- процесс идентификации, измерения, накопления, анализа, подготовки, интеграции и передачи финансовой информации, используемой управленческим персоналом для планирования, оценки и контроля за производственной деятельностью и эффективностью использования ресурсов (трактовка Национальной ассоциации бухгалтеров США);
- подсистема бухгалтерского учета, которая в рамках одной организации обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, управления и контроля за деятельностью организации. Этот процесс включает выявление, измерение, сбор, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций (из книги «Управленческий учет» под редакцией А. Д. Шеремета);
- не только система сбора и анализа информации об издержках предприятия, но и система управления бюджетами (то есть планирования) и система оценки деятельности подразделений (из книги «Управленческий учет по формуле «три в одном»);
- с одной стороны, составная часть информационной системы предприятия; с другой, деятельность, целями которой является обеспечение информацией руководства для принятия решений и планирования деятельности, помощь в оперативном управлении и контроле, стимулировании работников предприятия в выполнении намеченной программы, оценка деятельности подразделений, аппарата управления и отдельных сотрудников внутри организации;
- интегрированная система учета, нормирования, планирования, контроля и анализа доходов, расходов и результатов хозяйственной деятельности в необходимых аналитических разрезах, систематизирующая информацию для оперативных управленческих решений и координации проблем будущего развития предприятия.
Последние два определения
являются более полными.
2.3. Цель, задачи и объекты управленческого
учета
Основная цель управленческого
учета — обеспечение помощи руководителям
в принятии эффективных управленческих
решений. Поэтому управленческий учет
является системой информационной поддержки
управления конкретным предприятием.
Достижение цели управленческого
учета реализуется в его задачах:
- формировании достоверной и полной информации о внутрихозяйственных процессах и результатах деятельности и предоставлении этой информации руководству предприятия путем составления внутренней управленческой отчетности;
- планировании и контроле экономической эффективности деятельности предприятия и его центров ответственности;
- обеспечении контроля за наличием и движением имущества, материальных, денежных и трудовых ресурсов;
- формировании информационной базы для принятия решений;
- выявлении резервов повышения эффективности деятельности предприятия.
Основные объекты управленческого
учета: расходы (затраты, издержки) и доходы
предприятия, а также результаты как сопоставление
доходов и расходов. Кроме того, в управленческом
учете обязательно выделяются такие объекты
учета, как «центры ответственности» и
система внутренней отчетности.
2.4. Функции управленческого учета
Выделяют следующие
основные функции управленческого
учета.
- Обеспечение руководителей всех уровней управления информацией, необходимой для текущего планирования, контроля и принятия управленческих решений.
- Формирование информации, которая служит средством внутренней коммуникационной связи между уровнями управления (например, средним и высшим) и различными структурными подразделениями одного уровня (между отделами).
- Оперативный контроль и оценка результатов деятельности внутренних подразделений и предприятия в достижении целей.
- Перспективное планирование и координация развития предприятия в будущем на основе анализа и оценки фактических результатов управления затратами.
2.5. Сравнение
финансового и управленческого
учета
- Между управленческим и финансовым учетом много общего, так как они используют информацию учетной системы предприятия Например, данные о затратах на производство, учитываемые на предприятии, необходимы:
- в финансовом учете (к примеру, для оценки запасов при составлении баланса предприятия);
- в управленческом учете (к примеру, при установлении цены на производимую продукцию).
- Однако эти виды учета существенно отличаются друг от друга. Рассмотрим ниже.
1. Цель учета.
- Финансовый учет:
- составление отчетности для внешних пользователей информации. В ФУ цель считается достигнутой, если финансовые документы составлены и представлены по назначению (в налоговую инспекцию, статистические органы и др.).
- Управленческий учет:
- обеспечение информацией, прежде всего, внутренних пользователей для управления деятельностью предприятия. УУ необходим руководству, специалистам предприятия для принятия управленческих решений, в том числе оперативных.
2. Степень регламентации.
- ФУ:
- - обязательность ведения. Ведение ФУ обязательно без исключения для всех предприятий.
- УУ:
- - по администрации. Ведение УУ на предприятии зависит от решения руководства. Вопросы организации управленческого учета практически не регламентируются законодательством решению.
3. Источники информации
- ФУ: данные учетной системы предприятия, которая накапливает финансовую информацию.
- УУ: кроме данных учетной системы предприятия, множество дополнительной информации (например, о нормах расхода материальных ресурсов, о ситуации на рынке, о результатах научно- исследовательских работ и др.).
4. Точность информации
- ФУ: максимальная точность в отражении данных, так как законом регламентируются требования к информации в ФУ.
- УУ: множество приблизительных оценок. Основное требование к информации - скорость предоставления. Поэтому точность данных в УУ ослаблена в сторону скорости получения информации.
5. Привязка ко времени
- ФУ: прошедшее время. Финансовая информация показывает результат уже свершившихся фактов хозяйственной жизни предприятия (например, полученную прибыль, выручку от реализации). Цель ФУ - показать, «как это было».
- УУ: настоящее и будущее время. Целью УУ является: выработка рекомендаций на будущее на основе анализа произошедших событий; показать, «как это должно быть». Поэтому УУ называют «анализом на будущее».
6. Пользователи результатов учета
- ФУ: внешние пользователи - работники, не входящие в состав предприятия (акционеры, держатели облигаций, кредиторы, потенциальные инвесторы, биржи, налоговые органы, органы власти, покупатели, поставщики). ФУ называют «внешним учетом». Запросы большинства внешних пользователей являются одинаковыми.
- УУ: работники управленческого персонала предприятия (руководители, менеджеры предприятия и др.). УУ называют «внутренним учетом». Запросы специфические.
7. Степень открытости
информации
- ФУ: информация не представляет коммерческой тайны. Является открытой, публичной. Документы финансовой отчетностимогут быть опубликованы.
- УУ: информация является коммерческой тайной для внешних пользователей, не подлежит публикации и носит конфиденциальный характер.
8. Формы представления учетной информации
- ФУ: финансовая информация предоставляется в органы налоговой инспекции по формам, утвержденным Министерством финансов РФ, Государственной налоговой службой и другими ведомствами. Формы документов (например, баланс, отчет о составе затрат) едины для всех предприятий, независимо от их организационно-правовой формы.
- УУ: - формы документов в УУ, как правило, не регламентированы. Результаты УУ могут быть представлены в произвольной форме, стандартных бланков, форм документов не существует.
9. Измерители учетной информации
- ФУ: - денежные измерители. Они являются универсальными, выражаются в национальной валюте (в рублях).
- УУ: - все виды измерителей: натуральные (в тоннах, в килограммах, в метрах, в квадратных метрах), трудовые (нормо-часы, изделий в ед. времени), денежные.
10. Периодичность предоставления информации
- ФУ: - установлена строго определенная периодичность. Финансовая отчетность предоставляется по окончании каждого квартала и за год.
- УУ: - не ограничена строгими временными рамками, но отчеты оформляются значительно чаще, чем в ФУ. Частота предоставления информации устанавливается непосредственно руководством предприятия и определяется задачами. Как правило, это - неделя, декада, месяц, часто - по запросу. Например, по запросу может быть составлен отчет на дефицитные материальные ресурсы.
11. Сроки предоставления информации пользователям
- ФУ: - через несколько недель или месяцев после окончания отчетного периода (например, если отчетный период - квартал, то срок предоставления информации - 30 числа следующего месяца после окончания квартала).
- УУ: - по мере окончания отчетного периода (например, если отчетный период - день, то срок предоставления информации - на следующие утро к 10 часам утра).
12. Масштабы учета
- ФУ: - ФУ рассматривает в качестве объекта учета организацию как единое целое. В бухгалтерском балансе приводятся данные синтетических счетов, то есть обобщенная информация. При этом не указываются суммы по видам основных средств, производственных запасов, отдельным подразделениям.
- УУ: - объектами УУ служат центры ответственности, центры затрат по изделиям и услугам. Это может быть предприятие в целом, отдельные цеха, участки, отделы и т.д.
13. Методика расчетов
- ФУ: - определяется законодательством. Материалы финансовых отчетов основываются преимущественно на первичных бухгалтерских данных. Регламентирован порядок расчета отдельных показателей
- УУ: - является прерогативой самого предприятия. УУ основывается на информации подразделений предприятия, сочетании первичных данных, результатах анализа материалов за прошедший период и прогнозных оценках на будущее.
14. Набор показателей
- ФУ: - определен точно. Относительные показатели используются незначительно.
- УУ: - набор до конца не определен.
15. Базисная
структура
- ФУ: - используется основополагающее балансовое уравнение: Активы = Капитал + Обязательства.
- УУ: - соотношения элементов баланса должны информировать о диспропорциях капитала, влияющих на ликвидность, платежеспособность, устойчивость и финансовую независимость.
16. Принципы учета
- ФУ: - базируется на общепринятых принципах (принцип двойной записи, принцип обособленности предприятия, сравнимость данных и др.). Этими принципами руководствуются бухгалтеры предприятия и контролирующие органы.
- УУ: - общепринятых принципов не имеет. Выделяют, например, такие принципы: простота и удобство в использовании, полнота отражения в учете всех хозяйственных операций, правильное отнесение доходов и расходов к отчетным периодам и др.