Виды диверсификации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:24, реферат

Описание работы

Имеются два главных типа диверсификации:
– связанная – представляет собой новую область деятельности компании, связанную с существующими областями бизнеса (например, в производстве, маркетинге, материальном снабжении или технологии);
– несвязанная диверсификация - новая область деятельности, не имеющая очевидных связей с существующими сферами бизнеса.

Работа содержит 1 файл

Виды диверсификации.docx

— 19.40 Кб (Скачать)

                                   Виды диверсификации 

Большинство компаний обращаются к диверсификации тогда, когда они создают финансовые ресурсы, превосходящие необходимые  для поддержания конкурентных преимуществ  в первоначальных сферах бизнеса.  

Имеются два главных типа диверсификации: 

– связанная  – представляет собой новую область  деятельности компании, связанную с  существующими областями бизнеса (например, в производстве, маркетинге, материальном снабжении или технологии); 

– несвязанная  диверсификация - новая область деятельности, не имеющая очевидных связей с  существующими сферами бизнеса. 

При решении  о диверсификации деятельности компании следует учитывать стоимость  управления такой компанией. Затраты  определяются числом СЗХ и необходимостью координации между ними.  

Для несвязанной  диверсификации не требуется координации  между СЗХ. Следовательно, расходы  на управление растут с числом СЗХ  в портфеле компании. В противоположность  этому компании со связанной диверсификацией  несут затраты, растущие и с числом СЗХ, и со степенью необходимой координации  между ними.  

Таким образом, выбор между связанной  и несвязанной диверсификациями зависит от сравнения прибыльности при диверсификации и дополнительных удельных затрат на управление. 

Фирма должна концентрироваться на связанной  диверсификации, когда ключевые искусства  компании могут использоваться в  широком диапазоне отраслевых и  коммерческих ситуаций, а также управленческие затраты не превосходят величин, необходимых при распределении  ресурсов или передачи искусств. По той же логике компании должны концентрироваться  на несвязанной диверсификации, если искусства базовой СЗХ высоко специализированы и не имеют приложения на стороне, а затраты на управление не превышают величин, нужных для  реализации стратегии внутреннего  рынка. 

Главные пути реализации диверсификации бизнеса 

Диверсификация  может осуществляться следующими путями: 

1. Через  внутренний рынок капиталов; выполняет  те же функции, что и фондовый  рынок. При внутреннем рынке  капиталов главный офис выполняет  следующие роли: 

- выполняет  функции стратегического планирования, состоящие в определении портфеля  СЗХ корпорации; 

- определяет  финансовые цели и отслеживает  деятельность СЗХ; 

- размещает  корпоративные капиталы среди  конкурирующих СЗХ. 

В этих условиях СЗХ представляют собой  автономные центры прибыли, находящиеся  только под финансовым контролем  главного офиса. 

2. Реструктурированием.  Стратегия реструктурирования представляет  один из видов стратегии внутреннего  рынка капиталов. Разница состоит  в степени вмешательства главного  офиса в действия СЗХ. Компании, которые подвергаются реконструированию, обычно были плохо управляемыми в процессе создания и развития. Цель состоит в помощи им активизировать свою деятельность, изменить образ действий, развить новые стратегии на уровне СЗХ и влить в компанию новые финансовые и технологические ресурсы; 

3. Передачей  специфических искусств между  СЗХ. В том случае, когда используется  стратегия передачи искусства  или опыта деятельности, новый  вид бизнеса рассматривается  как связанный с существующими СЗХ (например, в области производства, маркетинга, снабжения, НИОКР). Обычно используются передачи таких искусств, которые снижают издержки в диверсифицированной компании; 

4. Разделением  функций или ресурсов. 

Диверсификация  путем распределения ресурсов возможна при наличии существенного сходства между одной или несколькими  важными функциями существующих и новых СЗХ. Целью распределения ресурсов является реализация синергизма в деятельности компании при использовании общих производств, каналов распространения, средств продвижения, НИОКР и т.д. Таким образом, в каждую СЗХ требуется меньше вложений по сравнению с автономным решением этого вопроса. 

Эти повышенные издержки могут уничтожить более  высокие прибыли при связанной  диверсификации (табл. 8.1). 

Стратегией, противоположной диверсификации, может  быть создание стратегического альянса  между двумя или более компаниями в области стоимости, риска и прибылей, связанных с использованием новых возможностей бизнеса (например, при НИОКР). Однако при этом имеется риск доступа партнера к ключевой технологии. 

    Виды  диверсификации. Различают связанную  и несвязанную (конгломератную) диверсификацию. В свою очередь, связанная диверсификация может быть вертикальной или горизонтальной. Основной критерий определения типа диверсификации — принцип слияния. При функциональном слиянии объединяются предприятия, связанные в процессе производства. При инвестиционном слиянии  объединение происходит без производственной общности предприятий.

 Вертикальная  интеграция. Связанная вертикальная  диверсификация, или вертикальная  интеграция, — это процесс приобретения  или включения в состав предприятия  новых производств, входящих в  технологическую цепочку выпуска  основного продукта на ступенях  до или после процесса производства. Стратегия интеграции оправданна, когда предприятие может  повысить  свою рентабельность, контролируя  стратегически важные звенья  в цепи материально-технического  снабжения, производства и сбыта продукции. При этом возможны различные типы  вертикальной интеграции:

    •     полная интеграция производственной деятельности; 

    •     частичная интеграция, в этом случае часть необходимых комплектующих  закупается у других предприятий;

    •     квазиинтеграция — создание стратегических альянсов предприятий, заинтересованных в интеграции без перехода прав

    собственности.

            В зависимости от направленности  интеграции и положения предприятия  в производственной цепочке выделяют  две формы связанной диверсификации:

    •     интеграция «вперед», или прямая интеграция;

    •     интеграция «назад», или обратная интеграция.

            Стратегия обратной интеграции  используется для того, чтобы  защитить стратегически важный  источник снабжения или получить  доступ к новой технологии, важный  для базовой деятельности. При  обратной интеграции предприятие  присоединяет функции, которые  ранее выполнялись поставщиками, т.е. приобретает (устанавливает)  контроль над источниками сырья  и  производством комплектующих  изделий. 

            Прямая интеграция заключается  в приобретении или усилении  контроля над структурами, находящимися  между предприятием и конечным  потребителем, а именно системой  распределения и продажи товаров.  Данный тип стратегии используется,  когда предприятие не может  найти посредников с качественным  уровнем обслуживания клиентов  или стремится лучше знать  своих потребителей.

              Горизонтальная интеграция. Связанная  горизонтальная диверсификация, или  горизонтальная интеграция, — это   объединение предприятий, работающих и конкурирующих в одной области деятельности. Главная цель горизонтальной интеграции — усиление позиций фирмы в отрасли путем поглощения определенных конкурентов или установления контроля над ними.  Горизонтальное объединение позволяет добиться экономии на  масштабе производства, расширить спектр товаров и услуг и таким образом получить дополнительное конкурентное преимущество. Часто основной причиной горизонтальной диверсификации является географическое расширение рынков. В этом случае  объединяются компании, производящие однотипную продукцию, но   выступающие   на   различных   региональных   рынках.

    Виды  диверсификации: 

    1. Покупка акций компаний разных  отраслей.

    2. Покупка акций различных компаний.

    3. Покупка акций компаний из  различных географических регионов.

    4. Покупка акций компаний с высокой  диверсификацией производства.

    5. «Привязка» покупок акций к  различным фазам цикла фондового  рынка.

    6. Покупка различных видов ценных  бумаг.

    7. Покупка ценных бумаг инвестиционных  компаний с сильно диверси-

    фицированными портфелями. 

    Максимальное  сокращение риска возможно, если в  портфеле отобрано от 10 до 15 различных  ценных бумаг. Дальнейшее увеличение состава  портфеля вызывает эффект излишней диверсификации.

    Излишняя  диверсификация может привести к:

    снижению  качества управления портфелем;

    росту издержек по поиску ценных бумаг (издержки на предварительный анализ) и т.д.

    При диверсификации рекомендуется ограничить инвестиции в определенный вид ценной бумаги в размере 10% общей стоимости  всех вложений. Для уменьшения риска  инвестиционных операций рекомендуется  использовать ступенчатую структуру  сроков погашения ценных бумаг. Так, по истечении определенного периода  должен истекать срок погашения определенной части стоимости ценных бумаг. Вы свобождающиеся таким образом средства реинвестируются в новые ценные бумаги. 

    ПРИМЕР 1

            Классическим примером горизонтальной  и вертикальной диверсификации  служит проникновение американских  пивоваренных компаний в область  изготовления и сбыта безалкогольных  напитков. В этом случае диверсификация  связана с  расширением номенклатуры  продуктов, предназначенных для   схожего круга потребителей. В  России горизонтальные объединения  характерны для банковской сферы.  Здесь они направлены на расширение спектра  банковских услуг и географическое расширение деятельности.

            Несвязанная диверсификация. Данный  вид диверсификации охватывает  такие направления деятельности, которые не имеют прямой непосредственной  связи с основной деятельностью  предприятия. Диверсификация оправданна, если возможности для роста  предприятия в рамках производственной  цепочки ограничены, позиции 

    конкурентов очень сильны, а рынок базовой  продукции находится в стадии спада. При несвязанной диверсификации могут отсутствовать общие рынки, ресурсы, технологии, а эффект достигается за счет обмена или разделения  активов/сфер деятельности. 

         Различают центрированную и конгломератную  диверсификацию:

    •    стратегия центрированной диверсификации базируется на поиске и использовании  дополнительных возможностей производства новых продуктов в существующем бизнесе.  Существующее производство остается в центре бизнеса, а новое  возникает исходя из тех возможностей, которые заключены в освоенном  рынке, используемой технологии и  основаны на сильных сторонах функционирования предприятия;

    •    стратегия конгломератной диверсификации состоит в расширении предприятия  за счет производства технологически не

    связанных с уже производимыми новыми продуктами,  которые реализуются на новых  рынках. Цель данной диверсификации — обновление   своего портфеля продукции.

         Выбор стратегии диверсификации  осуществляется с учетом внутренних  возможностей предприятия и потребностей  рынка.  
 

Информация о работе Виды диверсификации