Виды и модели государственного
регулирования экономики
- 1.Американская модель
- 2.Японская модель
- 3.Немецкая модель
- 4.Шведская модель
- 5.Французская модель
- 6.Южно-корейская модель
- 7.Китайская модель
Основные виды регулирования -
- экономический либерализм, экономический дирижизм и несколько моделей ГРЭ.
- Экономический либерализм (лат.- свободный) - система социально-экономических отношений, в которой доминируют рыночные регуляторы, а роль государства сведена к минимуму.
- Экономический дирижизм (лат. - руководящий) предполагает значительное влияние государства на социально-экономическое развитие страны.
Существующие рыночные
системы и направленность их
развития зависят:
- -от географического положения;
- -от наличия природных ресурсов;
- -от исторических условий развития;
- -от традиций населения и его обычаев;
- -от уровня развития производительных сил;
- -от социальной направленности общества.
Общие черты экономических условий
хозяйствования:
- -наличие многообразных форм собственности;
- -преобладание свободных цен на товары и услуги;
- -развитая система свободной конкуренции;
- -распространение предпринимательской деятельности;
- -определенная система государственного регулирования экономики.
Американская модель.
- Эта модель получила название "либеральная модель капитализма". Ее характерными особенностями являются:
- -малый удельный вес государственной собственности;
- -минимальная регулирующая роль государства в экономике. Такое вмешательство, как правило, инициируется экономическими кризисами или резким подъемом экономики;
- -всемерное поощрение предпринимательства.;
- -резкая дифференциация на богатых и бедных;
- -большое различие на уровне заработной платы, составляющее 110-кратный разрыв между главой фирмы и служащими;
- -приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.
Японская модель
- . К основным чертам японской модели относятся:
- -высокий уровень государственного воздействия на основные направления национальной экономики;
- -составление 5-летних планов укрепления и развития сил самообороны, которые разрабатываются с 1957 г.;
- -широкое распространение пожизненного найма рабочих на фирмах; объединение их общими интересами; привлечение работников к управлению и принятию решений;
- -незначительное различие на уровне заработной платы, которое составляет семнадцатикратный разрыв между главой фирмы и служащими;
- -социальная направленность модели.
Немецкая модель
- Близка по своему социально-экономическому содержанию к японской модели. Отличительными особенностями немецкой модели являются:
- -сильное государственное воздействие на экономику, которое проявляется преимущественно при решении социальных проблем;
- -Германия одна из первых ввела в начале 70-х годов принцип таргетирования (планирования) основных макроэкономических показателей. Был реализован принцип социального партнерства, подразумевающий участие работников предприятия в его собственности;
- -в немецкой модели, так же как и в японской, решающая роль отводится банкам, при этом центральному банку предоставлена полная автономия;
- -различие в уровне заработной платы, как и в японской модели, является незначительным и составляет двадцати трехкратный разрыв между главой фирмы и служащими.
Шведская модель.
- Отличительной особенностью шведской модели является: социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных слоях населения. Иногда шведскую модель называют второй моделью социализма. Швеция отличается высоким уровнем жизни и обеспечения гражданских прав. Государство активно участвует в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов. Большая часть услуг в Швеции предоставляется в государственном секторе, причем бесплатно. Государство достаточно часто вмешивается в процесс ценообразования, устанавливая фиксированные цены.
Французская модель.
- Не имеет ярких особенностей. Эта модель - среднее между американской и немецкой. Во французской модели высокой является регулирующая роль государства. Во Франции с 1947 г. составляются пятилетние планы - индикативное планирование. Для французской модели характерны значительные масштабы прямой предпринимательской деятельности государства, широкое вмешательство государства в процесс накопления капитала.
Южно-корейская модель.
- Отличительной особенностью южно-корейской модели является сильное регулирующее воздействие государства на развитие экономики. Оно включает следующие экономические рычаги:
- -планирование экономического развития. Этим занимается государственный плановый орган - Совет экономического планирования. Он с 1962 г. разрабатывает пятилетние планы, имеет право одобрять крупные инвестиционные проекты, принимать решения о выделении бюджетных средств на их финансирование. До 70-х годов планирование носило директивный характер. Переход к индикативному планированию осуществлялся по мере развития частного бизнеса. Крупные инвестиционные проекты иногда принимались вопреки рекомендациям МВФ и мирового банка;
Южно-корейская модель
- -в Южной Корее длительное время действовала государственная монополия в кредитно-финансовой сфере. Частные банковско-кредитные институты появились лишь в первой половине 80-х годов. Такая политика позволяла государству концентрировать в своих руках финансовые и валютные ресурсы и эффективно использовать их на развитие приоритетных отраслей;
- -регулирование внешнеэкономической сферы было направлено на стимулирование экспорта и ограничение импорта и тем самым поддерживалось развитие собственного производства.
Китайская модель.
- При выборе модели экономического развития для КНР китайские ученые разработали "смешанную модель". Сущность ее состоит в том, что рыночный механизм функционирует в условиях государственного регулирования. Наличие его способствует совершенствованию плановой экономики и обеспечивает сочетание интересов трех сторон - государства, предприятия и отдельного работника, это предполагает плановое управление на макроуровне, рыночное регулирование - на микроуровне и функционирование различного рода рынков, регулируемых государством. В результате был намечен переход от модели "Централизованной плановой экономики" к модели "Социалистической плановой товарной экономики", сущность которой состоит в том, что социалистическое производство является товарным, и взаимодействие между товаропроизводителями строится на развитии товарно-денежных отношений.
- При этом в качестве определяющих положений выступает общественная форма собственности на важнейшие средства производства и решающая роль централизованного планирования на макроуровне.
Уровень государственного
регулирования
- Уровень государственного регулирования наиболее ясно характеризуется долей ВВП, перераспределяемой через совокупный бюджет и внебюджетные фонды. В Японии и США этот показатель составляет 35-40%, в Германии, Франции, Италии и Канаде – около 50%, в Швеции и Норвегии - свыше 65 %.
- Уровень государственного влияния в экономике страны характеризуется показателем доли государственной собственности. Так, в государственном секторе стран Европейского Союза работает более 10% всех занятых, на него приходится примерно 13% вновь созданной стоимости и почти 20% капиталовложений.