Условия вознекновения рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Определенные общественные условия – разделение труда, экономическое обособление производителей – вызывают необходимость производить продукты в качестве товаров, т.е. с целью обменять их на другие продукты или услуги. Эта необходимость реализуется с помощью механизма, сводящего вместе желающих обменятся, т.е. продавцов и покупателей, и называемого рынком. Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя. Но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме. Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем.

Содержание

1. Введение
2. Условия возникновения рынка
1.1 Сущность рынка
1.2 Условия возникновения рынка
1.3 Субъекты и объекты рынка
2. Структура рынка, его функции
2.1 Основные элементы инфраструктуры рынка
2.2 Конкуренция
2.3 Преимущества и негативные стороны рынка
3. Вывод
4. Литература

Работа содержит 1 файл

Курсовая экономика.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

Кроме мероприятий по трудоустройству биржи труда  оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и  предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости применительно к тем или иным профессиям и регионам. По существующим законам большинства стран все имеющиеся на предприятиях вакантные места должны регистрироваться на местных биржах. Биржи труда обеспечивают материальную поддержку работников в случае вынужденной безработицы. Элементом инфраструктуры рынка выступает кредитная система. Она включает банки, страховые компании, фонды профсоюзов и любых других организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. В кредитную систему входят все, кто способен мобилизовать временно свободные средства, превратить их в кредиты, а потом в капиталовложения. Ядро кредитной системы - банковская система. Она включает в себя национальный (государственный), коммерческие (осуществляют прием вкладов и превращение их в кредит), ипотечные (дают деньги под залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработку технологических нововведений) и инвестиционные банки. В рыночную инфраструктуру входят и государственные финансы. Их основу составляют республиканские и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перераспределение доходов, финансирование производственных и социальных программ.

Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила "рыночной игры".

 

2.2 Конкуренция

 

Конкуренция - это соперничество  между участниками рыночного  хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Существуют и другие определения конкуренции. Конкуренция -экономическая борьба, соперничество между обособленными производителями продукции, работ, услуг за удовлетворение своих интересов, связанных с продажей этой продукции, выполнением работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства. Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. Вместе с тем конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает к созданию монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция превращается в разрушительную силу для экономики. Для обуздания конкуренции и удержания ее на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции. Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и усиливается конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существуют в различных формах. Экономическое значение конкуренции огромно. Современные экономисты считают конкуренцию одной из причин роста эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять технический прогресс, совершенствовать технологию производства.

Исторически конкуренция  возникла в условиях простого товарного  производства. Каждый мелкий производитель  в процессе конкуренции стремился  создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта  товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и усиливается конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существуют в различных формах. Экономическое значение конкуренции огромно. Современные экономисты считают конкуренцию одной из причин роста эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять технический прогресс, совершенствовать технологию производства. В западной экономической литературе различают совершенную и несовершенную конкуренцию. Совершённая конкуренция - это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты:

  • наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции должен быть незначителен;
  • возможность свободного доступа товаропроизводителей к различным производственным секретам;
  • однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм;
  • хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары.

Совершенная, или свободная, конкуренция в экономике развитых стран была характерна до середины XIX в. Во второй половине XIX в. и начале XX в. появляются крупные предприятия и их объединения, которые охватывают отраслевые рынки. Активизируется влияние государства на рынок. В силу этого возникает несовершенная конкуренция. В отличие от совершенной она ограничена влиянием монополий и государства.

Существуют несколько моделей несовершенной конкуренции. Одной из моделей является монополия, для которой характерны:

  • единственный продавец (одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги);
  • нет близких продуктов-заменителей (с точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив);
  • диктуемая цена (чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой);
  • вступление в отрасль конкурентов заблокировано.

Моделью несовершенной конкуренции является также монополистическая конкуренция. Ее отличительные признаки:

  • существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимозависимость и фактически невозможен тайный сговор;
  • продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи;
  • экономическое соперничество влечет за собой и ценовую и неценовую конкуренцию;
  • вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде;
  • тип продукта дифференцированный;
  • неценовая конкуренция: значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д.

На практике предприниматель, действующий в условиях монополистической конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, продукта и стимулирующей сбыт деятельности, которая будет максимизировать его прибыль. Монополистическая конкуренция утверждается там, где эффективными могут быть и небольшие предприятия и особенно там, где много возможностей изменения товара (его модификации, качества, внешнего вида и т.д.).

Моделью несовершенной конкуренции является олигополия для которой характерны:

  • наличие нескольких фирм;
  • тип продукта (стандартизированный или дифференцированный);
  • контроль над ценой;
  • наличие существенных препятствий при вступлении фирм в отрасль;
  • типична неценовая конкуренция, особенно при дифференциации цен.

Олигополия более распространена в отраслях, где эффективнее крупное производство и отсутствуют широкие возможности дифференциации отраслевого продукта.

В современных условиях используются различные методы конкурентной борьбы. К ним относятся такие экономические методы, как лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок новых марок и видов изделий и т.д. Действуют также методы прямого насилия: поджоги, взрывы, убийства опасных конкурентов, шпионаж, государственные перевороты и т.д. Во всех странах применяются ценовые методы конкурентной борьбы. К ним относится применение монопольно высоких и монопольно низких цен. К ценовым методам относится также метод ценовой дискриминации (разные цены в разных местностях, демпинговые, бросовые цены). Появляются и методы неценовой конкурентной борьбы. Эти методы в основном подразделяются на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж. Конкуренция по продукту - стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены. Например, в США продается одновременно 10 тыс. сортов муки, более 4 тыс. видов консервированной кукурузы, 50 сортов горчицы.

Конкуренция по условиям продаж - использование многочисленных средств для привлечения покупателей  к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы для постоянных покупателей.

Особыми методами неценовой конкуренции являются продажа товаров в рассрочку и лизинг. Последний означает пользование средствами производства вместо приобретения их в собственность, т.е. долгосрочная аренда машин и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В отличие от классической аренды взаимоотношения сторон при лизинге строятся на условиях договора купли-продажи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Вывод

 

Рынок - это многосложная сфера взаимодействия покупателей и продавцов, производителей и потребителей, осуществляемого через движение цен при регулирующем воздействии институциональных норм и правил. Предпосылками возникновения рынка служат общественное разделение труда, экономическая самостоятельность (обособленность) товаропроизводителей, свобода предпринимательства. Хотя рынок и не является идеальным по своей сути, но при правильном его использовании государством и умелой коррекцией соответствующими институциональными структурами он превращается в мощный инструмент развития общества.

Изложенное выше позволяет сделать определенные выводы. Только выход на рынок с конкурентоспособным товаром делает возможным для предприятия выжить в условиях рыночной экономики. Итог:

  1. рынок является наиболее эффективной формой организации экономики, но он не всегда и не во всем способен обеспечить саморегулирование и равновесие экономической системы.
  2. несовершенство рынка должно компенсироваться соответствующими функциями государства.

Главной задачей государства в условиях рынка является создание общественных институтов, т. е. набора правил, регламентирующих взаимоотношения всех субъектов рыночной экономики

Спрос представляет собой платежеспособную потребность в том или ином товаре. Это означает, что потребности безграничны, но рынок отреагирует только на те из них, за которые потребители в состоянии заплатить.

Предложение — это количество товара, которое производители могут и хотят произвести. Предложение также зависит от цены, чем она выше, тем выше и объем продаж данного вида товара.

 

4. Литература

 

1. Фролова Т.А. 2006-2008гг. учебное пособие для вузов «микроэкономика».

2. Экономикс Принципы, проблемы и политика. Том1,2 Кэмпбелл Маконнел и Стенли Брю М. Республика 1992

3. Экономическая теория- Мн. НТЦ АПИ , 1998.

4. Курс экономики Учебник. 2-е изд доп. Под ред. Б.А. Райзберга- М. ИНФРА-М. 1999

5. Бацманова Л.С., Скороход Н.Н. Экономическая теория/ курс лекций для студентов. Учеб. Пособие 2005

6. Богачев В.И. , Кравченко К.В. Экономическая теория рыночных отношений – учебное пособие «микроэкономика» 2003

7. Пруссова Л.Г. Основы рыночной экономики учеб.,пособие 2003.

8. Экономическая библиотека –http://www.fxstrat.ru/training/library/news_detail.php?ID=1275

9. В.Одесс - Журнал "Конъюнктура товарных рынков" (библиотека - http://www.itctraining.ru/library/info/391)


Информация о работе Условия вознекновения рынка