Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 20:27, курсовая работа
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старик, у него было три сына: двое умных, третий дурак.
В данной общественно-экономической формации существовало государство - как неотъемлемый субъект экономической системы.
Экономическая сфера………………………………………..3
Духовная сфера………………………………………………5
Социальная сфера……………………………………………7
Политическая сфера………………………………………….8
Скрытый смысл мифологического источника……………..9
Список использованной литературы……………………….10
Колледж радиоэлектроники имени П.Н. Яблочкова
ГОУ ВПО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского»
Практическая работа по обществознанию
Тема: «Виды духовного производства»
(Мифологический источник – «Дурак и берёза»)
Выполнил: ст.гр. ЗО-11
Цируль М.А.
Содержание………………………………………………….
Экономическая сфера………………………………………..3
Духовная сфера………………………………………………5
Социальная сфера……………………………………………7
Политическая сфера………………………………………….8
Скрытый смысл мифологического источника……………..9
Список использованной литературы……………………….10
1.Экономическая сфера мифологического источника – «Дурак и берёза»
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старик, у него было три сына: двое умных, третий дурак.
В данной общественно-экономической формации существовало государство - как неотъемлемый субъект экономической системы.
Пришла ярмарка. Умные братья собираются на торг ехать. Дурак увидал и говорит:
- И я, братцы, поведу своего быка продавать. Зацепил быка веревкою за рога и повел в город.
В данном государстве осуществлялась торговля товарами путём рынка.
"Почто береза скрипит? - думает дурак. - Уж не торгует ли моего быка?"
- Ну, - говорит, - коли хочешь покупать, так покупай; я не прочь продать! Бык двадцать рублей стоит; меньше взять нельзя... Вынимай-ка деньги!
Береза ничего ему не отвечает, только скрипит, а дураку чудится, что она быка в долг просит.
Вот приехали умные братья и стали спрашивать:
- Ну, что, дурак, продал быка?
- Продал.
- За дорого?
- За двадцать рублей.
- А деньги где?
- Денег еще не получал; сказано - завтра приходить.
- Эх ты, простота!
На другой день поутру встал дурак, снарядился и пошел к березе за деньгами.
- Ну, земляк, подавай деньги, ты сам обещал, что сегодня заплатишь.
Ветер подул - береза заскрипела, а дурак говорит:
- Ишь ты какой неверный! Вчера сказывал: "Завтра отдам". И нынче то же сулишь. Так и быть, подожду еще один день, а уж больше не стану - мне самому деньги надобны.
Воротился домой. Братья к нему пристают:
- Что, получил деньги?
- Нет, братцы! Пришлось еще денег подождать.
- Да кому ты продал?
- Сухой березе в лесу.
- Экой дурак!
В данном государстве в качестве посредника в обращении товаров являются деньги, выраженные в рублях. А эквивалентом стоимости товаров являлось золото.
На третий день взял дурак топор и отправился в лес. Приходит и требует денег. Береза скрипит да скрипит.
- Нет, земляк! Коли все будешь завтраками потчевать, так с тебя никогда не получишь. Я шутить-то не люблю, живо с тобой разделаюсь.
Как хватит ее топором - так щепки и посыпались во все стороны.
В той березе было дупло... а в том дупле разбойники спрятали полный котел золота. Распалось дерево надвое, и увидел дурак чистое золото; нагреб целую полу и потащил домой. Принес и показывает братьям.
- Где ты, дурак, добыл столько?
- Земляк за быка отдал; да тут еще не сполна, чай, и половины домой не притащил. Пойдемте-ка, братцы, забирать остальное.
Пошли в лес, забрали деньги и понесли домой.
Сказке - конец, а мне - меду корец.
В данном мифологическом источнике людям известны такие виды деятельности как:
-Строительство
-Скотоводство
-Кузнечество
-Плетение верёвок
-Бортничество
-Добыча золота и руд
-Изготовление посуды
-Шитьё одежды
-Добыча огня
Люди в данном мифологическом источнике имели право на личную собственность, в данном случае это бык.
[1]
Духовная сфера Мифологического источника - «Дурак и берёза»
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старик, у него было три сына: двое умных, третий дурак. Помер старик. Сыновья разделили именье по жеребью. Умным досталось много всякого добра, а дураку один бык - и тот худой! Пришла ярмарка. Умные братья собираются на торг ехать. Дурак увидал и говорит:
- И я, братцы, поведу своего быка продавать. Зацепил быка веревкою за рога и повел в город. Случилось ему идти лесом, а в лесу стояла старая, сухая береза; ветер подует - и береза заскрипит.
"Почто береза скрипит? - думает дурак. - Уж не торгует ли моего быка?"
- Ну, - говорит, - коли хочешь покупать, так покупай; я не прочь продать! Бык двадцать рублей стоит; меньше взять нельзя... Вынимай-ка деньги!
Береза ничего ему не отвечает, только скрипит, а дураку чудится, что она быка в долг просит.
- Изволь, я подожду до завтра!
Привязал быка к березе, распрощался с нею и пошел домой.
Вот приехали умные братья и стали спрашивать:
- Ну, что, дурак, продал быка?
На другой день поутру встал дурак, снарядился и пошел к березе за деньгами. Приходит в лес - стоит береза, от ветра качается, а быка нету: волки ночью съели.
В данном мифологическом источнике люди имеют представление об умственных способностях человека.
В мифе присутствуют животные: бык и волки, а также дерево берёза
-это означает, что у людей складываются знания о флоре и фауне своего региона. Слово лес означает, что они имели представление о науке - географии. А также обладали умением различать время суток.
- Нет, земляк! Коли все будешь завтраками потчевать, так с тебя никогда не получишь. Я шутить-то не люблю, живо с тобой разделаюсь.
В данном мифологическом источнике люди имели представление о сатире и юморе, также об эмоциях и чувствах.
В мифе люди столкнулись со случаями физической расправы над людьми.
Также присутствуют зачатки религии, такой как анимизм. Возможно имело место жертвоприношение каким-либо богам, представленных в мифе в виде берёзы.
[2]
Социальная сфера мифологического источника - «Дурак и берёза»
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старик, у него было три сына: двое умных, третий дурак. Помер старик. Сыновья разделили именье по жеребью. Умным досталось много всякого добра, а дураку один бык - и тот худой! Пришла ярмарка. Умные братья собираются на торг ехать. Дурак увидал и говорит:
- И я, братцы, поведу своего быка продавать. Зацепил быка веревкою за рога и повел в город.
Вот приехали умные братья и стали спрашивать:
- Ну, что, дурак, продал быка?
Воротился домой. Братья к нему пристают:
- Что, получил деньги?
Нет, братцы! Пришлось еще денег подождать.
Повел в город- это говорит о том, что люди вели оседлый образ жизни.
В данном мифологическом источнике у людей складывается представление о разных возрастных группах, а также родственных связях.
В некотором царстве – это значит, что есть царь и подчинённые ему люди, это говорит о формировании социальной стратификации.
В той березе было дупло... а в том дупле разбойники спрятали полный котел золота.
Общество столкнулось с проблемой получения средств существования путем отнятия их у других.
В данном источнике мы сталкиваемся с таким явлением как социальная мобильность. Дурак, найдя золото, перешёл в лучший социальный слой общества.
[3]
Политическая сфера мифологического источника – «Дурак и берёза»
[4]
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старик, у него было три сына: двое умных, третий дурак.
Слово «Царство» говорит нам о том, что во главе государства находится царь. Так как мифологический источник славянского происхождения мы имеем дело с таким типом легитимности власти как традиционный, где власть осуществляется наследным правителем.
Скрытый смысл мифологического источника «Дурак и берёза»
На мой взгляд люди того времени столкнулись с проблемой антропосоциогенеза, вызванной каким-либо заболеванием. Общество отвергает таких людей, не хочет иметь ничего общего с ними. Но миф говорит нам о том, что у этих людей есть шанс принести пользу обществу.
[5]
Список использованной литературы
1. Учебник обществознания «В помощь абитуриенту»
А.В.Клименко,В.В.Румынина, 2010г.
2. Вопросник по обществознанию, 2010-2011 г.
3. «Большой толковый словарь» Д.Н.Ушаков
4. «Толковый словарь» В.И.Даль
5. «Русские народные сказки»- Воронеж; Инфа, 1992 г.
10
[1] Общественно экономическая формация- исторический тип общества, основывающийся на определённом способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития человечества.
Государство-орган власти, управляющий обществом и обеспечивающий его целостность, организованность и определённый порядок в нём.
Рынок-совокупность всех совершаемых сделок купли-продажи.
Пола- Нижняя часть распашной одежды
Корец- ковш для черпания воды.
[2]Флора- исторически сложившаяся совокупность видов растений, распространённых на определённой территории в настоящее время или в прошедшие геологические эпохи.
Фауна- исторически сложившаяся совокупность видов животных.
Наука- особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.
География- единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и акцентирующихся на выявлении пространственно-временных закономерностей
Анимизм- вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы.
[3] Жеребий- условный предмет, вынимаемый наудачу из множества других при каком-либо споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что-либо.
Социальная стратификация- иерархическая организация различных слоев общества, в основе которого лежит неравенство людей.
Социальная мобильность- изменение места, занимаемого человеком или группой людей в социальной структуре.
[4]Легитимность- способность власти создавать и поддерживать у населения убеждение в том, что власть в стране наделена правом принимать решения, которые её граждане должны выполнять.
Традиционная власть- легитимная власть, основанная на праве престолонаследия, на признании божественного характера власти.
[5] Антропосоциогенез- процесс становления и развития человека в обществе.