Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:16, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение содержания уровня жизни, его показателей, а также состояния уровня жизни населения в Российской Федерации и направления программ его повышения. В задачи данной работы входит рассмотрение и уточнение понятия уровня жизни путем сравнения его со сходными понятиями образа и качества жизни, выделить факторы, оказывающие влияние на уровень жизни населения, а также обозначить основные направления жизненного уровня населения Российской Федерации
Введение
3
1. Экономическая сущность уровня жизни населения.
5
2. Факторы, влияющие на уровень жизни.
13
3. Программы по повышению уровня жизни населения России.
20
Заключение
27
Список литературы
Как видно из таблицы, для некоторых стран осуществление трансфертных выплат помогает значительно снизить уровень бедности, поэтому значимым видится совершенствование системы социальной защиты населения с целью ослабления негативных последствий экономических преобразований. Большую роль в снижении бедности, а следовательно и в повышении общего уровня жизни играет социально-трансфертная политика государства. Увеличение общественных расходов на социальные пособия и социальную помощь и повышение их уровня адресности могут в значительной степени способствовать сокращению бедности населения России.
Еще одним инструментом влияния на уровень жизни является налоговая политика государства, направленная на уменьшение дифференциации доходов населения. Прежде всего, это могло бы выразиться в ведении прогрессивной системы налогов, что привело бы к ослаблению налогового бремени для групп с более низкой номинальной заработной платой и усилению этого бремени для наиболее обеспеченных граждан. Это в некоторой мере вкупе с социальными трансфертами перераспределило бы денежные доходы, что привело бы к более оптимальному уровню жизни населения.
В Российской Федерации имеют целью улучшение и повышение уровня жизни так называемые национальные проекты. Национальные проекты проводятся в различных институтах и сферах жизни общества. Например, национальный проект «Образование» призван улучшить качество образования, добиться улучшения материально-вещественной базы школ, финансируемых из бюджета, и высших учебных заведений, увеличения финансирования образования, создания социально-экономических условий для приоритетного развития системы образования, а также имеет целью усилить контроль деятельности негосударственных ВУЗов, сделать систему образования более гибкой, восприимчивой к переменам. Вложения в улучшение образования несомненно принесут пользу, поскольку ведущая роль образования обусловлена ключевым значением умственного, интеллектуального капитала, значение которого в будущем будет только возрастать, что повлияет и на уровень жизни. Существуют также другие национальные проекты, как например, «Здоровье», «Жилье», «Развитие АПК», которые так же призваны обеспечить условия функционирования отдельных составляющих их компонентов с целью улучшения состояния тех частей общества, на которые они направлены.
В правительственных документах, а именно в распоряжении Правительства РФ, общее направление улучшения уровня жизни определяется отдельной главой под названием «Развитие человеческого капитала и повышение качества жизни», в которой разбираются аспекты приоритетных национальных проектов, а также есть пункт «Сокращение масштабов бедности и развитие социальной помощи» [1].
Еще одно из направлений – повышение уровня занятости населения. В распоряжении Правительства в главе «Развитие рынка труда и реформирование системы оплаты труда» отмечается, что устойчивые и высокие темпы экономического роста невозможно обеспечить без развития рынка труда и создания условий для возникновения эффективных рабочих мест. Повышение занятости ведет, с одной стороны, к увеличению ВВП, а с другой, к увеличению доходов населения. Создание новых рабочих мест означает также запуск новых производственных мощностей, открытие новых предприятий и т.д., что свидетельствует об увеличении экономической активности экономических субъектов, которая отражается на уровне жизни населения.
Если рассматривать цели и задачи, поставленные перед Республикой Татарстан и способствующие повышения уровня жизни населения, то на данном этапе развития перед РТ ставятся следующие цели: средняя продолжительность жизни должна составить в 2010 году 69,1 лет, в 2015 – 70,2; среднемесячные денежные доходы на душу населения должны вырасти к 2010 году в 2,5 раза, а к 2015 – в 3,8 раза по сравнению с 2004 годом. Валовой региональный продукт (ВРП) к 2010 году должен вырасти вдвое, а к 2015 – в 3,5 раза, по сравнению с 2004 годом. Уровень бедности населения (доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума) должен снизиться с 15,2 % в 2004 году до 8,6 % в 2010 году, а к 2015 году ее уровень должен составить не более 7 %. К 2008 году стоит задача снижения общей безработицы до 5,8 %.
В области доходов, занятости, трудовых отношений населения ставятся задачи: к 2010 году уровень минимального размера оплаты труда необходимо довести до уровня минимального потребительского бюджета; уровень жизни (отношение дохода на душу населения к минимальному потребительскому бюджету на члена типовой семьи) должен составить в том же году 1,72; а разрыв в доходах 10% наиболее и наименее обеспеченного населения – не должен превышать 7 раз. Поставленные цели и задачи потребуют значительной мобилизации, эффективного использования всех ресурсов Республики Татарстан [12, c. 30].
Таким образом, повышение уровня и качества жизни достигается благодаря активной и эффективной социально-экономической политике государства. Важнейшими аспектами повышения жизненного уровня являются совершенствование трансфертной политики, созданий условий для полной занятости, а также меры, направленные на увеличение производительности труда и повышение заработной платы и реальных доходов населения.
Обобщая можно сделать вывод, что повышение уровня жизни населения является приоритетнейшим направлением в развитии государства в целом, поскольку высокий уровень жизни способствует снижению социально-экономической напряженности в стране, повышению удовлетворенности человека; высокие уровень и качество жизни позволяют индивиду активнее развивать свой духовно-культурный человеческий потенциал, раскрывать себя как личность и все время стремится к совершенствованию.
Заключение
Итак, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.
Уровень жизни – это экономическая категория, отражающая уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления. Уровень жизни характеризует степень удовлетворенности потребностей населения. Понятие уровня жизни тесно взаимосвязано и с такими понятиями, как образ и качество жизни. При определении уровня жизни используют определенную совокупность экономических показателей, охватывающих конкретные стороны жизни населения. Среди таких показателей важнейшими являются ВВП на душу населения, величина реальных доходов, величина минимальной заработной платы и величина прожиточного минимума, а также их соотношение. Вообще показатели благосостояния делятся на абсолютные и относительные. Основой для исчисления всех показателей уровня жизни служит национальный доход. ВВП на душу населения учитывается также в составе индекса человеческого развития, разработанного специалистами Программы развития ООН. Данный индекс учитывает такие показатели, как продолжительность жизни, уровень образования и, как уже отмечалось, ВВП на душу населения.
В определенной смысловой взаимосвязи с уровнем жизни находится и такое понятие, как уровень бедности. Уровень бедности определяется величиной прожиточного минимума и численностью населения, находящимся за пределом этого минимума.
Что касается факторов, влияющих на жизненный уровень населения, то здесь можно выделить несколько групп:
- экономические факторы
- социальные факторы
- экологические факторы
- научно-технический прогресс
- политические факторы
Все эти факторы оказывают влияние на уровень и качество жизни населения. Кроме этого, можно отметить еще демографический фактор и фактор доступности информации. Итак, мы выяснили, что на уровень жизни в целом влияет очень много факторов, поскольку понятие уровня жизни является достаточно многоаспектным и разносторонним.
Повышение жизненного уровня граждан – главнейшая цель любого государства. Государство обязано обеспечить населению условия для долгой, счастливой и материально обеспеченной жизни. Среди направлений повышения уровня жизни населения можно отметить следующие:
- активная социально-экономическая политика государства
- снижение дифференциации доходов населения
- повышение реальной заработной платы и доходов населения
- повышение уровня занятости населения
Также важное значение имеет повышение производительности труда, создание честных условий для экономической деятельности, повышение конкурентоспособности страны.
В целом хотелось бы отметить, что, несмотря на все принятые меры, сегодня уровень жизни населения России остается на низком уровне. Например, по оценке ООН, Россия по уровню жизни занимает примерно 65-62 место. Низкий уровень жизни обусловлен в основном тем, что Россия имеет огромную территорию, разделена на множество субъектов, которые развиваются довольно неравномерно. Этому в немалой степени способствуют ошибки в экономической политике, а также неэффективность государственного управления. Хочется надеяться, что в будущем Россия сможет догнать по уровню жизни передовые страны, поскольку наша страна имеет огромный потенциал; расцвет экономики России лишь ждет своего часа.
Список литературы
1. Распоряжение Правительства РФ от 19 января 2006 г. N 38-р.
2. Абакумова Н.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы: Учебное пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.
3. Бобков В.Н. Проблемы оценки уровня жизни населения в современной России. – М.: ВЦУЖ, 1995.
4. Вечканов Г.С., Вечканова Г. Р. Макроэкономика. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006.
5. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. – М.: Вита-Пресс, 1997.
6. Мазин А.Л. Экономика труда. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
7. Давыдова Т.Е. Уровень жизни населения, его состояние в Российской Федерации и перспективы повышения с использованием зарубежного опыта: Автореферат. – Воронеж, 2000.
8. Азизов К.И. Уровень жизни населения в ходе рыночных преобразований // Вестник КГФЭИ. – 2006, № 2(3).
9. Бычкова С.Г. Системный подход к статистической оценке различий регионов по уровню жизни населения // Вопросы статистики. – 2005, №12.
10. Делягин М. Удвоение ВВП не фетиш, но лозунг модернизации общества // Проблемы теории и практики управления. – 2004, №3.
11. Иванов В.Н., Суворов А.В. Неравенство и бедность населения // Проблемы прогнозирования, - 2006, № 3.
12. Кундакчян Р.М. Методологические аспекты формирования уровня и качества жизни населения // Вестник КГФЭИ. – 2006, № 1(2).
13. Кундакчян Р.М. Экономический рост и повышение уровня жизни в России // Социально-экономические проблемы становления и развития рыночной экономики. – 2006.
14. Куснер Ю.С., Мкртчян Г.М., Царев И.Г. Динамика распределения доходов в России // ЭКО. – 2006, № 9.
15. Нестеров Л.И. Перспективы повышения уровня жизни в России // Вопросы статистики. – 2004, № 8.
16.
17. www.gks.ru
18. www.rea.ru
19. www.wikipedia.org
2
Информация о работе Уровень жизни населения в современной экономике