Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 19:57, контрольная работа
В области валютного законодательства за последние десять лет произошли радикальные изменения, вызванные основным событием в этой сфере - отменой государственной валютной монополии.
1. Валютное регулирование - основные функции, задачи, механизмы.
2. Внешнеторговые отношения как важнейшие отношения валютного регулирования и их принципы
3. Перспективы развития таможенно-банковского контроля России
Рассматривая внешнеторговую деятельность, как одну из сфер валютного регулирования в РФ, нельзя не обратиться к рассмотрению субъективной и объективной сторон указанных правоотношений .
Итак, все участники правоотношений по валютному контролю могут быть разделены на контролирующих субъектов и лиц, внешнеторговая деятельность которых является объектом контроля.
Первые (контролирующие субъекты представлены органами и агентами валютного контроля.
· Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами Российской Федерации. Они определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. В соответствии со ст.11 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» органами валютного контроля в РФ являются Центральный Банк РФ, а так же Правительство РФ в соответствии с российским законодательством. Так Центральный банк РФ:
1. определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте
2. издает нормативные акты
3. проводит все виды валютных операций
4. устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в РФ операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ
5. устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ
6. устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии
7. устанавливает единые формы учета, отчетности, документации, статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их предоставления
8. готовит и публикует статистику валютных операций РФ по принятым международным стандартам
9. выполняет другие функции, предусмотренные законами РФ
Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля (так, например, уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку РФ, причем под уполномоченными банками понимаются банки получившие лицензии от ЦБ РФ на проведение валютных операций).
В соответствии со ст. 12 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» агенты, так же как и органы проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в РФ.
Лица, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, в целях валютно-правового регулирования делятся на резидентов и нерезидентов.
К резидентам в соответствии с валютным законодательством относятся:
· физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами РФ
· юридические лица, созданные в соответствии с законодательством с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в РФ
· организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ
· дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами РФ
· находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов - юридических лиц и организаций не являющихся юридическими лицами
В число нерезидентов входят
· физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами РФ
· юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ
· организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ
· находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства
· находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов - юридических лиц и организаций, не являющихся юридическими лицами
Все юридические и физические лица стран-участников СНГ рассматриваются в качестве нерезидентов, если иное не установлено специальными соглашениями Российской Федерации с этими государствами[10]
3. Перспективы развития таможенно-банковского контроля России
Нормативная база таможено-банковского контроля в России находиться в состоянии постоянного развития. В действующие нормативные правовые акты вносятся изменения и дополнения, основная цель которых - оптимизировать механизм контроля за внешнеэкономической деятельностью.
Не отрегулированным до конца остается вопрос о контроле за поступлением выручки от экспорта работ и услуг. Необходимо ли банкам в качестве агентов валютного контроля проверять полноту и своевременность поступления экспортной выручки в валюте за выполнение работ и оказания услуг за рубежом, как этого часто требуют от них органы ВЭК России ? В настоящее время, чаще всего о существовании таких внешнеторговых контрактов банки чаще всего узнают лишь при поступлении валютных средств на счета клиентов.
Негативно влияет на эффективность контроля за движением капитала нерешенность проблемы применения штрафных санкций к импортерам. Как справедливо отмечают в Управлении валютного контроля ГТК России, отсутствие правовой основы за применение таможенными органами санкций за необоснованные платежи в иностранной валюте при импорте товаров, выявленные в процессе валютного контроля, фактически разрывает целостность и логику построения системы таможенно-банковского контроля.
Перспективу развития таможенно-банковского контроля в России справедливо связывают с идеей либерализации механизма валютного контроля. Как бы не казалось парадоксальным на первый взгляд, именно либерализация валютного законодательства способна остановить отток капитала за границу. По мнению руководителей Федеральной службы по валютному и экспортному контролю, идея либерализации валютного регулирования должна быть более полно развита в законе о финансовой амнистии.
На амнистию могли бы рассчитывать хозяйствующие субъекты, совершившие нарушения в 1993-1994 годах, а ныне активно работающие на так называемые «серые деньги» - средства вывезенные за рубеж в то время, когда валютное законодательство России только формировалось и существовали многочисленные возможности для перемещения под различными предлогами капитала за границу ( за исключением денег, нажитых преступным путем ).
Документом, определяющим принципиальные направления развития системы таможенно-банковского контроля на ближайшие годы, является Федеральная целевая программа развития таможенной службы на 1996-1997 годы и на период до 2000 года (утверждена Постановлением Правительства РФ от 01 сентября 1996 года № 1052).
Одним из основных направлений таможенной политики России, обозначенных в Программе (раздел 4), является совершенствование валютного контроля.
В целях развития системы валютного контроля, полного и безусловного выполнения участниками внешнеэкономической деятельности таможенных и налоговых обязательств предусматривается :
совершенствовать действующее законодательство о валютном контроле, в том числе о контроле за поступлением валютной выручки от экспорта товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, а также при перемещении валютных ценностей
подготовить правовые акты. Направленные на реализацию контрольных функций таможенных органов при осуществлении внешнеэкономической деятельности, в процессе которой возможны нарушения валютного законодательства
разработать единые принципы осуществления валютного контроля таможенными службами государств-участников Таможенного союза
укреплять взаимодействие таможенных органов с иными государственными контролирующими органами и другими заинтересованными ведомствами (Банком России, МВЭС, ВЭК, ФСНП и др.) в осуществлении валютного контроля и борьбы с «отмыванием грязных денег»
Развитие и совершенствование механизма таможенно-банковского контроля за внешнеторговыми операциями должно оказать несомненное содействие созданию основ будущей глобальной системы валютного контроля Российской Федерации.
Использованная литература
1. «Финансовое право» Учебное пособие. Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова, Изд. «Новый юрист», Москва, 1998 г.
2. «Финансовое и банковское право» словарь-справочник . Додонов В.Н., Крылова М.А., Шестаков А.В. Изд. «Инфра-М», Москва, 1997 г.
3. «Валютный контроля внешнеторговой деятельности» юридический справочник. А.Н. Козырин, Изд. «Новый юрист» Москва, 1998 г.
4. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»
5. Указание ЦБ РФ № 383 от 20 октября 1998 «О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации
6. Конституция РФ
[1] Ст. 10 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»
[2] Ст. 2 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой детелльности»
[3] ст.35 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»
[4] ст.5 Закона РФ «О таможенном тарифе»
[5] ст.3 Таможенный Кодекс РФ
[6] ст.19 Конституции РФ
[7] ст.8 Конституции РФ
[8] ст. 21 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»
[9] ст.55 Конституции РФ
[10] Постановление Верховного Совета РФ «О введение в действие Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09 октября 1992 года № 3617-1