Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:29, курсовая работа
Понятие «уровень жизни» многогранно и характеризует материальные возможности населения в удовлетворении своих потребностей. Оно включает в себя различные социальные аспекты общественной жизни: условия труда и быта, уровень и структуру доходов и расходов населения, формы использования свободного времени, уровень развития здравоохранения, культуры, искусства и многое другое.
Целью данной работы является изучение уровня жизни населения как важнейшей социально-экономической категории, характеризующей степень развития любого государства, сравнение показателей уровня жизни в Республике Беларусь как за предшествующий период, так и с соответствующими показателями в других странах.
Введение.
1. Теоретическая характеристика категории уровня жизни.
1.1. Сущность, основные составляюшие и показатели уровня жизни.
1.2. Факторы роста уровня жизни населения.
2. Уровень жизни и тенденции его изменения в странах с рыночной и трансформационной экономикой.
2.1. Уровень жизни и тенденции его изменения в странах с рыночной экономикой.
2.2. Уровень жизни и тенденции его изменения в странах с трансформационной экономикой.
3. Анализ показателей жизненного уровня в Республике Беларусь, сравнение его с другими странами.
3.1. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь.
3.2. Основные проблемы и перспективы повышения уровня жизни в Республике Беларусь.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложения
На данном этапе социально-
Одной из основных задач развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. является «дальшейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе технического перевооружения, реструктирования экономики, роста её конкурентоспособности» [17, с. 25].
В сфере социальной защиты населения предусматривается усиление государственной поддержки его наиболее уязвимых слоев и групп, улучшение системы минимальных социальных гарантий, повышение эффективности социальных программ.
«Продолжается работа по внедрению и совершенствованию системы государственных социальных стандартов, увеличены их нормативы в области образования, установленные в денежном выражении» [12, с. 14].
В условиях сложившихся негативных демографических тенденций (старение населения, снижение в ближайшем будущем доли трудоспособного населения) важнейшим приоритетом политики правительства является обеспечение устойчивой системы пенсионного обеспечения населения при росте реального дохода пенсионеров.
В сфере социальной поддержки в числе важнейших приоритетов деятельности Правительства были и остаются снижение масштабов бедности, усиление адресности социальной поддержки, обеспечение эффективной защиты социально уязвимых семей, не обладающих возможностями для самостоятельного решения социальных проблем, повышение эффективности социального обслуживания населения, решение проблем беспризорности.
Перед пенсионной системой стоит задача обеспечения дальнейшего роста уровня жизни пенсионеров на основе разработки и реализации программ обязательного и дополнительного добровольного страхования, распределительных и накопительных механизмов финансирования. Росту благосостояния социально уязвимых слоев населения будут способствовать меры по повышению эффективности, надежности и доступности системы социальной защиты, упорядочению системы социальных выплат, пособий и льгот, усилению принципов адресности социальной помощи.
В текущем году активизировался процесс реформирования здравоохранения, направленный на повышение качества медицинской помощи. Часть больничной помощи заменяется более эффективными и менее дорогостоящими технологиями, усиливается профилактическое направление. Внедрены социальные стандарты, разработаны территориальные программы государственных гарантий оказания медицинской помощи. В соответствии с Концепцией развития здравоохранения проводится модернизация материально-технической базы отрасли.
Основной акцент в сфере национальной культуры в анализируемом периоде был сделан на ее дальнейшем устойчивом развитии, повышении качества культурного обслуживания, обеспечении доступности культурных ценностей и услуг для всех слоев населения, особенно для сельских жителей.
Важное значение имеет расширение внебюджетных источников финансирования за счет развития платных медицинских услуг. Однако рост объемов их оказания организациями всех форм собственности, независимо от ведомственной принадлежности, в январе - апреле 2006 г. к уровню этого же периода 2005 г. составил всего лишь 100,6% (прогноз - 105-106%). Вместе с тем тарифы на платные медицинские услуги за январь-апрель возросли на 19,5% по сравнению с тем же периодом 2005 г., что и является одной из причин низкого уровня их потребления.
Основными направлениями деятельности на данном этапе остаются сохранение и развитие государственной системы здравоохранения, улучшение качества и доступности медицинской и лекарственной помощи с учетом реально существующей экономической ситуации.
«Приоритетными направлениями развития образования являются: повышение качества учебно-методического обеспечения, совершенствование правового регулирования в системе высшего образования, разработка и внедрение новых информационных образовательных технологий, совершенствование содержательной части обучения и воспитания» [14, с. 29].
В
целом экономическая политика Беларуси
в ближайшем пятилетии будет
направлена на повышение уровня жизни
населения. Сохранится социально ориентированное
рыночное развитие экономики республики,
которое было определено еще в 1996г. По
словам заместителя министра экономики
Татьяны Старченко, 2006г. является особенным,
так как он определяет тон на будущее пятилетие.
Кроме того, правительством разработан
проект программы социально-экономического
развития страны на 2006-2010гг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уровень
жизни населения как социально-
В соответствии с концепцией уровня жизни сформулированы основные социально – экономические цели развития страны – обеспечение надлежащего уровня и качества жизни населения и всестороннее развитие личности. Население рассматривается как потребитель благ и услуг, создаваемых в стране, а уровень жизни – как индикатор его обеспеченности услугами инфраструктуры и мера удовлетворения духовных, интеллектуальных и эстетических потребностей.
Проведение
активной социальной политики невозможно
без изучения уровня жизни населения,
его материального
Основные задачи и направления изучения уровня жизни следующие:
В данной работе рассматриваются: доходы населения – как один из важнейших показателей, характеризующих уровень народного благосостояния; уровень бедности населения; расходы и потребление населения; обеспеченность населения жильем; степень развития медицинского обслуживания граждан; уровень образования в стране.
Уровень жизни является важнейшим фактором, отражающим экономическую и социальную мощь любого государства, его положение на мировой арене. В работе были проанализированы показатели и динамика уровня жизни как в странах с развитой рыночной экономикой, так и в странах, находящихся на стадии трансформации.
Повышение уровня жизни населения является главной целью любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе.
Стратегия
и тактика современной
Выделяются следующие стратегические цели социальной политики:
Анализ тенденций в изменениях уровня жизни населения позволяет судить, насколько эффективна социально-экономическая политика государства и в какой степени общество справляется с поставленными задачами.
На данном этапе существуют определенные проблемы в повышении уровня жизни населения, рассмотренные в работе. Но в целом динамика показателей в Республике Беларусь, характеризующих уровень и качество жизни населения, является положительной и свидетельствует о последовательном и сбалансированном его повышении. Рост реальных денежных доходов населения, его потребительских расходов и сбережений, уровня образования, здравоохранения в значительной мере связан с благоприятной макроэкономической ситуацией, повышением деловой и инвестиционной активности в большинстве отраслей экономики. Экономическая политика Беларуси в следующем пятилетии будет направлена на повышение уровня и качества жизни населения.
Правительству предстоит работа по усовершенствованию механизмов социальной защиты и поддержки различных слоев населения; необходим систематический контроль за осуществлением основных социальных программ и реформ.
Всё
это будет способствовать улучшению
жизни населения и в конечном итоге увеличению
Индекса человеческого развития, который
повысит рейтинг Республики Беларусь
на мировой арене как молодого перспективного
государства с развитой социальной сферой.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Уровень жизни, его показатели, факторы роста, динамика в Республике Беларусь