Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 21:04, курсовая работа
Целью этой работы является раскрытие понятия валового национального продукта (ВНП), определение его места в системе национального счетоводства. Также будет рассмотрен несколько модифицированный вариант показателя ВНП - валовой внутренний продукт (ВВП). Оба показателя являются обобщающими, так как они отражают экономический потенциал страны. Это и определяет центральное место ВНП и ВВП в системе национального счетоводства.
- арендная плата или рента – доход от фактора «земля» и включающая в себя платежи, полученные владельцами недвижимости (земельных участков, жилых и нежилых помещений) (при этом, если домовладелец не сдает в аренду принадлежащие ему помещения, то в системе национальных счетов при подсчете по доходам в ВНП учитываются доходы, которые мог бы получать этот домовладелец, если бы он предоставлял эти помещения в аренду; подобные вмененные доходы носят название «условно начисленной арендной платы» и включаются в общую сумму рентных платежей;
- процентные платежи или процент, являющиеся доходом от капитала, платой за пользование капиталом, используемым в процессе производства (поэтому в сумму процентных платежей включаются проценты, выплаченные по облигациям частных фирм, но не включаются проценты, выплаченные по государственным облигациям (так называемое «обслуживание государственного долга»), поскольку государственные облигации выпускаются не с производственными целями, а с целью финансирования дефицита государственного бюджета).
- прибыль, т.е. доход от фактора «предпринимательские способности». В системе национальных счетов прибыль делится на две части в соответствии с организационно-правовой формой предприятий:
-прибыль некорпоративного сектора экономики, включающего единоличные (индивидуальные) фирмы и партнерств (этот вид прибыли носит название «доходы собственников»;
-прибыль корпоративного сектора экономики, основанного на акционерной форме собственности (акционерном капитале) этот вид прибыли называется «прибыль корпораций». Прибыль корпораций делится на три части: 1) налог на прибыль корпораций (выплачиваемый государству); 2) дивиденды (распределяемая часть прибыли), которые корпорация выплачивает акционерам; 3) нераспределенная прибыль корпораций, остающаяся после расчетов фирмы с государством и владельцами акций и служащая одним из внутренних источников финансирования чистых инвестиций, что является для корпорации основой для расширения производства, а для экономики в целом – экономического роста [2, с. 158].
Кроме факторных доходов, в ВВП, подсчитанный методом потока доходов, включаются два элемента, не являющиеся доходами собственников экономических ресурсов.
Первым
таким элементом выступают
Еще
одним элементом, который следует
учитывать (добавить) при подсчете ВВП
по доходам является амортизация, поскольку
она также включается в цену любого товара.
Итак, ВВП по доходам представляет собой
сумму следующих доходов: заработная плата,
арендная плата (включая условно-начисленную
арендную плату), процентные платежи, доходы
собственников, прибыль корпораций,
косвенные налоги, амортизация.
1.3.
Метод расчёта ВВП по потоку расходов
ВВП, подсчитанный по расходам, представляет собой сумму расходов всех макроэкономических агентов, поскольку в данном случае учитывается, кто выступил конечным потребителем произведенных в экономике товаров и услуг, кто израсходовал средства на их покупку. При подсчете ВВП по расходам суммируются: расходы домохозяйств (потребительские расходы - С), расходы фирм (инвестиционные расходы – I), расходы государства (государственные закупки товаров и услуг – G), расходы иностранного сектора (расходы на чистый экспорт), обозначаемые Xn .
Потребительские расходы – это расходы домохозяйств на покупку товаров и услуг. Они составляют от 2/3 до 3/4 совокупных расходов, являются основным компонентом совокупных расходов и включают: расходы на текущее потребление, т.е. на покупку товаров краткосрочного пользования (к таковым относятся товары, служащие менее одного года, но следует однако заметить, что вся одежда, независимо от срока ее действительного использования – 1 день или 5 лет – относится к текущему потреблению);
Расходы на товары длительного пользования, т.е. товары, служащие более одного года (к ним относятся мебель, бытовая техника, автомобили, яхты, личные самолеты и др., при этом исключение составляют расходы на покупку жилья, которые считаются не потребительскими, а инвестиционными расходами домохозяйств);
Расходы на услуги (современную жизнь невозможно представить себе без наличия большого спектра услуг, причем доля расходов на услуги в общей сумме потребительских расходов постоянно возрастает). Таким образом,
Потребительские расходы = расходы домохозяйств на текущее потребление + расходы на товары длительного пользования (за исключением расходов домохозяйств на покупку жилья) + расходы на услуги (1.3)
Инвестиционные расходы – это расходы фирм и на покупку инвестиционных товаров. Под инвестиционными товарами понимаются товары, увеличивающие запас капитала. Инвестиционные расходы включают:
-инвестиции в основной капитал, которые состоят из расходов фирм: а) на покупку оборудования и б) на промышленное строительство (промышленные здания и сооружения);
-инвестиции в жилищное строительство (расходы домохозяйств на покупку жилья);
-инвестиции в запасы (товарно-материальные запасы включают в себя: а) запасы сырья и материалов, необходимые для обеспечения непрерывности процесса производства; б) незавершенное производство, что связано с технологией производственного процесса; в) запасы готовой (произведенной фирмой), но еще не проданной продукции.
Инвестиции в основной капитал и инвестиции в жилищное строительство составляют фиксированные инвестиции. Инвестиции в запасы представляют собой изменяющуюся часть инвестиций, и при подсчете по расходам в ВВП включается не величина самих товарно-материальных запасов, а величина изменения запасов, которое произошло в течение года. Если величина запасов увеличилась, то ВВП увеличивается на соответствующую величину, поскольку это означает, что в данном году были сделаны дополнительные инвестиции, увеличившие запасы. Если величина запасов уменьшилась, что означает, что в данном году была продана продукция, произведенная и пополнившая запасы в предыдущем году, следовательно, ВВП данного года следует уменьшить на величину сокращения запасов. Таким образом, инвестиции в запасы могут быть как положительной, так и отрицательной величиной.
При подсчете ВВП по расходам под инвестициями понимают валовые внутренние частные инвестиции. Валовые инвестиции представляют собой совокупные инвестиции, включающие в себя как восстановительные инвестиции (амортизацию – A) , так и чистые инвестиции.
Такое деление инвестиций связано с особенностями функционирования основного капитала. Дело в том, что в процессе своего использования основной капитал изнашивается, «потребляется» и требует замены, «восстановления» износа. Та часть инвестиций, которая идет на возмещение износа основного капитала носит название восстановительных инвестиций или амортизации. В системе национальных счетов они фигурируют под названием «стоимость потребленного капитала». Таким образом, деление инвестиций на чистые инвестиции и амортизацию имеет отношение только к основному капиталу. Инвестиции в запасы – это чистые инвестиции.
Чистые инвестиции – это дополнительные инвестиции, увеличивающие размеры капитала фирм. Значение чистых инвестиций состоит в том, что они являются основой расширения производства, роста объема выпуска. Если в экономике есть чистые инвестиции, т.е. валовые инвестиции превышают амортизацию (восстановительные инвестиции), то это означает, что в каждом следующем году реальный объем производства будет выше, чем в предыдущем. Если валовые инвестиции равны амортизации, то это ситуация так называемого «нулевого» роста, когда в экономике в каждом следующем году производится столько же, сколько в предыдущем. Если же чистые инвестиции отрицательны, то в экономике не обеспечивается даже возмещение износа капитала. Это “падающая” экономика, то есть экономика, находящаяся в состоянии глубокого кризиса.
В инвестиционные расходы в системе национальных счетов включаются только частные инвестиции, т.е. инвестиции частных фирм (частного сектора), и не включаются государственные инвестиции, которые являются частью государственных закупок товаров и услуг.
Следует также иметь в виду, что в этом компоненте совокупных расходов учитываются только внутренние инвестиции, т.е. инвестиции фирм-резидентов в экономику данной страны. Зарубежные инвестиции фирм-резидентов и инвестиции иностранных фирм в экономику данной страны включаются в такой компонент совокупных расходов как чистый экспорт. Если величина чистого экспорта отрицательная, то это соответствует тому, что чистые зарубежные инвестиции отрицательны. Если чистый экспорт положителен, то величина чистых зарубежных инвестиций положительна [6, с.354].
Третий элемент совокупных расходов – государственные закупки товаров и услуг, которые включают:
-государственное потребление (расходы на содержание государственных учреждений и организаций, обеспечивающих регулирование экономики, безопасность и правопорядок, политическое управление, социальную и производственную инфраструктуру, а также оплату услуг (жалование) работников государственного сектора);
-государственные инвестиции (инвестиционные расходы государственных предприятий)
Следует отличать понятие «государственных закупок товаров и услуг» и понятие «государственных расходов». Последнее понятие включает в себя также трансфертные платежи и выплаты процентов по государственным облигациям, которые, как уже отмечалось, не учитываются в ВВП, поскольку не являются ни товаром, ни услугой, предоставляются не в обмен на товары и услуги и является результатом перераспределения совокупного дохода.
Чистый
экспорт. Последним элементом совокупных
расходов является чистый экспорт. Он
представляет собой разницу между доходами
от экспорта и расходами по импорту страны
и соответствует сальдо торгового баланса.
2.
ВВП КАК ПОКАЗАТЕЛЬ
2.1.
ВВП и показатели социально-экономического
развития страны
Белорусская модель социально-экономического развития имеет эволюционную структуру, основанную на активном участии государства в управлении рыночными отношениями. Стратегическая задача нынешнего этапа развития страны – улучшение благосостояния населения Беларуси и приближение к уровню жизни развитых государств Европы.
Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы является важнейшим документом, определяющим социально-экономическое развитие страны в текущем пятилетии. В ней определены цели и задачи, основные направления и приоритеты развития страны, обоснована система мероприятий правового, организационно-экономического и экологического характера и даны предложения по совершенствованию механизмов их реализации, определены необходимые ресурсы и возможные социально-экономические последствия.
Последовательно проводимая Правительством Республики Беларусь экономическая политика, направленная на достижение основной цели социально-экономического развития республики в 2006-2010 годах - дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения позволила сохранить в 2008 году положительную динамику основных макроэкономических показателей, обеспечить рост реальных денежных доходов населения, достаточно низкий уровень безработицы, социальную стабильность белорусского общества.
В 2008 году Правительство продолжало работать над достижением параметров и решением задач, определенных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы.
В этих целях Указом Президента Республики Беларусь от 18 декабря 2007 г. № 656 были утверждены важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2008 год. Постановлением Совета Министров от 4 января 2008 г. № 8 республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству, облисполкомам и Минскому горисполкому были доведены основные целевые показатели прогноза на 2008 год.
Для обеспечения выполнения важнейших прогнозных параметров осуществлялась реализация Совместного плана действий Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка по достижению параметров прогноза социально-экономического развития, бюджета и Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2008 год, утвержденного постановлением Совета Министров и Национального банка от 31 января 2008 г. № 137/2.