Валовый национальный продукт

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 06:39, контрольная работа

Описание работы

Производственные возможности общества всегда были ограничены. С увеличением населения возникала необходимость вовлечения в хозяйственный оборот новых земель, самых разных природных ресурсов. До начала ХХ столетия темпы прироста используемых ресурсов оставались относительно небольшими. Объяснялось это, с одной стороны, определенной стабильностью в потребностях населения, а с другой стороны, - ограниченностью роста численности самого населения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………1
Валовый национальный продукт………………………………………...6
1.1. Определение и сущность Валового национального продукта…….6
1.2. Исключение повторного счета………………………………………8
1.3. Добавленная стоимость………………………………………………9
2. ВНП в процессе перераспределения: система взаимосвязанных
показателей……………………………………………………………… 10
3. Методы подсчета валового национального продукта:………..……….14
2.1. Расчет ВВП по отраслям……………………………………………14
2.2. Расчет ВВП по расходам……………………………………………15
2.3. Расчет ВВП по доходам…………………………………………….16
4. Чего не охватывает ВВП?……………………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………18
Список литературы…………………………………………………………..13

Работа содержит 1 файл

конт по экон2.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.

 

 

Введение………………………………………………………………………1

 

  1. Валовый национальный продукт………………………………………...6

 

1.1. Определение и сущность Валового национального продукта…….6

1.2. Исключение повторного  счета………………………………………8

1.3. Добавленная стоимость………………………………………………9

 

2. ВНП  в процессе перераспределения: система взаимосвязанных

показателей……………………………………………………………… 10

 

 

3.  Методы подсчета  валового национального продукта:………..……….14

2.1. Расчет ВВП по  отраслям……………………………………………14

2.2. Расчет ВВП по  расходам……………………………………………15

2.3. Расчет ВВП по  доходам…………………………………………….16

 

4.  Чего не охватывает  ВВП?……………………………………………….16

 

Заключение…………………………………………………………………18

 

 

  Список литературы…………………………………………………………..13

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Производственные возможности  общества всегда были ограничены. С увеличением населения возникала необходимость вовлечения в хозяйственный оборот новых земель, самых разных природных ресурсов. До начала ХХ столетия темпы прироста используемых ресурсов оставались относительно небольшими. Объяснялось это, с одной стороны, определенной стабильностью в потребностях населения, а с другой стороны, - ограниченностью роста численности самого населения. Две тысячи лет назад на Земле проживало 230-250 млн.чел., в 1800 г. - не многим более 900 млн., в 1900 - 1,5 млрд., 1960 - около 3 млрд., 1995 - 5,5 млрд.человек. Темпы прироста населения резко возросли в текущем столетии, хотя еще в самом конце XVIII в. молодой английский священник Томас Роберт Мальтус вывел закон убывающей доходности. Согласно этому закону, продовольствие будет увеличиваться в соотношении один, два, три, а численность населения – один, два, четыре и т.д.

В связи с происходящим демографическим  взрывом за последние сорок-пятьдесят лет в хозяйственный оборот было вовлечено столько природных ресурсов, сколько их было использовано за всю историю развития цивилизации до этого времени. Обоснование выбора использования ограниченных ресурсов стало одной из центральных проблем хозяйствования.

Результатом хозяйствования в любой  экономической системе является произведенный продукт. Он представляет собой сумму всех созданных в течение года благ и имеет двойную ценность. Прежде всего это разнообразные предметы и услуги, произведенные для удовлетворения производственных и личных потребностей людей.

Вторая ценность общественного продукта состоит в том, что он имеет стоимость, воплощает в себе определенное количество затраченного труда и показывает ценой каких усилий произведен этот продукт.  
      В советской статистике этот продукт получил название совокупного или валового продукта. Он включает в себя материальные блага и услуги, созданные в материальном производстве, и нематериальные блага и услуги, созданные в нематериальном производстве (духовные, нравственные ценности, образование, здравоохранение и т.д.). По своей стоимостной структуре совокупный продукт состоит из стоимости израсходованных средств производства, необходимого продукта, состоящего из благ и услуг личного потребления, и прибавочного продукта, предназначенного на расширение потребления и производства. К. Маркс показал это формулой:

C + Y + m = K         (1)

 
где: С - стоимость израсходованных средств производства;  Y -заработная плата; m – прибавочная стоимость.

Важной формой общественного продукта является конечный продукт. Он образуется путем вычитания из валового продукта всего оборота предметов труда, т.е. путем устранения их повторного счета.

Чистый национальный продукт (ЧНП) по американской статистике составляет рыночную стоимость всех конечных благ, произведенных в стране в течение года. В нем нет повторного счета (например, из стоимости хлеба исключается стоимость теста, из стоимости машины - стоимость металла и т.д.). ЧНП можно измерить тремя способами:

1.Как сумму добавленных ценностей,  присоединенных в ходе производства конечных благ каждым производителем в течение года.  
        2.Как сумму доходов, полученных в форме заработной платы, процента, ренты и прибыли теми, кто в течение года использовал свои ресурсы для производства.  
        3.Как сумму расходов на конечные блага, приобретаемые потребителями, фирмами и правительством, т.е. сумму конечных продаж.  
        По размеру этого продукта нельзя судить о благосостоянии нации. В нем много условностей, и сопоставление ЧНП разных стран скорее характеризует уровень развиваемости наций, чем уровень жизни населения. При сравнении и сопоставлении ЧНП необходимо применять неизменные цены.  
        Если полностью исключить из валового общественного продукта материальные затраты (С), т.е. затраты овеществленного труда прошлых лет, то получим чистый доход общества. В экономической теории и современной учетно-статистической практике чистый продукт общества получил название национального дохода.

Создаваемый в процессе производства общественный продукт проходит в своем движении стадии распределения, обмена и потребления. На всем пути его движения между людьми складываются, постоянно поддерживаются и развиваются определенные экономические отношения. Главными, определяющими являются отношения, которые имеют место в самом производстве. Они накладывают отпечаток на всю последующую цепочку экономических взаимосвязей, определяют их характер, направленность развития.  
       К. Маркс отмечал, что каждому способу производства присущ свой способ распределения создаваемого продукта. Но распределительные отношения не пассивны. В одних случаях они могут тормозить производство, в других выступать в качестве его ускорителя. Через распределение и обмен обеспечивается возврат в производство различных средств производства и рабочей силы. Тем самым поддерживается пропорциональность в хозяйстве или происходит разлаженность во всем хозяйственном механизме (бюджетный дефицит, инфляция, безработица и т.д.).

На стадии распределения устанавливается  доля различных классов, социальных групп и отдельных людей в производственном продукте. Это доля доходит до потребителя через обмен. Обмен опосредует связь между производством и распределением с одной стороны и потреблением с другой. Он представляет собой куплю-продажу совокупного продукта. В качестве продавцов и покупателей выступают предприятия, организации и население. Обязательным условием непрерывности самого процесса производства является полная реализация созданного продукта.

При этом условии производство получит  необходимый приток материальных и людских ресурсов, а население - свою долю в продукте, определенную распределительными отношениями.

Завершающей стадией движения общественного  продукта является потребление. Начав движение с производства, продукт полностью или постепенно исчезает в потреблении. Тем самым обеспечивается воспроизводство самой жизни человека и его деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Валовой национальный продукт.

 

1.1.Понятие и сущность валового национального продукта.

Экономическая теория и статистика для измерения  объема национального производства используют ряд показателей, среди которых важное место занимает показатель валового национального продукта (ВНП). ВНП определяется как рыночная стоимость всей произведенной конечной продукции и услуг в экономике за год. При этом учитывается годовой объем конечных товаров и услуг, созданных гражданами данной страны как в рамках национальной территории, так и за рубежом. Другое определение ВНП представляет сумму доходов предприятий, организаций и населения в материальном и нематериальном производстве Валовой национальный продукт учитывает и амортизационные отчисления, которые образуются в результате включения части стоимости используемых инвестиционных товаров (станки, машины и т. п.) в готовую продукцию. Для правильного расчета ВНП необходимо учесть все продукты и услуги, произведенные в данном году, всего один раз.

Определенной  модификацией ВНП является показатель валового внутреннего продукта (ВВП), который представляет сумму добавленной стоимости всех производителей товаров и услуг, называемых резидентами. Резиденты — это граждане, проживающие на территории данной страны, за исключением иностранцев, живущих в стране менее 1 года.

Разница между ВНП  и ВВП состоит в следующем:

— ВВП подсчитывается по так называемому территориальному признаку. Это совокупная стоимость продукции сфер материального производства и сферы услуг независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны;

— ВНП — это совокупная стоимость всего объема продукции  и услуг в обеих сферах национальной экономики независимо от местонахождения национальных предприятий (в  стране или за рубежом).

Таким образом, ВНП отличается от ВВП на сумму так называемых факторных доходов от использования ресурсов данной страны за рубежом (переведенная в страну прибыль вложенного за рубежом капитала, имеющейся там собственности, заработная плата граждан, работающих за рубежом за минусом аналогичных вывезенных из страны доходов иностранцев).

Если к  показателю ВВП добавить разность между  поступлениями от факторов производства (факторными доходами) из-за границы и факторными доходами, полученными зарубежными инвесторами в данной стране, то мы получим показатель ВНП. Так, например, для Франции, после расчета показателя ВВП, нужно добавить поступления факторных доходов из Великобритании, США, Германии и т. д. и вычесть факторные доходы британских, американских, германских и т. д. субъектов рыночного хозяйства, ведущих свою деятельность во Франции. Разность между показателями ВНП и ВВП незначительна и колеблется в пределах ±1% от ВВП.

Статистическая  служба ООН рекомендует использовать ВВП в качестве основного показателя для составления системы национальных счетов; в США и Японии используется показатель ВНП.

В конце 1987 г. в СССР было принято постановление правительства об использовании методологии ООН при расчете важнейших итоговых макроэкономических показателей. В 1989 г. в отчете Госкомстата уже фигурировал показатель ВНП, хотя, очевидно, точнее было бы назвать его ВВП, так как сальдо заграничного производства в бывшем СССР и нынешней России составляет все еще исключительно незначительные величины.

Валовой национальный продукт вычисляется в текущих  рыночных ценах, что представляет номинальное  его значение. Для получения истинной величины этого показателя необходимо очистить цены от влияния инфляции, взвесить их, т. е. применить индекс цен, что дает реальное значение валового национального продукта. В США, например, в 1990 г. ВНП в текущих ценах составил 5570 млрд. долл., а в постоянных ценах (1982 г.) — 4254 млрд. долл.

Отношение номинального ВНП к реальному ВНП показывает увеличение ВНП за счет роста цен и называется ВНП-дефлятором.

1.2.Исключение повторного счета.

   Главное требование  при расчете показателей ВВП  и ВНП — это чтобы все  товары и услуги, произведенные за год, учитывались только один раз, т.е. чтобы при расчете учитывалась только конечная продукция и не учитывались промежуточные продукты, которые могут покупаться и перепродаваться много раз.

       Конечная  продукция — это товары и  услуги, которые покупаются потребителями для конечного использования, а не для перепродажи. Промежуточная продукция — это товары и услуги, которые проходят дальнейшую переработку или перепродаются несколько раз, прежде чем попасть к конечному потребителю.

      Если  суммировать произведенные в стране товары и услуги всех отраслях экономики, то неизбежен многократный повторный счет, существенно искажающий реальный объем проведенного валового продукта.

      Например, зерно, выращенное в сельском  хозяйстве, прежде чем превратиться в конечный продукт — хлеб, проходит четыре стадии обработки: 1) сбор, обмолот и сортировка зерна в сельском хозяйстве, 2) очистка, сушка и хранение на элеваторах; 3) размол зерна на мельницах; 4) выпечка хлеба на хлебозаводах.

      Если, предположим, цена зерна, произведенного в сельском хозяйстве, составляет n единиц, то при его обработке и переработке на трех последующих стадиях эта цена еще трижды включается в издержки производства на элеваторе, мельнице хлебозаводе и в конечном итоге четырежды суммируется при учете объема продукции по всем отраслям. Однако реальная стоимость, создаваемая на каждой стадии обработки зерна и охватывающая стоимость производства и доход, предстает лишь в виде заработной платы, амортизации и прибыли этого конкретного предприятия.

Следовательно, для исключения многократного повторного счета  ВВП и ВНП должны выступать  как стоимость конечных товаров и услуг и включать только стоимость, создаваемую (добавляемую) на каждой промежуточной стадии обработки.

 

1.3. Добавленная  стоимость.

Так возникает понятие  добавленной стоимости. Добавленная стоимость (ДС) - это стоимость, созданная в процессе производства на данном предприятии и охватывающая реальный вклад предприятия в создание стоимости конкретного продукта, т.е. заработную плату, прибыль и амортизацию конкретного предприятия.

Поэтому стоимость потребленных сырья и материалов, которые приобретались у поставщиков и в создании которых предприятие не принимало участия, в добавленную стоимость произведенного данным предприятием продукта не включается.

Иначе говоря, добавленная  стоимость — это валовая продукция предприятия (или рыночная цена выпущенной продукции) за минусом текущих материальных издержек, но с включением в нее отчислений на амортизацию (так как основные фонды предприятия принимают участие в создании новой стоимости производимой продукции). В советской практике этот показатель носил название условно чистой продукции.

Эти величины добавленной  стоимости при суммировании их по всем отраслям и производствам и дают итоговые показатели ВВП, свободные от повторного счета. В СНС в состав добавленной стоимости включаются амортизация, заработная плата, прибыли корпораций и некорпорированных предприятий, полученная ими рента, процент на ссудный капитал, а также так называемые чистые налоги или чистый экспорт. К чистым налогам относят косвенные налоги на товары, услуги и импорт за вычетом государственных субсидий на производство этих товаров и услуг, к чистому экспорту — экспорт товаров и услуг за вычетом их импорта. При расчете сумм счетов и самого ВВП чистые налоги или чистый экспорт часто добавляют отдельной строкой для того, чтобы разные счета или подсчитанные разными способами ВВП сходились, так как не во всех расчетах учитываются косвенные налоги, субсидии и сальдо внешней торговли товарами и услугами.

Информация о работе Валовый национальный продукт