Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 23:22, контрольная работа
Уральский федеральный округ (УрФО) был образован 13 мая 2000 года. В его состав входят 6 субъектов Российской Федерации: 4 области (Свердловская, Челябинская, Курганская, Тюменская) и 2 автономных округа (Ханты-Мансийский - Югра, Ямало-Ненецкий). Общая площадь территории округа составляет 1788,9 тыс. кв. километров (178 900 тыс. Га.) (почти 11 % площади Российской Федерации) и превышает площадь территорий Германии, Франции, Великобритании и Испании вместе взятых. Административный центр УрФО - город Екатеринбург.
ОБЩАЯ
Уральский федеральный округ (УрФО) был образован 13 мая 2000 года. В его состав входят 6 субъектов Российской Федерации: 4 области (Свердловская, Челябинская, Курганская, Тюменская) и 2 автономных округа (Ханты-Мансийский - Югра, Ямало-Ненецкий). Общая площадь территории округа составляет 1788,9 тыс. кв. километров (178 900 тыс. Га.) (почти 11 % площади Российской Федерации) и превышает площадь территорий Германии, Франции, Великобритании и Испании вместе взятых. Административный центр УрФО - город Екатеринбург.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Главные
перспективы развития экономики
Уральского федерального округа связаны
с двумя мега- кластерами. На севере
(Западно-Сибирская часть
и обеспечивающий до 50 процентов экспорта
Российской Федерации, развитие электроэнергетики,
нефтегазопереработки и нефтегазохимии;
на юге (промышленный Урал) – базовый для
страны центр обрабатывающей промышленности,
прежде всего машиностроения и металлургии,
ядро оборонно-промышленного комплекса,
в том числе ведущие предприятия, развивающие
самые современные технологии (ядерные,
ракетостроения и другие), комплекс научно-исследовательских
и образовательных центров.
Консолидировать
два эти ключевые кластера призван
межрегиональный комплексный
РЕСУРСЫ
Урал поражает богатством своих недр. Богатство региона — железные и медные руды, причём руды комплексные, например, железные руды с примесью титана, никеля, хрома, медные руды с примесью цинка, золота, серебра. По запасам платины, асбеста, драгоценных и поделочных камней Уралу принадлежит одно из первых мест в мире. В горах Среднего и Северного Урала тянется платиновый пояс. Старейшее место золотодобычи в России — Березовское месторождение близ Екатеринбурга. На Северном Урале были найдены крупные месторождения бокситов и марганца. В округе есть запасы мрамора и талька.
Запасы нефти и газа
таких месторождений, как Уренгой,
Ямбург, Медвежье, Сургут, Нижневартовск
выводят Уральский ФО в число
мировых лидеров. Начальные суммарные
извлекаемые ресурсы нефти
Велико хозяйственное значение биологических ресурсов тундры и лесотундры — этой, казалось бы, небогатой жизнью зоны. В ней добывается значительное количество пушнины и дичи, в её реках и озёрах много рыбы (осётр, стерлядь, нельма, пелядь, муксун, сиг, ряпушка, тугун, омуль, корюшка). Кроме того, тундра — основной район разведения северного оленя.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Топливная промышленность (в первую очередь Тюменский нефтегазовый комплекс).Ведущее место в экономике округа в настоящее время занимает топливная промышленность, которая представлена нефтяной, газовой и угольной подотраслями. Добыча нефти в УФО составляет около 2/3 от общероссийского объема
Металлургия – старейшая отрасль промышленности района, сформировавшаяся на богатых местных залежах черных и цветных металлов. Основные предприятия черной металлургии размещены в Магнитогорске, нижнем Тагиле, Орске, Челябинске. В районе представлены почти все основные отрасли цветной металлургии: медная (Красноуральск, Кыштым и др.), Алюминиевая (Североуральск, Каменск-Уральский) промышленность, а также выплавка никеля, магния, цинка
По уровню развития машиностроения Урал занимает 2-е место в России после центрального района. Машиностроение района имеет сложную структуру, включает практически все подотрасли и отличается высокой металлостойкостью. Он закрепил лидирующие позиции по выпуску доменного оборудования, прокатных станов, машин для горно-добывающих производств, продукции нефтехимии.
Химическая. Обладает мощной сырьевой базой, использует нефть, попутные нефтяные газы, уголь, соли, серный колчедан, отходы черной и цветной металлургии, лесной промышленности. Представлена здесь всеми важнейшими производствами: минеральных удобрений, синтетических смол и пластмасс, синтетического каучука, соды, серной кислоты и др. Наибольшее значение имеет производство минеральных удобрений, среди которых выделяются калийные.
Лесная. Работает на собственной сырьевой базе, представлена всеми стадиями производства, начиная от заготовки древесины, до выпуска конечной продукции(бумага, спички, фанера, мебель, домостроение и т.д.). Развита химическая переработка древесины и ее отходов.
Строительная. Опирается на собственную сырьевую базу. Это один из ведущих районов по производству цемента, который вырабатывается как на основе природного сырья, так и на основе отходов черной металлургии. Крупнейшие центры цементной промышленности- Магнитогорск, Еманжелинск. Значительная роль принадлежит Уралу и в производстве сборного железобетона, кирпича, гипса, щебня, панельных домов и другой продукции, которая поступает во многие регионы страны.
Легкая. Выделяется кожевенно- обувная, построены так же предприятия текстильной промышленности( Чайковский комбинат шелковых тканей), распространена швейная промышленность.
С/Х. Зерно и продукция животноводства( Башкоторстан, Оренбург). В структуре посевных площадей Урала наибольший удельный вес занимает зерновые культуры, а так же кормовые. Выращивается так же картофель, овощи, лен- долгунец, подсолнечник, сахарная свекла. В структуре сельскохозяйственного производства Урала преобладает животноводство.
Пищевая. Представлена мукомольными и молочными заводами и комбинатами, мясокомбинатами. Основную роль играет мясная промышленность.
ЗАПОВЕДНИКИ 1,5% от площади ФО (2649541 Га. ФО= 178900000 Га.)
ТРАНСПОРТ
Арктический коридор
Северный морской путь от Мурманска вдоль побережья Ямало-Ненецкого АО далее на восток по Северному Ледовитому океану.
Магистраль обустраивается
для коммерческого
Северный коридор
связывает Северо-Запад и Северо-Восток европейской части России с Дальним Востоком.
Проектируемое строительство участков транспортной Северо-Российской Евразийской магистрали (Севсиб) на территории УрФО – стратегическая задача развития экономики региона и России первой четверти XXI в. Ее реализация даст мощнейший толчок к развитию экономики богатых сырьем северных регионов округа.
проектируется развитие транспорта УрФО в рамках Северного транспортного коридора, что требует строительства опорных железных и автомобильных дорог на севере, обеспечивающих новый выход региона в европейскую часть России и на мировые рынки Северной Европы. Активно прорабатывается схема создания прямого транспортного сообщения из Китая и Средней Азии через территорию УрФО на Скандинавию и другие страны Северо-Западной Европы. Данный путь почти на 5 000 км короче традиционного маршрута через Тихий Океан.
Центральный коридор
Транссибирская магистраль - связывает страны Западной Европы со странами Юго-Восточной Азии с выходами на Казахстан, Монголию, Китай, а в перспективе – на Корейский п-ов и Японию.
В рамках международного транспортного коридора Берлин – Варшава – Минск – Москва – Нижний Новгород проектируется строительство международной автомобильной магистрали Екатеринбург-Москва для обеспечения выхода, с одной стороны, на Берлин и Париж, с другой – на Транссибирскую магистраль.
Выдвигаются предложения о модернизации Транссиба и создания на его основе Евроазиатской магистрали будущего, осуществляющей транспортировку грузов на скорости до 120-150 км в час и позволяющей увеличить темп работы уральской промышленности на 20-30 %. Обсуждается идея строительства второго Транссиба – платной автодороги Москва-Владивосток через южные регионы УрФО.
Транспорт(доп.инфа)
Железнодорожное строительство в юго-западной части округа началось в конце XIX в., когда появились широтные железные дороги. В конце XIX в. появились железные дороги, связывающие между собой районы Урала в меридиональном направлении (некоторые участки даже раньше широтных дорог), но в магистрали они были преобразованы уже во второй половине XX в.
Для перевозки грузов в северных автономных округах значительную роль играет речной транспорт. Главными речными портами являются Нижневартовск, Сургут, Салехард (одовременно также морской) и Лабытнанги.
Для перевозки местных грузов и для населения наибольшее значение имеет автомобильный транспорт. Об уровне его развития можно судить по густоте автодорог. В целом по округу этот показатель в 1, 5 раза ниже среднего по России, и так очень низкого по сравнению с развитыми странами.
ПРОЭКТЫ (доп. Инфа)
Проект «Урал Промышленный – Урал Полярный», а также подпроект «Развитие Серверного Широтного Хода» имеет стратегическое значение для формирования транспортной инфраструктуры Уральского Федерального округа. Проект реализуется на основе государственно-частного партнерства. В качестве инвесторов выступают ОАО «Корпорация Урал Промышленный – Урал Полярный», ОАО «РЖД» и ОАО «Газпром». Важно отметить, что за счет средств федерального бюджета будет осуществлено строительство только мостового перехода через р. Обь и железнодорожных участков, примыкающих к нему.
Северный широтный ход - проект
создания транспортной инфраструктуры
в Уральском федеральном
Стоимость строительства Северного широтного хода составляет 154,4 млрд. рублей.