Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:39, курсовая работа
Динамичный процесс формирования и развития валютного рынка в России невозможен без твердой законодательной базы, регламентирующей в целом поведение участников валютного рынка.
В течение многих десятилетий валютная политика СССР была непопулярным объектом научных исследований, так как в форме абсолютной государственной монополии она практически не имела характеристик настоящей политики.
ВВЕДЕНИЕ
1. ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА ЦБ
1.1. Роль и задачи валютной политики ЦБ РФ
1.2. Политика Центрального Банка на валютном рынке
2. СТЕПЕНЬ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ПРОЦЕСС КУСООБРАЗОВАНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для того чтобы валютные интервенции привели к желаемым результатам по изменению национального валютного курса в долгосрочной перспективе, необходимо:
1) Наличие необходимого количества резервов в центральном банке для проведения валютных интервенций;
2) Доверие участников рынка к долгосрочной политике центрального рынка;
3) Изменение фундаментальных экономических показателей, таких как темп экономического роста, темп инфляции, темп изменения увеличения денежной массы и др.
Дисконтная политика - это изменение центральным банком учетной ставки, в том числе с целью регулирования величины валютного курса путем воздействия на стоимость кредита на внутреннем рынке и тем самым на международное движение капитала. Стремясь повысить курс валюты, Центральный банк повышает учетный процент, что стимулирует приток иностранных капиталов. Улучшается состояние платежного баланса, повышается валютный курс. Если правительство ставит цель понизить валютный курс, Центральный банк снижает учетный процент, капиталы перемещаются в зарубежные страны и в результате курс валют понижается. В последние десятилетия ее значение для регулирования валютного курса постепенно уменьшается.
Кроме того, изменение процентной ставки не всегда определяет направление международного движения капиталов в силу многофакторности этого процесса. Дисконтная политика ведущих стран, в первую очередь США, периодически порождает войну процентных ставок, т.к. другие страны вынуждены изменять процентные ставки вопреки национальным интересам.
Протекционистские меры - это меры, направленные на защиту собственной экономики, в данном случае национальной валюты. К ним относятся, в первую очередь, валютные ограничения. Валютные ограничения - совокупность мероприятий и нормативных правил, установленных в законодательном или административном порядке, направленных на ограничение операций с валютой, золотом и другими валютными ценностями. Видами валютных ограничений являются:
• валютная блокада;
• запрет на свободную куплю-продажу иностранной валюты;
• регулирование международных платежей, движения капиталов, репатриации прибыли, движения золота и ценных бумаг;
• концентрация в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей.
Валютные ограничения по текущим операциям платежного баланса не распространяются на свободно конвертируемые валюты, к которым МВФ относит доллар США, марку Германии, Японскую иену, Английский фунт стерлингов и Французский франк.
Государство достаточно часто манипулирует величиной валютного курса с целью изменения условий внешней торговли страны, используя такие методы валютного регулирования, как двойной валютный рынок, девальвация и ревальвация.
В принципе девальвация выгодна экспортерам, они получают за вырученную иностранную валюту большую сумму национальной валюты. Выигрывают также должники по задолженности в девальвированной валюте, поскольку реальная сумма долга уменьшается.
Напротив, проигрывают от девальвации национальные импортеры, так как им дороже обходится приобретение необходимой иностранной валюты, и кредиторы, получающие реально меньшую сумму долга. Страны, которые не проводят одновременно с другими девальвацию, теряют от вынужденной ревальвации своей валюты: как экспортеры, они получают меньше при обмене девальвированной иностранной валюты на собственную подорожавшую валюту; как кредиторы, она получают от должника номинально неизменную, а реально меньшую сумму в девальвированной валюте; как владельцы наличной девальвированной валюты. Но они выигрывают как импортеры, поскольку им теперь дешевле обходится приобретение девальвированной валюты для оплаты товаров, и как должники, так как меньше приходится затрачивать национальной валюты на погашение суммы долга.
Девальвация в принципе способствует притоку капиталов, ревальвация, напротив, поощряет отлив краткосрочных капиталов после выравнивания «курсового перекоса».
2. СТЕПЕНЬ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ПРОЦЕСС КУСООБРАЗОВАНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ
Согласно традициям, практике, экономической теории и законодательству основной задачей, стоящей перед современными центральными банками, является контроль и регулирование денежных и финансовых потоков в экономике с целью обеспечения стабильной стоимости национальной валюты, т. е. низкой и ровной инфляции. Кроме того, центральные банки также несут ответственность за проведение политики валютного курса, суть которой состоит в установлении или воздействие на динамику курса национальной валюты по отношению к иностранным.
Не все задачи, которые призван решить центральный банк, являются для
него равно важными: некоторые имеют приоритет над другими, и эти приоритеты могут со временем меняться. В тоже время, цели далеко не всегда оказываются согласованными, и тогда перед денежными властями встаёт задача нахождения компромисса между ними. С этой проблемой сталкиваются все центральные банки: антиинфляционная политика может вступать в конфликт со стремлением обеспечить низкий уровень безработицы или поддержать банковскую систему, или повысить за счет искусственного занижения реального курса национальной валюты конкурентоспособность отечественной продукции на внешнем и внутреннем рынках.
Последняя ситуация, в частности, характерна для стран с высоким уровнем открытости экономики (т. е. ориентированных на экспорт и имеющих значительную долю импортной составляющей в потреблении). К их числу может быть отнесена и Россия. Не случайно, параллельно с основной задачей поддержания низкого уровня инфляции перед Центральным банком России всегда стояла задача регулирования динамики обменного курса. Вплоть до недавнего времени эта двойственность даже была закреплена законодательно. В предыдущей редакции закона «О Центральном банке» в качестве основной цели деятельности Банка России была заявлена «защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам».
Отметим, что после кризиса количественные ориентиры отсутствовали, тем не менее, курсовая политика имела четкую направленность и, более того, на протяжении большей части времени играла первостепнную роль. На первом этапе две цели – снижение инфляции и ограничение темпов реального укрепления рубля – не вступали в явное противоречие друг с другом и Центральному банку удавалось находить между ними разумный компромисс. В 1999-2000 гг. темпы инфляции уверенно снижались, составив 36% и 21% соответственно против 84% в 1998 г. Одновременно, Банк России смог удержать национальную валюту от резкого укрепления – закономерного, учитывая двукратное ослабление по итогам 1998 г и резко выросшие цены нанефть. И все же конфликт между денежно-кредитной политикой и валютной присутствовал.
Проблема заключалась в том, что проведение масштабных операций по наращиванию резервов в сочетании с отсутствием в распоряжении денежных властей действенных инструментов стерилизации имело нежелательный эффект в виде интенсивного роста денежных агрегатов, что автоматически вело к ускорению инфляции.
Центральный банк неоднократно делал заявления о приоритетности борьбы с инфляцией. В отношении регулирования динамики обменного курса его официальная позиция была скорее сдержанной: препятствуя повышательному давлению на рубль со стороны рекордно высоких цен на
нефть - фактора, носящего, по мнению большинства экспертов, временный
характер, Банк России допускал его укрепление в соответствии с динамикой фундаментальных показателей.
На практике, однако, масштабы вмешательства Центрального банка в динамику обменного курса оказывались более значительными, чем это предполагалось задачей простого сглаживания резких колебаний. Валютная политика, как правило, находилась в центре внимания денежных властей, в то время как регулирование денежной сферы и динамики инфляции носили
производный характер.
Масштабы вмешательства Центрального банка в динамику обменного курса не ограничивались сглаживанием колебаний, а зачастую оказывались более значительными. На это же указывает относительная плавность изменения обменного курса и динамика золотовалютных резервов.
Оправданность такой политики вызывает сомнения. С одной стороны, низкая волатильность обменного курса имеет безусловный положительный эффект на экономику и, в частности, на инфляцию и ВВП. С другой стороны, длительное воздействие на уровень реального курса национальной валюты не всегда целесообразно. Укрепление рубля, которому так активно противодействовал Центральный банк, имеет свои преимущества: во-первых, снижает относительные цены на импортные товары, во-вторых, уменьшает издержки российских производителей при использовании импортных сырья, комплектующих и оборудования, и, в-третьих, увеличивает покупательную способность внутреннего спроса. Кроме того, реальное укрепление рубля вызывает переток ликвидных ресурсов от секторов, более подверженных международной конкуренции, к секторам, менее подверженным такой конкуренции. Соответственно, его эффект на выпуск отрасли может быть как положительным, так и отрицательным.
Итак, наиболее активно участие Центрального банка в процессе формирования обменного курса отмечалось с сентября 1999 года по октябрь 2000, с января 2001 по ноябрь 2001 и с ноября 2002 по июнь 2003. Примечательно, что за два периода с февраля 2000 по сентябрь 2000 и с ноября 2002 по июнь 2003 золотовалютные резервы возросли на 11 млрд. и 19 млрд. долларов соответственно. Эти показатели в полтора-два раза превышают среднемесячную норму увеличения золотовалютных резервов на всем посткризисном отрезке.
Очевидно, что действия Центрального банка на валютном рынке имели своей целью не только сгладить краткосрочные колебания номинального курса, но и воздействовать на динамику реального курса, обеспечивая его плавное изменение в среднесрочной перспективе.
В целом следует признать, что политика искусственного занижения реального обменного курса (сдерживания удорожания) является инфляционной, т. е. ведет к повышению темпов роста потребительских цен.
Вместе с тем, курсовая политика существенным образом влияет на динамику реальных доходов населения и розничной торговли. Так как политика, направленная на реальное обесценение рубля уменьшает денежные доходы граждан, то это, в свою очередь, отрицательно сказывается на покупательной способности последних.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема курсообразования занимает важное место в валютно-экономической политике страны, поскольку изменения курсовых соотношений валют влияет на перераспределение части ВВП страны через мировые рынки товаров, услуг, капиталов.
Существует несколько видов валютных курсов, такие как: номинальный, реальный, паритетный, фактический, кросс-курс, спот-курс, фиксированный и плавающий. Последние два курса в практике международных отношений являются основными. В настоящее время в России действует режим плавающего валютного курса, который зависит от спроса и предложения на валютных биржах страны, прежде всего на ММВБ. Официальный курс доллара США к рублю устанавливается Центральным банком Российской Федерации по результатам торгов на ММВБ. Валютные биржи действуют также в других городах России - в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске и Владивостоке.
При прогнозировании валютного курса учитывается многофакторность его формирования на рынке, особенно те курсообразующие факторы, которые доминируют в конкретной ситуации. На величину валютного курса оказывают влияние следующие факторы: соотношение спроса и предложения валют, уровень инфляции, уровень процентных ставок и доходности ценных бумаг, состояние платежного баланса страны, экономические кризисы, войны, стихийные бедствия и т.п.
Механизм регулирования валютных курсов - методология, при помощи которой члены Европейской валютной системы поддерживают обменные курсы своих валют в рамках диапазона, согласованного с другими странами. С введением плавающих валютных курсов регулирование процесса курсообразования через МВФ ослабло. В современных условиях межгосударственное регулирование валютных курсов осуществляется в основном в рамках ЕС.
В основном регулирование валютного курса осуществляется посредством валютных интервенций, дисконтная политика, протекционные меры.
Основным законодательным актом в области валютных отношений Российской Федерации является Закон «О валютном контроле и валютном регулировании», а также другие законы и подзаконные акты.
Банк России устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю.
Центральные банки осуществляют валютную политику по поддержанию рыночного курса национальных денежных единиц. Их роль сводится главным образом к тому, чтобы не допускать резких колебаний курсов национальных денег, держать их в тех или иных границах. Центральные банки регламентируют деятельность коммерческих банков по ведению валютных операций, принимают меры против излишней спекуляции на валютных рынках. Государство через центральный банк определяет нормы продажи и купли валют, регулирует займы в иностранной валюте и осуществляет другие виды вмешательства в валютные операции банков.
В наилучших интересах России - валютная устойчивость, при которой колебания курсов минимальны.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Федеральный закон РФ № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. "О валютном регулировании и валютном контроле".
2. Федеральный закон РФ N 127-ФЗ от 5 июля 2007 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».
3. Федеральный закон РФ N 3615-1 от 09.10.1992 "О валютном регулировании и валютном контроле".
4. Федеральный закон РФ N 86-ФЗ от 10 июля 2002 года «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
5. Верченко А.Л. Валютное регулирование и валютный контроль в РФ. // Банковское дело.-2005.-№4.-С.10-15.
6. Володин Ф.Г. Валютная политика ЦБ: структурный анализ и новации. // Банковские услуги.-2004.-№5.-С.2-10.
7. Динамика эффективных обменных курсов рубля в январе-апреле 2004 г. //Вестник Русского экономического общества, №130. 2004.
8. Ольшаный А.М. Валютное законодательство Российской Федерации нуждается в корректировке ряда положений //Российский внешнеэкономический вестник. №3 (март) 2007.