Управление качеством на предприятиях Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 20:13, реферат

Описание работы

Систему предпочтений потребителя можно представить с помощью кривых одинаковой полезности. Каждая такая кривая представляет наборы потребительских товаров, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребности. Следовательно, потребитель безразличен к выбору любого из них, представленного точкой на конкретной кривой. По этой причине она названа «кривая безразличия», а множество кривых безразличия названо картой безразличия.

Работа содержит 1 файл

УК.docx

— 46.24 Кб (Скачать)

      Поскольку фирма должна функционировать как  одна сплоченная команда, то больше всего  ценятся такие качества, как взаимное доверие, сотрудничество, гармония и  полная поддержка в решении задач, стоящих перед группой. Индивидуальная ответственность и индивидуальное выполнение работы сознательно затушевываются. Целью является улучшение работы группы и усиление групповой солидарности.

      Таким образом, менеджмент всегда рассуждает с позиции группы. Группа отвечает за успех дела так же, как и  за неудачи. Поэтому отдельных работников редко упрекают за неудачи, особенно если это творческие неудачи или  связанные с рискованным предприятием. В японских фирмах решение принимается  группой. Подчиненные формулируют  свои предложения и передают их заинтересованным лицам. После того как групповым  обсуждением поставлены общие задачи, каждый работник определяет свои собственные  и приступает к их выполнению. Если будет замечено, что подчиненный  не в состоянии контролировать ситуацию, менеджер среднего звена вмешается  и будет самолично осуществлять руководство. Такое отношение внушает  уверенность, что личные неудачи  и ошибки, в общем-то, не беда, старший  всегда поможет выйти из сложного положения. Таким образом, акцент делается не на избежание неудач, а на достижение положительного результата. Это требует  взаимопонимания.

      Человек нуждается в самоуважении: он любит  нести ответственность и совершенствовать свои знания и мастерство. В этом случае, как считают японцы, у  него долгая творческая жизнь. Направленность усилий на решение задач фирмы  ведет к его собственному развитию и прогрессу фирмы. Менеджеры  в Японии постоянно разъясняют цели и политику компании своим рабочим, которые могут свободно высказывать  свое мнение по этому поводу. Рабочие  имеют свободный доступ к администрации. Успех фирмы - это и их успех.

      Система управления качеством

      Историческими предпосылками управления качеством  явилось общегосударственное движение «за отсутствие недостатков», которое  переросло в комплексный метод  управления качеством. Это движение оказало существенное влияние не только на качество товаров, но и на осознание ответственности каждым рабочим за качество выполненной работы, развивая в них чувство самоконтроля.

      Изначально  система контроля и управления качеством  основывалась на кружках качества. По мнению основателя и теоретика  управления качеством в Японии Исикава  Каору, для организации кружков  руководителям необходимо следовать  следующими принципами:

  • добровольности. Кружки должны создаваться на добровольной основе, а не по команде сверху.
  • саморазвитие. Члены кружка должны проявлять желание учиться.
  • групповая деятельность
  • применение методов управления качеством
  • взаимосвязь с рабочим местом
  • деловая активность и непрерывность функционирования
  • взаимного развития. Члены кружка должны стремиться к расширению своего кругозора и сотрудничать с членами других кружков.
  • атмосфера новаторства и творческого поиска
  • всеобщего участия в конечном итоге. Конечной целью кружков качества должно стать полноценное участие всех рабочих в управлении качеством.
  • осознание важности повышения качества продукции и необходимости решения задач в этой области

      Существуют  также особенности японской системы  управления качеством, отличающая ее от западной системы:

  1. управление качеством на уровне фирмы - участи всех звеньев в управлении качеством.
  2. подготовка кадров и обучение методам управления качеством.
  3. деятельность кружков качества.
  4. инспектирование деятельности по управлении качеством (премии Деминга предприятию и проверка деятельности руководства.)
  5. использование статистических методов.
  6. общенациональные программы по контролю качества.

      Задачами  кружков качества в рамках общей  деятельности по управлению качеством  на предприятии являются:

  1. содействие совершенствованию и развитию предприятия
  2. создание здоровой, творческой и доброжелательной атмосферы на рабочем участке
  3. всестороннее развитие способностей работников и ориентация на использование этих возможностей в интересах фирмы

      Управлением качеством имеет многие преимущества:

  • Она дает истинную гарантию качества. Качество можно закладывать на каждом этапе, в каждом процессе и добиться полностью бездефектного производства. Это достигается путем управления технологическим процессом. Недостаточно просто обнаружить дефекты и устранять их. Необходимо определить причины, которые вызывают эти дефекты. Комплексное управление качеством может помочь рабочим выявить, а затем и устранить эти причины.
  • Комплексное управление качеством вскрывает каналы связи внутри фирмы, давая приток свежего воздуха. Комплексное управление качеством позволяет обнаружить отказ, прежде чем он приведет к катастрофе, поскольку все привыкли говорить откровенно, помогать друг другу.
  • Комплексное управление качеством дает возможность отделу проектирования продукции и производственному отделу умело и точно следовать меняющимся вкусам и позициям заказчика, с тем чтобы выпускаемая продукция последовательно удовлетворяла их запросам.

      Комплексное управление качеством проникает  в сознание людей и помогает выявить  ложную информацию. Оно помогает фирмам избежать использование ошибочных данных о выпуске и реализации продукции. «Знание - сила» - вот лозунг комплексного управлением качеством.

      Основные  идеалы воплощенные в QC, можно кратко охарактеризовать так:

- Естественной потребностью каждого человека является достижения совершенства в работе. Если на ним осуществлять правильное руководство и поощрять, он может совершенствовать свою работу бесконечно.

- Люди, выполняющие индивидуальную работу, - настоящие в ней специалисты. Существует множество деталей в работе, выполняемых неправильно, и профессионалы могут внести ценное предложение по устранению трудностей и улучшению системы производства.

 - Рабочие наделены умом и воображением. Они обладают доскональным знанием работы и соответственно мастерством. Они стремятся к успеху и не боятся ответственной работы. Если их обучать непосредственной ответственности за качество своей работы, можно получить взрыв творческой активности в организации.

- Кружек качества - это не механическая машина, а непрерывный процесс. Он имеет две отличительные, но дополняющие друг друга черты. С одной стороны, это образовательный и познавательный процесс. С другой стороны, это процесс, который содействует участию рабочих в мероприятиях, затрагивающих их повседневную работу. Это обеспечивает основу для взаимного сотрудничества менеджмента и рабочих.

      За  вклад в достижение высоких результатов  в области управления качеством  ежегодно с 1951 года в Японии вручают  премии У. Э. Деминга - основателя, как  считается, управления качеством в  Японии.

      В связи с постоянно изменяющимися  вкусами, потребностями людей и  появлением новых технологий от руководителей  требуется постоянная перестройка  самосознания и ориентировок, которые  в самом общем виде могут быть сформулированы так:

  1. Прежде всего - качество, а не кратковременные прибыли
  2. Главный человек - потребитель, то есть нужно стоять на точке зрения конечного пользователя.
  3. Следующий этап производственного процесса - потребитель твоей продукции. Этот лозунг позволил устранить барьеры и разобщенность между отдельными стадиями жизненного цикла продукции
  4. Информационное обеспечение и применение экономико-математических методов делает процесс принятия решений спокойным, эффективным и более творческим занятием.
  5. Человек в системе управления - вовлечение всех без исключения работников в процесс управления качеством.
  6. Функциональное управление.

Профсоюзы в Японии

      Примечательны три основные черты японских промышленных организаций: во-первых, пожизненная  занятость, во-вторых, влияние стажа  на оклады и зарплату и, в-третьих, организация  профсоюзов. В Японии для рабочего большое значение имеет принадлежность к фирме, а не род занятий. Японский рабочий скажет, что он принадлежит  «Хитачи», потом, что работает на заводе «Хитачи», и только потом, что работает электриком. Поэтому на японских предприятиях только один профсоюз.

      В США, Англии, Италии и других странах  менеджеры промышленных фирм ощущают  все большие трудности в управлении персоналом. Становится все труднее  внедрять новые методы и технику. Профсоюзы всегда в оппозиции  к менеджменту. Обычно от профсоюзов утаивается важная информация, которая  является конфиденциальной. В этой атмосфере конфликтов и подозрений падает производительность труда.

      На  японской компании NOK все эти трудности были преодолены на основе взаимопонимания и кооперации между менеджментом и профсоюзами. Это привело к созданию «Содзянкай». «Содзянкай» - представительный орган рабочих, который периодически устраивает встречи для обсуждения интересов рабочих, зарплаты и благосостояния. Но на этом функции общества не ограничиваются - оно занимается организацией досуга рабочих, участвует на собраниях менеджмента в обсуждении проблем (порой даже конфиденциальных) бизнеса, а решения принимаются путем взаимного согласия.

      Японский  менеджмент принимает профсоюз как  законного посредника между управлением  и рабочими в вопросах заработной платы. Но поскольку профсоюзы в  Японии не разделяются по профессиям, а являются союзом рабочих одной  фирмы, то они разделяют такие  ценности менеджмента, как производительность, прибыльности и рост. Это не означает, что профсоюзы раболепствуют: они  сохраняют свою независимость. Они  постоянно следят за правильным соблюдением  всех согласованных норм.

      Профсоюзы отдают себе полный отчет в том, что  рабочие могут повысить свой уровень  жизни только путем повышения  производительности, поэтому они  начали сотрудничать с менеджментом. Необходимо постоянное объединенное консультирование по всем вопросам, оказывающим влияние  на производительность. Процесс модернизации не прямолинеен. Может возникнуть переизбыток  рабочей силы. Но все эти проблемы решаются путем сотрудничества. Профсоюзы  в Японии постоянно ищут пути и  методы улучшения жизни рабочих  без ущерба для фирмы. Они понимают, что условия жизни рабочих  в конечном счете зависят от процветания  фирмы. Они критически изучают и  при необходимости подвергают сомнению цели и политику менеджмента. Таким  образом, они могут развивать  конструктивные отношения с менеджментом, сотрудничая с ним. Союзы постоянно  конкурируют с менеджментом в  социальной и благотворительной  деятельности. Профсоюзы в Японии постоянно стремятся повышать уровень  сознательности рабочих. Необходимо отметить, что значимость, ресурсы и власть менеджмента несопоставимы с ресурсами профсоюзов. Но лидеры союза и менеджмент разделяют два основных предположения: во-первых, процветание фирмы создает условия для решения других задач, а, во-вторых, ненависть друг к другу никому не идет на пользу.

      В целом, в Японии меньше жалоб и  претензий к менеджменту по двум основным причинам: во-первых, японский рабочий не чувствует себя притесненным, во-вторых, он считает свою работу более  важным делом, нежели права или убеждения. Истоки этого кроятся в том, что  управляющие японских фирм уделяют  огромное внимание благосостоянию своих  рабочих. Это, естественно, повышает их доверие как к менеджменту, так  и к профсоюзам.

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Беспринципное следование западному образу мышления без учёта реальностей, без постановки вопроса о том, какие именно элементы модернизации оказываются эффективными в обществе, развившимся в иных исторических условиях, лишает возможности  объективно смотреть на вещи.

      Япония - маленькая страна. Плотность населения  высока. Ресурсы ограничены. Природные  катаклизмы вызывают чувство опасности. Поэтому у японцев острое чувство  необходимости национального единства. Они в полной мере осознают, что  их выживание зависит от единства и социальной сплоченности.

        «Японский менеджмент изучил и вобрал в себя современные принципы и методы с энергией, граничащей с жадностью», - сказал Сусума Такамия, декан факультета экономики Токийского Университета. - «Он успешно взялся за четыре основные проблемы - технологическую инновацию, индустриализацию, демократизацию и интернационализацию. Все это не повредило таким культурным ценностям, как групповое сознание и уважение старших». Повиновение в Японии принимает форму полного подчинения.

      Японское  общество поделено на отдельные институты  не горизонтально, а вертикально. Предприятие  является одним из таких институтов. Менеджеры и работники могут  иметь разногласия, но это чисто  внутренние дела фирмы. И те и другие смотрят на конкурирующие фирмы  как на своих заклятых врагов. Каждая фирма стремиться быть первой в своей  сфере. Престиж значит больше, чем  прибыль.

      Японский  менеджмент взывает к естественным здоровым инстинктам работников для  развития их творчества, мастерства и  сознательности.

      В течение 30-40 лет послевоенного развития японский менеджмент и японская модель экономики позволяли стране эффективно мобилизовать личностный и общественный потенциал народа для реализации постоянного роста производства, недопущения чрезмерного общества и предотвращения извращения социально-экономических отношений под влиянием криминальных элементов.

Информация о работе Управление качеством на предприятиях Японии