Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:50, контрольная работа
Казахстан входит в первую десятку крупнейших по территории государств мира - после России, Канады, Китая, США, Бразилии, Австралии, Индии и Аргентины, и по своей площади находится на девятом месте. Такие размеры земельных ресурсов говорят о серьёзном потенциале развития этого государства.
Казахстан до сих пор остается в основном страной с так называемой первичной экономикой - добывающая промышленность и сельское хозяйство здесь развиты гораздо более, нежели вторичная, и третичная отрасли (переработка и сфера услуг), но с огромными запасами разнообразных полезных ископаемых.
На втором этапе наблюдается тенденция высоких темпов развития экономики, а процесс преобразования общественных отношений требует глубокой проработки социально-экономической политики Правительства с целью принятия наиболее эффективных решений, которые будут положительно восприняты в обществе.
Ниже
приводится краткий анализ состояния
социально-экономического развития страны
и принятых мер по становлению и развитию
рыночных отношений в Республике Казахстан
за 1992-2005 годы.
Экономический рост в посткризисные годы в Казахстане был обусловлен действием следующих факторов:
• Восстановительный рост, который выразился в полном или частичном восстановлении производства товаров и услуг. Это, прежде всего, производство черных и цветных металлов, электро- и теплоэнергетики, продуктов питания, строительных материалов, текстильных и швейных изделий, услуг транспорта и связи и т.д.
• Конъюнктурный рост, который связан с развитием отраслей, спрос на продукцию которых на мировом рынке постоянно высокий. В условиях Казахстана это, прежде всего, развитие добычи нефти и газа.
•
Системный рост происходит вследствие
внедрения новых сегментов
• Инновационный рост происходит вследствие реализации в Казахстане «Стратегии индустриально-инновационного развития» и находится в стадии становления. Этот фактор пока что оказывает незначительное влияние на развитие казахстанской экономики. Наиболее быстрыми темпами происходит инновационное развитие в таких сферах, как телекоммуникации и информационное обеспечение.
Экономика Казахстана в течение 2001-2005 гг. имела стабильно высокие темпы экономического роста, которые в среднем составляли 10,2% в год. Отмечалась высокая инвестиционная активность. Среднегодовой рост добычи нефти и газового конденсата составлял в 2001-2005 гг. 12%.
В результате этого, доходы государства стали поступать в полной мере, что создало предпосылки для начала работы по ликвидации задолженности перед населением по выплате пенсий, социальных пособий и заработной платы работникам бюджетных организаций.
Второй этап реализации Стратегии развития «Казахстан–2030» органично продолжает начатую в прежние годы политику, основанную на высоких темпах экономического роста, макроэкономической стабильности и создания условий для перехода на модель устойчивого экономического развития.
Эта политика определена в стратегическом плане социально-экономического развития на 2001-2010 годы, целями которого стали:
• построение основы конкурентоспособной в долгосрочном плане экономики;
• увеличение вдвое к 2010 году объема валового внутреннего продукта (ВВП).
Достижение
этих высоких целей предполагает
проведение широкого комплекса мероприятий
по всем направлениям государственной
социально-экономической
В связи с этим роль государства в реализации модели высоких темпов экономического роста и подготовки для перехода к модели устойчивого экономического развития определена в качестве «локомотива» экономического роста.
Эта модель предполагала активное участие государства в формировании экономических и политических условий, стимулирующих создание транснациональных корпораций, способных конкурировать в условиях рынка как внутри страны, так и за рубежом.
Казахстанская экономика является небольшой по емкости внутреннего рынка. В связи с этим стратегия долговременного экономического роста направлена на формирование экспортоориентированной модели развития. В 2001-2003 годах работа была направлена на решение вопросов по ликвидации задолженности государства и предприятий, борьбе с бедностью, по продолжению реформы в производственном, финансовом и бюджетном секторе и обеспечению дальнейших институциональных преобразований.
Одновременно велась работа в области создания устойчивой финансовой и налогово-бюджетной системы.
Деятельность Правительства была сконцентрирована на выработке системных мер, позволяющих обеспечить дальнейшее снижение инфляции, создать условия для среднесрочного и долгосрочного кредитования инвестиционных проектов, а также на обеспечении устойчивости бюджетной системы к резким колебаниям мировых цен на нефть, создании условий для развития отраслей несырьевого сектора.
Решению
названных задач
• создание Национального Фонда Казахстана и Банка развития Республики Казахстан;
• проведение амнистии денежных средств;
• принятие законов о финансовом лизинге, о строительных сбережениях, об ипотечном кредитовании, о страховой деятельности, а также налогового кодекса.
Для
этого периода социально-
Реализация
первоочередных мер по выполнению Стратегического
плана положительно сказалась на
всех сферах казахстанской экономики.
Повсеместно начался
Государственный
бюджет и предприятия уже в 2002
году ликвидировали текущую
Положительная динамика показателей, характеризующих темпы экономического роста и повышения благосостояния населения, создала условия для активизации работы по созданию модели устойчивого экономического роста.
В 2003 году были приняты два основополагающих документа, определяющих развитие экономики Казахстана до 2015 года. Это:
•
Стратегия индустриально-
•
Государственная программа
Эти документы определили стратегию работы в области формирования модели устойчивого развития. В дополнение к ним был принят ряд программ и законодательных актов, направленных на повышение конкурентоспособности казахстанской экономики, в том числе:
• формирование и развитие национальной инновационной системы;
• углубление социальных реформ;
• развитие микрокредитования;
• развитие образования на 2005-2010 годы;
• информатизацию учебных заведений начального и среднего профессионального образования;
• развитие космической отрасли;
• развитие жилищного строительства;
• развитие рынка ценных бумаг;
• развитие промышленности строительных материалов, изделий и конструкций;
• развитие национальных систем стандартизации и сертификации;
• развитие дорожной отрасли на 2006-2008 годы.
Замысел состоит в том, чтобы продолжить высокие темпы экономического роста в долгосрочной перспективе за счет развития нефтедобычи и ее транспортировки на мировой рынок. Одновременно проводить работу по созданию условий для развития несырьевых отраслей, обслуживающих нефтегазовое производство, а также по использованию части государственных доходов, полученных от экспорта нефти, для структурного обновления экономики страны.
Одним из основных приоритетов экономической политики является развитие малого предпринимательства.
Правительство
исходит из того, что малое и
среднее предпринимательство
Данная
концепция рассматривается как
переходный этап к новой государственной
политике поддержки и развития малого
и среднего предпринимательства
на основе кластерно-сетевого подхода
и новой идеологии
Для достижения поставленной цели предполагается реализация следующих задач:
• создание максимально прозрачной законодательной основы для развития малого и среднего предпринимательства;
• дебюрократизация экономики и устранение административных барьеров;
• сокращение теневого оборота в малом и среднем предпринимательстве;
•
передача непрофильных функций предприятий
и акционерных обществ с
• создание и обеспечение жизнеспособной инфраструктурной системы на основе кластерно-сетевого подхода;
• участие предпринимательства в инновационной экономике.
Анализируя пройденный Республикой Казахстан за 15 лет независимого развития путь, следует отметить, что за этот период удалось успешно решить ряд проблем, связанных с проведением политических и экономических преобразований, достигнуть значительных успехов на пути построения демократического государства с рыночной экономикой.
Этому способствовали правильно определенные приоритеты, проведение сбалансированной внутренней и внешней политики, а также последовательность в достижении поставленных целей.
Что касается внешнеполитического курса, то Казахстан успешно развивает как двустороннее, так и многостороннее международное сотрудничество, последовательно выступает за укрепление интеграции в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП, ШОС и ОДКБ, активно взаимодействует с международным сообществом в рамках ООН, ОБСЕ и других международных организаций. У нашей страны нет каких-либо серьёзных проблем ни с одним государством мира.
Как
известно, Казахстан подал заявку
на председательство в ОБСЕ в 2009 году.
Данная инициатива продиктована стремлением
нашего государства внести свой вклад
в совершенствование
Являясь одним из инициаторов создания Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), автором созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), а также проведения в г. Астане уже двух съездов мировых и традиционных религий, Казахстан вносит весомый вклад в укрепление толерантности, межконфессионального и межнационального согласия в обществе, в поддержание мира и стабильности в регионе.
Анализируя ход политических преобразований в Казахстане, следует подчеркнуть, что позиция руководства нашего государства в отношении демократизации общества заключается в том, что этот процесс должен развиваться постепенно, предпочтительно на фоне растущего благосостояния и появления институтов гражданского общества. Поэтому экономические реформы в нашей стране были поставлены во главе демократических преобразований. В построении нового Казахстана мы старались идти поступательно, адаптируя и модифицируя существующие институты, а также создавая новые с учётом национальных особенностей.