Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 14:25, курсовая работа
Наиболее распространенное определение венчурного инвестирования - финансирование частным предпринимательским капиталом проекта, успешная реализация которого не гарантирована. Исторически сложилось, что наиболее интересными объектами для приложения венчурного капитала были малые инновационные компании, ориентированные на разработку и вывод на рынок наукоемкой продукции на базе высоких технологий, поэтому часто венчурное финансирование связывается с прямыми инвестициями в компании именно технологического сектора.
Введение
1. Венчурное финансирование
2. Как работает венчурный механизм?
1. Организация современного венчурного бизнеса
2.1 Венчурные компании.
2.2. Венчурные капиталисты.
2.2.1. Частные инвесторы.
2.2.2. Институциональные инвесторы.
2.3 Посредники в венчурном бизнесе.
3. Венчурный бизнес в России.
3.1. Организация инновационной инфраструктуры в России.
3.2. Состояние венчурного бизнеса в России.
3.3. Перспективы российского венчурного бизнеса.
Заключение
Список использованной литературы.
В наступающем веке Россия должна будет, не снижая эффективности своего военного потенциала, реформировать экономику так, чтобы поднять ее на уровень развитых стран. Экономическое могущество стран G7 основывается на непрерывном воспроизводстве широчайшего спектра инновационных товаров и услуг. Без создания такого же эффективного механизма по выпуску новых потребительских товаров Россия не сможет решить стоящую перед ней задачу.
Научно-технический потенциал страны, ставший основой российского ВПК, понес в последние годы некоторые потери, но они не так значительны, как кажутся на первый взгляд. Имевшая место в последнее десятилетие эмиграция российских квалифицированных научно-технических кадров не могла, по нашему мнению, сильно затронуть инновационный потенциал страны. Сейчас, когда потребности России в производстве конкурентоспособных потребительских товаров еще более актуальны, чем модернизация вооружений, проблема заключается в другом. Необходимо создать условия, при которых часть исследователей и изобретателей, прежде всего тех, кто занимался в ВПК продукцией двойного назначения, сможет постепенно перейти в гражданскую сферу деятельности.
Одним из главных условий для этого перехода является вопрос материально-технического обеспечения. Основными источниками для финансирования инновационного процесса могут быть государственные, корпоративные или частные средства. Финансовые ресурсы для построения инновационного механизма ВПК на протяжении всего XX века в России оставались исключительно государственными. Добыты они были сначала с помощью экспроприации частных капиталов (прежде всего у крестьянства), а затем путем целенаправленного перераспределения монополизированных государством ресурсов страны в пользу ВПК.
Может ли быть создан новый инновационный механизм в России аналогичным способом? Нет. По причине того, что результатами его работы должны стать не средства вооружения, а потребительские товары,. Это обязывает государство обеспечить, во-первых, наличие денег у потребителей внутри страны, во-вторых, позитивный имидж России в глазах будущих потребителей наших товаров в других странах мира, и, в - третьих, свободный поток людей, идей, товаров, ресурсов и т.д. как в страну, так и из нее. Причем два последних условия, которые необходимо соблюдать, являются определяющими для всех внутри и внешнеполитических действий нынешних и будущих российских властей на протяжении всего следующего века.
Если стране нужны деньги на развитие инновационного процесса, а отбирать или упразднять их, по изложенным выше причинам нельзя, то власти могут попытаться занять недостающие средства. Поскольку память о прошлых финансовых отношениях граждан России со своим государством будет еще долго жива в нашем народе, то занимать власти имеют возможность только за пределами страны. Однако постепенно выяснилось, что денег, как образно выразился один из недавних наших премьер-министров, на производство "удочек для ловли рыбы" нам не дают. Кредиты на покупку имеющейся всегда в наличии у развитых стран "осетрины второй свежести", пожалуйста, и сколько угодно. А чтобы мы на их кровные сделали себе "удочки" и научились "ловить рыбу" сами, для этого свободных денег в свободном мире нет и, видимо, в ближайшее время не будет. Все это говорит о том, что ждать прямой государственной помощи в финансировании инноваций гражданского назначения в ближайшие годы не приходится.
Но в рыночной экономике финансированием инновационного процесса должны прежде всего заниматься сами компании - производители. К сожалению, у российских производителей потребительских товаров и услуг инвестиционные возможности в подавляющем большинстве случаев отсутствуют. Хотя некоторые из них смогли бы уже сейчас взять банковские кредиты для внедрения в производство перспективных разработок, но финансировать НИОКР самостоятельно они пока не в состоянии. Парадокс заключается в том, что наши производители потребительских товаров должны сначала наладить выпуск конкурентоспособных товаров, и только потом они смогут полученные средства частично использовать для финансирования своей инновационной деятельности.
Таким образом, для финансового обеспечения разработки новых конкурентоспособных потребительских товаров и услуг на данном этапе развития России остается практически единственный путь - создать условия для привлечения на эти цели частного российского капитала. [13]
Венчурные фонды в России стали создаваться в 1994 г. по инициативе Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР). Региональные венчурные фонды (РВФ), число которых составляло в конце 1996 г. 10, были образованы в различных регионах России. Одновременно с ЕБРР другая крупная финансовая структура - Международная Финансовая Корпорация (International Finance Corporation) также решилась на участие в создаваемых венчурных структурах совместно с некоторыми известными в мире корпоративными и частными инвесторами. В 1997 г. 12 действующих на территории России венчурных фондов образовали Российскую Ассоциацию Венчурного Инвестирования (РАВИ) со штаб-квартирой в Москве. По данным Financial Times на сентябрь 1997 г. в России действовало 26 специализированных фондов, инвестирующих в российские корпоративные активы с суммарной капитализацией в $ 1.6 млрд. Помимо этого, еще 16 восточноевропейских фондов инвестировали в Россию часть своих портфелей. (Financial Times, 2.9.1997). Российское законодательство не содержит нормативных актов, регулирующих деятельность венчурных фондов и компаний. Все действующие на территории России и работающие извне с Россией фонды не являются российскими резидентами, что, как уже отмечалось выше, является общемировой практикой.[14]
В подавляющем большинстве работающих сегодня с Россией фондов присутствует значительная доля средств европейских инвесторов. В Европе же под венчурным бизнесом чаще всего понимается финансирование развития компаний. Поэтому существующий сейчас в стране венчурный бизнес практически не оказывает поддержки разработке и внедрению российских товаров и технологий для XXI века.
Практически единственным реальным инструментом государственного участия в развитии инноваций в России остается Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Его программа поддержки инновационных фирм на этапе "start-up" развивается вроде бы успешно. По крайней мере, по словам заместителя генерального директора фонда Сергея Полякова, фонд рассчитывал получить 2 тысячи заявок (а пришло 2,7 тысячи), отобрать 400 из них (а отберут и профинансируют, видимо, 500). Но... С одной стороны, работа эта встречает сопротивление некоторых руководителей институтов, считающих, что уходящие в бизнес ученые уносят с собой разработки, являющиеся достоянием всего института (все та же проблема интеллектуальной собственности!). А с другой, при изменении структуры бюджета, по словам, исчезла отдельная строка "Фундаментальная наука и содействие НТП". Фонд же финансировался в процентном отношении от этой статьи. Откуда и в каком объеме теперь будут браться деньги, неясно.
Некоторые представители крупных иностранных компаний (а основные инвесторы венчурного капитала пока они) успокаивают россиян. Дескать, не стоит так уж переживать за венчур, у страны есть другие серьезные преимущества в борьбе за место на рынке интеллектуальной собственности и нужно использовать прежде всего их, а о венчуре забыть. К примеру, развивать консалтинговые услуги, проектно-конструкторские разработки. Больших капиталов здесь не требуется, а уровень образования в России пока еще остается очень высоким. Все так. Однако страна, занимающая седьмую часть суши, вряд ли захочет и сможет ограничиться лишь этим. И никогда не согласится ограничиться. Что бы ни советовали ей ее новые друзья и сколь бы неразворотливы ни были ее собственные власти.[15]
Сегодняшняя ситуация в России напоминает нам период, предшествующий бурному развитию венчурного бизнеса в США в начале 60-х годов. Главными предпосылками для этого рывка в то время были:
зарождение нового научно-технического направления, которое на протяжении следующих нескольких десятилетий дало толчок к революционным изменениям в технологии производства потребительских товаров и услуг. За это время был пройден путь от разработки первых компонентов, электронной техники до внедрения сложнейших устройств создаваемых на основе этих компонентов в самые разнообразные отрасли человеческой деятельности;
наличие в США научно-технического потенциала, способного поддержать опережающие конкурентов темпы развития новых технологических направлений;
присутствие частного капитала в руках людей, способных оценить открывавшиеся перспективы и пойти на риск финансирования разработок в новых технологических направлениях.
Сейчас в России складывается аналогичное сочетание необходимых для развития венчурного бизнеса факторов:
предстоящие в ближайшие десятилетия революционные перемены в сферах производства широкой номенклатуры товаров и услуг под влиянием применения в них современных информационных технологий. Суть этой начавшейся революции заключается в изменении отношений потребителей и производителей товаров и услуг. На смену главному существующему принципу - изготовители сначала производят товары в расчете на гипотетических усредненных покупателей, а затем "заставляют" реальных индивидуумов этот товар приобретать - приходит другой. Сначала производители должны будут выяснить с помощью информационных технологий у каждого реального покупателя, что можно сделать для удовлетворения его индивидуальных потребностей, и только после этого для него товар изготовить. Современные технологии сбора, обработки и передачи информации уже сейчас позволяют начинать эти изменения, которые продлятся не одно десятилетие, постепенно затрагивая все большее число отраслей производства товаров и услуг;
наличие в России научно-технического потенциала для развития новых приложений телекоммуникационных технологий в производстве широкой номенклатуры товаров и услуг для населения. Причем этот потенциал могут составлять, не только, как уже отмечалось выше, специалисты, работавшие в научно-технических подразделениях ВПК, но и большое количество молодых программистов, с достаточно высоким уровнем квалификации (темпы роста создаваемых WEB-сайтов в сети Интернет одни из самых высоких в мире (еще в 1995 году их было около 500, а в середине 1998 года уже более 17 тысяч!));
наличие потенциального российского венчурного капитала, который мы оцениваем на ближайшие год в диапазоне от $20 до $30 млн., что составляет 2 - 3% от объемов российского рискового капитала, вкладываемого сейчас в акции. Этот объем венчурного капитала приблизительно соответствует тому, с которого начинала в 1979 г. Великобритания. Напомним, что за восемь лет после старта, венчурный капитал там увеличился в 300 раз! Существующие оценки объемов российских частных капиталов, размещенных вне страны, которые колеблются в пределах от $100 до $300 млрд., позволяют нам надеяться на резкий рост венчурного капитала, вкладываемого резидентами в России в ближайшие 5-10 лет. Высокий уровень технического образования в России (1,5 млн. человек), который превышает аналогичный уровень в США в 2 раза, делает значительной вероятность наличия российского венчурного капитала у людей, способных оценить перспективность предлагаемых бизнес-идей.
Сейчас в России идет активное изменение приоритетов отечественных финансовых институтов. Отсутствие традиционных способов высокодоходного размещения капитала в связи с обвалом рынка государственных ценных бумаг заставляет их всерьез работать над освоением адекватных цивилизованных механизмов вложения средств, прежде всего в реальный бизнес. Конкретно для венчурного бизнеса благоприятно еще и следующее обстоятельство: повышение спроса на продукцию отечественных компаний требует срочного вложения средств в развитие их производственной базы, при этом в большинстве случаев традиционный механизм кредитования не может быть реализован. Заемщика не устраивают условия предоставления кредита, кредитора - предоставляемые гарантии. В такой ситуации венчурные инвестиции - одна из немногих альтернатив, при этом инвестор имеет хорошие шансы приобрести значительную долю в компании за сравнительно небольшие деньги. [16]
Уровень развития венчурного бизнеса в России не так далек от уровня развития венчурного бизнеса в ряде других стран. Более того, при определенных условиях Россия в этой области сможет догнать европейские страны и США.
Для этого необходимы:
- совершенствование законодательства;
- совершенствование управления;
- пересмотр системы налогообложения;
- совершенствование деловой культуры;
- изменение инфраструктуры;
- привлечение специалистов в области консалтинга и развитие системы
консультационных услуг;
- решение проблем права на интеллектуальную собственность;
- совершенствование маркетинговой стратегии;
- внедрение систем управления качеством;
- привлечение частного российского капитала;
- решение проблем участия в венчурном бизнесе российских банков, пенсионных
фондов, российских страховых компаний;
- развитие фондового рынка;
- развитие предпринимательства в научно-технической сфере;
- развитие системы информации;
- создание государственной структуры для экспертизы инновационных проектов;
-формирование отечественного аналога сети "бизнес-ангелов" как инвестиционной
- формы, предваряющей венчурное финансирование.
Наиболее актуальной задачей является создание венчурных фондов с российским капиталом, в первую очередь для инвестирования в высокотехнологичный бизнес.
Согласно российскому законодательству венчурное финансирование проектов через отраслевой фонд может быть осуществлено в различных формах - путем приобретения доли в уставном капитале, выделения проекта в отдельный бизнес, предоставления предприятиям низкопроцентных ссуд, через лизинг оборудования, посредством заключения договоров о совместной деятельности и т. д.
Первые шаги для развития отечественного венчурного бизнеса сделаны. За этим бизнесом будущее.[17]
1. Аньшин В.М Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе – М. : АНКИЛ,2003 – 360 с.
2. Венчурный бизнес в терминах. //Рынок ценных бумаг(аналитический).-1999.-
3. Власов А. Венчурный бизнес в России:между прошлым и будущим. //Рынок ценных бумаг.-1999.-N22.-С.28-29.
4. Галицкий А. Российский венчурный бизнес: состояние, проблемы, перспективы // Рынок ценных бумаг.-2002.-N22.-С.24-27