Валютная политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:08, реферат

Описание работы

Валютная политика — относительно самостоятельная составная часть общей макроэкономической, в том числе денежно-кредитной, государственной политики России. В сложных условиях перехода к рыночной экономике она направлена на достижение главных задач страны: преодоление спада производства и обеспечение эко¬номического роста, сдерживание инфляции и безработицы, поддер¬жание равновесия платежного баланса. Юридически валютная по¬литика оформляется валютным законодательством, которое регу¬лирует порядок совершения операций с валютными ценностями.

Работа содержит 1 файл

10.4. ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ.doc

— 93.00 Кб (Скачать)


10.4. ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

.

10.4. ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

Валютная политика — относительно самостоятельная составная часть общей макроэкономической, в том числе денежно-кредитной, государственной политики России. В сложных условиях перехода к рыночной экономике она направлена на достижение главных задач страны: преодоление спада производства и обеспечение эко­номического роста, сдерживание инфляции и безработицы, поддер­жание равновесия платежного баланса. Юридически валютная по­литика оформляется валютным законодательством, которое регу­лирует порядок совершения операций с валютными ценностями.

Средством реализации валютной политики России является ва­лютное регулирование — государственная регламентация валютных отношений, издание нормативных актов, валютный контроль и опе­ративное руководство со стороны соответствующих государствен­ных органов, заключение международных валютных соглашений. Валютное регулирование в России, как и в странах с развитой рыночной экономикой, является преимущественно нормативным.

 

 

 

 

 

 

 

 

Валютная политика в России, как и в других странах, в зависи­мости от ее целей и форм имеет две основные разновидности. Одной из них является осуществление стратегических, структур­ных, долговременных изменений в национальном валютном меха­низме, другой — повседневное, оперативное регулирование теку­щей валютной конъюнктуры.

Цель стратегической, структурной политики России состоит в формировании цельной национальной валютной системы, кото­рая должна соответствовать, с одной стороны, условиям рыноч­ной экономики, а с другой — структурным принципам мировой валютной системы, зафиксированным в уставе МВФ. Это пред­полагает: 1) образование полномасштабного внутреннего валют­ного рынка; 2) формирование рынка золота и других драгоценных металлов; 3) введение свободной конвертируемости рубля по теку­щим международным операциям; 4) установление единого курса рубля по отношению к иностранным валютам; 5) преодоление долларизации экономики; 6) интегрирование национального ва­лютного механизма в мировую валютную систему, полноправное участие России в деятельности мировых финансовых организаций.

Текущая валютная политика оказывает воздействие на объем, характер и структуру рыночных операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями, на динамику валютного курса. Основными направлениями (формами, видами) этой политики России являются: во-первых, регулирование степени конвертиру­емости рубля, ослабление или ужесточение валютных ограничений; во-вторых, осуществление повседневного валютного контроля за внешнеторговыми и другими текущими операциями с целью проти­водействия «бегству» капитала за границу; в-третьих, привлечение иностранного капитала в российскую экономику; в-четвертых, упра­вление международными ликвидными (золото-валютными) резер­вами; в-пятых, установление и изменение режима валютного курса рубля; в-шестых, регулирование валютного курса.

В регулировании элементов национальной валютной системы России реализуются задачи структурной и текущей валютной по­литики. Конечная цель — оздоровление валютно-финансового положения страны, восстановление ее платежеспособности и кре­дитоспособности, укрепление рубля.

Введение конвертируемости рубля. Стратегической задачей ва­лютной политики России стало введение свободного обмена рубля на иностранные валюты. В СССР в условиях валютной монополии практически не существовало понятия «валютные права» предпри­ятий и населения. До 1987 г. валютные доходы, иностранные кредиты и резервные активы централизованно использовались в основном в форме бюджетных ассигнований в соответствии с государственным валютным планом. Гражданам СССР с конца 20-х годов было запрещено владеть иностранной валютой, откры­вать валютные счета, совершать валютные сделки, если докумен­тально не подтверждалась законность получения валюты (работа за рубежом, наследство, гонорар и т.д.).

 

 

 

 


В условиях перехода к рыночной экономике был взят курс на формирование валютного рынка и введение конвертируемости рубля. В связи с введением в августе 1986 г. валютных отчислений от валютной выручки в виде фиксированного процента, а также прямых валютных кредитов предприятиям доля централизован­ного распределения валютных ресурсов стала снижаться с 1987 г. Нормативы валютных отчислений были дифференцированы по министерствам (от 70% для машиностроения до 40% для агропро­мышленного комплекса и ниже для сырьевых отраслей) без учета разницы между предприятиями одной отрасли. Причем уровень отчислений был выше для конвертируемой валюты, чем для пе­реводного рубля, что не стимулировало торговлю в рамках СЭВ.

С началом рыночных преобразований Россия ввела внутрен­нюю конвертируемость рубля по текущим международным опера­циям. Предприятия получили право в известных пределах поку­пать и продавать иностранную валюту на рубли по рыночному курсу, владеть и распоряжаться этой валютой. Однако переход к конвертируемости рубля в полном объеме оказался в то время невозможным в связи с отсутствием объективных экономических и социальных предпосылок. Конвертируемость распространялась только на резидентов, т.е. юридические и физические лица России. Валютные операции нерезидентов подвергались ограничениям. Кроме того, обмен рублей на иностранную валюту должен был производиться только на российском рынке. Обращение рублевых средств за рубежом, а также котировки рубля иностранными банками считались незаконными.

Одновременно были существенно расширены валютные права населения. Граждане получили возможность осуществлять опера­ции с иностранной валютой: открывать валютные счета, покупать и продавать иностранную валюту в уполномоченных банках. Они могут теперь выбирать, в какой форме им лучше держать свои сбережения — в наличных рублях, рублевых вкладах в банках, наличной иностранной валюте или на валютных счетах в упол­номоченных банках. Однако запрещены вывоз, ввоз и пересылка за границу гражданами России наличной национальной валюты на сумму свыше 100 тыс. руб.; вывоз иностранной валюты сверх 500 долл. допускается при наличии справки уполномоченного банка о ее покупке. Иностранная валюта может при соблюдении правил таможенного контроля ввозиться в Россию неограниченно.

В результате введения внутренней конвертируемости рубля еди­нственным механизмом регулирования объема и структуры вне­шнеторговых операций стал инструментарий торговой политики: экспортные и импортные лицензии, количественные ограничения ввоза и вывоза, а также экспортные и импортные тарифы. Экспорт­ные ограничения использовались с целью сдерживания массирован­ного вывоза, в первую очередь сырья и топлива. Импортные та­рифы были направлены на обеспечение равных условий для национальных предприятий и импортеров в целях оживления про­изводства в России. Однако в ходе осуществления согласованных с МВФ программ либерализации внешнеэкономической деятель­ности в 1993—1997 гг. количественные ограничения и экспортные тарифы были устранены, а импортные — существенно понижены.

В условиях снижения темпа инфляции, ограничения колебаний валютного курса в рамках валютного коридора, увеличения золо­то-валютных резервов была расширена сфера конвертируемости рубля. В июле 1993 г. иностранным фирмам и гражданам раз­решили открывать счета в рублях в коммерческих банках России. Это означало допуск нерезидентов на российский валютный рынок. С июня 1996 г. Россия официально приняла в полном объеме обязательства, налагаемые на страны — члены МВФ Статьей VIII (разделы 2, 3, 4). Присоединение к этой статье предполагает распространение режима конвертируемости рубля по текущим операциям на нерезидентов.

Острейший финансовый и валютный кризисы в России в 1998 г. затруднили расширение сферы конвертируемости рубля. В частно­сти, Центральный банк РФ временно ввел запрет на приобретение иностранной валюты за счет рублевых средств нерезидентов, полу­ченных от осуществления ими текущих операций с резидентами и находящихся на корреспондентских счетах иностранных банков, открытых в российских уполномоченных банках. Для перехода от частичной к полной конвертируемости рубля необходимы стаби­лизация экономики, финансов, денежного обращения, кредитной системы, достаточные золотовалютные резервы и политическая стабильность в стране. Наконец, нужно увязать конвертируемость рубля с общеэкономической политикой. Большая часть этих усло­вий в России, переживающей системный кризис, пока отсутствует.

Валютные ограничения в сфере движения капиталов. Основной формой валютной политики России в этой области по-прежнему являются ограничения операций с валютными ценностями (ино­странной валютой, драгоценными металлами и изделиями из них, фондовыми инструментами). Российские предприятия имеют пра­во открывать банковские счета, получать валютные кредиты и по­купать ценные бумаги за рубежом только с разрешения Централь­ного банка РФ.

К валютным ограничениям относится и обязательная продажа экспортерами части их валютной выручки. С 1 июля 1993 г. участ­ники внешнеэкономической деятельности были обязаны продавать 50% валютных поступлений на рубли на одной из валютных бирж в течение 14 дней после их зачисления на счет экспортера. С 27 июня 1995 г. они получили возможность продавать 50% валютной выруч­ки не только на биржевом, но и межбанковском валютном рынке. Половина экспортной выручки оставалась в распоряжении предпри­ятий. Важной проблемой является ее эффективное использование.

Требование обязательной продажи экспортерами части их ва­лютной выручки формально касается внешней торговли, однако оно направлено и на сдерживание инвестиций в иностранную валюту, а, следовательно, по сути дела ограничивает вывоз капи­тала. Это не противоречит обязательствам России по Статье VIII устава МВФ.

В 1993 г. была создана Федеральная служба России по ва­лютному и экспортному контролю. Ее задачи — пресечение сокрытия валютной выручки и незаконного вывоза валюты, над­зор за корреспондентскими счетами банков России в зарубежных банках.

В связи с валютным и финансовым кризисами 1998 г. и их последствиями власти осуществили ряд мер, направленных на ужесточение валютного контроля и валютных ограничений в об­ласти движения капиталов, на противодействие нелегальному бег­ству капитала за рубеж.

Во-первых, с 1999 г. норматив обязательной продажи валют­ной выручки увеличен до 75%, а срок продажи сокращен до 7 дней. Такой порядок увеличивает предложение иностранной валюты на валютном рынке России.

Во-вторых, по Закону «О первоочередных мерах в области бюд­жетной и налоговой политики» от 29 декабря 1998 г. (статья 20) внесены изменения в Закон «О валютном регулировании и валют­ном контроле» 1992 г., суть которых состоит в переклассификации понятий «текущие валютные операции» и «валютные операции, связанные с движением капиталов» с точки зрения их продол­жительности: предельный срок текущих операций, осуществляе­мых в виде авансового платежа в иностранной валюте по импорту, сокращен вдвое — со 180 до 90 дней. Это расширяет область валютных операций, на которые распространяется действие ва­лютных ограничений.

В-третьих, принятый в мае 1999 г. Закон «О внесении дополне­ния в статью 28 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» предоставил Банку России право определять поря­док установления кредитным организациями корреспондентских отношений с банками, зарегистрированными на территории оф­фшорных зон иностранных государств. Этот закон призван по­мочь Центральному банку РФ перекрыть один из каналов «бегст­ва» капитала из страны.

Предприняты и другие шаги законодательного и оперативного характера: ограничен максимальный размер единовременного вы­воза из страны наличной валюты физическими лицами (до 10 тыс. долл.); разработан порядок валютного контроля со стороны упол­номоченных банков за операциями их клиентов, связанными с пе­реводами валюты за границу; усилена уголовная ответственность участников внешнеэкономической деятельности за нарушение тре­бований валютного законодательства.

Управление официальными золото-валютными резервами. Од­ним из ключевых направлений валютной политики России являет­ся управление официальными золото-валютными резервами. Эти резервы используются для покрытия дефицита платежного балан­са страны, обеспечения ее международных расчетов, регулирова­ния курса рубля. Международные резервы России, как и других стран, включают: золото; иностранные свободно конвертируемые валюты; резервную позицию в МВФ; средства в СДР. Резервы находятся во владении и распоряжении Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ.

Золотой запас пополняется путем приобретения золота у золо­тодобывающих предприятий, а с 1997 г. и у коммерческих банков. Валютный резерв Центрального банка РФ до середины 1993 г. формировался за счет продажи выручки экспортеров. После от­мены с июля 1993 г. требования продажи валюты Банку России основным каналом пополнения валютного запаса стали операции на валютном рынке. Другой источник приобретения валюты Цен­тральным банком РФ — ее покупки у Министерства финансов РФ, особенно средств, получаемых им в виде кредитов международных финансовых организаций, иностранных государств. Валютные ре­сурсы Министерства финансов складываются из поступлений от централизованного экспорта, таможенных пошлин, иностранных кредитов. Валютные резервы пополняются и в результате продаж за рубежом или залога золота.

Проблема управления международными резервами России со­стоит в обеспечении эффективности их использования. Это требует от органов валютного регулирования анализа и выработки реше­ний по следующим направлениям.

Во-первых, определение оптимально необходимого объема резе­рвов. Чрезмерное их сокращение чревато опасностью, что страна не сможет обеспечить свои жизненно важные потребности за счет импорта и обслуживать внешние долговые обязательства. В то же время непомерное увеличение резервов содействует расширению денежной массы, стимулирует инфляцию, приводит к неоправдан­ному переливу ресурсов из производственной сферы в денежную.

Информация о работе Валютная политика РФ