Увеличение объемов налоговых

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:23, реферат

Описание работы

Увеличение объемов налоговых поступлений в бюджеты имеет соответствующую зависимость от уровня устанавливаемых налоговых ставок. НДС, разумеется, тоже не является исключением. Вместе с тем необходимо точнее учитывать, что указанная зависимость не имеет абсолютных характеристик, т.е. она не обнаруживается в этом качестве. Во-первых, ставка НДС может быть более высокой, но не соответствовать реалиям динамики добавочной стоимости. Во-вторых, увеличивающаяся ставка может «тормозить» интерес товаропроизводителя в расширении своего товарного предложения, но при этом стимулировать рост цен. В-третьих, на уровень ставки могут существенное влияние оказывать методы исчисления НДС, а они разные и имеют отличающуюся проблематику.

Работа содержит 1 файл

администрирование ндс2.doc

— 47.50 Кб (Скачать)

Увеличение объемов  налоговых поступлений в бюджеты  имеет соответствующую зависимость  от уровня устанавливаемых налоговых  ставок. НДС,  разумеется, тоже не является исключением. Вместе с тем необходимо точнее учитывать, что указанная зависимость не имеет абсолютных характеристик, т.е. она не обнаруживается в этом качестве. Во-первых, ставка НДС  может быть более высокой, но не соответствовать реалиям динамики добавочной стоимости. Во-вторых, увеличивающаяся ставка может «тормозить» интерес товаропроизводителя в расширении своего товарного предложения, но при этом стимулировать рост цен. В-третьих, на уровень ставки могут существенное влияние оказывать методы исчисления НДС, а они разные и имеют отличающуюся проблематику.

Все сказанное выше подтверждает, что одними мерами администрирования НДС не улучшить. Требуются системные меры, позволяющие изменять налоговую ставку, с одной стороны в меру  стимулирования экономического развития, роста её (экономики) доходности, а, с другой, обеспечения тех функций, которые выполняет федеральный бюджет (НДС стопроцентно поступает туда). Если меры административного регулирования применяются только в целях большего объема НДС, то повышение его ставки может быть оцениваться с таких же позиций (как вариант). Если же собираемость больших объемов НДС не является только «бюджетной целью», тогда в иной плоскости можно рассматривать проблематику роста ставки налога. И снижение ставки НДС, и её рост, не снимают проблематики налогового администрирования, но его характер, методы и способы осуществления, существенно могут меняться. Ставка налога,  её установление (применение), на наш взгляд, несет в себе некий содержательный элемент администрирования, но их, тем не менее, нельзя отождествлять.

Сильная привязка администрирования  НДС к ставке создает ситуацию, когда этот налог налогоплательщиками воспринимается с позиции однобокости. Высокая ставка, совпадающая с систематическим ростом цен на товары и услуги, способствует оценке НДС, как налога с продажи. Продан дороже и пусть ставка тоже будет выше. Но это не имеет экономических оправданий, если даже товары (и услуги) продаются дороже. Давление спекулятивных продаж товаров и услуг на рынке имеет место, но это не удостоверяет добавочную стоимость. Соответственно, деформируются и методы администрирования НДС.

Широко распространенно  мнение, что реально и эффективно можно решать проблемы администрирования  НДС жесткими методами со стороны  налоговых органов в вопросах взыскания убытков за их же счет. Считается, что это будет мотивировать работу этих органов в повышении своей квалификации, профессионализма в деятельности и т.д. В качестве аргументации при этом приводится реально существующая проблематика возврата исчисленного НДС. Действительно, в деятельности налоговых органов часто наблюдается безразличие или осознанное отношение к недопущению возвратного НДС. Проблема сложная, и её нельзя, как нам представляется, однозначно истолковывать. Ясно одно, что  недопущение нарушений в сфере отношений, сопровождающих возвратный НДС, вплотную касается налоговиков. Эту практику, безусловно, надо совершенствовать. В тоже время, если закон допускает действие механизма возвратного НДС, то его надо знать, учитывать и исполнять.

Нами разделяется  позиция тех экономистов, которые  считают, что для решения указанной  проблемы необходимо реализовывать механизм сдержек и противовесов между интересами налогоплательщиков и налоговых органов.

Это можно было бы сделать, дав товаропроизводителям возможность взыскивать реальные убытки с налоговиков. Однако, российское государство к этому не готово, что подтверждает сложившаяся практика возмещения убытков. Пока никаких действенных методов борьбы за возмещение НДС предприниматели, товаропроизводители не нашли. Возможно, помогло бы взыскание с налоговых органов убытков в полном размере, однако введение этой меры – в компетенции органов государства [1].

В налоговом администрировании  мы считаем важным, что введение системы регистрации лиц в  качестве налогоплательщиков НДС предполагает, что организации и индивидуальные предприниматели по умолчанию не признаются налогоплательщиками НДС. Вместе с тем, известно, что в стране создана отдельная система регистрации лиц в качестве налогоплательщиков НДС,  в рамках которой им присваиваются отдельные идентификационные номера налогоплательщиков НДС, указываемые на счет-фактуре. При этом реестр налогоплательщиков НДС стал публичным и размещен в сети Интернет.

Регистрация в качестве налогоплательщиков НДС является обязательной для всех организаций и индивидуальных предпринимателей, выручка от реализации услуг которых превышает некоторую законодательно установленную величину (например: 4 млн. руб.  или 15 млн. руб. в год). При этом при регистрации новой компании необходимо установить срок,  в течении которого налогоплательщик должен показать этот объем выручки, для того чтобы получить право на регистрацию в качестве налогоплательщика НДС, а также ввести иные ограничения (например, запрет на регистрацию в качестве налогоплательщика НДС организации, использующей в своей учетной политике кассовый метод определения налоговых обязательств по налогу на прибыль). Сюда же следует добавить, что важным является внедрение современных автоматизированных методов налогового контроля и отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок, обеспечивающих мониторинг и анализ операций по реализации налогооблагаемых товаров (работ, услуг) зарегистрированными налогоплательщиками НДС.

Ряд авторов, изучающих  и исследующих проблематику НДС  в более широком аспекте, чем  вопросы администрирования, продолжают делать большой акцент на снижение ставки НДС, считая это первоочередной задачей. Глава МЭРТ Э.Набиуллина неоднократно обосновывала необходимость общего снижения ставки НДС с 18 до 12%, с одновременным увеличением размера «амортизационной премии» при исчислении налога на прибыль компаний, изменением принципов установления экспортных пошлин и акцизов на нефтепродукты. Эту же идею развила Селиванова М.А., предлагающая расширить соответствующие льготы для предприятий, заботящихся о здоровье, образовании и будущем пенсионном обеспечении своих сотрудников [2]. Токаев Н.Х. считает важным, что база для НДС определяется неверно и это первопричина существующих проблем ставки этого налога [3]. Делается также акцент на том, что и дифференциация налога по его плательщикам необоснованная, так как «в настоящее время основными плательщиками НДС являются обрабатывающие производства (более 65 процентов). Тогда как в добывающей промышленности нагрузка на налог значительно ниже (менее 30 процентов). А в сфере розничной торговли и вовсе не превышает 2 процентов. То есть наиболее доходные отрасли платят меньше налога на добавленную стоимость. Причем возмещение экспортного НДС, призванное стимулировать международную торговлю, на деле стимулирует в основном сырье, экспортно-ориентированные отрасли, что только усугубляет диспропорцию [4].

В литературных источниках есть разные мнения относительно того: будет ли снижение ставки НДС и  нагрузки его на экономику, стимулировать  модернизационный процесс, инновационное  развитие. На наш взгляд, при уточнении этой проблематики нельзя её видеть только в пределах федеральным бюджетом решаемых задач. «Потеря» доходов от снижения ставки НДС, естественно, нежелательная практика, а ряд авторов скажут, неприемлемая. Действительно, по сложившейся практике выпадающие доходы по одному налогу необходимо компенсировать за счет других. Но здесь важно подчеркнуть минимум два обстоятельства. Во-первых, такие возможности надо находить по критерию целесообразности, а, во-вторых, надо научится экономить и на бюджетных расходах, делая их эффективными. Например, в 2009 году предполагалось часть выпадавших доходов от снижения НДС до 12% получить за счет акцизов, с одновременной ликвидацией 10-процентной ставки НДС. Но этого не удалось сделать, так как сумма налогов на подакцизные товары не осталась прежней. Причина – не удалось эффективно изменить структуру платежей.

Снижение ставки НДС, по мнению чиновников МЭРТ, позволит снизить налоговую нагрузку, возникающую  на этапе инвестиций. В идеале налоговое бремя должно возникать в момент получения прибыли и  меньшей степени – на этапе создания добавленной стоимости. Эта позиция заслуживает поддержки по соображениям экономического развития.

Стимулирующая функция  налоговой политики по НДС обеспечит  высокие темпы экономического роста, массовое появление новых и модернизацию уже существующих производств. Следовательно, снижение налога не самоцель: нужно так снижать его, чтобы стимулировать инновации, развивать человеческий капитал и модернизировать производство. Реализация предложений МЭРТ позволит уменьшить налоговую нагрузку на обрабатывающую отрасль и инновационные предприятия, оставив прежней нагрузку на сырьевиков.

По имеющимся расчетам, уменьшение ставки НДС на 6% исключительно  за счет высвобождения средств у налогоплательщиков за два года оценивается в 0,6-0,7% ВВП. При компенсирующем повышении акцизов и росте поступлений НДС всего на 5% выпадающие доходы бюджета составят около 1% ВВП, что при имеющемся профиците бюджета некритично. «С развитием стимулирующей функции налоговой системы часть выпадающих доходов будет получена за счет увеличения акцизов, это нормально,» - говорит зампред налогового комитета РСПП Сергей Беляков [5]. Получить комментарий Минфина не удалось, но замминистра финансов Сергей Шаталов неоднократно заявлял, что выпадающие доходы от радикального снижения НДС компенсировать нечем, к тому же бюджет сверстан на три года, а поэтому какие-либо налоговые новации до 2011 года невозможны [6].

Нами указывалось, что МЭРТ предлагает повысить размер «амортизационной премии», учитываемый при исчислении налога на прибыль, с 10 до 30%, что позволит увеличить в 1,5 раза сумму затрат на НИОКР. Существенно, на наш взгляд, что одновременно предполагается изменить и принципы установления экспортных пошлин и акцизов на нефтепродукты, поскольку действующая система налогообложения нефтяники не стимулирует продуктов с высокой добавленной стоимостью и делает экономически неэффективными проекты по реконструкции и строительству мощностей глубокой переработки. А для предприятий, тратящих средства на образование своих сотрудников, участвующих в софинансировании добровольных пенсионных накоплений, а также софинансирующих уплату процентов по ипотечным кредитам работников, предусмотрено освобождение этих расходов от ЕСН и НДФЛ. В МЭРТ считают, что Госдума могла бы внести необходимые поправки в налоговый кодекс в контексте этих предложений.

Налоговое администрирование  НДС требует дополнительного  совершенствования, так как в  отношении уплаты НДС ныне существует невпроворот «серых» схем. Одна из наиболее распространенных, - создание крупной компанией нескольких малых предприятий, не являющихся плательщиками НДС, через которые она осуществляет реализацию своей продукции, занижая, таким образом, сумму налога. В результате бюджет недополучает миллионы рублей. Федеральная налоговая служба (ФНС) ведет с нарушителями неустанную борьбу, однако, попытки законодательным путем биться с недобросовестными налогоплательщиками приводят к появлению колоссальных неприятностей у законопослушных налогоплательщиков. Количество «уклонистов» от НДС растет, на что указывает ряд авторов [7]. Отметим, что во многом это имеет место по причине установленного порядка уплаты НДС, по методу исчисления, введенного ещё в 2006 году. Сущность его в том, что предприятие, отгрузив пункт прайса покупателю, обязано уплатить в бюджет НДС, даже если деньги за товар ещё не поступили, а с другой стороны, предприятие получает право на возмещение НДС из бюджета, имея счет-фактуру на приобретение товара, даже если она его не оплатила. Результат совершенно предсказуем: многократно возросло число случаев неправомерного возмещения НДС с использование фирм-однодневок. Конечно, подобные схемы существовали и раньше, но с переходом на способ начисления тот самый «бизнес» практически расцвел.

Ещё одно безрадостное следствие борьбы налоговиков с  злоупотреблениями – постоянное усложнение системы администрирования  НДС, в последние годы приобретающее  угрожающие размеры. Усложняют, чтобы  не было уклонения, - но на практике чем  больше усложняется администрирование, тем больше компаний уходит от уплаты НДС. Умножающиеся проблемы НДС заставляют налогоплательщиков выискивать новые способы борьбы с законодательством: дробление бизнеса, чтобы воспользоваться упрощенной системой налогообложения, розыск «удобных» налоговых инспекций, которые готовы сквозь пальцы обозревать на несоответствие хозяйственной деятельности требованиям налогового законодательства, наконец, возродившийся ажиотажный спрос на услуги предприятий-однодневок – всё это последствия необдуманных нововведений в данной области.

Библиографический список:

  1. Телегина Н.А. «Налоговых споров в судах становится меньше» 21.05.2008.www.klerk.ru
  2. Селиванова М.А. «НДС как стимул», РБК daily 17.03.2008. www.rbcdaily.ru
  3. Токаев Н.Х. «Нужен ли нам такой НДС?», от 12.03.2009.
  4. Токаев Н.Х. Там же.
  5. Селиванова М.А. «НДС как стимул», РБК daily 17.03.2008. www.rbcdaily.ru
  6. «Шаталов: о снижении НДС до 10% речи не идет» 20 февраля 2008 16:09www.audit-it.ru
  7. Заикина О.А. «Прямой счет» 20.02.2008. www.expert.ru

Информация о работе Увеличение объемов налоговых