Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:03, реферат
В данной работе описан вклад в развитие экономики великими учеными, такими как: Роберт Оуэн , Леонид Гурвиц, Немчинов Василий Сергеевич. Каждый из них по-разному пришел к этой науке, по разным причинам, результаты их работы были разными. Роберт Оуэн - английский философ, педагог и социалист, один из первых социальных реформаторов XIX века. Леонид Соломонович Гурвич - американский экономист еврейского происхождения, почётный профессор Университета Миннесоты.
Введение……………………………………………………………………….....3
1. Классик экономической науки : Роберт Оуэн……………………………….4
1.1. Биография:
1.1.1. Ранние годы……………………………………………………………....4
1.1.2. Годы жизни в Манчестере……………………………………………….5
1.1.3. Социальный эксперимент в Нью-Ланарке……………………………...6
1.1.4. Попытка расширения эксперимента…………………………………….7
1.1.5. Создание теории………………………………………………………….8
1.1.6. Коммуна в Америке……………………………………………………...9
1.1.7. Биржа трудового обмена………………………………………………....9
1.1.8. Профсоюзы и рабочее движение………………………………………10
1.1.9. Последние годы жизни…………………………………………………11
1.2. Значение творческого наследия Оуэна ……………………………………12
1.3. Педагогические идеи………………….……………….................................13
1.4. Основные произведения……………………………………………………13
2. Лауреат Нобелевской премии: Леонид Гурвиц……………………………..14
2.1. Биография:
2.1.1. Детство и молодые годы………………………………………………..14
2.1.2. Эмиграция в США………………………………………………………15
2.1.3. Преподавательская и исследовательская работа……………………...16
2.2. Научные достижения………………………………………………………..17
2.3. Основные произведения……………………………………………………18
3. Современный российский экономист: Немчинов Василий Сергеевич…...19
3.1. Биография……………………………………………………………………19
3.2. Научные взгляды и достижения …………………………………………...22
3.3. Труды ………………………………………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………...……29
Список литературы…………………………………………………………….30
Введение…………………………………………………………
1. Классик экономической науки : Роберт Оуэн……………………………….4
1.1. Биография:
1.1.1. Ранние годы……………………………………………………………...
1.1.2. Годы жизни в Манчестере……………………………………………….5
1.1.3. Социальный эксперимент в Нью-Ланарке……………………………...6
1.1.4. Попытка расширения эксперимента…………………………………….7
1.1.5. Создание теории………………………………………………………….8
1.1.6. Коммуна в Америке……………………………………………………...
1.1.7. Биржа трудового обмена………………………………………………....9
1.1.8. Профсоюзы и рабочее движение………………………………………10
1.1.9. Последние годы жизни…………………………………………………11
1.2. Значение творческого наследия Оуэна ……………………………………12
1.3. Педагогические идеи………………….………………............
1.4. Основные произведения………………………………………………
2. Лауреат Нобелевской премии: Леонид Гурвиц……………………………..14
2.1. Биография:
2.1.1. Детство и молодые годы………………………………………………..14
2.1.2. Эмиграция в США………………………………………………………15
2.1.3. Преподавательская и исследовательская работа……………………...16
2.2. Научные достижения……………………………………………………
2.3. Основные произведения………………………………………………
3. Современный российский экономист: Немчинов Василий Сергеевич…...19
3.1. Биография………………………………………………………
3.2. Научные взгляды и достижения …………………………………………...22
3.3. Труды ………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Мой реферат посвящён раскрытию темы «Великие экономисты». Безусловно, рассмотреть всех выдающихся деятелей экономической науки невозможно, поэтому я остановила свой выбор на нескольких наиболее интересных и известных мне личностях.
В данной работе описан вклад в развитие экономики великими учеными, такими как: Роберт Оуэн , Леонид Гурвиц, Немчинов Василий Сергеевич. Каждый из них по-разному пришел к этой науке, по разным причинам, результаты их работы были разными. Роберт Оуэн - английский философ, педагог и социалист, один из первых социальных реформаторов XIX века. Леонид Соломонович Гурвич - американский экономист еврейского происхождения, почётный профессор Университета Миннесоты.
Василий Сергеевич Немчинов - экономист, статистик, один из основоположников экономико-математического направления советской экономической науки.
Классик экономической науки: Роберт Оуэн
Ранние годы
Роберт Оуэн родился в 1771 году в маленьком городке Ньютаун (Уэльс) в семье мелкого лавочника. В семь лет учитель местной школы уже использовал его как помощника, но ещё через два года школьное образование Оуэна навсегда закончилось, и он отправился искать счастья в больших городах. Оуэн служил учеником и приказчиком в мануфактурных магазинах Стэмфордa, Лондона и Манчестера, однако он не получил систематического образования.
Манчестер был в это время центром промышленной революции, особенно бурно развивалось здесь хлопчатобумажное производство. В Манчестере Оуэн сошелся со многими членами местного философского и литературного общества, особенно дружил с доктором Парсивалем, которым впервые была высказана мысль о необходимости рабочего и санитарного законодательства. Сам Оуэн читал в этом обществе несколько докладов о рабочем законодательстве.
Сначала он, взяв у брата взаймы деньги, открыл с одним компаньоном небольшую мастерскую, изготовлявшую прядильные машины, которые в то время быстро внедрялись в промышленность. Потом завел собственное крохотное прядильное предприятие, где работал сам с двумя-тремя рабочими.
Он страстно увлекался химией и найдя новые способы для обработки грубого американского хлопка, Оуэн на 20 году стал управляющим, а затем и совладельцем хлопковой мануфактуры.
Социальный эксперимент в Нью-Ланарке
Оуэн знакомится с Каролиной Дейл — дочерью Дэвида Дейла богатого владельца текстильной фабрики в поселке Нью-Ланарк близ Глазго, и заключает с ней брак.
В 1799 году Оуэн переселяется в Нью-Ланарк, где он стал совладельцем (вместе с несколькими манчестерскими капиталистами) и управляющим бывшей фабрики своего тестя. Он уже давно задумал свой промышленный и социальный эксперимент и прибыл в Нью-Ланарк с твёрдым планом реформы производственных отношений.
На примере своей фабрики он хотел показать, что обязанность заботиться о наемных рабочих вполне совпадает с интересами работодателя. На основании собственного опыта он выработал систему «патроната», которую впоследствии теоретически развил в сочинении: «Essay on the Formation of Character»(1812), доказывая, что человек составляет продукт внешних окружающих его условий и воспитания; чем выше последние, тем более облагораживается и совершенствуется человеческая природа.\
В первое десятилетие XIX века нью-ланаркская фабрика привлекала к себе толпы посетителей, равно удивлявшихся коммерческому её успеху и благосостоянию её рабочих. Посетил эту фабрику и великий князь Николай Павлович, будущий император Николай I. Удивленный успехом Оуэна, слыша со всех сторон о бедствиях рабочего населения, которое тогда все объясняли чрезмерным его размножением, он предложил Оуэну взять с собой два миллиона излишнего британского населения и переселиться в Россию, но Оуэн категорически отказался и остался жить в Англии.
Попытка расширения эксперимента
Непосредственным толчком для превращения Оуэна в проповедника послужили дискуссии 1815—1817 годов, связанные с ростом безработицы и бедности населения. Оуэн представил правительственному комитету свой план облегчения этих трудностей путем создания для бедняков кооперативных посёлков, где они трудились бы сообща, без капиталистов-нанимателей. Его идеи натолкнулись на непонимание и раздражение. Тогда Оуэн обратился прямо к широкой публике. В нескольких речах, произнесенных в Лондоне в августе 1817 году при значительном стечении народа, он впервые изложил свой план. Чем дальше, тем больше перерастал скромный проект, связанный с конкретной проблемой, во всеобъемлющую систему переустройства общества на коммунистических началах. Это переустройство Оуэн мыслил через трудовые кооперативные общины.
В 1817—1824 годах Оуэн объехал всю Британию, побывал за границей, произнес множество речей, написал массу статей и листовок, неустанно проповедуя свои идеи.
Все усилия Оуэна были напрасны, хотя находились влиятельные люди, сочувствующие в той или иной мере его планам. В 1819 году был даже создан комитет по сбору средств для его эксперимента. Однако собрать удалось лишь малую долю необходимых денег, и затея провалилась.
Убедившись, что проповедь примером и словом не вызывает подражания, Оуэн начал деятельную агитацию в пользу фабричного законодательства, стараясь опереться на монархическую власть и земледельческую аристократию и борясь с теорией невмешательства государства. Но надежды его и в этом направлении не оправдались. Тогда Оуэн решил обратиться непосредственно к промышленному классу и побудить его к образованию производительных ассоциаций.
Теоретические основания, которые вызывают необходимость образования таких ассоциаций, он изложил в двух сочинениях: «An Explanation of the Cause of Distress which pervades the civilized parts of the world» (1823) и «The Book of the New Moral World». Практически он разработал план организации ассоциаций в «Report to the County of Lanark». Вначале Оуэн думал об устройстве ассоциаций или колоний только для не имеющих работы, но затем пришёл к мысли о необходимости полного преобразования промышленной системы. Он явился первым социалистическим её критиком.
Промышленная система в то время, по Оуэну, была построена на трёх ложных началах: на детальном разделении труда, которое ухудшает расу, на соперничестве, которое создает всеобщее противоречие интересов, и, наконец, на получении прибыли, возможной только тогда, когда спрос равен или превышает предложение; реальный же интерес общества требует, чтобы предложение товаров было всегда больше спроса. До изобретения машин ещё можно было поддерживать такое ненормальное положение, но с тех пор и промышленная система находится и будет находиться в критическом положении, приводя к разорению фабрикантов и голодовке рабочих.
Устранение всех бедствий произойдёт только тогда, когда отдельные группы производителей, пользуясь производительными силами, почти безграничными на почве новых усовершенствований, соединятся в кооперации, для производства при помощи собственного труда и капитала и для удовлетворения собственных потребностей.
В результате Оуэна стали считать опасным мечтателем, в особенности с того момента, когда он в 1817 году затеял борьбу со всеми религиями. Разочаровавшись в английском «образованном обществе», утратив даже своё влияние в Нью-Ланарке, Оуэн с сыновьями уехал в Америку. В 1825 году Оуэн покупает в Америке 30 тысяч акров земли и организовывает здесь, в штате Индиана, на реке Вабах, коммунистическую производительную общину «Новая гармония», устав которой основывался на принципах уравнительного коммунизма. Оуэн, с особым выборным комитетом, ведет все дела колонии; но попытка сразу пересоздать природу людей путем преобразования внешних условий оканчивается неудачей.
Предприятие, поглотив 40 тысяч фунтов стерлингов — почти всё состояние Оуэна, окончилось провалом. В 1829 году он вернулся на родину.
В 1832 году он затевает в Англии новое дело, которое тоже оканчивается неудачей, но имеет большое социально-политическое значение: он делает попытку организации «Биржи трудового обмена». Желая уничтожить всякую торговую прибыль и посредничество денег, Оуэн устраивает в Лондоне биржу, куда всякий производитель может доставлять товары, получая за них трудовые билеты, по расчёту шести пенсов за каждый час труда, вложенный в продукт. С нагромождением на бирже никому не нужных товаров, трудовые билеты потеряли всякую цену и биржа кончила банкротством.
Профсоюзы и рабочее движение
Оуэн стоит у истоков и другого движения рабочего класса, которому было суждено большое будущее — профсоюзного. В 1833—1834 годах он руководил попыткой создания первого всеобщего национального профессионального союза, который объединял до полумиллиона членов. Организационная слабость, недостаток средств, сопротивление хозяев, имевших поддержку правительства,— все это привело союз к распаду.
Разногласия между Оуэном и другими лидерами рабочего движения шли по двум линиям. С одной стороны, для многих из них, осторожных и настроенных на бизнес, был неприемлем подход к кооперации и профсоюзам как к методу преобразования общества. С другой стороны, Оуэн отрицал политические действия, что уже не удовлетворяло тех людей, которые вскоре образовали костяк чартизма — движения, с которым Оуэн никогда не мог найти общего языка.
После 1834 года Оуэн не играл большой роли в общественной жизни, хотя продолжал много писать, издавал журналы, участвовал в организации ещё одной общины и неутомимо проповедовал свои взгляды. Его последователи образовали узкую секту, нередко выступавшую с довольно реакционных позиций.
Обаяние гуманистического энтузиазма в сочетании с деловитостью, которое так отличало Оуэна в молодости и в зрелые годы и привлекало к нему людей, отчасти уступило место навязчивому однообразию речей и мыслей. Сохранив до смерти большую ясность ума, он не избежал старческих странностей. В последние годы жизни Оуэн увлекся спиритизмом, стал склонен к мистике. Но он сохранил обаяние доброты, которое отметил Герцен. Всю жизнь он очень любил детей. Взгляды Оуэна на воспитание сохраняют значение и в наше время.
Осенью 1858 года, 87 лет от роду, Оуэн поехал в Ливерпуль и на трибуне митинга почувствовал себя плохо. Отлежавшись в течение нескольких дней, он вдруг решил отправиться в свой родной город Ньютаун, где не был с детства. Там он и умер в ноябре 1858 года.
Значение творческого наследия Оуэна
Несмотря на
все свои неудачи, Оуэн
Работы Оуэна вдохновили экономическую мысль второй половины XIX века и послужили источником идей коммунизма. Идеи Оуэна были преосмыслены Карлом Марксом, Фридрихом Энгельсом, Владимиром Лениным. Опыт коммун служил примером для построения кибуцев и первых коммунистических экспериментов в Советской России после 1917 года.