Валютное законодательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 10:25, контрольная работа

Описание работы

Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» определён перечень правомочий агентов валютного контроля и их должностных лиц. Уполномоченные банки выполняют обязанность по контролю за валютными операциями, которая содержит в себе элемент администрирования, что в значительной степени противоречит другой ипостаси уполномоченных банков – коммерческих организаций, основной целью деятельности которых является получение прибыли.

Работа содержит 1 файл

вал зак-во.docx

— 35.35 Кб (Скачать)
Закон РФ от 09.10.1992 N 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» N 173-ФЗ  от 10.12.2003 г. «О  валютном регулировании  и валютном контроле»
    Раздел  I. Общие положения
«Валюта Российской Федерации»:

а) находящиеся в  обращении, а также изъятые или  изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка Российской Федерации и монеты;

б) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных  учреждениях в Российской Федерации;

в) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных  учреждениях за пределами Российской Федерации на основании соглашения, заключаемого Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации с соответствующими органами иностранного государства  об использовании на территории данного  государства валюты Российской Федерации  в качестве законного платежного средства.

«Валюта Российской Федерации»:

 а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

 б) средства  на банковских счетах и в  банковских вкладах;

Ценные  бумаги в валюте Российской Федерации" - платежные документы (чеки, векселя и другие платежные документы), эмиссионные ценные бумаги (включая акции и облигации), ценные бумаги, производные от эмиссионных ценных бумаг (включая депозитарные расписки), опционы, дающие право на приобретение эмиссионных ценных бумаг, и другие долговые обязательства, выраженные в валюте Российской Федерации. Разделение  ценных бумаг на внутренние и внешние

  внутренние ценные  бумаги:

 а) эмиссионные  ценные бумаги, номинальная стоимость  которых указана в валюте Российской  Федерации и выпуск которых  зарегистрирован в Российской  Федерации; 

 б) иные ценные  бумаги, удостоверяющие право на  получение валюты Российской  Федерации, выпущенные на территории  Российской Федерации;

4) внешние ценные  бумаги - ценные бумаги, в том числе  в бездокументарной форме, не  относящиеся в соответствии с  настоящим Федеральным законом  к внутренним ценным бумагам;

Иностранная валюта - а) денежные  знаки  в  виде  банкнот,  казначейских   билетов,

   монеты,  находящиеся   в  обращении и являющиеся  законным платежным

   средством  в соответствующем  иностранном   государстве  или  группе

   государств,  а  также  изъятые  или  изымаемые  из  обращения,  но

   подлежащие  обмену денежные знаки;

       б) средства   на   счетах   в  денежных  единицах  иностранных

   государств  и международных денежных или  расчетных единицах.

    Изменений практически нет - Иностранная валюта а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

    б) средства на банковских счетах и в  банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных  денежных или расчетных единицах;

Валютные ценности:

Иностранная валюта

Ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте

Драгоценные металлы

Природные драгоценные  камни

Валютные  ценности:

Из состава исключены  драгоценные камни

Валютные ценности - иностранная валюта и внешние ценные бумаги;

Резиденты – физические лица, имеющие постоянное место жительства  в РФ, в т.ч. временно находящиеся за пределами РФ Резиденты - физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ признаваемых постоянно проживающими  в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства; постоянно проживающие в РФ  на основании вида на жительство , предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства

Включено в понятие  резидента: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные  образования, которые выступают  в отношениях, регулируемых Законом  и принятыми в соответствии с  ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми  актами.

Введено новое понятие  валютные биржи - - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством  Российской Федерации, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Центральным банком Российской Федерации.

Валютные  операции
Центральный Банк РФ является основным органом  валютного регулирования  в РФ Введены принципы валютного  регулирования Ст.3

В соответствии со статьей 4 Закона валютное законодательство Российской Федерации состоит из Закона N 173-ФЗ и принятых в соответствии с ним  федеральных законов (актов валютного  законодательства Российской Федерации).

Органами валютного  регулирования являются Правительство  РФ и Центральный банк РФ (ст.5 Закона). Они вправе издавать нормативные  правовые акты по вопросам валютного  регулирования только в случаях, предусмотренных Законом (абзац 2 части 1 ст.4).

Органы валютного  регулирования издают нормативные  правовые акты по вопросам валютного  регулирования (акты органов валютного  регулирования) только в случаях, предусмотренных  Законом. Эти акты обязательны для резидентов и нерезидентов. 

Операции  разграничены в зависимости от состава  участников: на валютные операции между  резидентами, между нерезидентами, между резидентами и нерезидентами.

Устанавливает нормы  прямого действия по операциям движения капитала и в отношении других валютных операций между резидентами  и нерезидентами, между резидентами  и между нерезидентами.

Раздел  II. Валютное регулирование
Валютные  операции: текущие; операции, связанные с движением капитала. 1. Валютные операции  между резидентами запрещены,  за исключением:

1) операций, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, частью 6 статьи 12 и частью 3 статьи 14 настоящего Федерального  закона;

2) операций, связанных с расчетами в магазинах  беспошлинной торговли, а также  с расчетами при реализации  товаров и оказании услуг пассажирам  в пути следования транспортных  средств при международных перевозках;

3) операций  между комиссионерами (агентами, поверенными)  и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных  с заключением и исполнением  договоров с нерезидентами о  передаче товаров, выполнении  работ, об оказании услуг, о  передаче информации и результатов  интеллектуальной деятельности, в  том числе исключительных прав  на них, включая операции по  возврату комитентам (принципалам,  доверителям) денежных сумм (иного  имущества);

4) операций  по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера)  при оказании экспедитором, перевозчиком  и фрахтовщиком услуг, связанных  с перевозкой вывозимого из  Российской Федерации или ввозимого  в Российскую Федерацию груза,  транзитной перевозкой груза  по территории Российской Федерации, а также по договорам страхования указанных грузов;

5) операций  с внешними ценными бумагами, осуществляемых через организаторов  торговли на рынке ценных бумаг  Российской Федерации, при условии  учета прав на такие ценные  бумаги в депозитариях, созданных  в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

6) операций  с внешними ценными бумагами  при условии учета прав на  такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с  законодательством Российской Федерации,  и осуществления расчетов в  валюте Российской Федерации;

7) операций, связанных с осуществлением обязательных  платежей (налогов, сборов и других  платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации,  местный бюджет в иностранной  валюте в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

8) операций, связанных с выплатами по внешним  ценным бумагам (в том числе  закладным), за исключением векселей;

9) операций  при оплате и (или) возмещении  расходов физического лица, связанных  со служебной командировкой за  пределы территории Российской  Федерации, а также операций  при погашении неизрасходованного  аванса, выданного в связи со  служебной командировкой;

10) операций, связанных с расчетами и переводами  при исполнении бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации  в соответствии с бюджетным  законодательством Российской Федерации;

11) операций, предусматривающих расчеты и  переводы для осуществления деятельности  дипломатических представительств, консульских учреждений Российской  Федерации и иных официальных  представительств Российской Федерации,  находящихся за пределами территории  Российской Федерации, а также  постоянных представительств Российской  Федерации при межгосударственных  или межправительственных организациях;

12) переводов  физическим лицом - резидентом  из Российской Федерации в  пользу иных физических лиц  - резидентов на их счета, открытые  в банках, расположенных за пределами  территории Российской Федерации,  в суммах, не превышающих в  течение одного операционного  дня через один уполномоченный  банк суммы, равной в эквиваленте  5 000 долларов США по официальному  курсу, установленному Центральным  банком Российской Федерации  на дату списания денежных  средств со счета физического  лица - резидента, за исключением  случаев, указанных в пункте 17 настоящей части;

13) переводов  физическим лицом - резидентом  в Российскую Федерацию со  счетов, открытых в банках, расположенных  за пределами территории Российской  Федерации, в пользу иных физических  лиц - резидентов на их счета  в уполномоченных банках;

14) операций  по оплате и (или) возмещению  расходов, связанных со служебными  поездками за пределы территории  Российской Федерации работников, постоянная работа которых осуществляется  в пути или имеет разъездной  характер;

15) операций, предусмотренных настоящей частью  и частью 3 настоящей статьи, совершаемых  доверительными управляющими;

16) операций, связанных с расчетами между  транспортными организациями и  находящимися за пределами территории  Российской Федерации физическими  лицами, а также филиалами, представительствами  и иными подразделениями юридических  лиц, созданных в соответствии  с законодательством Российской  Федерации, по договорам перевозки  пассажиров.

17) переводов  физическими лицами - резидентами  со своих счетов, открытых в  уполномоченных банках, в пользу  иных физических лиц - резидентов, являющихся их супругами или  близкими родственниками (родственниками  по прямой восходящей и нисходящей  линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными  и неполнородными (имеющими общих  отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными), на счета указанных лиц, открытые в уполномоченных банках либо в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;

18) операций, предусматривающих переводы иностранной  валюты на счета дипломатических  представительств, консульских учреждений  Российской Федерации и иных  официальных представительств Российской  Федерации, находящихся за пределами  территории Российской Федерации,  а также на счета постоянных  представительств Российской Федерации  при межгосударственных или межправительственных  организациях со счетов, открытых  в уполномоченных банках федеральными  органами исполнительной власти, осуществляющими функции, связанные  с их деятельностью за пределами  территории Российской Федерации  через своих представителей или  представительства, и организациями,  имеющими на основании федерального  закона право по использованию  счетов указанных официальных  представительств и постоянных  представительств Российской Федерации,  для выплаты заработной платы  и иных выплат, связанных с  содержанием своих представителей  или сотрудников своих представительств  за пределами территории Российской  Федерации, а также для оплаты  и (или) возмещения расходов, связанных  с их командированием;

19) операций, предусматривающих переводы иностранной  валюты, переведенной в соответствии  с пунктом 18 настоящей части,  на счета, открытые в уполномоченных  банках указанными в пункте 18 настоящей части федеральными  органами исполнительной власти  и организациями, со счетов  дипломатических представительств, консульских учреждений Российской  Федерации и иных официальных  представительств Российской Федерации,  находящихся за пределами территории  Российской Федерации, а также  со счетов постоянных представительств  Российской Федерации при межгосударственных  или межправительственных организациях.

  Нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать  банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках.

Порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых  на территории Российской Федерации, в  том числе специальных счетов, устанавливает Центральный банк Российской Федерации, если иное не предусмотрено  Законом (ст. 13).

Валютные  операции между нерезидентами на территории РФ в рублях осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации.

Статья 10 Закона декларирует полную свободу валютных операций между нерезидентами.

Нерезиденты имеют право без ограничения  осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (вкладов) в зарубежных банках на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках, и, наоборот, - со счетов (с банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в зарубежных банках.

Счет  резидетов в банках, расположенных за пределами территории РФ
Резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в банках за пределами территории РФ в случаях и на условиях, устанавливаемых ЦБ РФ. - Резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

- Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов), указанных в части 1 настоящей статьи, не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

  Юридические лица-резиденты  смогут без ограничений открывать  счета или вклады в странах - участницах ОЭСР и ФАТФ (N 90-ФЗ от 18.07.2005)
Купля-продажа  валюты
Покупка и продажа иностранной валюты в РФ производятся через уполномоченные банки  в порядке, устанавливаемом  ЦБ РФ. Купля-продажа инвалюты и чеков, номинированных в инвалюте (ст.11 Закона), производится только через  уполномоченные банки.

ЦБ РФ устанавливает  для кредитных организаций требования к оформлению документов при купле-продаже  наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная  стоимость которых указана в  иностранной валюте.

 Установление  требования об идентификации  личности при купле-продаже физическими  лицами наличной иностранной  валюты и чеков (в том числе  дорожных чеков), номинальная стоимость  которых указана в иностранной  валюте, не допускается, за исключением  случаев, предусмотренных федеральными  законами.

Требование  репатриации установлено в отношении:

денежных  средств, причитающихся от нерезидентов за переданные нерезидентам по контрактам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. Эти денежные средства должны быть получены резидентами на свои банковские счета в уполномоченных банках,

денежных  средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию РФ (неполученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Статья 20 Закона содержит новое положение о паспорте сделки как документе, содержащем сведения, необходимые для обеспечения  учета и отчетности по валютным операциям  между резидентами и нерезидентами. Они отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов. Единые правила  оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки устанавливает  Центральный банк РФ.

Агенты  валютного контроля
Агентами  валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, а также  организации, подотчетные федеральным  органам исполнительной власти. Перечень агентов валютного контроля

Агентами  валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку  Российской Федерации, государственная  корпорация "Банк развития и внешнеэкономической  деятельности (Внешэкономбанк)", а  также не являющиеся уполномоченными  банками профессиональные участники  рынка ценных бумаг, в том числе  держатели реестра (регистраторы), подотчетные  федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Права и обязанности органов и агентов  валютного контроля и их должностных  лиц закреплены в ст. 23 Закона. В  ней также сказано, что порядок  предоставления резидентами и нерезидентами  подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам устанавливается банком России (для представления уполномоченным банкам) и Правительством РФ (для  представления иным агентам валютного  контроля).

Агенты валютного  контроля имеют право проверять  соблюдение резидентами и нерезидентами  валютного законодательства, порядок  учета валютных операций, а также  запрашивать и получать документы, связанные с валютными операциями. 

 При этом  в п. 4 ст. 23 Закона определен перечень  документов, которые (или копии  с которых) агенты валютного контроля имеют право запрашивать и получать у субъектов валютной операции. 

Уполномоченным  банкам как агентам валютного  контроля предоставлено право отказывать в осуществлении валютной операции и открытии счета в случае непредставления субъектом операции документов, предварительно запрошенных агентом, либо представления им недостоверных документов 

Агенты валютного  контроля обязаны передавать информацию о выявленных нарушениях валютного  законодательства органам валютного  контроля, уполномоченным применять  санкции за такие нарушения.

Ответственность за нарушение валютного законодательства ст. 14 Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Права и обязанности  резидентов и нерезидентов
Вести  учет  и  составлять  отчетность  по  проводимым  ими валютным операциям, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет; Уменьшился  срок ведения обязательного  учета: Вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора
 

2. Актуальные направления совершенствования валютного законодательства.

  Федеральным законом «О валютном регулировании  и валютном контроле» определён  перечень правомочий агентов валютного  контроля и их должностных лиц. Уполномоченные банки выполняют обязанность  по контролю за валютными операциями, которая содержит в себе элемент администрирования, что в значительной степени противоречит другой ипостаси уполномоченных банков коммерческих организаций, основной целью деятельности которых является получение прибыли.

  Таким образом, деятельность кредитных организаций  в качестве агентов валютного  контроля связана с конфликтом интересов  – бизнеса и надзора, что является негативным фактором, снижающим эффективность  действующей системы валютного  контроля.

  На  практике возникают ситуации, когда  банк должен выбрать: помочь клиенту  избежать наказания путём корректировки  той или иной информации либо зафиксировать  факт нарушения и направить в  соответствующий орган для целей  применения санкций, после которых  клиент будет искать другой банк. В  качестве негативного фактора следует  отметить колоссальный документооборот  в рамках существующей системы валютного  контроля. В настоящее время уполномоченные банки наряду с оформлением паспортов  сделок на валютные операции обязаны  в рамках каждого паспорта обеспечивать сбор значительного перечня документов, подтверждающих факт приобретения (реализации) товаров, работ, услуг, а также предоставления (получения) кредитов и займов по сделкам между резидентами и нерезидентами. В адрес уполномоченных банков обращаются остальные агенты валютного контроля с запросами о предоставлении сведений о валютных операциях, сведений о клиентах, выписок по счетам, материалов досье, контрактов и т.д. Для обеспечения реализации возложенных на них функций уполномоченные банки самостоятельно проводят экспертизу контрактов, изучают условия поставки товаров и порядок оформления товаросопроводительных документов, проверяют подлинность представленных клиентами документов, копируют и заверяют копии с оригиналов в целях формирования досье по каждому паспорту сделки, хранят архивы не менее пяти лет с момента закрытия паспортов сделок, фиксируют выявленные нарушения и направляют информацию в адрес Банка России. У крупных банков счёт паспортов идёт на тысячи.

  Сопоставляя информационный потенциал уполномоченных банков с их полномочиями в области  административного принуждения  экономических субъектов, следует  рассмотреть наиболее эффективные  пути информационного обмена и взаимодействия с другими агентами валютного  контроля.

2.  Валютное законодательство должно учитывать новые явления и тенденции в экономике, вызванные мировым финансовым кризисом. Поэтому актуально  рассмотреть возможность использования таких инструментов, как:

  • изменение порядка осуществления валютного контроля за трансграничными переводами валюты РФ между резидентами;
  • создание системы отслеживания и противодействия заключению фиктивных внешнеторговых контрактов, что потребует более четкой и отлаженной системы сбора и анализа информации о валютных операциях, а также принятия ряда мер валютного регулирования;
  • установление дополнительных требований к режиму счетов резидентов в банках, расположенных за пределами России.

Информация о работе Валютное законодательство