границах инфляция даже полезна, так как она гарантирует от кризиса перепроизводства и сокращения занятости. В последующем, когда полная занятость распространяется на все сферы экономики и они уже не могут отвечать на увеличение спроса дополнительным предложением продукции, происходит ускоренный рост цен. Затем начинают действовать факторы, вызывающие упадок производства, снижение его эффективности и дальнейшее обострение инфляции.

Поэтому регулирование инфляции в Российской Федерации должно предусматривать не полное ее снятие, но сокращение и поддержание в рамках ползучей. (Согласно одному из исследований экспертов МВФ максимальный экономический рост в промышленноразвитых странах достигается в настоящее время при инфляции 8% в год.) Правомерно считать, что границей регулирования инфляции в России является темп до 10% в год.

Денежная политика предусматривает регулирование денежной массы и совершенствование ее структуры.

Валютная политика имеет своей целью поддержание отвечающего интересам национальной экономики валютного курса. Оптимальной является такая динамика изменений курса, которая совпадает с показателями инфляции. 

Кредитная политика - комплекс мер в области кредита, который призван способствовать «дедолларизации» экономики, росту товарного предложения. Принципиально важная задача - установление положительной (т.е. превышающей ожидаемый темп инфляции) ставки процента.

Бюджетная политика в аспекте регулирования инфляции предполагает достижение сбалансированности расходов и доходов либо доведение бюджетного дефицита до возможного минимума.

Ценовая политика - прямое и косвенное вмешательство государства в рыночное ценообразование.

Структурная политика предполагает ликвидацию убыточных и малорентабельных государственных предприятий; в отраслевом аспекте - преимущественное развитие предприятий, ориентированных на потребительский сектор экономики, наукоемких производств, машиностроения. 

Антимонопольная политика предполагает установление государственного контроля над издержками и ценами монополий (олигополии), сочетаемое с наблюдением за объемами производства; пресечение уголовными, административными, налоговыми средствами проявлений монопольного ценообразования; фиксирование цен естественных монополий.

Внешнеторговая политика осуществляется на основе использования таможенно-тарифных и нетарифных инструментов. Таможенные пошлины в обусловливают непосредственно повышение цен импортируемых товаров, поскольку выступают разновидностью косвенных налогов. В результате действия нетарифных инструментов происходит сокращение предложения импортируемых товаров, что ведет к повышению цен товаров на национальном рынке. 

В зависимости от того, какой тип инфляции преобладает в стране на определенном этапе развития, используется тот или иной комплекс мер регулирования. Если инфляция спроса, то решающее значение приобретают меры по ограничению последнего (прежде всего использование инструментов денежной, валютной, кредитной, бюджетной политики). При преимущественном значении инфляции издержек особую значимость приобретают меры по ограничению заработной платы (проведение в рамках социальной политики взвешенной политики доходов населения), сдерживанию роста цен на энергию, сырье, материалы, оборудование (в этом случае на первый план выдвигаются средства антимонопольной, структурной, ценовой политики; внешнеторговой политики - при большом удельном весе импортных факторов производства).

Информация о работе Виды инфляции и антиинфляционная политика