Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 11:20, курсовая работа
В-пятых, в макроэкономике используется представление экономических переменных как потоков и как запасов. Поток - это экономическая переменная, которая измеряется в движении с учетом того периода времени, для которого производится расчет: например, объем ВВП за год, инвестиции в обновление основного капитала, осуществленные в течение года, выпущенная за сутки продукция, заработная плата за месяц выступают как потоки.
Запасы в отличие от потоков не имеют временной размерности и рассчитываются на определенную дату. Так, величина денежной массы в стране на определенную дату - это запас. Вы всегда можете узнать объем денежной массы в стране на сегодняшний день, посетив сайт Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ). Накопленный в стране физический капитал (станки, машины, оборудование, сооружения инфраструктуры) тоже предстает как запас.
Аннотация
1.Введение
2. Валовый внутренний продукт и методы его расчетов
2.1 Понятие ВВП
2.2 Методы расчета ВВП
2.3 Метод суммирования расходов
2.4 Метод суммирования доходов
3. Номинальный и реальный ВВП. Потенциальный ВВП
3.1 Взаимосвязь показателей, системы национальных счетов
3.2 ВВП и чистое экономическое благосостояние
4. Переходная экономика в России
5.Заключение
6.Список литературы
2. В ВВП не учитываются
действительно незаконные виды
деловой активности - изготовление
и продажа наркотиков, проституция
и прочая деструктивная
3. В ВВП не учитывается деятельность в сфере неформального сектора экономики, которая определяется как "все виды производственной деятельности, осуществляемые теми некорпорированными предприятиями в секторе домашних хозяйств, которые не зарегистрированы и/или размер которых по количеству занятых меньше определенного порогового значения и которые имеют какое-либо рыночное производство". Например, если муж, жена и три нанятых ими работника заняты выпечкой пирожков для реализации их на ближайшем рынке, причем их деятельность не зарегистрирована и осуществляется в собственной квартире, то она, скорее всего, попадает под определение "неформальный сектор".
4. В ВВП не включается
то, что производится для
уменьшится на величину тех денежных выплат, которые раньше получала и декларировала домработница.
Краткое описание различных секторов ненаблюдаемой экономики позволяет констатировать, что все они, за исключением деятельности в рамках домашнего хозяйства, находятся вне формальных правил, или вне закона, и связаны с административными или уголовными правонарушениями.
Таким образом, отсутствие в показателе ВВП деятельности в сфере ненаблюдаемой экономики, по мнению многих экономистов, занижает его величину. В различных странах мира как с рыночной, так и переходной экономикой масштабы ненаблюдаемой экономики составляют 10-60% от официального ВВП. На начало 2006 г., по официальным оценкам, масштабы ненаблюдаемой экономики в России составляли около 25% ВВП, по альтернативным расчетам различных исследовательских организаций - 40-50% ВВП.
III. При исчислении ВВП,
как правило, величина
Недостатки, связанные с подсчетом ВВП, который не полностью отражает масштабы деловой активности и уровень экономического благосостояния нации, попытались устранить американские ученые В. Нордхаус и Дж. Тобин. Они предложили использовать показатель чистого экономического благосостояния (ЧЭБ). Для подсчета ЧЭБ из ВВП нужно вычесть денежную оценку факторов, отрицательно влияющих на благосостояние общества, и прибавить денежную оценку факторов, положительно влияющих на него.
В нашем примере с переброской воды из северных рек в южные районы нужно выявить все негативные последствия этого мероприятия (изменение микроклимата, экологически неблагоприятные последствия для населения, затопленные площади с находящимися на них постройками и т.п.) и дать им денежную оценку. Таким же образом нужно выразить в денежной форме ту деятельность в рамках домашних хозяйств, которая осуществляется по принципу "сделай сам": т.е. ремонт квартиры собственными силами, выращивание цветов для эстетики садового участка, воспитание домохозяйками своих детей и т.п. Увеличение свободного времени, или досуга, которое улучшает благосостояние граждан страны, также должно получить денежную оценку.Уточняя значение показателя ЧЭБ, заметим, что самое сложное при реализации этой научной концепции - дать денежную оценку факторов, влияющих на ЧЭБ. В руководствах по использованию СНС-93 и Руководстве по измерению ненаблюдаемой экономики, а также в других рекомендациях международных организаций предлагаются различные косвенные методы оценки масштабов теневого, неформального сектора и других видов ненаблюдаемой экономики. Тем не менее на сегодняшний день все страны, ведущие национальное счетоводство, используют показатель ВВП для оценки результатов деловой активности субъектов экономики.Возвращаясь к проблеме учета в показателе ВВП благосостояния общества, отметим, что, разумеется, объем реального ВВП - важный его показатель, но точнее благосостояние граждан отражает ВВП или ВНД на душу населения (таблица 3.)
Место |
Страна |
ВНД на душу населения, по паритету в мировом ранге покупательной способности |
1 |
Люксенбург |
65 340 |
3 |
США |
41 950 |
4 |
Норвегия |
40 420 |
7 |
Швейцария |
37 080 |
13 |
Великобритания |
32 690 |
16 |
Канада |
32 220 |
19 |
Япония |
31 410 |
23 |
Франция |
30 540 |
27 |
Германия |
29 210 |
29 |
Италия |
28 840 |
78 |
Россия |
10 640 |
Одним из методов оценки
благосостояния страны в более широком
смысле, нежели подсчет ВВП, является
использование показателя истинных
сбережений, публикацию которого ВБ начал
с 1999 г. Цель расчета этого показателя
- представить стоимость
Как же рассчитывается этот показатель? Вначале производится коррекция показателя валовых внутренних сбережений: разница между валовыми внутренними сбережениями и величиной обесценения производственных активов (амортизацией) дает величину чистых внутренних сбережений. Затем к последним прибавляется величина расходов на образование и вычитается величина потерь от истощения природных ресурсов и ущерб от загрязнения окружающей среды. Все входящие в расчет величины берутся в процентах от ВВП. Итогом проведенных расчетов и является показатель истинных внутренних сбережений (Таблица 4.)
Страна |
Истинные внутренние сбережения |
Япония |
18,0 |
Россия |
13,4 |
Германия |
10,2 |
Словакия |
18,8 |
Франция |
14,3 |
Чехия |
17,0 |
США |
18,0 |
Великобритания |
7,0 |
Польша |
12,7 |
Канада |
13,7 |
Венгрия |
16,3 |
Китай |
26,8 |
Среднемировой уровень истинных внутренних сбережений в 2006 г. оценивался Всемирным банком в 13,6% от ВВП, тогда как среднемировые валовые внутренние сбережения - в 22,2% от ВВП. Такая ситуация характерна для многих стран мира, когда при формальном экономическом росте имеют место деградация окружающей среды, потери в человеческом капитале и т.п. Причины указанного соотношения этих показателей вполне понятны. Экономический рост во многих странах, в том числе и в России, не сопровождался адекватными вложениями в человеческий капитал (расходами на образование), износ многих производственных фондов достиг критического уровня и т.п. Выкачивание из земных недр нефти, газа и других природных ресурсов не всегда компенсируется соответствующими расходами на охрану окружающей среды. Вследствие этого в 2000 г., когда в России были достигнуты самые высокие годовые темпы прироста ВВП (10%) за все годы рыночных реформ, показатель истинных внутренних сбережений составил отрицательную величину: - 13,4%.
И все же, несмотря на многие условности и недостатки показателя ВВП, о которых шла речь, он остается незаменимым источником сведений как для экономической науки, так и для макроэкономической политики правительства.
4. Переходная экономика в России
Перед российской экономикой встал вопрос выбора: с одной стороны невозможность существовать “по-старому", с другой - неопределенное будущее. В это время появляется множество альтернатив экономического развития страны.
Объявленный М.С. Горбачевым переход к конфедеративному принципу формирования Союза привел к тому что рамки союзного законодательства сузились до пределов устанавливаемых самими республикам. Законы принимаемые в ВС СССР стали носить общий характер. Их детализация - дело республик. В июле завершили работу два очень важных законодательных собрания. Первое - сессия ВС РСФСР приняла декларацию о независимости России утвердившую приоритет республиканских законов над союзными. Судя по экономической программе с которой выступил Б. Ельцин Россия собиралась проводить более последовательную и либеральную экономическую политику.
В тот политически очень сложный год было разработано две программы. На фоне не прекращающейся борьбы за власть между правительством РСФСР и союзным правительством появилась программа впоследствии получившая название '500 дней'. Эта программа была разработана несколькими прогрессивными или как тогда говорили 'прозападное' настроенными экономистами, ратовавшими за скорейшее вхождение СССР в рыночную экономику и как следствие интеграцию ее в общемировое хозяйство. Правительство СССР выдвинуло конкурирующую программу. В чем похожи и в чем отличались программы?
“Основные направления стабилизации и перехода к рыночной экономике" были предложены союзным правительством. Финансовое оздоровление предложенное в нем было очень простым. Предлагалось увеличить розничные цены примерно на 200 млрд. рублей и выплатить компенсацию населению на 135 млрд. рублей таким образом изъяв из обращения 70 млрд. рублей.
Предложенная же программа группы Шаталина-Явлинского стабилизации основывалась на принципиально другом предпосылке. Суть ее заключалась в распродаже государственной собственности малых и средних предприятий, производственных запасов, замороженных строек (коих к примеру в 1990 году было около 305 тысяч) и высвободившихся стройматериалов, ценных бумаг, жилья и др. По сути дела '500 дней ' в 1990 году предлагала сделать то, что сделал Чубайс в 1994 году, а именно - широкомасштабную приватизацию государственной собственности. Одна из целей программы приватизации состояла в том, чтобы поглотить избыточные деньги в экономике. После этого предлагалось отменить государственный контроль над ценами. Тем не менее уже тогда многие полагали, что реализация плана '500 дней' в той ситуации была маловероятна. Отсутствие четкого разграничения между союзным и республиканскими законодательствами делало эту программу не реализуемой. Так как программа Шаталина-Явлинского была де-факто программой РСФСР, то союзное правительство сделало попытку взять под контроль ее реализацию. Была создана рабочая группа численностью 19 человек. В состав рабочей группы вошли представители президентского совета, Совета Министров СССР а также эксперты из СМ СССР и независимые эксперты. Как было официально объявлено в нее вошли: Николай Петраков (помощник президента СССР), Станислав Шаталин (член президентского совета), Леонид Абалкин (экономист), Григорий Явлинский (представитель от СМ РСФСР) Борис Федоров (министр финансов РСФСР) и Николай Шмелев (член плановой и бюджетной - финансовой комиссии при СМ СССР). Эта группа была создана благодаря переговорам между тогда еще председателем Верховного Совета РСФСР Б. Ельциным, президентом СССР М. Горбачевым и председателем Совета Министров СССР Николаем Рыжковым. Предполагалось за основу взять проект '500 дней' и создать некую общую схему действий для Союза и для отдельных республик. В результате ее работы был получен новый вариант программы, впоследствии получивший название “президентского". У исходной формулировки программы и окончательного “президентского" варианта были следующие отличия.
1) Отсутствие в 'президентском'
варианте принципа
2) Исключения раздела о ликвидации дотаций всем без исключения предприятиям агропромышленного комплекса.
3) Различие в способах
формирования бюджета. В “
4) Разные подходы к
земельной реформе. Если в “500
днях” предусматривалась не
Но у обоих программ был один и тот же недостаток. Они не давали никакого ответа на вопрос о том, что же делать с ВКП. СССР тогда был самой милитаризованной державой в мире. По данным ООН в СССР доля потребление/военные расходы составляла тогда приблизительно такое соотношение 44/18% соответственно. Это очень много. Для примера в США эта доля была равна 67/7%. Увеличивающим этот дисбаланс фактором было то, что СССР была страной с очень закрытой экономикой. Огромное количество человеческих и других ресурсов было брошено на производство непотребительской продукции. Этот сектор экономики (если его вообще можно выделить в сектор, ведь около 20% всех предприятий принадлежали к ВПК, а если посчитать, сколько предприятий косвенно были связаны с ВПК то получалось что процентов 70% предприятий замкнуты в отдельный производственный цикл) имел очень квалифицированные и узкоспециализированные кадры, которые и определяли низкую приспособляемость ВПК к переменам.
Ноябрь - продолжается процесс
заключения межреспубликанских договоров
России с другими республиками СССР.
В ноябре таких договоров основным
положением, которых можно считать
взаимное признание суверенитета, было
заключено целых два с
26 декабря Россия принимает бюджет, в котором Финансирование Союза сокращено с 119 млрд. рублей до 23,4 млрд.
24 декабря ВС России
принимает закон "О