Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:23, реферат
Целью исследования является разработка системы управления конкурентоспособностью персонала предприятий туристической сферы.
Управление конкурентоспособностью персонала: проведение оценки на предприятиях туристической сферы.
Теоретическую основу работы составляют исследования отечественных и зарубежных ученых в области управления персоналом организации.
Целью исследования является разработка системы управления конкурентоспособностью персонала предприятий туристической сферы.
Процесс оказания услуг имеет индивидуальный характер и требует продолжительного контакта с потребителем. При этом процессы производства и оказания услуг встречаются во времени и клиенты являются прямыми свидетелями, а в некоторых случаях и участниками обслуживания.
Как известно, управление персоналом – это процесс планирования, подбора, оценки персонала, направленный на его рациональное использование и повышение эффективности деятельности предприятия. И. Хентце выделяет следующие функциональные блоки службы управления персоналом:
· Определение потребности в персонале
· Обеспечение персоналом
· Развитие персонала
· Использование персонала
· Мотивация результатов труда и поведения персонала
· Правовое и информационное обеспечение процесса управления персоналом
Главной задачей службы управления персоналом является обеспечение соответствия качественных и количественных характеристик персонала целям организации, т.е. конкурентоспособности персонала. Конкурентоспособность персонала - это совокупность личностных и профессиональных особенностей персонала, которые позволяют быстро воспринимать и анализировать ситуацию, принимать эффективные решения и эффективно выполнять функциональные обязанности. В практике менеджмента еще нет подхода к оценке уровня конкурентоспособности персонала, проводится деловая оценка и аттестация.
Деловая оценка - целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места.
Аттестация – специальная комплексная оценка сильных и слабых сторон сотрудников (знаний, умений, навыков, черт характера, влияющих на достижение цели), степени их соответствия требованиям должности, деятельности (сложности и производительности труда) и ее результативности (вклада в общие результаты подразделения и организации в целом).
Оценка конкурентоспособности персонала состоит из следующих этапов:
Формирование системы критериев оценки
Формируем перечень основных критериев и показателей оценки. Могут быть использованы как количественные, так и качественные показатели.
Количественные показатели:
· показатели оценки эффективности управления персоналом предприятия (общая сумма фонда заработной платы, уровень текучести кадров, средняя заработная плата);
· показатели эффективности использования трудовых ресурсов (производительность труда, прибыль на одного работника, доход на одного работника);
· показатели оценки эффективности управления процессом обслуживания (средний объем затрат времени на ожидание, количество жалоб покупателей на невнимание и грубость, коэффициент завершенности покупок).
Качественные показатели:
· личностные (высокая культура, новаторство, хорошая память);
· профессиональные (уровень квалификации, качество труда, трудовая дисциплина).
Кадровая служба предприятия формирует систему показателей с учетом специфики деятельности, а также особенностей функций, выполняемых работником. Средствами для проведения оценки служат задания, психологические тесты и экономические показатели.
Оценка
критериев
На этом этапе могут быть использованы следующие методы выполнения оценочных процедур:
Метод стандартных оценок состоит в том, что руководитель заполняет специальную форму, характеризуя каждый аспект работы сотрудника. Этот метод прост и доступен в применении.
Метод анкет и сравнительных анкет в простейшей форме основывается на наборе вопросов и ответов.
Метод вынужденного выбора заключается в том, что эксперты выбирают наиболее подходящую для работника характеристику из заданного набора (например, общительность, опыт работы, умение планировать, организация личного труда, наблюдательность и прочее).
При оценке критериев
конкурентоспособности
Взвешивание критериев: производится в соответствии со значимостью критерия. Например, уровень профессиональной подготовки – 54%, эффективность труда – 18%, личностные качества – 18%.
Способ измерения оценки (шкала): для критериев оценки разрабатывается шкала оценки. Это может быть общая, применяемая для всех критериев шкала или для каждого критерия своя. Оценивающее лицо при оценке должно обозначить цену деления определенной шкалы и на основании этого дать оценку.
Метод
критических случаев: собираютс
· негативные (не пунктуальность, ошибки, агрессивность);
· позитивные (успехи на переговорах, самостоятельность, снижение затрат).
Сравнивание заданных величин: каждому сотруднику определены количественные цели, его оценка может осуществляться по ходу их достижения. Этапы оценки, как правило, обозначаются степенью достижения цели (в %).
Выбор метода оценки уровня конкурентоспособности
Метод баллов: позволяет выявить обобщающую количественную оценку положения персонала предприятия в конкурентной борьбе при наличии нескольких конкурентов;
Метод разниц: определение преимуществ и недостатков персонала по отдельным показателям (объектам оценки);
Метод рангов: устанавливает основные положения, сильные и слабые стороны персонала в борьбе с конкурентами;
Метод «эталона»: наглядно отображает зоны конкурентных преимуществ.
Расчет показателя конкурентоспособности
При проведении оценки работника необходимо учитывать следующие основные принципы эффективной оценки: тщательная подготовка; надежность и унифицированность критериев; достоверность методов; направленность на улучшение работы; конфиденциальность; всестороннее непредвзятое обсуждение итогов работы (испытания), деловых и личностных качеств человека, их соответствия должности, перспектив на будущее.
Правильная оценка сотрудника возможна только тогда, когда будут достаточно точно сформулированы требования к нему. При этом результат оценки хорошего сотрудника составляет 70 – 80 % идеала. Причинами возможных ошибок в оценке считаются:
· Использование личного опыта как ее основы;
· Ориентация исключительно на количественное соотношение положительных и отрицательных черт;
· Подход к прошлому на основе современных стандартов;
· Оценка личных свойств вместо результатов деятельности.
По итогам оценки в западных фирмах принято проводить беседы с сотрудниками. Существует три основных похода к таким беседам.
«Расскажи – продай». Работнику сообщаются результаты оценки и даются конкретные рекомендации как улучшить работу. Этот подход целесообразен, когда работник уважает руководителя, желает исправить недостатки, но не представляет, как и что нужно делать.
«Расскажи – послушай». Работнику сообщаются результаты оценки и дается возможность высказать собственное мнение. Этим снижается его сопротивление, улучшается отношение к руководителю, увеличивается вероятность изменить взгляды.
«Решение проблемы». Работника в процессе беседы стимулируют заниматься своим ростом и развитием, однако это может натолкнуться на его нежелание или недостаток у него идей.
В то же время есть мнение, что чем в меньшей степени работнику сообщаются результаты оценки, тем она эффективнее.
Результаты данного
исследования могут использоваться
как в практической деятельности
для совершенствования